Философия русского анархизма: идеи М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и Л.Н. Толстого
7 апреля в Российской государственной библиотеке для молодежи в рамках совместного проекта РГБМ и Института философии РАН «Грани философии: теории и практики» состоялась лекция кандидата политических наук, старшего научного сотрудника Института философии Дениса Летнякова на тему «Философия русского анархизма: идеи М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и Л.Н. Толстого».
Авторы, чьи идеи легли в основу отечественной традиции философии анархизма, никогда не встречались, но их заочное взаимодействие позволяет выявить интересные параллели в их творчестве. В своей лекции Денис Летняков сделал акцент на духовной, прежде всего христианской, составляющей анархизма Льва Толстого; на понимании истинной природы человека в теории Петра Кропоткина, и на альтернативах общественного развития у Михаила Бакунина.
«Толстой, прославившийся на весь мир еще при жизни как автор величайших романов, в числе своих главных работ называл именно философские произведения, выдержанные в духе этического, христианского анархизма», отметил Д. Летняков. Идеи Толстого, сводящиеся к максиме непротивления злу силой, имели своих последователей как в России, так и за рубежом; среди них такие значительные для политики ХХ века фигуры, как Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. Критика государства Львом Толстым сводится, по сути, к осуждению организованного насилия, каковым по классическому определению Макса Вебера государство и является. Несоответствие государства основам христианского вероучения стало предметом философского анализа Толстого.
Концепцию анархизма Петра Кропоткина можно было бы обозначить как «антропология анархизма»: ведь основа безгосударственного строя, по мнению философа, добрая природа человека, которому свойственны солидарность и общительность. Исследования в области биологии (Кропоткин был не только философом, но и специалистом в области естественных наук) дали ему основание предположить, что в природе существует не только борьба, но и взаимопомощь, а значит, в человеческом обществе также возможны формы общежития, основанные на справедливости и солидарности. Разрушение государства, полагал Кропоткин, не приводит к хаосу, а гармонизирует общество и позволяет проявиться доброй природе человека.
Есть ли альтернатива государству? Михаил Бакунин, в своих работах не раз отвечавший на этот вопрос, предложил развернутый план нового типа организации социума, в основу которого должны лечь принципы добровольности и самоорганизации. Отмена «централистского» управления, сословного деления, церкви и других институтов должны уступить принципу федерализма организации снизу вверх, который позволит человеку жить свободно, полагал философ.
«Несмотря на то, что предложения, внесенные анархистами, нигде и никогда не были воплощены полностью и во многом остаются лишь утопическими проектами, освободительный гуманистический пафос этой философии нельзя недооценивать и сегодня», заключил Д. Летняков.