Учебный центр
Авторский онлайн-курс кандидата социологических наук М.М. Самохиной «Библиотекарь как социолог»
Онлайн курс содержит систему рекомендаций по организации и проведению социологических исследований. Адресован библиотекарям, занимающимся исследовательской работой социологической направленности; может быть полезен преподавателям и студентам колледжей и вузов культуры, а также вузов, ведущих подготовку студентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».
Структура курса в основном повторяет структуру книги М.М. Самохиной «Социолог в библиотеке, или Библиотекарь как социолог. Практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать» (РГБМ, 2019; книга также ). Автор опирается на собственный многолетний исследовательский опыт и на опыт коллег.
Каждая лекция курса сопровождается рекомендацией двух книг, не обязательно по теме данного курса, однако интересных и важных, по мнению автора.
Программа курса
13
ноября
Первая лекция начинается с разговора о том, какова сегодня общая ситуация в библиотечной социологии. Какова тематика исследований, как она связана с развитием библиотек? С какими сложностями сталкиваются организаторы и участники исследований, как они могут узнать друг о друге, поделиться опытом и сотрудничать? Вторая часть лекции посвящена программе исследования зачем она нужна, из чего состоит, какой может быть и как её составлять.
17
ноября
Вторая лекция Авторского онлайн-курса М.М. Самохиной «Библиотекарь как социолог» посвящена методам социологического исследования. Она построена на конкретных примерах использования этих методов в исследованиях РГБМ и других библиотек.
Наблюдение как недооценённый метод. Виды наблюдения. Возможности наблюдения за пользователями библиотеки. Как данные наблюдения за посетителями РГБМ показывают некоторые принципиальные изменения в их библиотечном поведении.
Виды документов. Возможности социологического анализа внутрибиблиотечных и внешних документов. Электронные документы и специфика их анализа.
20
ноября
Третья лекция Авторского онлайн-курса М.М. Самохиной «Библиотекарь как социолог» посвящена одному из наиболее распространённых методов социологического исследования опросу, раскрываются его специфика и различные виды. Основная часть лекции содержит рассказ об анкетировании как разговоре исследователя с респондентом и необходимости соблюдать определённые правила такого разговора. Лекция построена на конкретных примерах из библиотечных исследований последних лет.
О длине и структуре анкеты, о её языке и стилистике. Открытые и закрытые вопросы, их плюсы и минусы. Альтернативные и неальтернативные вопросы, вопросы-таблицы, опросы на флипчартах, анкета в электронном формате, её «ловушки».
27
ноября
В четвёртой лекции Авторского онлайн-курса М.М. Самохиной «Библиотекарь как социолог» представлено интервьюирование как метод исследования. Дана его специфика по сравнению с анкетированием.
Виды интервью. Индивидуальное и групповое интервьюирование. Возможно ли в библиотеке выполнить требования к организации фокус-групп.
Опрос экспертов и массовый опрос. Виды опроса экспертов и возможности их использования в библиотечных исследованиях.
Анализ спроса как специальная методика: возможности и сложности.
Лекция построена на конкретных примерах из недавних библиотечных исследований в том числе, международных.
15
декабря
Пятая лекция Авторского онлайн-курса М.М. Самохиной «Библиотекарь как социолог» познакомит с разными вариантами обработки и дальнейшего представления информации, полученной в ходе проведения социологического исследования.
Ручная и компьютерная обработка. Распределения и корреляции. Принципы составления словаря обработки: как будут выглядеть в нём различные типы вопросов.
Работа со словарём, составление таблиц данных. Подлежащее и сказуемое в таблицах. Важность правильного понимания и чтения таблиц; типичные ошибки. Графики и диаграммы. Обработка открытых вопросов.
18
декабря
Заключительная шестая лекция Авторского онлайн-курса М.М. Самохиной «Библиотекарь как социолог» представит возможности различных форматов отчёта о проведённом исследовании.
Структура отчёта. Содержательность: чёткое и логичное представление полученных результатов; выявление значимых фактов и связей; текстовая часть подкреплена таблицами, графиками, диаграммами, но цифры не загромождают пространство отчёта. Публикации о результатах и выводах исследования как дополнение, а порой и замена отчёта. Форматы публикаций.
Завершает лекцию разговор об этических нормах социологической работы и о проблемах, с которыми сталкивается библиотечный социолог. Такие проблемы могут возникнуть в процессе взаимоотношений как с респондентами посетителями библиотеки, так и с её сотрудниками, и с руководством. Они также могут быть связаны с некоторыми объективными противоречиями между корпоративными интересами библиотеки и интересами пользователя. Достаточно острой этической проблемой является и соблюдение авторского права.
|
|
|