Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Изотекст в РГБМ: научные и образовательные практики в библиотеке

Автор: Кунин А.И., Канунникова Ю.В

Издание: Университетская книга. — 2023 . — январь-февраль. — С. 60–63

Может ли публичная библиотека стать коммуникативным центром для научного сообщества? Способна ли она участвовать в формировании междисциплинарных площадок и отражать наиболее актуальные веяния современной науки? В Российской государственной библиотеке для молодёжи (РГБМ) не задавались этими вопросами, когда в 2016 г. готовили первую сессию международной конференции исследователей комиксов «Изотекст».

Но время не стоит на месте. В ноябре 2022 г. конференция была проведена уже в седьмой раз и имела традиционно сложившийся научно-практический характер. В качестве её соорганизатора теперь выступает Институт этнологии и антропологии РАН. Каждая ежегодная сессия «Изотекста» длится не менее трёх дней. В 2022 г. в конференции приняло участие более 40 спикеров, среди которых 16 кандидатов и пять докторов наук, аспиранты, студенты и независимые исследователи, представители более чем 30 культурных, научных и образовательных организаций. Полагаем, что на этом фоне можно уже делать какие-то промежуточные выводы. Или, например, оглянувшись назад, оценить пройденный путь.

Сама идея конференции по комиксам возникла в РГБМ на фоне двух важных обстоятельств. С одной стороны, читатели старшего школьного возраста и студенты всё чаще стали обращаться с запросами по теории и истории комиксостроения для решения своих учебных задач, начали выбирать темы для курсовых и дипломных работ, связанные с комиксами и визуальной культурой. С другой — выяснилось, что визуальное повествование в том или ином виде попадает в поле научных интересов представителей самых разных областей знания. Философы, антропологи, лингвисты, культурологи, искусствоведы, книговеды нуждаются в некой общей, междисциплинарной, площадке, где можно было бы обмениваться опытом, обсуждать гипотезы и наработки. И тут публичная библиотека оказалась как нельзя кстати. Ведь она не ангажирована никакой конкретной областью знания или школой, а значит, может служить независимой площадкой для выражения различных научных позиций и взглядов.

Конференции «Изотекст» предшествовало издание одноимённого сборника статей, он публиковался силами РГБМ с 2010 г. по 2015-й и был адресован библиотекарям и клубным работникам, заинтересованным в работе с комиксами, мангой и другими видами рисованных историй. Также речь в сборнике шла о культуре рисованного лубка, об эстетике комикса в современном искусстве и о прочих смежных пространствах. Так что придуманное А. Куниным в 2010 г. слово «изотекст2 представилось на первых порах отличным рамочным понятием, используя которое можно было говорить обо всём многообразии видов последовательного повествования в картинках одновременно.

Тематически конференция прошла эволюцию от форума независимых исследователей, на котором давался общий срез интересов и научного поиска в области рисованных историй, до рабочего пространства с конкретными задачами. Так, в 2021 г. одной из основных задач конференции была попытка определить возможные границы предметного поля comicsstudies как междисциплинарного направления исследований. А центральной темой конференции в 2022-м стали рисованные истории в сфере медиа: форматы, носители, среды. Это, безусловно, интересно как в контексте comicsstudies и исследований медиа, так и в дисциплинарных рамках книговедения, искусствознания, антропологии, литературоведения и иных исследовательских направлений.

Таким образом, будучи изначально откликом на запросы отдельной группы наших читателей, со временем конференция «Изотекст» сама стала влиять на российское околонаучное и научное пространство, меняя отношение к исследованию визуального нарратива и превращая эту практику в нечто ординарное, привычное.

Интеграции различных исследовательских кругов вокруг «Изотекста» послужили сборники материалов конференции, которые неизменно публикуются каждый год РГБМ и с 2020 г. индексируются в Российском индексе научного цитирования.

Сегодня в научном обиходе можно услышать слова «изотекст», «изотекстовый», «изотекстуальный»… Пусть они пока имеют казуальный характер и используются неофициально, но нельзя исключать, что в перспективе получат статус научных терминов.

Конференция проводится в Москве ежегодно в первой декаде ноября. Всё остальное время работа продолжается посредством ежемесячных встреч семинара «Исследования визуальной культуры». Такой формат работы позволяет сохранять актуальность темы и стимулирует новых исследователей обращаться к вопросам визуальной культуры, включаясь в работу научного сообщества.

Советское детство в фотографиях, non-fiction в отечественных комиксах, комиксы как учебная дисциплина, русская революция 1917 г. в итальянских комиксах, визуализация научного знания, визуальность в контексте музыкального сообщества, культура интернет-мемов и многое другое — это темы семинаров, которые впоследствии развиваются в отдельные секции на конференции, обретают свое воплощение в научных статьях в сборнике «Изотекст».

Однако было бы неверно полагать, что научная деятельность на базе публичной библиотеки, примером которой служит конференция «Изотекст», возможна в отрыве от культурной и просветительской деятельности, проводимой с 2010 г. Центром рисованных историй РГБМ и библиотекарями-энтузиастами из различных регионов страны.

На данный момент в России существует около 30 действующих центров комиксов, и большая их часть — на базе публичных библиотек. В большинстве случаев их деятельность включает в себя ряд различных просветительских мероприятий и учебных проектов. 70% из ныне активных библиотечных комикс-центров участвовали в организации учебной деятельности в последние пять лет и порядка 53% продолжали заниматься этим в 2022 г.

Основные цели работы центров —увеличение осведомлённости общества о культуре рисованных историй, обучение созданию собственных комиксов, использование комикса в продвижении культурно значимых тем, и в частности чтения и интереса к истории родного края.

Чаще всего, конечно, просветительские и обучающие мероприятия комикс-центров носят локальный и непродолжительный характер, но в ряде случаев мы имеем дело с длительными и комплексными по содержанию проектами с запланированным результатом работы в виде оценки о прохождении курса или в виде итогового продукта (книги), вовлекающими в творческий процесс не только читателей конкретной библиотеки, но и широкую аудиторию пользователей Интернета, другие комикс-центры и учреждения культуры.

Перечислим основные форматы просветительской деятельности комикс-центров. Учитывая большую потребность молодёжи в творческой самореализации, неизменной популярностью пользуются циклы практических курсов или мастер-классов по созданию комиксов при участии профессиональных сценаристов и художников. Результатом таких мероприятий может стать издание итогового сборника комиксов, выставки лучших работ или участие читателей в крупных региональных, всероссийских и международных конкурсах. Эти мастер-классы могут касаться не только создания комиксов, но и получения различных навыков работы с графикой, изображениями, созданием тематических поделок и изучением искусства и культуры, близких к культуре комиксов (например, курсы японского языка), что можно объединить с курсами комикса в единый блок практических занятий.

Приведём заметные примеры практических курсов в центрах комиксов:

  • в Красноярской краевой молодёжной библиотеке с 2021 г. действует студия комиксов «Имаджика» под руководством художницы Анны Кокотовой. Студия реализовала комикс-проект «Русский стиль»;
  • на творческой площадке «вМесто. Распаковка», организованной на базе Центральной городской библиотеки Нижнего Тагила при поддержке Фонда президентских грантов, в 2020 и 2022 гг. были организованы студии рисованных историй. Результатом первого курса стало создание сборника «Книга рисованных историй»;
  • в пространстве «Литкомс» (библиотека-филиал № 5 «Центр гуманитарно-технической информации» ГБУК г. Севастополя) был организован курс «Нескучная юриспруденция в комиксах» в формате мастер-класса по созданию комиксов и лекциями о праве;
  • в 2020–021 гг. центр «Бумажная Сова» Государственной библиотеки Югры получили грант губернатора на разработку проекта курса «Студии комиксов». Участники курса могли присоединиться к библиотечным комикс-проектам: сборникам «Мифы и предания народов Югры в комиксах», «Легендарные истории Югры» и «Комикс-пленэру по историческим местам» —мини-циклу при поддержке программы социальных инвестиций «Газпромнефти».

Игровые формы (квизы, викторины, квесты) —не только развлекательный, но и познавательный формат мероприятий, популярный среди молодёжи, вовлечённой в гик-культуру, к которой относят и комиксы. Наиболее яркий пример регулярных комикс-квизов представлен в деятельности Библиотеки комиксов Санкт-Петербурга (МЦБС имени М.Ю. Лермонтова). Важно упомянуть и комплексный литературно-интерактивный проект «КомиксКласс: начертательная классика ПуЧеДо» (Пушкин, Чехов, Достоевский), объединивший в себе форматы лектория, квеста и мастер-класса по созданию комиксов: https://vk.com/comicsclass.

Популярным направлением распространения информации остаются лектории и научно-практические семинары. Около трети всех действующих центров организуют выступления на тему различных типов и жанров комикса, а также смежных видов искусства или визуальной культуры от специалистов как из комикс-сообщества, так и других областей знания.

Большинство циклов привлекают целевую аудиторию, устанавливая рамки по признаку национальной специфики (лекции по манге и аниме, европейским альбомам BD), жанру (супергероика, ужасы, повседневность, японские комиксы с их жанровым разделением по возрастам и гендерам) и по степени вовлечённости аудитории в разные аспекты визуального искусства. Многие мероприятия в центрах тематически не зацикливаются конкретно на комиксах и исследуют смежные виды искусства: графику, кинематограф, мультипликацию, видеоигры, а также гик-культуру в целом.

Яркие примеры:

  • лекции о супергероях, о других жанрах комиксов в отдельном цикле «Неформат» и об анимации в «Мультилектории» в Библиотеке комиксов Санкт-Петербурга;
  • циклы лекций на тему японских комиксов, анимации и культуры в Центре манги и комиксов ЦГБ ГБУ ЦБС Фрунзенского района, Библиотеки А.П. Чехова города Санкт-Петербурга;
  • Центр рисованных историй РГБМ регулярно проводит онлайн-семинары и лекции, посвящённые исследованию различных аспектов визуальной культуры (семинар «Исследования визуальной культуры»), обзору отечественных профессиональных комикс-сообществ («Россия в рисованных историях»), а также истории поп-культуры, анимации и комиксов (цикл «Disney в разрезе»);
  • на еженедельных встречах «Комикс-курса» в Центральной детской библиотеке имени А.С. Пушкина в Тольятти юным читателям каждый раз представляют тематические лекции, связанные с комиксами и близкой к ним поп-культурой (кино, анимацией, шоу-бизнесом, фестивалями).

За годы работы с комиксами у сотрудников комикс-центров накопилось достаточно опыта, чтобы делиться им с коллегами. Так, в 2021 г. Н.А. Пляцек, руководитель центра «Бумажная сова», выпустила цикл онлайн-лекций «Говорим о комиксах. Видеолекторий для специалистов», в которых обсуждались базовые аспекты организации работы с комиксами в педагогическом, терапевтическом и информационном ключе. В том же году руководитель Центра манги и комиксов Санкт-Петербурга Ю.Б. Тарасюк провела интенсив «Комиксы в библиотеке» в гибридном формате: https://vk.com/manga_comics_center?w=wall-62851411_1618. По итогу с заданиями интенсива успешно справились 73 человека. Многим из них полученные знания помогли внедрить комиксы в повседневную библиотечную практику.

Все яркие популяризаторские проекты невозможно перечислить в рамках одной статьи. Но важно понимать, что именно они и стали той почвой, на которой сформировалось новое поколение читателей и молодых учёных, сделавших comicsstudies и исследования визуальной культуры трендом современности. И особенно отрадно, что именно публичные библиотеки России, работающие с молодёжью, оказались в фарватере этих процессов.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024