Вход в личный кабинет         RU  EN

Литературный слэм РГБМ

#10 #8 #7 #6 #5 #4 #3 #2 #1

Девятый слэм РГБМ. Поэзия

Поэтический слэм в РГБМ — это когда у тебя есть стихи, харизма и три минуты, чтобы произвести впечатление на аудиторию. А у народного жюри есть таблички с баллами — от одного до пяти — и совсем немного времени на раздумье, чтобы оценить твоё выступление.

Декабрьское состязание поэтов в рамках Молодёжного литературного слэма РГБМ — пятое по счёту. Участники — поэты София Алтер, Данзан Бадмаев, Софья Беседина, Никита Елисеев, Захар Зорькин, Денис Подрезов, Сергей Сухин, Дарья Тимошенко, Колин Фостер. Их задача — захватить внимание публики в первом туре и не растерять занятую позицию во втором — туда, правда, прошло только пять человек.

Кто-то читает с натиском, задором, почти выкрикивая ключевые слова, кто-то чинно — раскрыв перед собой папку, кто-то — будто бы шутливо, претендуя на словотворческую лёгкость; томные лирические интонации сменяются смелыми, разливистыми, есенинскими; прогулка по сцене создаёт иллюзию, будто стихи рождаются тут же — из воздуха.

Зрители не были чересчур строги — единицу не поставили никому, однако публика не пыталась выявить любимчиков: победившие в первом туре вовсе не обязательно получали высшие баллы во втором. Ведущий Евгений Харитонов, член Союза писателей РФ и Русского ПЕН-клуба и руководитель литературных программ РГБМ, отметил, что, по его ощущениям, это был один из самых сильных составов участников за все турниры слэма.

Выступления оценивались по двум критериям — содержание стихотворений и артистизм. По итогам двух туров третье место заняла Софья Беседина, второе — София Алтер, победителем стал Сергей Сухин. Он сможет записать авторскую аудиокнигу в профессиональной студии звукозаписи Библиотеки для молодёжи. После окончания турнира мы поговорили с Сергеем, расспросили его о впечатлениях.

— Ты первый раз участвуешь в слэме?

— Да, первый раз. Интересное место, интересные люди, интересная программа.

— Что для тебя было новым?

— То, что я увидел новых людей. Это самое важное, где бы ты ни был в этой жизни, что бы ты ни делал, — новые люди, новые лица — для меня всегда это самое главное, и для себя я открыл ещё одно очень приятное заведение и приятную атмосферу.

— Ты хотел бы принять участие в следующих мероприятиях?

— Да, конечно, почему нет, здесь всё очень круто.

— Ты давно пишешь стихи?

— Не сказать, чтобы так уж давно. Были первые попытки прошлой осенью, в сентябре-октябре. Но чтобы что-то более-менее делать и понимать, что ты делаешь, — это полгода, наверное.

— А как ты считаешь, самопрезентация важна для поэта?

— Самопрезентация обязательна для него. И я могу привести вам миллион примеров, начиная от тех, кого мы знаем — это Есенин, Маяковский, где самопрезентация играет огромную роль. Поэт не должен писать в стол — нет, опять же, я не говорю, что я поэт, я больше литературный «фраер», наверное, потому что называться поэтом — для этого нужно пройти огромный путь. Но что бы ты ни делал — не важно, прозу, речи, стихи, — ты должен это показывать, ты должен это читать, ты должен об этом кричать, если какая-то болезненная тема, чтобы слышали все. Каждому я бы такое послание сделал. Если пишете — выходите.

— Ты читаешь современных поэтов? Мог бы порекомендовать кого-нибудь?

— Я порекомендовал бы двух. Номер один: я считаю его современным поэтом, который скоро, лет через 10–15, уже в учебниках будет — это Борис Рыжий; умер он в тот год, когда я родился, в 27 лет, очень молодым (в фонде РГБМ два его сборника — «Стихи. 1993—2001» и «В кварталах дальних и печальных...». — Прим. ред.). Он внёс, я считаю, огромный вклад в настоящую русскую поэзию. Также из тех, кто мне нравится, Лёха Никонов — солист группы «Последние танки в Париже» и по совместительству ещё и поэт. Почему его поэзия нравится? Почему бы я советовал её читать? — Это необычно, это питерский стиль, а питерский стиль отличается от московского, много чернухи в чём-то, но он делает её красиво.

 

«Москва — Петербург»

Я давно полюбил Москву
С её трубами, серым небом
Те, что ввысь дым несут ко сну
В те места, где ещё я не был.

Красным камнем уложен дом,
Сединой покрывая крыши,
Идёт снег за твоим окном
Пока город зимою дышит.

А на севере шумит дождь
Что над Финским, немым заливом
И мосты разрезает нож,
Собирая потом воедино.

Может быть, соберусь туда,
Буду долго стоять на Невском
Думать, что где-то есть Москва
И скучать по своим подъездам.

В двух столицах родной земли —
Две романтики старых зданий
По окраинам на мели
Искал в жизни себе призвание.

Думал год ещё или два
Сколько строк отпускает вечер
В них простые лежат слова
Всё о том, что никто не вечен.

— Машинист, тормози вон там!
Рядом морг, лес редеет к парку
Шагом двину до дома сам
Мимо вывесок ярких «Алко».

У тебя под дождём лежит
Город моря и трёх революций,
А Москва уже крепко спит,
(Но от тяжести снега унций.)

Я вернусь и уйду опять
И в ваш город любезно гряну,
Если ты меня будешь ждать,
Обещаю приехать рано.

Сергей Сухин, 2019 г.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024