Рифма vs верлибр: дискуссия клуба «Кашалот»
Встречи дискуссионного клуба молодых поэтов «Кашалот» совместного проекта Российской государственной библиотеки для молодёжи и Союза литераторов России охватывают разные стороны литературного процесса. Тут собираются как опытные, уже сформировавшиеся поэты, так и начинающие, чтобы обменяться мнениями по острым вопросам, зарядиться новыми идеями и найти единомышленников. В этот раз участники клуба и все желающие собрались, чтобы обсудить, как на литературной арене соседствуют такие разные стихотворные формы, как силлабо-тонический стих и свободный от жёсткой композиции стих, или верлибр. Специальным гостем встречи стал писатель, поэт и переводчик Вячеслав Куприянов, который, наряду с Владимиром Буричем, Арво Метсом и Геннадием Алексеевым, стоял у истоков советского верлибра.
Задал тему дискуссии со-куратор клуба поэт и литературный критик, председатель Союза литераторов России Николай Калиниченко. Он привёл в пример несколько полярных мнений. Одно из них гласит: регулярная поэзия себя изжила, это нечто архаичное, постное, а верлибр это глоток свежего воздуха, за ним большое будущее. Другое полярное мнение: верлибр это вовсе не стихи, а проза, написанная подобием стихов. Изыск, который совершенно не нужен, дань моде и времени.
Подобные полярные оценки стали стимулом для участников углубиться в истоки формирования верлибра и понять его суть, в чём помог разобраться гость встречи Вячеслав Куприянов.
«Стих строится таким образом: звук (рифма) ведёт речь. В предложении это фразовый ритм: одно ударение на одно фразовое единство. И есть такой текст, который тянет слово как таковое. Получается, что система художественной литературы не двоична, а троична: есть стихи, есть проза и есть свободный стих верлибр». «Я во многом соотношу свободный стих по системе сложения с сакральными текстами, с Псалтырью».
«Верлибр за счёт ослабления звука усиливает смысл. Если этот смысл не усилен, то что ты хотел сказать?»
«Главное в поэзии верчение. Вот и верлибр тоже вертится. То есть стихи это гнутая проза, в них главное начало, которое переходит в конец и конец может перекликаться с началом».
«Верлибр является тем самым языком, который позволяет более-менее адекватно передавать поэтические достижения одного языка другому. Потому что всё, что мы называем силлабо-тоникой, это литература, которая переводится на столетие позже. Скажем, я знаю, как бьются все до сих пор над переводом Мандельштама, Пастернака. Есть очень разные переводы. И в результате они отлично сделаны с точки зрения того языка, на который переведены, и абсолютно ничего не говорят немецкому, английскому, французскому языкам о русском».
Участники обсудили и вместе вывели критерии оценки качества верлибра, поговорили об американской школе верлибра и так называемой инвентарной лирике, о литературных конкурсах, о том, что взял свободный стих от сакральных текстов, послушали, как звучит верлибр от Достоевского.
Другие члены клуба также выразили своё отношение к теме дискуссии.
Пётр Кифа
Для меня верлибр это поэтичная проза. Верлибр имеет либо прогрессивное движение, либо регрессивное, то есть даёт большое пространство для спекуляции. Если человек не умеет писать, не даётся ему стихосложение, тогда он может использовать верлибр как прикрытие. А другой человек приходит к верлибру, потому что ему уже тесно в рамках, он уже овладел техникой стихосложения.
Дмитрий Ерохин
Верлибр самый сложный жанр, на мой взгляд, потому что у него изъяты многие критерии стиха. Внутренняя ритмика обязательно должна присутствовать, иначе он проседает, разваливается и перестаёт быть тем, чем он должен быть.
Елизавета Белозёрова
Верлибр налагает на поэта большую ответственность, поскольку нужно удержаться в непоэтической форме и высказать при этом поэтическую мысль.
Высказывание поэта, прозаика и реставратора Игоря Грая вывело обсуждение на метафизический уровень и подвело некий итог встречи: «Мы узнали, как строится верлибр. Теория полезна в овладении искусством. Искусство это то, что даётся нам как инструмент, этим можно овладеть. Что первично искусство или творчество? Творчество чествование творца в себе. А творец, в свою очередь, тво-рец твоя речь. Если этого нет, то можно сколько угодно говорить о рифмованном стихе, о верлибре...»
Дискуссия в рамках этой встречи закономерно переплелась с чтением любимых стихов, среди которых в равном степени присутствовали как рифмованные стихи, так и верлибры.
Если вы тоже хотите поучаствовать в обсуждении, выразить своё мнение и узнать, чем живёт современный литературный процесс, приходите на встречи «Кашалота», они проводятся примерно раз в два месяца. Следите за афишей!