Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Великая Отечественная война продолжается?

Автор: Бондаренко В.В.

Издание: Новые деловые люди. —2020. —№4. —С. 26-27

Согласимся: историческое событие по-настоящему живо в памяти потомков, пока о нем спорят. О Великой Отечественной войне, ее трагедиях и победах, спорят и посейчас. И произведения «художки» в этом споре исполняют одну из главных партий. Собственно, писатели стали первыми, кто посмотрел на события этой войны не с точки зрения официоза, а «чисто по-человечески», основываясь на собственном опыте.

Оказалось: опыт этот куда как разнообразен, словно свидетели и участники ВОВ были — как бы это сказать? — немножко на разных войнах…

Ну вот, например, Леонид Леонов. Войну он встретил зрелым человеком и одним из главных советских писателей, мастером изощренной и философски порой перенасыщенной прозы. Советским, впрочем, тогда его можно было назвать с натяжкой. Бывший белый офицер, он очень аккуратно выражал сомнения в нетерпимо мажорном тогда «советском проекте». В романе «Русский лес» (1953 г.) Леонов подвел итог своим раздумьям военных лет. Мощный патриотический подъем военного лихолетья захватил его. Автор показал: юные герои романа, «дети революции», оказались истинными патриотами, и их подлинной идеологией стала не идея социального переустройства мира, не мировая революция, а любовь к родной земле — и в этой любви они оказались заодно с представителями старшего поколения, связь с которыми вроде бы в 30-е годы была насильственно прервана…

Конечно, уже по горячим следам событий появились романы и повести о войне — и не только золочено-официозные, заведомо лакировочные, лживые. Даже творения таких честных авторов, как Константин Симонов (прежде всего, его трилогия «Живые и мертвые» 1959 г.), вряд ли захватят сегодня нас. Тяжеловатым покажется пусть и сочиненный на документальной основе роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» (1946 г.).

Между тем, тексты, где была жгучая правда войны без всякой литературщины, уже лежали в редакциях журналов — лежали порой без движения. Такова участь повести Константина Воробьева «Это мы, Господи!» (1946 г.), которая прождала публикации в архиве целых сорок лет! А ведь в ней — самая страшная правда войны, она о личном опыте автора, побывавшего в плену и дважды бежавшего оттуда. Среди всех чудовищных деталей лагерного быта как-то особенно пронзительно выглядит одна: пленные советские офицеры обращаются друг к другу на «вы». В этом — почти единственная для них возможность сохранить здесь свое человеческое достоинство…

С середины 1950-х годов в литературу вступает целая плеяда мастеров «лейтенантской прозы»: Анатолий Ананьев и Борис Васильев, Виктор Некрасов (кстати, дебютировавший сразу после войны) и Вячеслав Кондратьев, Виктор Курочкин и Григорий Бакланов… Вот она, наконец, правда «маленького человека», попавшего на фронт: грязная, кровавая, но и героическая «окопная правда»! Юные герои этих повестей и романов часто обречены на скорую гибель, но мужают они не по дням, а по часам.

Особенно глубоко «на своей шкуре» исследуют нравственную проблематику войны герои повестей Василя Быкова и Валентина Распутина.

Однако и это еще «не вся правда» о войне, как считали многие и «официальные лица», и простые читатели. И вот в 1970 г. является роман Юрия Бондарева «Горячий снег», где, кажется, впервые автор соединяет правду окопную и правду штабов, где героями становятся и простые воины, и полководцы. Такого, комплексного, взгляда на военную тему читатели ждали давно, — но и этот роман не стал последним словом истины в раскрытии темы Великой Отечественной войны. Больше того, пожалуй, Бондарев создал некую колодку, по которой ваялись военные повести и романы застойных лет, где все вроде правда, но самые трудные, «проклятые» вопросы не заданы.

Эту нелегкую миссию — спросить о вине за такую запредельно высокую цену победы — выполнил Виктор Астафьев в своем нашумевшем романе «Прокляты и убиты» (1995 г.). Сперва читатель попадает в учебную часть, где готовят солдат для фронта, где царят бездушие командиров, бессмысленная муштра, грязь и пренебрежение к человеку. И сразу возникает вопрос: почему с будущими защитниками отечества обращаются, как с отребьем? Затем эти вот необстрелянные ребята попадают на фронт, в самую мясорубку — и многие гибнут. Автор задается вопросом: почему так дешева у нас человеческая жизнь — и почему такой непомерно высокой ценой добыта победа? Далеко не все ветераны были готовы так посмотреть на опыт войны. Между тем, вопрос-упреждение писатель задал не столько прошлому, сколько будущему: до каких пор такое будет у нас повторяться?

Не обходят военную тему и относительно «молодые» писатели. Стал популярным романом и основой еще более популярного фильма текст Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр» (2008 г.), где автор сюжетно обыгрывает название классической трилогии Симонова «Живые и мертвые». Роман Эдуарда Веркина «Облачный полк» (2012 г.) — сновидческое, мистическое, фантасмагорическое повествование о подростках-партизанах; в немалой степени это и роман-игра. Конечно, в этих книгах нет той остроты (при всей их подчас педалируемой жестокости), что отличает прозу участников войны, хотя сознанию нашего молодого современника они, может быть, и созвучней.

Что ж, раны рубцуются. Жаль, вопросы остаются пока без ответа…

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024