Старый Новый год с «Полиграфоманией»: мелодика русской поэзии от Пушкина до современности
28 января в старинных стенах Особняка Носова вновь собрались участники и гости проекта «Полиграфомания». Это традиционная новогодняя встреча, приуроченная к Татьяниному дню и радостному окончанию студенческих сессий. Вечер, ведущим которого вновь выступил Георгий Векшин, преподаватель Московского Политеха и основатель студии «Полиграфомания», стал не просто праздником поэзии, а путешествием в текст и смысл.
Как и положено в день, посвящённый студентам, разговор начался с Пушкина но не хрестоматийного, а живого, тревожного и современного. Георгий Векшин поднял тему поэтического исследования разлуки не столько географической, сколько социальной и исторической: «Нас, конечно, разлучают не только времена и расстояния, а зачастую обстоятельства. Что ты, поэт, можешь сказать людям, которые разлучены, ведь кто-то в новых обстоятельствах делает карьеру, а кто-то ищет новые смыслы “во глубине сибирских руд”?»
Тема разлуки, разделения жизни на «до и после» также поднималась Пушкиным в стихотворении «19 октября 1827 года» ведущий показал его как противопоставление первой светлой и второй тёмной части, объединённых рефреном-молитвой «Бог помочь вам, друзья мои…». Это и бытовое пожелание удачи, и духовное обращение к друзьям: сначала «на пирах разгульной дружбы», а затем «в мрачных пропастях земли».
Продолжением пушкинской темы стал разговор о «Бесах». Здесь Александр Сергеевич предстаёт как поэт, совершающий «сошествие в ад»: «поэту нужно выйти лицом к лицу к этому ужасу, и фактически принять этот ужас, и услышать ужас этого ужаса», отметил Геогрий. Экскурс в черновики показал, как хаос затягивает и накрывает самого поэта: он начинает писать хореем и вдруг переходит на ямб. «Мы видим евангельский сюжет, резюмировал Векшин. Поэзия это событие встречи, когда сердце надрывается от слова, но это слово побеждает хаос».
Гостем вечера «Полиграфомании» стал Дмитрий Ищенко журналист, сценарист, режиссёр, ученик Георгия Векшина и недавний лауреат Премии Правительства РФ в области детской и подростковой литературы. Его рассказ о пути от работы на телевидении и в пресс-службе к серьёзной литературе стал живой иллюстрацией того, как творчество может стать естественной частью профессии. «Я не писатель, я, скорее, пишущий человек», скромно заметил Дмитрий, рассказывая о своих повестях «Териберка» и «В поисках мальчишеского бога». Его размышления о том, как важно писать для подростков «без фальшивого оптимизма», нашли живой отклик в зале. «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше», процитировал известную фразу неизвестного автора Георгий Векшин.
Старожил и постоянный участник проекта, поэт Янa Савицкая, также поделилась своим творчеством, подтверждая, что традиция жива и развивается:
Есть виноград, ходить под виноградом
и, майки отлепив от живота,
гонять горячий воздух для прохлады
туда-сюда.
Зима сырая, мне легко представить
жару, армянок в хлопке, белый цвет,
как темнобровый мальчик в мяч играет
и спит в обед
и как фруктовый лёд течет по пальцам
и капает на пыльный тротуар.
Под фейерверки просто засыпается:
хлопок, удар,
и ничего не стало, лишь гирляндочки
бегут под потолком легко по линии,
цветастые пучки, кружочки, лампочки,
и всё малиново
и жёлто… В одеяле солнце путалось,
закатываясь за хребты.
Армянские собаки поукутались
в свои хвосты,
пока хозяева настраивали голос
и звёзды становились острыми.
А что зима? На скатерти распалась,
на простыни.
В ходе вечера звучали имена и стихи поэтов Коньковской школы (Михаил Кукин, Игорь Фёдоров, Константин Гадаев) важного поэтического сообщества, сформировавшегося в конце 1980-х и существующего по сей день.
Живую поэтическую ткань вечера создавали выступления как начинающих, так и известных авторов: Александра Куликова, Полины Котовой, Александра Гоголева, Сергея Гейченко, художника и музыканта Антона Помпика и других. Их стихи и музыка стали непосредственным продолжением разговора о слове, способном соединять, исцелять и побеждать хаос.
«Старый Новый год с Полиграфоманией» в Особняке Носова стал не только вечером поэзии и музыки. Это была встреча в самом широком смысле слова: встреча с Пушкиным, которого мы не знали; встреча поколений студентов, признанных авторов и наставников; встреча разных жанров от глубокого литературоведческого анализа до живой поэзии, прозы и музыкальных аллюзий.









