Кения от саванны до высокогорья
25 сентября Научно-популярный лекторий РГБМ открыл новый сезон «путешественнических» лекций. Начали мы с африканского континента: лекцию «Кения от саванны до высокогорья» прочёл Александр Волков, кандидат биологических наук, член Географического общества, путешественник и фотограф.
Александр вернулся из экспедиции «Кения вдоль и поперёк» буквально за 10 дней до лекции. Поэтому у слушателей была возможность получить «из первых рук» самые свежие данные, которые не потеряют своей актуальности, по меньшей мере, ещё полгода.
Уникальность Кении в том, что она поделена экватором пополам. Западная часть заключает в себе все красоты и «интересности» этой страны. А низинная часть, примыкающая к Сомали, представляет собой полупустынную саванну с редкими баобабами, не очень небольшим количеством населения и зверья, но с достаточно большим количеством сомалийцев: «которые почему-то никогда не расстаются с „калашниковым“». Логично, что эти места не рекомендуются к посещению.
Александр привёл несколько доводов в пользу путешествия именно в Кению. Во-первых, меньшая по сравнению с другими странами территория повышает ваши шансы на то, чтобы увидеть максимум интересного и уникального (за чем, собственно, люди и отправляются в Африку). Во-вторых, при взгляде из космоса можно рассмотреть огромную рифтовую зону (разлом континента). Пока это единственное место на планете, где идёт формирование нового континента, и все эти процессы вы можете наблюдать в Кении. И, конечно же, главная её незаурядность заключается в том, что половину страны составляют национальные парки (более 60-ти).
«В стране очень много полезных ископаемых: даже, говорят, нефть нашли. Но при этом: 30% ВВП составляет сельское хозяйство. А всё остальное, как вы думаете, что? Туризм. Страна живёт на туризме. И рейнджеры, которые охраняют эти парки — реально церберы».
Все, кто интересуются Кенией, не раз видели изображение «большой пятёрки» — пяти зверей, в числе которых слон, носорог, буйвол, лев и леопард. Этих животных можно увидеть даже на визе в Кению. Именно они традиционно считались наиболее почётными трофеями африканских охотничьих сафари. В наше время их отстрел допускается только в рамках контроля популяции. Однако те, кто отправляются на сафари, вооружаются фотоаппаратом («желательно с телевиком помощнее») и, по сути, занимаются тем же самым — «охотой» на «большую пятёрку».
Будьте готовы к тому, что половину бюджета поездки в Кению вы потратите на «entrance» (вход в национальные парки). С туристов взимают в несколько раз больше денег, потому что именно за счёт туристов-«мзунгу» (переводится как «белые люди») поддерживается такое разнообразие фауны. Александр подсказал, как можно удешевить поездку: пользоваться услугами только местных агентств, выбирать отели попроще и грамотно набрать команду (идеальный вариант — это расчёт «машина на четверых»).
Самое главное в организации сафари — специальный джип и специально аккредитованный на это дело водитель. Приветствуются чаевые, но и здесь есть свои тонкости, в которые нас посвятил Александр: «Если европейцы платят безропотно, то наш брат, как всегда, что-нибудь придумает. И я знаю ребят, которые сделали так: договорились с водителем платить ему не за день, а за каждый потрясный кадр, который им удастся снять. Увидели гепарда — по пятёрочке скинулись…»
То, насколько насыщенной и интересной окажется программа, зависит на 80% (если не на все 90%) от того самого водителя, который крутит баранку и знает, куда ехать, чтобы увидеть красочные моменты. Кроме того, в нужный момент профессионал обеспечит туристам безопасность.
«Вы не можете покинуть машину — ради вашей же безопасности. То, что лев способен прыгать сразу на несколько метров, хотя, казалось бы, даже не смотрел в вашу сторону — это, в общем, никого не удивляет. А вот то, что невозможно убежать от разгневанного слона, я, признаться, не знал. Причём убежать можно только одним способом: на машине».
Кения — это, прежде всего, сафари и восхождение на гору Кения, вторую по высоте вершину в Африке. Её высота (5200 м) меньше, чем у Килиманджаро. Однако они имеют абсолютно одинаковые высотно-растительные пояса. Александр убедительно советует делать выбор в пользу Кении: «Вы можете ходить где угодно, куда угодно и останавливаться в ущельях, где других людей вы не встретите. В отличие от Килиманджаро, где мзунгу — очень-очень много, а ценник — очень-очень большой».
Жизнь в городах и посёлках — совсем другой пласт, другая обширная тема, которая может вызвать не меньший интерес, чем африканская природа и животный мир. Кения является чуть ли не единственной страной, колонизированной британцами, которые хотели здесь создать свою «белую» колонию, «белую Англию в Африке». Ни в Индии, ни на Фиджи такого не было. И помешала им это сделать только Первая мировая.
Удивительно, как жизнь в Кении может совмещать несовместимое: стадо коров рядом с множеством диких гну или жираф прямо за дверью отеля ― такие «сюрреалистичные» картины встречаются то и дело. Остаётся только добавить меткую цитату Александра:
«Это зоопарк. Только вы — в клетке».
Лекция, как всегда, оказалась очень насыщенной и содержательной. Александр не упустил ни одного важного момента и выдал тонны полезной информации: о валюте, о том, когда лучше поехать, что именно посетить в Кении и что привезти с собой, а также ответил на многочисленные вопросы.
Ждём вас на следующей лекции Александра Волкова из цикла «Уставы чужих монастырей», которая пройдёт 23 октября в 18:30 в Конференц-зале РГБМ. Тема: «В поисках Океании: Фиджи и Тонга».