Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Отражение проблем молодёжной кадровой политики в «Стратегии развития библиотечного дела Российской Федерации на период до 2030 года»

Автор: Захаренко М.П.

Издание: Информационный бюллетень РБА. – 2021. – № 93. – С. 69 – 71

Марина Павловна ЗАХАРЕНКО,
председатель Молодёжной секции РБА,
заместитель директора по научной и методической работе,
Российская государственная библиотека для молодёжи, канд. пед. наук, Москва

На развитие сферы культуры, формирование и реализацию культурных практик, специфику управления организациями культуры концептуально влияет государственное нормативное регулирование.

Нормативно-правовую базу современной государственной культурной политики в Российской Федерации определяет ряд важных документов: Основы государственной культурной политики в Российской Федерации, утверждённые Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808; Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р; Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 годы, утверждённая Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 317, а также План реализации на 2021— 2023 гг.; Национальный проект «Культура» (период реализации 2019— 2024 гг.).

Контентный анализ свидетельствует, что в каждом из этих документов присутствуют библиотеки как пространства культуры, а также с различной степенью полноты отражены кадровые вопросы отрасли: кадровая политика, дефицит квалифицированных кадров и их подготовка, формирование кадрового резерва и др. Вместе с тем, словосочетание «молодые специалисты» встречается впервые лишь в тексте Государственной программы «Развитие культуры и туризма». Например, среди ожидаемых результатов реализации программы обозначено: «создание условий для привлечения в отрасль культуры высококвалифицированных кадров, в том числе молодых специалистов».

Актуальным прогностическим документом, определяющим векторы развития библиотечной отрасли страны на ближайшие годы, является принятая Правительством нашей страны «Стратегия развития библиотечного дела Российской Федерации на период до 2030 года» (Распоряжение Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 608-р) (далее — Стратегия). Документ впервые подготовлен совместно Министерством культуры России и профессиональным сообществом.

Основной посыл Стратегии — формирование комплекса мер, направленных на полномасштабную модернизацию российской библиотечной сферы как неотъемлемой части информационного пространства знаний и системы национальной безопасности.

Структура Стратегии содержит семь крупных разделов: «Общие положения», «Ключевые цели и задачи», «Развитие основных направлений библиотечного дела», «Сценарии развития библиотечного дела», «Перечень показателей реализации и этапы. Прогнозные индикаторы», «Финансовое обеспечение» и «Управление реализацией». Кадровому обеспечению развития библиотечного дела, совершенствованию системы подготовки библиотечных кадров, необходимости привлечения молодёжи в профессию отводится важная роль.

Среди негативных тенденций текущего состояния библиотечного дела в России обозначена необходимость привлечения молодых кадров, поскольку кадровый состав общедоступных библиотек стремительно стареет. «Численность сотрудников старше 55 лет составляет 26,2 %. Самой малочисленной является группа специалистов до 30 лет — 7,2 %, что тормозит преобразование библиотек» — обозначено в Стратегии.

Поступательное развитие любой отрасли, в том числе библиотечной, предполагает обеспечение квалифицированными, мотивированными на результат и совершенствование, обладающими широким спектром актуальных компетенций кадрами. В настоящее время существует определённый разрыв между требованиями интенсивно меняющейся библиотечной практики, развитием новых услуг и форм обслуживания пользователей и имеющимися профессиональными компетенциями сотрудников библиотек. Потому реализация Стратегии предполагает ряд мероприятий, направленных на эффективное кадровое обеспечение отрасли:

— создание системы мониторинга и прогнозирования кадровой потребности в библиотечной сфере на среднесрочную перспективу на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
— актуализацию нормативно-правовой базы в соответствии с текущими и перспективными задачами отраслевой кадровой политики, в том числе для формализации деятельности волонтёров в библиотеке;
— формирование единого механизма государственного заказа на обучение (среднее профессиональное и высшее образование по направлениям подготовки высшего образования — бакалавриата и магистратуры «Биб-лиотечно-информационная деятельность»), профессиональную переподготовку и регулярное повышение квалификации сотрудников по ключевым направлениям модернизации отрасли;
— развитие на базе федеральных и региональных библиотек практико-ориентированного обучения по дополнительным профессиональным программам и переподготовке профильных специалистов, с акцентированием внимания на подготовке кадров, осуществляющих свою деятельность в отдалённых и малонаселённых территориях, работающих с детьми, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
— развитие состязательности в библиотечном деле с созданием условий для освоения и трансляции лучших отечественных и зарубежных профессиональных практик, распространением передового опыта и технологий в библиотечной сфере, в том числе по формированию и деятельности управленческих, проектных команд, а также с повышением профессионального мастерства и внедрением стандартов обслуживания;
— межведомственный мониторинг реализации программ высшего библиотечного образования;
— межведомственную координацию государственного заказа на подготовку специалистов по уровням образования — бакалавриата и магистратуры;

— развитие общественно-государственных профессиональных центров сертификации библиотечных специалистов;
— формирование регламентирующей и методической базы для определения объёма и границ формализации отношений библиотеки и добровольцев (волонтёров) при обязательности разграничения функциональных обязанностей между штатным персоналом и волонтёрами;
— привлечение к работе в библиотеке специалистов из других сфер деятельности, обладающих актуальными компетенциями, с обязательной их последующей адаптацией к особенностям работы современной библиотеки;
— содействие повышению престижа библиотечной профессии и имиджа библиотек как места работы, а также привлечению к занятию библиотечным делом социально активных молодых специалистов разного профиля.

Среди механизмов решения основных задач Стратегии в части кадрового обеспечения библиотечного дела выделим важные для нас позиции:

— разработка комплекса мер по привлечению в профессию молодых специалистов с трудоустройством их в библиотеки;
— разработка методик и форматов профессиональной ориентации (карьерной навигации) старшеклассников на библиотечно-информационную деятельность в контексте выстраивания их будущей карьерной траектории.

Представлены три возможных сценария реализации Стратегии: инерционный, базовый и инновационный. Наиболее реалистичным и обеспечивающим стабильность и поступательность развития библиотечной сферы является базовый сценарий. Он предусматривает ускорение темпов модернизации библиотек в рамках Национального проекта «Культура» как одного из стратегических приоритетов государственной культурной политики, увеличение количества библиотек, модернизирующихся за счёт региональных бюджетов и за внебюджетные средства, а также постепенное создание и запуск механизмов реализации Стратегии. При реализации указанного сценария предполагается осуществление исследовательских инициатив и мониторингов, а также разработка и финансирование проектов по ключевым проблемам деятельности библиотек. Планируется, что доля сотрудников в возрасте до 30 лет в общей численности основного персонала библиотеки к уровню 2019 года увеличится до 18 %.

Обратим внимание, что реализация Стратегии предполагается в два этапа: 2021—2024 гг. и 2025—2030 гг. На каждом этапе формируется План реализации Стратегии (план на первый этап утверждается в 2021 году, на второй — в 2024 году) и устанавливаются соответствующие целевые показатели, синхронизированные со всеми отраслевыми документами стратегического планирования.

В заключение можно резюмировать, что вектор молодёжной кадровой политики направлен в сторону активного отношения к молодым сотрудникам как к «молодым библиотечным профессионалам», обладающим определённым набором знаний, умений, навыков и опытом. На этой основе логично формировать перспективную кадровую политику в библиотечном деле и выстраивать эффективную работу с персоналом в каждой конкретной библиотеке. Можно утверждать, что в большинстве современных отечественных библиотек есть молодые кадры, и проблема состоит в целенаправленной поддержке, развитии и стабильном закреплении, в гармонизации их профессиональной деятельности.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024