Вход в личный кабинет         RU  EN

Учебный центр

Авторский онлайн-курс кандидата социологических наук М.М. Самохиной «Библиотекарь как социолог»

Онлайн курс содержит систему рекомендаций по организации и проведению социологических исследований. Адресован библиотекарям, занимающимся исследовательской работой социологической направленности; может быть полезен преподавателям и студентам колледжей и вузов культуры, а также вузов, ведущих подготовку студентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

Структура курса в основном повторяет структуру книги М.М. Самохиной «Социолог в библиотеке, или Библиотекарь как социолог. Практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать» (РГБМ, 2019; книга также представлена в ЛитРес). Автор опирается на собственный многолетний исследовательский опыт и на опыт коллег.

Каждая лекция курса сопровождается рекомендацией двух книг, не обязательно по теме данного курса, однако интересных и важных, по мнению автора.


Программа курса

13
ноября

Библиотечная социология и библиотечный маркетинг. Программа исследования

Первая лекция начинается с разговора о том, какова сегодня общая ситуация в библиотечной социологии. Какова тематика исследований, как она связана с развитием библиотек? С какими сложностями сталкиваются организаторы и участники исследований, как они могут узнать друг о друге, поделиться опытом и сотрудничать? Вторая часть лекции посвящена программе исследования — зачем она нужна, из чего состоит, какой может быть и как её составлять.

17
ноября

Методы сбора информации. Наблюдение. Анализ документов. Возможности их использования в библиотечной социологии

Вторая лекция Авторского онлайн-курса М.М. Самохиной «Библиотекарь как социолог» посвящена методам социологического исследования. Она построена на конкретных примерах использования этих методов в исследованиях РГБМ и других библиотек.

Наблюдение как недооценённый метод. Виды наблюдения. Возможности наблюдения за пользователями библиотеки. Как данные наблюдения за посетителями РГБМ показывают некоторые принципиальные изменения в их библиотечном поведении.

Виды документов. Возможности социологического анализа внутрибиблиотечных и внешних документов. Электронные документы и специфика их анализа.

20
ноября

Анкетирование

Третья лекция Авторского онлайн-курса М.М. Самохиной «Библиотекарь как социолог» посвящена одному из наиболее распространённых методов социологического исследования — опросу, раскрываются его специфика и различные виды. Основная часть лекции содержит рассказ об анкетировании как разговоре исследователя с респондентом и необходимости соблюдать определённые правила такого разговора. Лекция построена на конкретных примерах из библиотечных исследований последних лет.

О длине и структуре анкеты, о её языке и стилистике. Открытые и закрытые вопросы, их плюсы и минусы. Альтернативные и неальтернативные вопросы, вопросы-таблицы, опросы на флипчартах, анкета в электронном формате, её «ловушки».

27
ноября

Интервьюирование. Опрос экспертов. Анализ спроса

В четвёртой лекции Авторского онлайн-курса М.М. Самохиной «Библиотекарь как социолог» представлено интервьюирование как метод исследования. Дана его специфика по сравнению с анкетированием.

Виды интервью. Индивидуальное и групповое интервьюирование. Возможно ли в библиотеке выполнить требования к организации фокус-групп.

Опрос экспертов и массовый опрос. Виды опроса экспертов и возможности их использования в библиотечных исследованиях.

Анализ спроса как специальная методика: возможности и сложности.

Лекция построена на конкретных примерах из недавних библиотечных исследований — в том числе, международных.

15
декабря

Обработка, представление и анализ информации

Пятая лекция Авторского онлайн-курса М.М. Самохиной «Библиотекарь как социолог» познакомит с разными вариантами обработки и дальнейшего представления информации, полученной в ходе проведения социологического исследования.

Ручная и компьютерная обработка. Распределения и корреляции. Принципы составления словаря обработки: как будут выглядеть в нём различные типы вопросов.

Работа со словарём, составление таблиц данных. Подлежащее и сказуемое в таблицах. Важность правильного понимания и чтения таблиц; типичные ошибки. Графики и диаграммы. Обработка открытых вопросов.

18
декабря

Отчёт и публикации. Этика библиотечного исследователя

Заключительная шестая лекция Авторского онлайн-курса М.М. Самохиной «Библиотекарь как социолог» представит возможности различных форматов отчёта о проведённом исследовании.

Структура отчёта. Содержательность: чёткое и логичное представление полученных результатов; выявление значимых фактов и связей; текстовая часть подкреплена таблицами, графиками, диаграммами, но цифры не загромождают пространство отчёта. Публикации о результатах и выводах исследования как дополнение, а порой и замена отчёта. Форматы публикаций.

Завершает лекцию разговор об этических нормах социологической работы и о проблемах, с которыми сталкивается библиотечный социолог. Такие проблемы могут возникнуть в процессе взаимоотношений как с респондентами — посетителями библиотеки, так и с её сотрудниками, и с руководством. Они также могут быть связаны с некоторыми объективными противоречиями между корпоративными интересами библиотеки и интересами пользователя. Достаточно острой этической проблемой является и соблюдение авторского права.

Учебный центр
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024