Легенда самурайского меча
18 августа в клубе «Hibari» состоялась встреча, посвящённая оружию, которому приписывают наличие собственного духа. О многовековой истории самурайских мечей рассказал Сергей Варченко, координатор проекта Tetsuge.
Tetsuge группа металлургов, историков, художников, скульпторов, объединённых под началом Лунёва Сергея Алексеевича, первоклассного специалиста в области изготовления литого булата и исследования традиционных металлургических технологий.
«Наша главная цель воссоздание технологии настоящего древнего самурайского меча, той самой, которая долгое время считалась безвозвратно утерянной. Начали мы с научной работы: всё, что написано про самурайский меч на всевозможных языках, нами было изучено. Мы забирались в древние архивы, даже в оружейные палаты, где нашли массу интересной информации. Набравшись необходимых знаний, решили попытаться сделать меч сами. Это был длинный путь, тысячу раз хотелось всё бросить «потеряно, значит, потеряно…» но мы не останавливались. Сейчас мы добились того, что на наши мечи приезжают посмотреть японцы», делится Сергей Варченко.
Свой рассказ о самурайских мечах Сергей дополнил отрывками из научно-популярного фильма National Geographic об изготовлении самурайских мечей. Причём что-то лектор опровергал и уточнял как человек, имеющий опыт в изготовлении этих мечей. Мы узнали, что катана это «ребёнок» мастера. На изготовление этого оружия уходит от девяти месяцев до нескольких лет кропотливого труда, и каждый этап сопровождается чёткой и точной технологией: здесь недопустим даже мельчайший брак, поэтому сколько бы ни было уже затрачено времени на изготовление, изделие идёт на слом.
Катана обладает огромной прочностью и, вместе с тем, потрясающей гибкостью. Это достигается технологией выплавки стали и методами её ковки: слои железа укладываются, складываются и проковываются так, что в лезвии образуется до десятка тысяч слоёв металла. В сердцевине располагается более мягкий металл, дающий мечу упругость, а снаружи твёрдый, дающий прочность и остроту.
«До середины XVI века мечи испытывались на людях. Это были жестокие времена. Были преступники, приговорённые к смертной казни, и приговор приводился в исполнение посредством испытания меча. Существовали специальные мастера (не самураи!), которые были обязаны наносить по 3000 профессиональных ударов в день. Самый простой удар отсечение руки, за ним отсечение стопы и так далее. Название самого сложного переводится с японского как «удар ниже пупка»: клинок должен был пройти через самые мощные тазовые кости. Бывало и такое, что меч перерубал сразу несколько тел уже казнённых преступников, уложенных друг на друга на песок», поясняет Сергей.
Помимо работ по изготовлению меча, мастера делали уникальные гравировки и художественное решение для цубы (металлического овала на рукояти меча, защищающей ладонь и пальцы воина). В зависимости от задач, поставленных перед мастером, рисунок мог быть относительно простым, а мог «заряжаться» для конкретного хозяина: рассказывал об истории семьи, принадлежности к школе или к местному правителю.
С мечом связано много ритуалов и церемоний, за нарушение которых самурай мог даже поплатиться жизнью. В мирное время с мечом обращались максимально почтительно: прикосновение к обнажённому лезвию без разрешения хозяина считалось величайшим оскорблением. В доме самурая оружие находилось на специальной подставке в главном углу комнаты, а во время сна у изголовья, чтобы воин всегда мог молниеносно отразить атаку недоброжелателя.
Высшей доблестью для самурая считалось умереть в бою, сжимая рукоять меча. Эта традиция не исчезла вместе с эпохой самураев. Сергей рассказывает: «Во время Второй мировой войны в 1943 году был сбит самолёт японского адмирала Исикоку Ямамото. Когда нашли останки самолёта, обнаружили, что обгоревшие руки мертвеца сжимали рукоять фамильного самурайского меча».
В конце встречи все желающие смогли «прикоснуться» к катанам «Водоворот» (2003 год) и «Огненная колыбель звёзд» (2007год).
Клуб «Hibari» благодарит проект Tetsuge и Сергея Варченко за познавательную лекцию и надеется, что эта встреча лишь начало долгого и плодотворного сотрудничества.