Вход в личный кабинет         RU  EN

Кто убил Есенина? Читка-эскиз пьесы Натальи Мозиловой на сцене РГБМ

11.04.2024

Фото: Алексей Михайлов

В минувшее воскресенье, 7 апреля 2024 года, в рамках цикла импровизированных читок мировой драматургии «По ролям» на сцене Конференц-зала РГБМ состоялась премьерная читка пьесы Натальи Мозиловой «Кто убил Есенина» в режиссёрской версии. О том, как это было, — в нашем небольшом материале.

Литературно-сценическому проекту «По ролям» повезло: ведь гостем Библиотеки для молодёжи стал современный драматург (а кроме того, прозаик, поэт, сценарист и режиссёр) — Наталья Мозилова, соединившая в представленной зрительскому вниманию работе сразу несколько ипостасей: автора текста и автора его сценической интерпретации, не говоря уже о роли хрупкого, но отважного капитана большого творческого корабля — замечательной команды артистов и помощников, собранной специально для этой читки.

Не так часто, знакомясь с какой-либо пьесой, в том числе и современной, мы имеем возможность познакомиться и с её автором. А шанс услышать именно его «тональность» прочтения текста, отметить, как сам драматург расставляет ударные точки в действии, и, более того, проникнуть в авторское видение воплощения пьесы на сцене, — вообще случай нечастый. Однако публика, собравшаяся вечером 7 апреля в зрительном зале РГБМ, получила эту счастливую возможность.

Жанр сценической читки (как и читки «застольной») предполагает в большей степени «нагрузку» на чуткое ухо аудитории. И «услышать» происходящее — чрезвычайно важно. Для исполнителей же этот формат представления драматического текста усиливает необходимость быть чрезвычайно точными, ещё более внимательными к партнёру, собранными и тонко настроенными «инструментами», доносящими образы и всю историю до публики. В каком-то смысле, жанр читки гораздо проще, чем спектакль в полноценном его виде, ведь это лишь набросок будущей постановки, да и участники такого «наброска» имеют в руках надёжную опору в виде реального текста. Но в чём-то эта форма куда более сложна, ведь «спрятаться» актёру просто некуда — он как на ладони: визуальный ряд упрощён и минималистичен, совсем пунктирно намечены мизансценическое решение, костюмное и прочие подкрепляющие и уплотняющее сценическое повествование эффекты.

И вот теперь стоит сказать, что Наталья Мозилова смогла заполнить живыми красками этот графичный «карандашный» набросок, создать на площадке дышащую атмосферу с помощью минимальных, но всегда действующих средств: визуального фото-, а также видеоряда (фантазийного и документального) и, конечно, музыкального сопровождения. Всё это на протяжении вечера создавало на площадке необходимые координаты существования для актёров, творило пространство для героев, придавало объём действию.

Все исполнители персонажей пьесы «Кто убил Есенина» аккуратно и точно прочерчивали линию жизни своих героев, будучи одновременно чуткими к партнёрам и зрителю, гармонично осваивая заданное пространство, осторожно ведя за руку своего персонажа от начала истории до её финала.

Из очень «разговорного» по сути своей драматического текста, сотканного из встреч и диалогов, автору удалось создать яркое калейдоскопическое действие. Можно даже сказать «раскадровку» биографии Сергея Есенина с точечно подсвеченными ключевыми и говорящими эпизодами его жизни.


 

«Кто убил Есенина» — историческая драма по жанровому определению автора. Текст написан на основе многочисленных воспоминаний и документов, связанных с именем поэта. И сопряжение документалистики и творческой свободы драматурга сохраняет в рамках пьесы гармоничный баланс: обращение к фактам биографии Есенина даёт крепкий фундамент для художественных построений, не позволяя уйти в очевидные «выдумки» и откровенно вольные «фантазии» на тему.

Вокруг чего строится сюжет пьесы? В аннотации к эскизу сказано: «Наше время. В Высший Суд от почитателей таланта Есенина поступает апелляция: народ требует пересмотреть его дело и направить поэта в рай. Для Судьи и для самого Есенина это полная неожиданность, но в итоге один соглашается судить, а второй — быть судимым. Свидетелями выступают друзья и близкие поэта. Благодаря «Книге жизни» мы видим эпизоды из биографии поэта, связанные с детством, началом творческого пути, самыми счастливыми и трагическими страницами его биографии.


 

Каким же будет вердикт Высшего Суда? Кто убил Есенина и почему это произошло?»


 

Невероятно яркой обнаруживает себя палитра героев: здесь и друзья, и знакомые, и родные Сергея Александровича: Анатолий Мариенгоф, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Анна Изряднова, Всеволод Иванов, Галина Бениславская, Мария Конотопова, Григорий Распутин, Алексей Клычков, Пётр Орешин, бабушка Есенина Наталья Евтеевна и другие… Здесь же присутствуют и такие персонажи, как Чёрный человек, Белый человек, работники суда, конвоиры, официанты и жители села Константиново.

И ещё несколько слов о тех, кто оживил на сцене пьесу Натальи Мозиловой и погрузил всех присутствующих в наше прошлое, совсем недавнее по меркам истории. Как в пьесе нет «проходных» персонажей, так и в составе, который сложился к моменту представления читки, не оказалось «случайных» лиц (хотя некоторые участники присоединились к проекту чуть ли не накануне премьерного показа). Общее неравнодушие исполнителей к материалу, очевидное доверие режиссёру и вера в саму творческую идею, предложенную им для реализации, — качественный клей, соединивший сборную труппу в слаженный коллектив.

Роли исполняли актёры театра и кино: Сергей Ларин, Генри Бэсхэ, Сергей Куликов, Александр Башкирцев, Алексей Аникин, Лилия Ачкасова, Елена Медведева, Лилия Гайсина, Валентина Седлова, Дмитрий Асташевич, Татьяна Сомова, Павел Морозов, Вячеслав Назаров, Виктория Зиновьева, Валерий Гладиков, Дмитрий Ерохин, Максим Тужилкин, Даниил Ивершинь.

Можно было бы сказать здесь о сценическом обаянии и удачах каждого актёра, занятого в показе. И свои находки, и «попадания» были у всех без исключения. Но, учитывая количество участников, такая (пусть и хвалебная) аналитика просто не позволит уложиться в рамки настоящей статьи. Позволим адресно обратиться тут лишь к одному из них — к пятилетнему Артёму Конкину, сыгравшему Сергея Есенина в детстве. Поздравляем юного артиста с замечательным дебютом! Отметим его терпение, доверие коллективу и совершенно взрослый подход к делу.

Кто убил или что убило Есенина? Вопрос на сегодня, может, и почти риторический, но он важен тем, что позволяет вновь и по-новому взглянуть на жизнь и творчество поэта. А шире — на жизнь каждого человека. Посмотреть на кадры, ушедшие в историю, через такую оптику, когда люди прошлого оживают вместе с самим этим прошлым и становится отчётливо слышно, что и они, и мы терзаемся схожими проблемами, вопросами, поисками. И отрадно, что и им, и нам, есть и будет на что оглядываться с улыбкой. Хорошо, когда есть за спиной то, о чём, как бы ни было тяжко и даже темно, человек не жалеет и не плачет.


 

Ещё одна мысль, невольно пришедшая в голову после просмотра эскиза спектакля Натальи Мозиловой, звучит классически: «А судьи кто?» Думая о том, что каждый человек раньше или позже оказывается в роли «подсудимого» и смотрит на ретроспективу своей жизни, ответ рождается один: точно не мы с вами.

 

На «есенинском процессе» присутствовала Анна Харитонова
Фото — Алексей Михайлов

Недавно
Читайте также:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024