Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Конкурс медиапродуктов #СмотриГромче: формирование имиджа библиотек

Автор: Ганьон Жюто В. В.

Издание: Информационный бюллетень РБА. — 2023. — № 103. — С. 60-63

Виктория Валерьевна ГАНЬОН ЖЮТО,
заведующая сектором проектной деятельности, отдел региональных связей и проектной деятельности, Российская государственная библиотека для молодёжи, Москва

10 октября 2023 года в рамках Всероссийской конференции «Современная молодёжь в современной библиотеке» на торжественной церемонии были объявлены победители Всероссийского конкурса на лучший медиапродукт, формирующий позитивный образ библиотеки в молодёжной среде, — #CмотриГромче. Организатором выступила Российская государственная библиотеки для молодёжи (РГБМ) при поддержке Министерства культуры РФ, Российской библиотечной ассоциации и портала «Культура.РФ».

Конкурс, точкой отсчёта которого стал Всероссийский день библиотек (27 мая), был направлен на «формирование позитивного образа отечественных библиотек, формирование и закрепление устойчивого интереса к ним различных групп молодёжи через представление деятельности библиотек в современных медиа-форматах».

Идею Конкурса сформулировала Председатель Оргкомитета, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи Ирина Борисовна Михнова: «Идея конкурса, который проявит различные грани библиотечной сферы, витает в воздухе... остаётся самое главное — вдохнуть в неё жизнь, заинтересовать ей творческую молодёжь, дать почувствовать атмосферу, нерв библиотеки. Что за люди здесь бывают, общаются, делятся своими знаниями, заряжаются энергией сотворчества? Сделать библиотеку центральной героиней „цифровых высказываний» — задача участников конкурса. Создавая образ библиотеки как важной, неотъемлемой части повседневной жизни людей, мы указываем путь к ней для всех, кто нуждается в умных и достоверных ресурсах, ярких событиях и дружеской атмосфере».

Четыре конкурсных «медиакита» — учрежденные Российской государственной библиотекой основные номинации: «Цифровой текст», «Подкаст», «Видеосюжет», «VR- и AR-продукт». Учредителем специальной номинации «Фотосессия в библиотеке» стало Министерство культуры РФ, а специальную номинацию «Библиотечные сообщества в социальных сетях» инициировала российская технологическая компания VK.

Жюри и партнёры Конкурса

В состав жюри, которому предстояло оценить работы и определить финалистов в каждой номинации конкурса, вошли ведущие специалисты библиотечного дела, молодёжной политики, креативных индустрий, деятели радио-, кино и телевидения. Председателем жюри Конкурса стал российский режиссёр театра и кино, сценарист, продюсер, художественный руководитель театра «Модерн», заслуженный артист РФ, Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника» Юрий Грымов.

Помимо информационной поддержки партнёры из числа экспертов представили четыре образовательных мастер-класса, которые составили программу Конкурса. Онлайн-лекции были направлены на раскрытие специфики заявленных медиапродуктов и вариантов их реализации. Мастер-классы представили ведущие российские СМИ, среди которых: медиагруппа «Россия сегодня», радио «Маяк», телеканал «Россия-Культура» и сайт «Вечерняя Москва».

География охвата и активность аудитории

Волна #СмотриГромче прокатилась от Южно-Сахалинска до Калининграда и достигла максимальной амплитуды активности участников в Санкт-Петербурге. Топ-5 субъектов по количеству отправленных заявок:

1. Санкт-Петербург — 68 (10 %);

2. Москва — 50 (7 %);

3. Республика Башкортостан — 35 (5 %);

4. Новосибирская область — 32 (5 %);

5. Московская область — 24 (3.5 %).

Акция охватила 80 % субъектов Российской Федерации, в числе которых Донецкая и Луганская Народные Республики. Охват 71 региона стал возможен благодаря представительной поддержке, общедоступному творчеству, расширенному участию и широкому возрастному диапазону приглашённых к участию лиц. В Конкурсе приняли участие физические и юридические лица, представленные как отдельными авторами, так и коллективами библиотек, образовательных учреждений, музеев, домов культуры, школ креативных индустрий и творческих объединений. Для подачи заявки необходимо было заполнить форму регистрации на сайте организатора, прикрепить необходимые ссылки и файлы. Тематику и форматы конкурсанты выбирали самостоятельно.

В тройку самых популярных номинаций вошла одна основная и две специальные номинации: «Видеосюжет», «Фотосессия в библиотеке» и «Библиотечное сообщество в социальных сетях». В целом за период с 27 мая по 17 сентября организаторы получили 682 конкурсные заявки по номинациям:

1. «Видеосюжет» — 239 (35 %);

2. «Фотосессия в библиотеке» — 200 (29 %);

3. «Библиотечное сообщество в социальных сетях» — 100 (15 %);

4. «Цифровой текст» — 68 (10 %);

5. «Подкаст» — 64 (9 %);

6. «VR- и AR- продукты» — 11 (2 %).

Имидж как предчувствие

Эксперты проделали сложнейший анализ работ, посвящённых столь тонкой материи как имидж. В ходе оценки необходимо было учитывать возможности и факторы, определяющие профессиональные и персональные представления о позитивном образе библиотеки. Помимо формальных отличий (хронометраж, качество воспроизведения, количество знаков и т. д.) и способов воздействия предстояло оценить содержательные акценты, которые при всех авторских стараниях нередко смещаются: библиотека как центральный элемент медиапродукта становится неуловимой, либо вовсе «уходит с радаров». Общие для всех членов жюри трудности можно описать развернутым комментарием креативного директора факультета бизнеса и маркетинга в составе университета креативных индустрий Universal University, партнёр агентства Sensesay Александра Никифорова: «Так как все работы очень разноплановые, одной пятибалльной шкалы кажется мало для сравнения. Например, как сравнить 6-минутную короткометражку с монтажом и актёрами с минутным одноплановым румтуром, я не знаю...».

Номинация «Цифровой текст»: конструктор текстов

В соответствии с Положением о Конкурсе цифровые тексты принимались в формате документа Word со ссылкой на публикацию в сети. В этой номинации организаторов ждал широкий спектр поступлений: статьи и заметки электронных периодических изданий, интервью, репортажи, эссе, библиографические обзоры подборки книг, дневники («день из жизни...»), методические кейсы и общественные опросы. С этим необходимо учитывать характер цифрового текста и особенности современной структуры публикации. Мультиформатный контент заявок безраздельно включал статистику исследований, опросы, видеозаписи, инфогра-фику, GIF-анимацию, аудиозаписи, плейлисты и гиперссылки на дополнительные материалы. Форматы публикаций были не менее разнообразны: статьи VK, лендинг-страницы, публикации сетевых изданий и блогов.

Номинация «Подкаст»: вытесняя тишину

По прогнозам аналитиков в ближайшие годы именно подкасты станут двигателем аудиоиндустрии. Заявленными в номинации «Подкаст» оказались не только подкасты (в общепринятом смысле), но и другие аудиопродукты: авторские песни и ремейки, аудиосказки и «атмосферные» клипы. Популярная наука, литература и литературоведение, история и краеведение, личностное развитие и продвижение профессии (в целом и её отдельных специализаций в разговоре с действующими лицами) — ведущие направления, объединяющие большинство библиотечных подкастов. Отдельно стоит обратить внимание на кейс непреодолимого влияния языкового барьера в рамках конкурсного отбора. В частности, на конкурс был направлен научно-популярный подкаст медиацентра Северо-Восточного федерального университета «Сырдат» (выходит на якутском языке).

Номинация «Видеосюжет»: от рилс до короткого метра

Последние отечественные медиаисследования показывают, что уже более 90 % людей хотят, чтобы компании представляли свой контент в видеоформате. Спрос рождает предложение, и библиотеки отвечают на вызов — в стратегии продвижения формат становится доминирующим. Реализации задач способствуют доступность использования и возможности сторителлинга. Среди всего разнообразия можно выделить следующие жанры и направления номинации «Видеосюжет»: короткометражные фильмы, репортажи, интервью, обзоры, эпизоды сериалов и короткие скетчи (сценки из жизни библиотекарей), экранизации в стиле классического немого кино, документальные фильмы, поэтические и музыкальные спектакли, патриотические сюжеты, имиджевые ролики, видеоэкскурсии по библиотеке на английском языке, анимационные ролики, рилс и др.

Номинация «VR- и AR-продукт»: в дополнение к реальности

Молодое, но очень перспективное направление библиотечной работы — создание VR-и AR- продуктов. При достаточно скромном количестве заявок эксперты отметили позитивные и в какой-то степени инновационные элементы и техники. В рамках отдельных номинаций помимо оценок, выставленных на основе контрольного списка критериев, организаторы получили развёрнутые комментарии. Так, руководитель Центра инновационной журналистики Дирекции новых медиа медиагруппы «Россия сегодня» Иван Громов отмечает следующие особенности работ номинации: «качественное видео и тематически хорошо выстроенная драматургия»; «работа с источниками и удачная современная идея с нейросетями — смешение плоскости технологий (нейросети и AR)»; «возможности взаимодействовать с картинами, что создаёт дополнительный объём восприятия», а также «создание точки притяжения туристов и историков, удивительного тура по месту, которое не так просто найти на карте».

Интернет-голосование и работа жюри

Результатом конкурсного отбора стали списки из 20 видеосюжетов, 20 подкастов, 16 цифровых текстов и 4 VR/AR-продуктов — именно столько позиций вошло в распределённый по номинациям шорт-лист. Следующим этапом стало зрительское голосование и параллельная работа жюри с опорой на следующие критерии оценки конкурсных работ: актуальность, новизна идеи, оригинальность формата, информативность; качество медиаматериалов (изображение, звук); уровень владения специальными выразительными средствами; эстетичность работы. Экспертная оценка прикладных характеристик медиапродукта включила общественную значимость и практическую пользу для местного сообщества / целевых групп проекта, а также длительность «жизненного цикла» проекта и возможность использования его под различные задачи, связанные с продвижением библиотеки.

Формула победы складывалась из оценок жюри (определяющее условие) и позиции в рейтинге интернет-голосования. На решающем этапе стыковки результатов предсказуемые трудности не возникли — оценки жюри и симпатии голосовавших полностью совпали.

Победителями Всероссийского конкурса на лучший медиапродукт, формирующий позитивный образ библиотеки в молодёжной среде #СмотриГромче, стали:

  • Номинация «Цифровой текст» — Шагать вперёд медленно, но верно (Тишина Екатерина, г. Самара);
  • Номинация «Подкаст» — Научка33 (Владимирская областная научная библиотека им. М. Горького);
  • Номинация «Видеосюжет» — Библиотека — место для тебя (Сурова Валерия, г. Владивосток, Приморский край);
  • Номинация «VR- и AR-продукт» — Конфетти: живопись, графика (Централизованная библиотечная система города Мурома, Владимирская область).

Победители в номинациях получили дипломы, сертификаты бренда техники Felfri и умные колонки Капсула VK Мини. Победители в номинациях «Видеосюжет» и «VR- и AR-продукт» получили дополнительное поощрение — сертификаты на обучение от спонсора номинации — Университета «Синергия».

Элемент неожиданности в церемонию объявления победителей внесла специальная номинация, отметившая еще одну работу в самом популярном направлении «Видеосюжет». Российская государственная библиотека для молодёжи на правах организатора отметила работу команды Национальной библиотеки Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Салехард) за динамичный видеоролик, демонстрирующий многогранные возможности библиотеки, — «Всё, везде и сразу о Национальной библиотеке ЯНАО». Специальный приз РГБМ предусматривает трёхдневную профессиональную стажировку (24 часа) на базе профильных учреждений. Помимо консультаций специалистов по разным направлениям деятельности, включая знакомство с PR-службой, в программу также войдёт авторская экскурсия с посещением одного из ведущих театров столицы.

Специальная номинация «Фотосессия в библиотеке»: взгляд сверху

Учредителю специальной номинации «Фотосессия в библиотеке» предстояло отсмотреть 200 фотосессий (вторая по количеству заявок номинация). Лучшим фотопроектом по версии Министерства культуры РФ была признана серия работ «Читающие спортсмены» Дарьи Коновой, библиографа Универсальной библиотеки им. Д. И. Блохинцева Объединённого института ядерных исследований (г. Дубна). Диплом и подарочное издание «Открывая Россию. Самые красивые места нашей страны глазами фотографов-путешественников Russian Explorers» автору вручила начальник отдела библиотек Министерства культуры Российской Федерации Ирина Васильевна Тимчишина.

«Библиотечное сообщество в социальных сетях»: взгляд изнутри

Роль медиаплощадки «ВКонтакте» для библиотек России сложно переоценить. Именно здесь даже самая маленькая библиотека самого удалённого пункта может рассказать о себе профессиональному сообществу и найти свою аудиторию по всей стране. Эксперты компании VK самостоятельно оценивали содержание и качество ведения библиотечных сообществ (страниц в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Дзен»), навыки применения инструментов и приложений, таких как опросы, подкасты, статьи, клипы, мини-приложения и чат-боты. Из сотни официальных представительств была выбрана Библиотека роста и карьеры из Санкт-Петербурга. Библиотечному сообществу с одноимённым названием в сети будет оказана экспертная поддержка от команды VK.

Конкурс #CмотриГромче — первый масштабный опыт сотрудничества Российской государственной библиотеки для молодёжи, Министерства культуры РФ и технологической компании VK. Работа библиотеки в направлении создания медиапродуктов и развития медийных каналов — приоритетное направление деятельности, а участие в конкурсах даёт новый импульс для созидания на этом поприще.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024