Что происходит за воротами: о некоторых результатах недавнего исследования в Российской государственной библиотеке для молодёжи
Автор: Самохина М.М.
Издание: Библиотечное дело. — 2014. — №15. — С.10-14.
Статья первая1 Полный отчёт об исследовании см.: Самохина М. М. Что происходит с пользователем после «перезагрузки» библиотеки: случай РГБМ // Социолог и психолог в библиотеке: Сб. статей и материалов: Вып. IX / Рос. гос. б-ка для молодёжи. М, 2014. С. 10-53.
Маргарита Михайловна САМОХИНА,
заведующая исследовательским центром «Библиотека. Чтение. Молодёжь» Российской государственной библиотеки для молодёжи, Москва
Небольшое предуведомление
Сегодня в стеклянные двери Российской государственной библиотеки для молодёжи может войти любой человек с улицы. На её территории он пользуется теми же правами, что обладатель читательского билета за исключением права получения библиотечных материалов на дом. Двери открываются перед ним автоматически, и далее он проходит через противокражные ворота. Собственно, «противокражность» их проявляется в тот момент, когда человек, наоборот, выходит из библиотеки: они не позволят ему вынести ничего «библиотечного» («своё», принесённое с собой, пожалуйста). Но нас в данном случае интересует другое: ворота фиксируют каждого, то есть количество прошедших. Понятно, что фиксируется вход не только пользователей, но и сотрудников библиотеки. С учётом (примерным, конечно) количества сотрудников, работающих в будни и выходные, мы попытались вычислить, сколько же в среднем пользователей приходит ежедневно в РГБМ. Это объективный честный подсчет; мы производили его несколько раз. Результат ноября 2014 года в среднем более 800 человек в день; годом раньше было вдвое меньше...
Итак, посетитель вошёл в библиотеку. Пространство РГБМ условно делится на две зоны: деловую (слева от входа в библиотеку) и свободную справа. В деловой зоне залы литературы по общественным и гуманитарным наукам, по естественным и техническим наукам, литературы на иностранных языках, а также зал «101 точка чтения». В свободной зоне залы художественной литературы и искусства, комиксов, редкой книги, компьютерная библиотека, Центр комиксов и визуальной культуры, клубный зал, релаксационный зал (прозванный «рыбным» из-за большого аквариума), кафе, детская комната. Всё пространство (конечно, кроме служебных помещений) открыто, пользователь может расположиться в любом месте и переходить с места на место с взятыми с полок или собственными материалами; его библиотечное поведение может строиться по-разному.
Оно библиотечное поведение и было предметом исследования. Причём, речь в данном случае шла не о виртуальных пользователях, а только о тех, кто приходит в библиотеку «ногами».
«Библиотечное поведение» термин неустоявшийся, хотя многие коллеги его сегодня уже употребляют. Надо признаться, что «введён» он был именно нами, социологами (тогда) РГЮБ где-то лет двадцать назад по аналогии с такими понятиями и терминами как «экономическое поведение», «политическое поведение», «миграционное поведение» и др. И определяем мы его как совокупность, систему действий и поступков посетителя библиотеки: с какой целью и насколько регулярно он сюда приходит; каковы мотивы его обращения к тем или иным ресурсам, услугам; какие залы, помещения он посещает и что именно там делает, и т. п. Понятно, что библиотечное поведение зависит как от организации обслуживания в той или иной библиотеке (в данном случае в РГБМ), так и от самого пользователя его интересов, потребностей, его социокультурных и психологических характеристик.
Мы использовали различные методы: наблюдение, анализ статистики, различные формы опросов пользователей, экспертные опросы библиотекарей, анализ отзывов о библиотеке (в основном в социальных сетях).
Исследование велось «волнами» в течение почти двух лет (20122013). За это время многое изменилось в самой библиотеке, и эти перемены, так или иначе, влияли на наши данные.
Как наши посетители используют ресурсы и возможности РГБМ
Все библиотечные исследования за полвека (а может быть, и за больший срок) подтверждали, что молодые люди идут в публичную библиотеку, прежде всего, с деловыми мотивами, а конкретнее в связи с выполнением учебных заданий. (Подобные данные мы получали много лет и в нашей библиотеке.) Нельзя не отметить также, что отток молодых пользователей, который произошёл и продолжает происходить, во многом связан с перемещением учебных запросов в учебные (в частности, вузовские) библиотеки, а в ещё большей степени в интернет. Если уже не надо, они придут только если захочется, то есть руководствуясь «свободными» мотивами.
Так и произошло в РГБМ. Результаты сегодняшних опросов подтверждают равную значимость для наших посетителей деловых и свободных мотивов: 60% респондентов указывают на учёбу и работу и столько же на личные интересы и отдых. Только свободные мотивы отметили 40% респондентов; количество «исключительно деловых» пользователей немногим более 30%.
Мы предложили молодым людям отметить одну или несколько целей, с которыми они пришли в РГБМ в день опроса. Ответы распределились так:
- поработать в залах с библиотечными книгами, альбомами, базами данных 46,1%;
- взять книги, журналы, диски домой 44,1%;
- поработать в залах с собственными материалами 34,9%;
- отдохнуть, пообщаться, хорошо провести время 32,2%;
- воспользоваться вайфаем 32,2%;
- воспользоваться библиотечным компьютером 10,9%;
- на заседания клубов, студий и т. п. 4,6%;
- на консультацию к психологу 1,3%.
На первом месте работа в залах с библиотечными материалами. Наблюдения свидетельствуют, что в основном речь идёт о материалах печатных, прежде всего о книгах. В соответствии со структурой контингента молодых пользователей большим спросом пользуется литература по гуманитарным и общественным наукам (экономике, праву, истории, психологии, философии, филологии, искусствоведению). Но достаточно активно читается в залах РГБМ также естественнонаучная, техническая и, конечно, художественная литература.
На втором месте (с минимальным отрывом) пользование абонементом. Девушки упоминают его почти вдвое чаще, чем юноши (53,4% на 27,3%). Отметим также, что для младших возрастных групп (это, в основном, старшеклассники) возможность получить библиотечные материалы на дом значительно важнее, чем для старших: соответствующий ответ выбрали около 57% респондентов моложе 18 лет и лишь 39% респондентов старше 18 лет.
Собственно, именно эти две модели поведения посетителей использование ресурсов библиотеки непосредственно в её помещении и выдача на дом являются традиционными «столпами» функционирования библиотеки как социального института, её специфики. И эти ответы один или оба сразу дали фактически все респонденты нашего исследования. То есть РГБМ работает как обычная библиотека, продуцируя традиционные основные модели библиотечного поведения. Разница лишь в том, что модернизация, «перезагрузка» дала возможность появления рядом с ними новых моделей. Соответственно, «столпы» остались, но их роли несколько изменились. Цель прихода 80% респондентов так или иначе связана с пребыванием в пространстве библиотеки. И наоборот, относительная роль абонементного обслуживания снижается. Тем не менее, и сегодня возможность выдачи на дом остаётся для многих посетителей РГБМ достаточно значимой. Больше всего выдаётся беллетристики (чаще современных авторов) и изданий по гуманитарным наукам (экономике, истории, филологии, психологии).
Около 35% наших посетителей работают в залах РГБМ с собственными материалами как печатными, так и электронными. Многие ценят эту возможность, тем более что она есть у пользователей отнюдь не каждой библиотеки. Понятно, что приносят с собой чаще всё-таки то, что связано с выполнением учебных заданий.
Немногим менее трети респондентов пришли в РГБМ в день опроса, чтобы отдохнуть и пообщаться (вместе с ответом о занятиях в клубах и студиях получается около 37%). Этот процент впечатляет: по сравнению с результатами прошлых исследований в РГЮБ и опросов в других библиотеках он вырос в 23 раза. Причина проста: сегодня здесь создано пространство, в котором современный молодой москвич может провести свободное время.
О клубах и студиях хотелось бы сказать отдельно. В момент заполнения анкет молодые люди находились не на таких заседаниях или занятиях, а в залах библиотеки; при этом наряду с данным вариантом все они выбирали один или несколько других (работу в залах, абонемент, вайфай и др.). То есть можно с достаточной уверенностью предположить, что примерно каждый двадцатый из наших «обычных» пользователей посещает (регулярно или хотя бы время от времени) подобные мероприятия. Это довольно значительная доля. Однако, безусловно, для большинства активных участников любительских объединений, для членов клубов заседания и занятия являются основной, а возможно и единственной целью посещения библиотеки. Это особая, другая аудитория, для которой РГБМ выступает, прежде всего, как публичное пространство, как площадка, выбранная руководителем/лидером данного объединения или если речь идёт о конкретном мероприятии конкретным его посетителем.
Необходимо подчеркнуть, что речь идёт именно о свободном выборе площадки. Одним из аспектов «перезагрузки» РГБМ можно считать отказ от того, что традиционно называлось (и сегодня ещё нередко называется) «культурно-просветительной работой библиотеки», то есть от мероприятий, циклов мероприятий, готовящихся сотрудниками для той или иной организованной аудитории (в частности, для групп школьников или студентов, приведённых на такое мероприятие преподавателем). Расчёт был сделан на тех, кто придёт сам, и он оправдался и продолжает оправдываться. Руководители, лидеры, члены объединений, молодые посетители находят, выбирают эту площадку как современную по технологиям и «внешности», как комфортную, открытую ко всему, что действительно интересует молодёжь, доброжелательную по «атмосфере», «ауре», и (что немаловажно) как бесплатную. И такое «подходящее» публичное пространство является для этой группы пользователей очень значимым (хотя, конечно, не единственным) ресурсом библиотеки.
«Перезагрузка» привела в РГБМ молодых людей с другой мотивацией (а мотивация является одной из важнейших характеристик библиотечного поведения). Можно с достаточной уверенностью утверждать, что «организованные» посетители библиотечных мероприятий это фактически посетители деловые (при том, что сами мероприятия вроде бы предназначены и организуются для свободных). Чтобы превратить их в свободных, то есть заинтересовать темой и/или формой, надо приложить специальные усилия. Удаётся это не всегда, ведь на этот процесс влияют многие факторы, и далеко не все они зависят от библиотекаря. Члены любительских объединений, индивидуальные посетители мероприятий, пришедшие к нам по собственному выбору и собственному желанию, это классические свободные посетители.
Но вернёмся к «индивидуальным» пользователям, которых мы видим в залах. Поскольку, во-первых, почти каждый второй респондент отметил, что пришёл поработать с библиотечными материалами и, во-вторых, мы наблюдаем, что множество посетителей это читатели, постольку можно утверждать, что РГБМ осталась библиотекой даже и в традиционном понимании этого слова. Но количество посетителей с ноутбуками, постоянная наполненность компьютерного зала всё это свидетельствует о значимости электронных ресурсов и, конечно, интернета. Бесплатный вайфай привлёк и продолжает привлекать в РГБМ новую молодую аудиторию (часть которой, вероятно, в библиотеки ранее вообще не ходила). В день опроса каждый третий пришёл сюда, чтобы воспользоваться вайфаем (здесь достаточно велик тендерный разрыв: этот вариант отметили 38% респондентов и 29% респонденток). Ещё около 11% собирались воспользоваться библиотечным компьютером.
Экспертный опрос сотрудников компьютерного зала свидетельствует, что молодые люди приходят сюда прежде всего чтобы «посидеть» в интернете. А интересуют их социальные сети, электронная почта, игры, поиск работы, просмотр различных баз данных, телесериалов. Многие совмещают досуг с профессиональной деятельностью: ищут новые способы заработка, пробуют себя в интернет-коммерции, раскрутке сайтов, отрабатывают практические навыки. Пожалуй, интернет-запросы пользователей всё-таки чаще связаны с их личными, чем с деловыми, учебными интересами. Тем не менее, по нашим наблюдениям, многие молодые люди с ноутбуками явно не отдыхают, а трудятся. В частности это студенты, пишущие курсовые и дипломные работы. Для них, как и для молодых фрилансеров, РГБМ стала чем-то вроде коворкинга делового пространства, оснащённого современными технологиями.
Посетители активно используют и ещё один «ресурс» нашей библиотеки время её работы. Мы открыты все дни недели, с 11 до 22 в будни и с 12 до 20 в выходные. Наблюдения и исследовательские замеры свидетельствуют: залы библиотеки заполнены в течение всего дня, но пик посещений приходится на его вторую половину. И это не удивительно: ведь время подготовки заданий, время занятий по интересам, встреч с друзьями, отдых всё это для молодых вечернее время, поскольку днём они учатся и работают.
Как наши посетители осваивают библиотечное пространство
Итак, более 80% респондентов анкетирования отмечают те цели прихода к нам, которые связаны именно с пребыванием в залах библиотеки. Подобная ситуация отнюдь не характерна для результатов библиотечных исследований (в том числе и исследований, которые мы проводили в ГРЮБ-РГЮБ в течение многих лет). Характерно, что в социальных сетях молодые посетители описывают РГБМ как необычную библиотеку, не похожую ни на какие другие на те, что они видели, слышали или представляли «абстрактно» (анализ ряда высказываний позволяет с достаточной уверенностью предположить, что их авторы вообще в библиотеках не были или были достаточно давно).
«Очень круто! В моём представлении библиотека это мрачное пом щение с плохим освещением и лабиринтом из массивных книжных шкафов от пола до потолка. Теперь этот стереотип сломан».
«Книжку можно взять, улечься на мягких пуфах или же сесть за стол. На подиуме можно посмотреть кино! Выбирайте диск и смотрите. Хоть в оригинале, хоть с субтитрами, хоть с переводом. Рядом стоит фортепиано, так что можно и поиграть (правда не стоит забывать про наушники, это всё же библиотека) Если проголодаетесь, есть небольшая кафешка. А в коридоре стоит аквариум с замечательными рыбами. Красиво и уютно. В кафе можно взять настольные игры».
«Помимо того, что это библиотека, это еще и клуб, и коворкинг, и кафе. Здесь можно, и наслаждаться радостными интерьерами, бесплатным Wi-Fi и розеточками для ноутбуков».
«!!!! Я в полном восторге от этого места!! К черту Старбаксы. Библиотека для молодёжи на Преображенке это нечто, такого вы еще не видели!»
«Обалдеть! Место отдыха! Придти в такую, тихо посидеть за компом или писать нетленку. Хемингуэй бы с удовольствием писал в такой, а не в кафе».
Организуя библиотечное пространство, определяя принципы и технологии обслуживания пользователей, РГБМ во многом опиралась на признанный опыт американских и европейских публичных библиотек. Необходимо было создать среду, по комфорту и технологической оснащённости не уступающую тем «местам», которые сегодня могут выбрать для досуга, самообразования, различных занятий молодые жители Москвы, которые соответствуют их стилю жизни. Доступ к библиотечным фондам должен был стать максимально открытым; перемещение по территории библиотеки как с библиотечными, так и с принесёнными с собой материалами свободным. И везде посетитель должен иметь возможность работать как с печатными материалами, так и с ноутбуками, с мобильными устройствами. Должно найтись место как для тех, кто хочет позаниматься в тишине, так и для тех, кто пришёл пообщаться и вообще заняться чем-то помимо чтения.
Здесь мне хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю. Надеюсь, что коллеги, являющиеся ветеранами библиотечного дела, вспомнят прошлое, а те, кто моложе и не всё помнит или вовсе ничего не помнит, узнают что-то новое. Впрочем, и те, и другие, могут не согласиться с моими трактовками но всё равно анализ и сопоставление полезны...
В 1970-х гг. читальные залы многих московских и вообще российских публичных (тогда они назывались массовыми) библиотек были заполнены молодыми посетителями. Они приходили прежде всего за литературой, нужной для учёбы, но также и за дефицитной беллетристикой, которую невозможно было ни купить, ни взять по абонементу на дом (в частности, за детективами, приключенческими и историческими романами). В библиотеки влекло и то, что условия здесь были лучше, комфортнее, чем у многих дома (часто в коммунальных квартирах).
В 1980-х социокультурная ситуация меняется. Философы и социологи тех времён называли такие изменения «одомашниванием культуры». Растёт значимость телевидения, позднее видео; расширяется круг любительских занятий. И что очень важно улучшаются жилищные условия, увеличиваются возможности молодых людей готовить учебные задания и проводить свободное время дома. В эти же годы миллионные тиражи «макулатурной серии» в некоторой степени ликвидируют дефицит; книги популярных жанров и авторов зачастую легче купить, чем взять в библиотеке. Ведь комплектование библиотек становится всё хуже, получить там нужные материалы (особенно новинки) всё сложнее. Именно в 1980-х всё больше пустеют читальные залы (как и вообще библиотеки).
В 1990-х появляются компьютеры. Далее роль электронных технологий растёт, а качество соответственного домашнего оборудования, как правило, превосходит качество того, что есть в распоряжении государственных учреждений, в том числе и библиотек. С другой стороны, перемены в системе высшего образования, появление множества коммерческих вузов, гуманитарных факультетов в технических вузах, всяческих обучающих курсов и пр. приводят в библиотеки студентов. Читальные залы библиотек прежде всего, конечно, больших, но и многих других снова переполнены молодёжью. Такие посетители создали много самых разных проблем научным региональным библиотекам, и об этом тогда было много дискуссий в профессиональном сообществе.
Но с течением времени молодые деловые пользователи снова стали из читальных залов и вообще из публичных и научных библиотек исчезать. Как уже было сказано, они перекочевали в учебные библиотеки и в интернет. И за текстами для свободного чтения сегодня они могут пойти в тот же интернет, если купить дорого.
То есть читальный зал гораздо реже становится необходимым, он, как и другие части библиотечного пространства, может сохранить и увеличить свою значимость лишь став желаемым местом.
Это достаточно чётко выразил новосибирский студент, один из респондентов недавнего исследования, темой которого было будущее библиотек: «Мы продукт современного общества, и от существующей библиотеки мы вправе требовать что-то новое. Когда это все делали (ходили в библиотеки) в СССР, тогда были другие цели. Насколько я помню, надо было получать знания, не важно, какими путями. Да хоть на голове стой и читай эту книгу. Тебе неудобно, но ты получаешь знания. А мы хотим получать знания, и чтобы нам при этом было удобно, комфортно, эстетически приятно»2 См.: http://spsl-nsc.livejournal.com/33344.html исследование проведено в мае 2013 г. Новосибирской государственной областной научной библиотекой и Министерством культуры Новосибирской области..
Собственно, на такой посыл и ответила РГБМ, формируя своё пространство. И ещё один фактор, безусловно, играет свою роль: сегодня многие юноши и девушки (в основном, конечно, приезжие) снова живут в условиях гораздо худших, чем может предоставить им библиотека в общежитиях, на съёмных квартирах. (Признания, что нет условий для занятий, для отдыха и общения, что бывает трудно вписаться в столичную среду, нередко звучат во время консультаций у библиотечного психолога.) Но и тем молодым людям, которые не сталкиваются с подобными проблемами, наша библиотека может показаться более комфортным, свободным, «своим» местом для занятий и отдыха, чем квартира, где они живут с родителями.
Посетители «голосуют ногами», отсюда вышеупомянутые 80%. И этих посетителей мы действительно видим, они присутствуют во всех частях, во всех уголках пространства библиотеки. Порой в залах читается и то, что можно было бы взять на дом по абонементу.
Традиционных библиотечных посетителей преимущественно деловых у нас много. В большинстве своём они направляются в деловую зону, находят нужные книги, садятся за столы (некоторые всегда на одно и то же место) и читают. Популярностью пользуются также столики в кафе, клубном зале, релаксационном («рыбном») зале. Правда, здесь за столиками не только читают, но также пишут, работают на ноутбуках, планшетах или просто беседуют. А если читают, то не обязательно библиотечное или только библиотечное часто и принесённое с собой.
Количество молодых людей, предпочитающих «нормально» сидеть за столом с книгой, журналом или ноутбуком растёт вместе с общим ростом числа посетителей. В 2012 г. возникла необходимость увеличить количество соответствующих пользовательских мест. Осенью 2013 г. в деловой зоне появился зал «101 точка чтения», предназначенный именно для таких посетителей.
Как я уже отмечала, для многих молодых посетителей РГБМ стала чем-то вроде коворкинга. Но наш коворкинг, во-первых, бесплатный, во-вторых вписан в неофициальную, дружественную, молодёжную, интеллектуальную среду. При этом если интеллектуальность традиционно связана вообще с библиотекой как социальным институтом, то «внесение» в библиотечное пространство других перечисленных качеств было одной из важнейших принципиальных задач «перезагрузки» РГБМ. И осваивается пространство легко: шаг и посетитель выходит из созданного им для себя коворкинга в комфортное место для общения и досуга.
Не пустуют кресла и разнообразные пуфики, расставленные в разных помещениях свободной зоны. На них мы видим молодых людей с книгами, журналами, планшетами; это, вероятно, в основном «свободные» посетители. А на подиуме, расположенном в зале художественной литературы и искусства, можно не только посидеть, но и полежать, чем многие и пользуются. Они смотрят телевизор (в наушниках, чтобы не мешать другим посетителям), работают с различными гаджетами, просто отдыхают и, конечно, читают. Играют (в наушниках) на электронном пианино, стоящем рядом. В залах Центра комиксов и визуальной культуры опять же читают, а также смотрят видео, рисуют сами и смотрят экспозиции то, что нарисовали другие.
Организация пространства, дизайн и связанная с ними атмосфера свободы, комфорта, современности и «молодёжности» сразу же были осознаны пользователями как значимые, инновационные факторы. Популярность залов РГБМ резко возросла, поскольку они стали удобными и комфортными не только для чтения (как печатных, так и электронных текстов), но и для занятий не связанных с чтением. Библиотечное пространство в этом смысле значительно расширилось и успешно осваивается молодыми людьми.
Правда, надо отметить, что открытость и неофициальная атмосфера побуждают некоторых молодых людей к определённой «развязанности», «излишней свободе» библиотечного поведения. В отдельных случаях это может быть и степень интимности, не принятая в публичном пространстве, и даже попытка использовать наркотические средства. Но в основном это громкие разговоры в частности, телефонные мешающие другим посетителям. Интересно, что в социальных сетях и блогах одни пользователи хвалят РГБМ, восхищаются ею за возможность свободно общаться и громко разговаривать, другие (их больше) за возможность сосредоточенно, комфортно и опять же свободно готовиться к занятиям, писать курсовые и т.п. Так что постоянной задачей персонала библиотеки остаётся разрешение такого рода противоречий и обеспечение свободы и комфорта и тех, и других...
Исследование показало, что для большинства наших посетителей РГБМ остаётся прежде всего библиотекой, но библиотекой современной, нужной и интересной им. При этом значимы не только электронные технологии (хотя они очень важны), но не в меньшей степени организация библиотечного пространства и принципы обслуживания, создающие атмосферу свободы, комфорта, современности. Если это есть не стоит бояться потерять библиотечную специфику.
Цель «перезагрузки» РГБМ достигнута: сегодня традиционные элементы библиотеки как института (фонд, справочный аппарат, формат обслуживания, правила пользования) соответствуют представлениям пользователей о подходящем месте для современного молодого человека. Это место не обязательно третье, оно может быть и четвёртым, и двадцать пятым, но обязательно одним из подходящих.
.
С автором можно связаться: