«По ролям». Импровизированные читки мировой драматургии
Читать поэзию «для души» и прозу для внутреннего обогащения — обычное дело, но часто ли дело доходит до изучения пьес? Времена домашних театральных постановок уходят в прошлое, хотя совместное чтение и сопутствующее моделирование игровых ситуаций — более продуктивное занятие, чем некритично-отстранённое наблюдение за экраном телевизора.
Анна Харитонова, участница театральной мастерской «Дирижабль» и молодёжного театра-студии «Чайка», решила возродить старинные «вечера под лампой», вспомнить об уютной атмосфере литературных кружков. Но вместе с тем выдвинула необычную идею: читать пьесы с ходу, без подготовки, а роли распределять по жребию между посетителями мероприятия. Таким образом каждый мог почувствовать себя либо соавтором, первый раз представляющим произведение в кругу друзей, либо актёром, участвующим в пробной читке.
Для того чтобы все оказались при деле, пьесы выбирались по нужному количеству ролей. Был и другой критерий — оказать внимание драматургии признанных авторов, отыскав такое произведение, которое не входит в классические списки рекомендованного чтения.
«Я брала тех авторов, которых читала сама или о которых все слышали, но при этом такие вещи, которые мы не знаем — не потому, что они хуже, просто какие-то чуть позже переводились, какие-то сложнее ложатся на наш менталитет», — рассказывает Анна.
Итак, заветный конверт с названием пьесы выбран, роли с бумажными табличками перемешиваются в коробочке — и вытягиваются по очереди. Кому-то следующие пятьдесят минут быть Онуфричем, кому-то — будочником, а кому-то — чёрным котом, который волшебным образом превратится в доктора Котта.
— Чем вас благодарить, почтенный доктор Котт? Я, право, усумнился было…
— Попьёте чаю, доктор Котт?
— Немношшко молока!
— Данке шшён…
— Уже уходите?
— Ещё побудьте?
— Ещщё побуду. Герр Онуффрич, я хочу шшениться!
Здесь надо постараться — притвориться котом и немного пошипеть. Но если сочинение Нины Садур «Фалалей» — это пьеса-лубок, второе выпавшее для читки произведение, «Узы» Августа Стриндберга, — размышление на тему правосудия в условиях строгой морали шведского общества XIX века. Приходится примерить на себя светские роли барона и баронессы. Страсти накаляются.
— Если каждый из нас будет отстаивать свои права на ребёнка, или мы оба будем доказывать свои способности в деле воспитания, судья имеет право отнять его у обоих и отдать в руки чужим, лицемерным людям, которые воспитают его в ненависти и презрении к родителям!
— Это немыслимо!
— Уверяю тебя, друг мой, — это закон!
— Ну, так этот закон глуп!
— Возможно! Но он ещё в силе и может быть применен к тебе!
— Это противно природе! я никогда не подчинюсь подобному закону!
Сцены разыгрываются только голосами, но участники вечера постепенно так сживаются с персонажами, что их реплики насыщаются ситуативно-верными эмоциями и звучат всё более правдоподобно. Спектакль-полилог состоялся!
А что думают по этому поводу сами чтецы-актёры?
Павел
— Я считаю, это очень крутая идея, она такая простая, лежит на поверхности, но нужно её увидеть. Я шёл сюда со странными ожиданиями, думал, ну кому это может быть интересно; оказалось, что собралась целая толпа людей, и им даже нет шестидесяти! Я никогда не думал, что в 28 лет буду читать по ролям, как в школе.
Степан
— Читка пьес по ролям оказалась очень любопытным занятием. Ведь обычно нам не интересно читать их в домашней обстановке, гораздо лучше посмотреть их на сцене, что зачастую является недешёвым удовольствием. Мне очень понравилось мероприятие, я рад, что познакомился с замечательными людьми, новыми для меня авторами, стилями написания. В каком-то смысле сумел попробовать актёрскую игру. Хотел бы поблагодарить Анну за организацию этого чудесного действа, надеюсь, что подобные встречи будут проходить чаще!
После импровизации небольшая беседа о прочитанном. Окажутся ли изученные пьесы интересным для современного театра постановочным материалом? Мнения расходятся — ведь многое зависит от аудитории и конкретной инсценировки. Так что, возможно, камерные читки «По ролям» — это единственный шанс оценить эти драматургические произведения в их многоголосном звучании.