Художник и время: круглый стол в Особняке Носова
30 марта в Особняке Носова, филиале РГБМ, прошёл круглый стол «Художник и время: смыслы, проблемы, противоречия». Артикулировать свою позицию собрались как молодые, так и опытные художники, деятели науки и искусства. В организации мероприятия принимали участие Музейно-выставочный центр «История отечественного предпринимательства», РОО содействия сохранению национально-культурных ценностей «Русское богатство», а также «РОО содействия сохранению историко-культурного наследия Московского купеческого собрания 1785-го года».
С какими проблемами сталкивается современный художник? Это и трудности профессиональной самореализации, и внутренняя конкуренция, необходимость противопоставлять собственное творчество работам, низким по качеству, и не всегда оправданное упрощение художественного языка. Напряжение возникает и тогда, когда художник вступает в диалог с обществом но даже для того, чтобы разговор состоялся, надо приложить немалые усилия.
Дискуссионный вечер открыла историк искусства, член Рейтингового совета профсоюзов художников России, член Союза художников Москвы секции искусствоведения Ольга Бабанова. «Работая в выставочном комплексе Сергея Николаевича Андрияки много лет, я поняла, что нужно не только рассказывать о новой экспозиции, вести экскурсии, но и чрезвычайно важная работа это готовить нашего зрителя для того, чтобы он смог прочитывать произведения искусства как закодированный текст», отметила она.
С первым докладом выступил Сергей Комаров художник, преподаватель, председатель Творческого объединения художников «РОО содействия сохранению историко-культурного наследия Московского купеческого собрания 1785-го года»: «Я, как человек, занимающийся преподавательской деятельностью, не могу быть в отрыве от проблем молодёжи. <…> Попробуем спуститься на уровень молодого человека, который хочет заниматься искусством, например, живописью, и рассмотрим, какие у него есть возможности в наше время. Начнём с образования. Сейчас много идей в области обучения изобразительному искусству, которые настаивают на том, что профессиональное образование художнику не нужно. Есть многие педагоги, которые говорят, что можно просто брать кисть и начинать творить. <…> Мне всё время интересно, почему в музыке, например, такой подход не используется? Видимо потому, что раздражающий потенциал неумелой игры намного сильнее…»
В ходе доклада Сергей выделил несколько проблемных пунктов:
1) высшие образовательные учреждения изначально не равны между собой; иногда человек не может попасть в авторитетные учебные заведения по каким-то техническим причинам, например, он далеко живёт;
2) во время учёбы человека преследуют разные соблазны: воспользоваться услугами интернет-педагогов, начать делать что-то коммерчески успешное вроде примитивных портретов на заказ, или просто пополнить многочисленные ряды дилетантов в области искусства, которыми наводнён интернет; также существует риск пойти против академического обучения, не выбрав разумной альтернативы;
3) человек, вышедший из академического института, приобрёл определённые связи, которые могут поднять его наверх художественной иерархии, однако если он окончил обычный худграф, у него нет ничего: он выходит и попадает в своеобразный вакуум.
Как подчеркнул Сергей, надо уметь отделять зёрна от плевел и поддерживать молодых художников, чтобы они знали, что не одни, что кому-то их искусство нужно. Конкурсы ведь тоже помогают не всегда: дадут молодому художнику грамоту и забудут о нём.
Первые вопросы из зала касались именно путей решения озвученной проблемы. Может быть, в современных реалиях художникам следует прибегать к практике блогерства?
«Некоторые художники раскручивают сами себя, отвечает Сергей но когда они выходят в медийное пространство, то вступают в конкуренцию со множеством людей, которые занимаются именно тем, что продвигают себя, а он-то занимается творчеством».
Ольга Бабанова также заметила, что рынок диктует свои законы, однако очень важно, чтобы художник оставался честным, потому что честный художник является диагностом общества, а без этого общество не может жить оно не знает, чем больно: «Наше общество больно диктатом рынка, художника нужно поддерживать, изыскивать какие-то средства и, конечно, нужна огромная просветительская работа».
Следующий доклад художника и преподавателя Вячеслава Очадовского продолжил проблемный вектор, заданный предыдущим спикером. Вячеслав поговорил о тех дилетантах, чьё искусство, по его мнению, способствует деградации общества. Многие люди покупаются на объявления о курсах в интернете, которые обещает научить всему, и очень быстро, однако они не готовят профессионалов. В результате вы можете долго готовить выставку, а пойдут все к дилетанту, который всё сделает быстро, умело привлечёт внимание. Ещё одна проблема в школах хотят отменить изобразительное образование, черчение, что также негативно сказывается на общей ситуации.
Обсуждение доклада снова перешло в практическую сферу. Можно ли создать интерес к искусству искусственно? Можно ли представить структуру, которая поддерживала бы художников? Поностальгировали о советском времени, о государственной поддержке, однако сразу же возникли возражения: мастерские тоже давали далеко не всем, часто всё делалось с помощью связей.
Любовь Савина, член Ассоциации искусствоведов РФ, член Союза журналистов РФ, рассказала о творчестве заслуженного художника России Бориса Крылова, о его работе над реконструкцией «Слова о полку Игореве». Художница Светлана Калистратова, кандидат технических наук, член Творческого союза художников России, представила глобальный проект «Инварианты» в контексте science art это явления, которые в результате определённых преобразований остаются постоянными. Светлана исследует различные пространства пространство слова, пространство игр. Все картины так и называются «Инварианты», только под номерами: «Инварианты геометрии города», «Инварианты пространства будущего» [работы Светланы можно увидеть в особняке до 30 апреля]. Художница сотрудничает с философами, композитором, который пишет кибермузыку, а также с поэтом, который написал 74 стихотворения к её картинам.
Острая дискуссия завязалась после выступления Ильи Вольнова, кандидата технических наук, директора Центра технологической поддержки образования Московского Политеха. В достаточно эмоциональной речи он взглянул на современную ситуацию с другой стороны: по мнению Ильи, лучшая музыка последнего десятилетия была написана композитором без соответствующего образования, существуют и примеры блестящих певцов, которые не прошли все «обязательные» ступени обучения.
«Современное знание сейчас рождается не в научном поле, а в ненаучном поле, в культуру смыслы привносит не наука, а лженаука, как это ни странно…, подчеркнул Илья, потому что наука работает со старыми смыслами и в них замкнулась. А жить-то надо. Жизнь это всегда обновление, в каждом вздохе обновление, наука уже этого нам не может обеспечить. Надежда только на художников».
Илья посоветовал присутствующим задуматься о внутреннем мире, о той уникальности, носителями которой мы являемся: «Накладывая на этот свет схему субъективного и простого мышления, в которой есть дилетанты, профессионалы, мы заглушаем этот свет, он становится невидимым».
Можно ли сетовать на диктат рынка, если художники только и делают, что обсуждают, как сделать себя успешными? Художник это тот, кто свободен от схем. «Вы находитесь над любой системой образования крылья за вашими спинами», напомнил аудитории выступающий. Вообще, сейчас, в эпоху цифровой трансформации, человеку почти нет места в системе. Надо ставить вопрос даже не о том, кто поддержит художника, а о том, кто поддержит человека в его естестве…
Во время паузы присутствовавший в зале художник взял слово и сказал о допустимости сосуществования озвученных докладчиками позиций однако не надо забывать, что это всегда только позиция, одна из точек зрения на поднятые проблемы. Художник должен мыслить не только в одном направлении.
Примиряющим завершением вечера оказалась речь биофизика Бориса Режабека, директора Института ноосферных разработок и исследований (ИНРИ), Академика Международной академии наук. Он поднял дискуссию на бытийный уровень, говоря о том, что материя сама по себе ничто, но дух проникает в её хаос, и появляется возможность свободы выбора, воли; живая клетка принципиально не равновесна. «Я в своих экспериментах доказал, что одиночная нервная клетка уже способна к выбору, поиску оптимального состояния для себя», рассказал учёный. Отсюда возникает вопрос о том, что такое добро и что такое зло: жизнь есть добро, а смерть не есть добро, поэтому компьютеры могут увести нас в новый каменный век. «Художник носитель свободы для преображения мира», подытожил биофизик.
С этими мыслями перекликалась картина художницы Аиды Лисенковой-Ханемайер «Открытие сверхпространства», которую она представила участникам круглого стола. Центр работы, выполненной в смешанной технике, объединяет сразу три трёхмерных пространства, а с выключенным светом всё полотно, по словам художницы, объединяется в пространство шестимерное. Это попытка вырваться из тех рамок, которые наука определила искусству, заключив, что не всё поддаётся художественному изображению: картина основана на передовых идеях в области физики и космологии.
Материал подготовлен Маргаритой Истоминой