Социализация молодого читателя: навигационные инструменты
Автор: Харитонов Е.В.
Издание: Современная библиотека. — 2024. — № 5. — С. 8-11
Евгений Викторович ХАРИТОНОВ,
заведующий отделом литературных проектов и рекомендательной библиографии Российской государственной библиотеки для молодёжи, г. Москва
Знаменитая реплика великого русского философа В.В. Розанова «Господа, бросьте браунинги и займитесь лучше библиографией» сегодня вдруг оказывается более чем актуальной. По сведениям Российской книжной палаты, ежегодно в России регистрируется от 105 тыс. по 170 тыс. новых книг. Аля сравнения: в СССР на 15 республик пик был всего 83 тыс. новых книг. В 2023 г. в России проданы более 200 млн бумажных книг и свыше 100 млн электронных (как в текстовых, так и в аудиоформатах).
Очевидно, что книжное пространство стремительно разрастается. И читателю становится всё сложнее в нём ориентироваться, безболезненно обходить опасные зоны.
Сегодня, как никогда, необходимы внятные, универсальные навигационные инструменты, чтобы они, с одной стороны, были полезны специалисту, а с другой помогали читателю.
У Российской государственной библиотеки для молодёжи есть несколько интерактивных инструментов, которые можно использовать как в библиотечной работе, так и в читательской навигации.
Инструмент 1. «Молодёжная литература. новинки книжного рынка» ()
Этот ресурс отражение текущего книгоиздательского процесса в сегменте «молодёжная литература», он показывает тенденции и новости современного книжного рынка, даёт аналитику и систематизацию собранного материала и главное является ориентиром для всех, для кого этот пласт литературы представляет профессиональный или личный интерес.
Проект открывает доступ к литературным новинкам, входящим в круг молодёжного чтения. А он чрезвычайно разнообразен и широк. Включает и не сдающую своих позиций актуальную классику (художественную и нехудожественную); и учебную литературу; и, разумеется, то современное, на что у молодёжи имеется запрос здесь и сейчас. Это и мейнстрим, и жанровая литература, и книги молодых авторов, и young adult литература. Важно, что своё неоспоримое место здесь занимают как хрестоматийные тексты, так и тренды эпохи.
Что мы подразумеваем, когда говорим о молодёжной литературе? Само понятие до сих пор остаётся дискуссионным, притом что рынок на этот запрос отозвался появлением адресной литературы серий книг для молодёжи: нонфикшн и выделенные серии/импринты в издательствах.
Смущение вызывают самые разные аспекты его содержания: от размытости возрастных границ целевой аудитории до спектра включаемых в него жанров и направлений, не говоря уже о сомнительности некоторых текстов. Таким образом, до сих пор сам предмет обсуждения остаётся дискуссионным. Тем не менее существуют некие точки опоры и константы, позволяющие правомерно выделять этот сегмент. Являясь особенной частью общемирового книжного пространства, молодёжная литература отражает базовые потребности разных социально-возрастных групп молодёжи: в самопознании (что я есть в этом мире?), самоидентификации (чем я отличаюсь от других?), самообразовании, самореализации. Проще говоря, она помогает осуществить подготовку к вхождению во взрослую жизнь и затем поддерживает в процессе поиска собственного пути. Чтобы разобраться в столь непростом вопросе, мы даже обратились за помощью к самим читателям, решив узнать, а что они сами считают молодёжной литературой и надо ли её особым образом выделять. Результаты опроса отражены в статье: Короткова, Елизавета. Голоса молодых читателей. Какие книги им нужны / Елизавета Короткова // Территория L. 2023. 4 апр. (Режим доступа: ). Итак, каковы базовые признаки молодёжной литературы? Это:
- наличие молодого героя (сверстник читателя);
- художественное осмысление или научно-популярное изложение тем и проблем, интересующих и волнующих современное молодое поколение (например, становление и воспитание личности; творческая и профессиональная самореализация в различных областях знаний и искусства; дружеские, любовные и семейные отношения, построение социальных связей и т.д.);
- выход книги в издательствах/импринтах/сериях, специально ориентированных на молодёжную аудиторию и определённые возрастные группы (young adult литература, классика для подростков и др.). Кстати, термин young adult сегодня вообще понимают довольно широко и, по сути, под него подогнали всю молодёжную литературу;
- современный литературный язык;
- принадлежность книги к жанровой литературе, популярной у молодых (фэнтези, ромкомы, фанфики и пр.);
- опциональный, необязательный признак молодой автор до 35 лет.
Таким образом, можем говорить, что сегмент «молодёжная литература» включает книги для молодёжи (т.е. адресованные молодым), о молодёжи (о молодом герое и его проблемах), а также от молодых авторов (от сверстника к сверстнику, которым понятны проблемы друг друга).
На эти критерии мы и опирались, запуская библиографический проект «Молодёжная литература». Зачем и для кого он? Нам кажется необходимым понаблюдать за текущей ситуацией на книжном рынке и проанализировать тот сегмент книгоиздательского процесса, для которого молодая аудитория сегодня является целевой. Это информационный ресурс, понятный широкой аудитории. Он не только подходит для профи, но и является доступным путеводителем для читателя, выбирающего, что почитать прямо сейчас. Нам же, библиотекарям, он помогает изучать, анализировать современный книжный поток, отслеживать тенденции, изменения, повороты как внутри книжного рынка, так и в плоскости читательских предпочтений, а также формировать фонды, обеспечивающие круг молодёжного чтения актуальными поступлениями. Составной частью проекта также является подкаст «Молодые. Лит-ра» (режим доступа: ), где ведущие с гостями (издателями, писателями) и пытаются разобраться с кругом молодёжного чтения, стремятся наладить общение между различными агентами книжного мира и читателями.
Инструмент 2. Навигатор молодёжного чтения. Фантастика (Ф-навигатор) ()
Зададимся вопросом: как помочь читателю сориентироваться в разрастающемся книжном потоке, как хотя бы частично оптимизировать его пребывание в нём?
Спрос на такую услугу со стороны молодого читателя сегодня как никогда высок. В частности, поступил вполне конкретный запрос: как оперативно разобраться в фантастике в широком понимании всех жанров и подвидов. А фантастика (в видовом понимании включает различные направления от фэнтези до научной фантастики) традиционно является наиболее популярным направлением чтения молодёжной аудитории.
Ф-навигатор это справочно-библиографический электронный ресурс, задача которого помочь читателю ориентироваться в литературной фантастике, а библиотекарям оказать помощь в формировании библиотечных фондов. В основе путеводителя репрезентативная выборка книг «всех времён и народов», составленная известными фигурами отечественной фантастики и фантастиковедения Сергеем Лукьяненко, Вадимом Пановым, Алексеем Калугиным, Евгением Харитоновым, Геннадием Прашкевичем, Сергеем Шикаревым, Глебом Елисеевым, Дмитрием Байкаловым, Андреем Синицыным, Николаем Калиниченко, Артёмом Зубовым.
В чём его репрезентативность? Это взгляд эксперта, помноженный на мониторинг читательских интересов и запросов. В основе навигатора лежит простой принцип: не давить на читателя своим представлением «хорошо плохо», но учитывать его, читателя, запрос и его круг чтения. Потому что есть литература, которую мы можем и считаем нужным предложить молодым, но есть и литература, которую они хотят получить. Разумеется, эти намерения не всегда пересекаются, но хотя бы желать этого необходимо. Настоящий путеводитель стремится не только помочь читателю выбрать книгу, но и погрузить его в историю и современный контекст фантастики через важные произведения прошлого и настоящего. При этом составители не обходят вниманием и книги «второго ряда», произведения, что называется, «сугубо коммерческие», «маскультовые», но востребованные читателем. Авторы проекта считают важным выбрать лучшее не только из «золотого фонда», но и с верхних и нижних полок литературы.
При отборе книг для «Ф-навигатора» учитывались следующие параметры: качество и вневременность произведения, сохранение смысловой, сюжетной, языковой и стилистической актуальности для современного молодого читателя (тот самый современный литературный язык!).
Иначе говоря, объединили чтение для развития и чтение досуговое, а «золотой фонд», классику, попытались актуализировать для молодёжной аудитории.
Важно, что проект имеет интермедиальную составляющую. То есть пользователь получает не только нужные сведения текстового характера: информацию об авторе, историко-библиографическую справку о книге, полученных ею наградах, описание сюжета, подборку интересных фактов, связанных с книгой или автором, но и фильмографическую информацию (по клику пользователь попадает на портал «Кинопоиск», где также может посмотреть и сам фильм), переход на электронные реплики книги как текстовые, так и аудио, на комикс-адаптации.
Пользователь сам выбирает, в каком формате ему комфортнее познакомиться с книгой: найти бумажную версию, прочитать электронную книгу или комикс, послушать аудиокнигу, а может, сначала (или после) познакомиться с киновоплощением. Основной поисковый инструмент это ключевые слова, позволяющие найти нужное произведение по тематическим и жанровым меткам (например, книги, относящиеся к поджанрам фантастики «паропанк», «городское фэнтези» и т.д., или к фантастике любовно-романтического характера, или связанные с темой освоения морских глубин и т.п.).
При этом важно учитывать, что встречаются ключевые слова двух типов: указывающие на жанр и сюжетообразующие, сообщающие о важных элементах в сюжете. В некоторых случаях эти слова-маркеры выглядят «родственниками». Например, «литература ужасов» и «мистика и ужасы». В первом случае это название литературного жанра, направления, во втором элементы, которые могут присутствовать в сюжетах не только романов ужасов, но и в книгах других жанровых групп (например, в фэнтези или в фантастическом детективе). Разумеется, такой ресурс не может обойтись без особого словаря в данном случае это «Словарь фантастических понятий и терминов», позволяющий разобраться, чем паропанк отличается от киберпанка, что такое космическая опера и кто такие попаданцы и т.п.
Этот ресурс носит не только навигационно-рекомендательный характер. Его материалы удобно использовать и в образовательных целях: в сфере литературы, в области популяризации научных дисциплин.
Инструмент 3. Медиаэнниклопедия «В профиль» ()
Это увлекательный дайвинг в мир литературы. Здесь мы имеем дело с актуализацией «золотого фонда» через динамику молодого литературного героя. Ресурс рассказывает о молодых героях литературных произведений от античности до наших дней.
Главная идея проекта заключается в том, чтобы показать молодого героя своего времени, который, с одной стороны, является выразителем духа и настроений своей эпохи, а с другой был бы близок, понятен, родственен мыслями, чаяниями и исканиями современной молодёжи.
На каждого героя подготовлено своеобразное досье, из него мы можем узнать о его внешности и характере; познакомиться с ключевыми цитатами.
В карточке персонажа обнаруживаем и ёмкую информацию о произведении: историю создания; биографию автора; описание сюжета; трактовки произведения; культурное влияние и т.д. Интермедиальность в этом проекте представлена максимально широко: к каждому произведению дан список экранизаций (если они имеются), представлен фрагмент из аудиокниги или радиоспектакля; имеется богатый визуальный материал: сканы обложек, иллюстрации к произведениям, скриншоты из экранизаций.
Инструмент 4. «Библиотека Вдохновителей: люди и книги, которые меняют жизнь к лучшему» ()
В данном случае мы имеем дело уже с особым видом навигации рекомендацией через личность. Здесь можно вспомнить рубрику газеты «Территория L» «10 книг до 30» (): аннотированный личный топ книг, которые желательно успеть прочитать к 30 годам, по версии тех, кто тесно связан с книгой. «Библиотека вдохновителей» это цикл образовательных, мотивационных встреч с лидерами различных профессий, добившихся выдающихся результатов. Российские импакт-предприниматели в формате интерактивных лекций делятся с молодёжью своим опытом достижения цели в таких сферах, как наука, образование, культура и искусство, а также рекомендуют книги, которые повлияли на формирование их личности, которые будут интересны и полезны подросткам. Одна из задач проекта расширить круг молодёжного чтения с помощью литературы, формирующей личностные качества и нравственные ориентиры, помогающей в профессиональном поиске и карьерном развитии.
Конечно, данный проект дальше других удалён от экспертности, тут преобладает именно личный опыт, но этим он и интересен... Круг молодёжного чтения в силу его широты и объёма ставит перед нами множество задач. Таких, как грамотное ориентирование на книжной местности, позволяющее давать оперативный ответ на запрос молодого читателя. Мы работаем и взаимодействуем с читателем в век цифровых технологий, когда стремительно размножились способы и форматы потребления текста. Наш читатель плоть от плоти продукт этой цифровой эпохи, он комфортно существует в информационном шуме, он более гибок и оперативнее нас осваивает новые технологии и новые форматы потребления текста. Поэтому и наши рекомендательные, навигационные ресурсы должны отвечать потребностям того типа получения информации, к которому прибегает молодёжь. И доступным для них образом раскрывать наши фонды.