Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Государственная молодёжная политика Российской Федерации: становление и развитие. 1992—2017

Автор: Кочетков А.В., Кузьмина О.В.

Издание: Пространство открытых возможностей: издание к 25-летию современной государственной молодёжной политики и Нац. Совета молодёжных и детских объединений России / ред.-сост. Г.В. Петушков. — М.: Нац. Совет молодёж. и дет. об-ний России, 2017. — С. 18-48.

Андрей Валентинович КОЧЕТКОВ,
профессор кафедры государственного управления и права МГИМО (университета) МИД России, доктор юридических наук

Ольга Владимировна КУЗЬМИНА,
заведующая информационно-ресурсным центром по проблемам молодёжи Российской государственной библиотеки для молодёжи

В 2017 году Россия отмечает несколько знаменательных дат, связанных с её историей. Есть среди них дата, которая кому-то может показаться незначительной. Но для тех, кто работал и работает в органах по делам молодёжи, участвовал и участвует в развитии молодёжного движения, она очень важна.

Речь идёт о том, что в сентябре 2017 года будет отмечаться 25-летие современной государственной молодёжной политики в Российской Федерации, отсчёт которой принято вести с момента издания по инициативе Национального Совета молодёжных объединений России первого Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1992 г. № 1075, посвященного системным вопросам данной политики, — «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики». Именно с него фактически началась история становления и развития особой деятельности государства, которую нередко сегодня обозначают аббревиатурой «ГМП».

Современная государственная молодёжная политика в определённой степени есть продолжение той системы работы с молодёжью, которая сложилась ещё в советский период, когда действовала мощная молодёжная общественная организация, имевшая особые полномочия по представительству интересов молодёжи всей страны, — ВЛКСМ. Эта организация фактически являлась государственно-общественным комитетом по делам молодёжи и под руководством КПСС выполняла ключевые задачи политики государства в отношении молодого поколения.

В апреле 1991 года был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР», призванный обеспечить её реализацию на пространстве Союза ССР и входящих в него республик, в том числе РСФСР, укрепить юридические гарантии осуществления прав и свобод молодых граждан, а также прав молодёжных организаций. Именно в этом Законе впервые было дано правовое определение государственной молодёжной политики, и одна из статей называлась «Законодательство о государственной молодёжной политике».

Указанный союзный Закон фактически предусматривал десять основных концептуальных положений, отражающих подход к ГМП и её правовому регулированию:

  1. установление особенностей реализации конституционных прав и свобод молодого гражданина;
  2. законодательное закрепление правового статуса государственной молодёжной политики в стране;
  3. формирование и развитие законодательства о государственной молодёжной политике;
  4. создание государственной службы по делам молодёжи;
  5. формирование системы социальных служб для молодёжи;
  6. обеспечение участия молодёжи в управлении делами государства и осуществлении государственной молодёжной политики;
  7. привлечение негосударственных организаций к социальной помощи молодёжи;
  8. создание специализированных компенсационных фондов молодёжи;
  9. установление особого правового статуса молодёжных организаций в формировании и реализации государственной молодёжной политики;
  10. установление надёжных правовых гарантий осуществления государственной молодёжной политики.

Продуманность данного Закона очевидна. Он действовал, хотя и недостаточным образом, на территории нашей страны 22 года — с 1 июля 1991 года по 1 сентября 2013 года — и утратил силу в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

В настоящее время государственная молодёжная политика рассматривается как самостоятельное направление деятельности Российской Федерации, предусматривающее создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Государственная молодёжная политика представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодёжи и повышение уровня её потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения её лидерских позиций на мировой арене.

В Российской Федерации за 25 лет, прошедшие со дня распада СССР, был сформирован конституционно-правовой механизм разработки и реализации современной молодёжной политики государства, определены цели и принципы её построения, создана система управления работой с молодёжью на всех уровнях, сформирован механизм взаимодействия государственных органов с её объединениями. Рассматриваемый исторический период становления и развития государственной молодёжной политики можно условно разделить на 5 (пять) этапов:

  • первый этап (1992—1993), характеризующийся решительной борьбой лидеров Национального Совета молодёжных объединений России, Российского Союза Молодёжи и иных молодёжных организаций, руководителей территориальных органов по делам молодёжи, других сторонников новой концепции государственной молодёжной политики по вопросу быть или не быть данной политике вообще, и имевший своим результатом утверждение её приоритетов и основных направлений в Российской Федерации, создание федерального органа по делам молодёжи;
  • второй этап (1994—1999), рассматриваемый как период относительной «самостоятельности» государственной молодёжной политики, в рамках которого осуществлялось формирование и совершенствование её правовых основ на базе положений Конституции Российской Федерации 1993 года, определение механизма государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений, создание органов по делам молодёжи в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация президентской программы «Молодёжь России», выстраивание новых концептуальных подходов к организации работы с молодёжью на всей территории государства;
  • третий этап (2000—2006), направленный фактически на присоединение государственной молодёжной политики к сфере образования, активное использование системы образовательных учреждений в процессе реализации данной политики, организацию подготовки кадров для работы с молодёжью, развитие студенческого самоуправления, создание базы для формирования системы молодёжного парламентаризма, на переход от федеральной целевой программы «Молодёжь России» к отражению вопросов государственной молодёжной политики в отраслевых федеральных программах;
  • четвёртый этап (2007—2014), ориентированный на модернизацию государственной молодёжной политики и усиление её гражданско-патриотической направленности, ознаменовавшийся проведением Года молодёжи в Российской Федерации, поиском новых форм и методов организации работы с молодёжью и её привлечения к управлению делами государства, а также на переход к разделению функций федерального органа по делам молодёжи между профильными федеральным министерством и федеральным агентством, формирование системы молодёжных проектов, активизацию развития молодёжного добровольчества, движения студенческих трудовых отрядов, проведения молодёжных форумов;
  • пятый этап (2015—настоящее время), отсчёт которого следует вести с момента вступления в силу «Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года», содержащих системный подход к реализации государственной молодёжной политики и направленных на создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.

Первые четыре этапа были полны противоречий, однако проложили путь к формированию российской модели государственной молодёжной политики, которую, по-видимому, предполагается оптимизировать в ходе пятого этапа.

При этом нетрудно заметить, что все предпринятые действия в период прошедших 25 лет на федеральном уровне могут быть представлены в виде следующей «цепочки»:

Стратегический документ в сфере государственной молодёжной политики —> Система законодательства в сфере государственной молодёжной политики —> Органы, ответственные за реализацию государственной молодёжной политики —> Механизм взаимодействия государственных органов с молодёжными общественными объединениями —> Инфраструктура учреждений для молодёжи —> Программы и проекты по реализации государственной молодёжной политики.

Примечательно, что к началу 1992 года в Российской Федерации не было ни стратегии, ни законодательства, ни государственных органов в рассматриваемой сфере, ни ассоциации молодёжных общественных объединений, ни молодёжной инфраструктуры, ни молодёжных федеральных программ. Всё это предстояло создавать фактически «с нуля». Как показали дальнейшие события, государственным органам вместе с молодёжными общественными объединениями удалось выполнить данную трудную задачу, хотя и не оптимальным образом, с имеющими место ошибками и противоречиями в управлении работой с молодёжью.

История подготовки стратегических документов в сфере государственной молодёжной политики ведёт отсчёт с 1992 года, когда в аппарате Полномочного представителя Правительства Российской Федерации по делам молодёжи был разработан проект под названием «Основы федеральной молодёжной политики». Должность данного представителя была учреждена под давлением молодёжной общественности распоряжением Президента РФ от 29.01.1992 г. № 39-рп. Но указанный проект не был первым.

Опыт подготовки стратегических документов, касающихся непосредственно молодёжи, имел место ещё в советский период. В частности, в 1989 году Комитетом Верховного Совета СССР по делам молодёжи, группой народных депутатов СССР от ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ вносилась для обсуждения Концепция государственной молодёжной политики в СССР. Она предусматривала такие составные элементы, как «Постановка проблемы», «Цели государственной молодёжной политики», «Этапы осуществления государственной молодёжной политики», «Уровни осуществления государственной молодёжной политики», «Социально-правовой механизм государственной молодёжной политики», «Организационный механизм государственной молодёжной политики».

Первым введенным в действие стратегическим документом в сфере государственной молодёжной политики принято считать Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации», которое продолжает действовать в настоящее время, хотя иногда оно воспринимается органами власти всех уровней как документ, носящий исключительно рекомендательный характер.

Однако именно в данном документе впервые в российское законодательство было введено понятие молодёжи и дано определение государственной молодёжной политики, указаны её основные принципы и цели, а также выделены девять приоритетных направлений данной политики, по каждому из которых приведён комплекс мер и средств их реализации. К этим направлениям относятся: обеспечение соблюдения прав молодёжи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодёжи; содействие предпринимательской деятельности молодёжи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодёжи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодёжи; поддержка деятельности молодёжных и детских объединений; содействие международным молодёжным обменам.

В 2001 году широко обсуждался проект Концепции государственной молодёжной политики Российской Федерации, подготовленный Департаментом по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации и НИИ Московской гуманитарно-социальной академии (ныне — Московский гуманитарный университет). Настоящая Концепция представляла собой целостный документ, в котором предлагалась система идей, определяющая важнейшие цели, задачи, приоритеты и меры государственной политики, направленной на обеспечение стратегии государства в деле формирования условий социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. Но этот документ был неоднозначно воспринят во властных структурах и, как следствие, не нашел у них необходимой поддержки.

В декабре 2001 года Правительственной комиссией по делам молодёжи была одобрена Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Указанная комиссия была создана в 2000 году по предложению Правительства Российской Федерации взамен упразднённого Совета по делам молодёжи при Президенте Российской Федерации, действовавшего до этого на протяжении 6 лет, и имела статус координационного органа, образованного для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации государственной молодёжной политики.

Одобренная Концепция не могла рассматриваться как стратегически выдержанный документ, в связи с чем не случайно сразу вызвала много нареканий. Непонятным выглядел и статус Концепции, не позволяющий её рассматривать в качестве нормативного правового акта, на который должны были ориентироваться органы государственной власти. Сегодня о Концепции государственной молодёжной политики в Российской Федерации практически не вспоминают. Тем более что одобрившая её Правительственная комиссия по делам молодёжи упразднена ещё в 2004 году.

В 2002 году созданной при Президиуме Государственного совета РФ рабочей группой по вопросам государственной молодёжной политики был подготовлен соответствующий проект специальной Доктрины государственной молодёжной политики Российской Федерации, в которой определялись приоритеты государства в сфере работы с молодёжью. Однако его обсуждение слишком затянулось и не привело к необходимому консенсусу между авторами и федеральными органами исполнительной власти, особенно в части их взглядов на управление в данной сфере. Рассмотрение проекта Доктрины на заседании Государственного совета РФ долго откладывалось, и она фактически оказалась «в воздухе».

Однако тенденции поиска новых подходов к государственной молодёжной политике после замедления процесса принятия вышеуказанной Доктрины продолжались. В конечном счёте, фактически вместо неё распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р была утверждена Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Она была разработана на период до 2016 года и определила совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодёжь, включающих задачи, связанные с участием молодёжи в реализации приоритетных национальных проектов. Её структура содержала такие разделы:

  1. основные положения и цель Стратегии;
  2. предпосылки принятия Стратегии;
  3. цель и принципы реализации Стратегии;
  4. приоритетные направления государственной молодёжной политики;
  5. механизм реализации Стратегии;
  6. условия, необходимые для реализации Стратегии;
  7. результаты реализации государственной молодёжной политики и оценка её эффективности;
  8. заключительные положения.

Принятию Стратегии предшествовало широкое обсуждение её проекта в молодёжной среде, итоги которого были подведены на Всероссийском молодёжном форуме «Молодёжь меняет мир!» (ноябрь 2005 года). Введённая в действие Стратегия содержала немало идей, которые могут быть отражены в такого рода документах, но в научном плане она уступала фактически всем концепциям и доктринам государственной молодёжной политики, подготовленным по заказу органов власти за период с 1992 года, и носила противоречивый характер во многих отношениях, прежде всего с юридической точки зрения. Не просматривалась единая концепция предложенных в Стратегии молодёжных проектов, названия которых были больше похожи на заголовки из программ педагогического характера, чем на формулировки политических и юридических документов. Однако вплоть до 2014 года многие положения данной Стратегии претворялись в жизнь и нередко довольно успешно.

Примечательно, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Правительством РФ в ноябре 2008 года и сегодня продолжающей действовать, введён подраздел «Молодёжная политика». Данный факт свидетельствовал о начале рассмотрения государственной молодёжной политики с точки зрения стратегического подхода к её формированию и реализации.

В таком документе, как «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», также был предусмотрен специальный подраздел «Молодёжная политика». В нём было определено, что «важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния её граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодёжная политика».

Новый импульс процессу формирования стратегического подхода к государственной молодёжной политике, безусловно, придали утверждённые распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Основы государственной молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», определяющие систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодёжной политики. Необходимость создания подобного документа была обоснована экспертными оценками и прогнозными сценариями развития человеческого капитала молодёжи. Следует обратить внимание, что к работе над финальным текстом документа Федеральное агентство по делам молодёжи привлекло более 5500 человек — представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, региональных комитетов и иных органов по делам молодёжи, региональных общественных палат, молодёжных организаций. Соответствующие обсуждения проекта документа прошли во всех го федеральных университетах и более чем в 100 вузах страны (было учтено более 4000 поправок).

Согласно «Основам» приоритетными задачами современной государственной молодёжной политики Российской Федерации являются:

  • формирование системы ценностей с учётом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодёжи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодёжной среде культуры созидательных межэтнических отношений;
  • развитие просветительской работы с молодёжью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодёжи;
  • формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодёжи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодёжи;
  • создание условий для реализации потенциала молодёжи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта»;
  • создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей;
  • формирование информационного поля, благоприятного для развития молодёжи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодёжью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодёжи.

Следует отметить, что стратегии и концепции государственной молодёжной политики нередко разрабатывались и утверждались на уровне субъектов Российской Федерации. Имеется также немалый опыт введения в действие документов, содержащих стратегические (концептуальные) основы работы с молодёжью в соответствующих муниципальных образованиях.

В современной России идёт процесс формирования законодательства в сфере государственной молодёжной политики. Существующий в настоящее время блок федеральных и региональных законов и подзаконных актов, касающихся молодёжи и работы с ней, содержит немало норм, дающих возможность очертить контуры правового статуса указанной политики и определить основные положения, на которых строится её осуществление в нашей стране.

Первым специальным федеральным правовым документом, положившим начало правовому оформлению отношений государства и молодёжи после распада СССР, стал вышеупомянутый Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики», которым осуществление целостной государственной молодёжной политики в России признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

Данный Указ вместе с Постановлением Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации» стали ориентиром для принятия федеральных и региональных нормативных правовых актов в сфере государственной молодёжной политики. Принципы, направления и меры, обозначенные в указанных документах, нашли своё развитие в федеральных целевых программах «Молодёжь России».

Начиная с 90-х годов XX века вопросы государственной молодёжной политики находят отражение в федеральных конституционных и обычных законах. Имеет место также развитие ее федерального подзаконного регулирования.

Вступивший в силу в 1997 году Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» относит принятие мер по реализации молодёжной политики к полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере.

Гражданский, Семейный, Трудовой, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации содержат нормы, имеющие значение для развития законодательства по вопросам государственной молодёжной политики.

Федеральный закон от 18 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений, механизм их включения в систему государственной молодёжной политики.

Правовые нормы, затрагивающие вопросы правового положения молодёжи и организации работы с ней, есть в ряде других федеральных законов: «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об автономных учреждениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О занятости населения в Российской Федерации», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.

Однако в современной России нет единого подхода к формированию системы законов, в которых находили бы отражение вопросы государственной молодёжной политики. Особенно тревожным выглядит факт отсутствия базового федерального закона в данной сфере. Несмотря на многолетний процесс обсуждения различных проектов такого закона, до настоящего момента его не существует, и нет ясности, появится ли он в ближайшей перспективе.

Действующие редакции федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержат положения, относящие к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующие вопросы осуществления программ и мероприятий по работе с молодёжью. Отсутствие термина «молодёжная политика» в этих законах не означает отказа от его использования на региональном и муниципальном уровнях. Работа с молодёжью рассматривается как реализация молодёжной политики. Будучи разработанной и утвержденной, такая политика является ориентиром для работы с молодёжью.

Среди федеральных подзаконных актов следует выделить распоряжение Президента РФ от 24.06.1993 г. № 459-рп «О праздновании Дня молодёжи», в соответствии с которым принято решение о проведении в России ежегодно, 27 июня Дня молодёжи и Указ Президента РФ от 25.01.2005 г. № 76 «О Дне российского студенчества», установивший День российского студенчества, который решено отмечать 25 января. Указ Президента РФ от 16.05.1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», предусматривает комплекс мер, направленных на обеспечение государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

Необходимо выделить и подзаконные акты Президента РФ, которыми предусмотрены меры в области государственной поддержки талантливой молодёжи; молодых российских ученых; студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования; молодых деятелей культуры и искусства.

В России имеет место практика подзаконного регулирования вопросов государственной молодёжной политики палатами Федерального Собрания РФ, которые обладают определёнными полномочиями в данной сфере. Речь идёт о постановлениях Совета Федерации и Государственной Думы, регулирующих вопросы, связанные с организацией работы с молодёжью, а также созданием и регулированием деятельности постоянно действующих совещательных и консультативных молодёжных органов, палат (молодёжных парламентских структур).

Различные аспекты подзаконного регулирования государственной молодёжной политики находят отражение в постановлениях и распоряжениях Правительства РФ. Они касаются конкретизации правового статуса молодых граждан и мер их государственной поддержки; формирования молодёжных программ; координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере государственной молодёжной политики; утверждения положений об органах по делам молодёжи; поддержки молодых российских ученых; физического развития детей и молодёжи; создания условий для укрепления их здоровья; обеспечения жильем молодых семей; содействия развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодёжи и решения других вопросов.

Надо заметить, что на протяжении 25 лет в Российской Федерации принималось немало ведомственных правовых актов по вопросам государственной молодёжной политики. Речь идёт о приказах, касающихся различных вопросов работы с молодёжью и принятых федеральными органами исполнительной власти в разные годы.

Постепенно в России определяющим стал региональный уровень правового регулирования государственной молодёжной политики, который опережает федеральный уровень по многим позициям в области формирования законодательства. Государственная молодёжная политика субъекта Российской Федерации рассматривается как составная часть государственной молодёжной политики Российской Федерации и политики государства в целом, но вместе с тем имеет собственный механизм реализации.

Несмотря на слабость федерального законотворчества в данной сфере, в регионах создаётся своя нормативная правовая база, вопросы работы с молодёжью находят отражение в конституциях (уставах), законах и подзаконных актах субъектов Российской Федерации. За прошедшие 25 лет в субъектах Российской Федерации заложен правовой фундамент для преобразований в сфере государственной молодёжной политики. Ежегодно сохраняется позитивная динамика и увеличивается общий объём её регионального правового регулирования.

Со второй половины 90-х годов XX в. процесс введения в действие базовых региональных законов в сфере государственной молодёжной политики постепенно стал носить необратимый характер. В течение 1991-2006 гг. они были приняты в 77 из 89 субъектов Российской Федерации, существовавших на тот момент. Характерно следующее распределение этих законов по годам принятия: 1 закон — 1991 г.; 3 закона — 1992 г.; 2 закона — 1993 г.; 4 закона — 1995 г.; 6 законов — 1996 г.; 18 законов — 1997 г.; 15 законов — 1998 г.; 5 законов — 1999 г.; 8 законов — 2000 г.; 3 закона — 2001 г.; 3 закона — 2002 г.; 2 закона — 2003 г.; 5 законов — 2004 г.; 2 закона — 2005 г.; 2 закона — 2006 г.; 2 закона — 2008 г.; 1 закон — 2009 г.

Пик принятия законов пришёлся на 1997-2000 гг., что во многом объясняется тем, что в этот период обсуждался проект федерального закона «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации». Он был принят Государственной Думой ФС РФ и получил одобрение Совета Федерации ФС РФ, но не вступил в силу из-за того, что на него было наложено президентское вето, которое не удалось преодолеть. Все имевшие место попытки вернуться к повторному рассмотрению этого Федерального закона были безуспешны.

Нынешняя ситуация свидетельствует о приближении к тому, чтобы в каждом субъекте Российской Федерации имелся базовый закон в сфере государственной молодёжной политики. Значительными темпами развивается массив региональных подзаконных актов и муниципальных правовых актов, касающихся работы с молодёжью.

Важной вехой в развитии государственной молодёжной политики явилось создание и деятельность Национального Совета молодёжных и детских объединений России. В январе 1992 года десятью молодёжными общественными организациями (Российский Союз Молодёжи, Федерация подростковых, детских и пионерских организаций России, Российская Федерация клубов самбо, Ассоциация учащейся молодёжи, Молодёжный Союз демократической партии России, Движение молодёжи в поддержку Народной партии Свободная Россия, Российский Союз молодых Христианских демократов, Молодёжная организация РПРФ, Фонд творческой молодёжи А.С. Пушкина, Союз молодых конституционных демократов) был образован Национальный Совет молодёжных объединений России как объединение различных общественных, политических, религиозных и иных молодёжных и детских организаций и движений с целью координации усилий для защиты интересов.

Основной целью его создания было провозглашено формирование системы консультаций и координация деятельности молодёжных и детских объединений России. Создание Национального Совета было поддержано в вышеупомянутом Указе Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики».

Именно Национальный Совет молодёжных и детских объединений России принял на себя функции по координации взаимодействия молодёжных общественных объединений с государственными органами и представлению молодёжного неправительственного сектора Российской Федерации на международном уровне.

Основные направления деятельности, которые осуществляются Национальным Советом:

  • реализация программ и проектов Национального Совета и его членских организаций, направленных на развитие России в соответствии со «Стратегией 2020»;
  • развитие инфраструктуры молодёжного и детского движения;
  • международное молодёжное сотрудничество.

В настоящее время Национальный Совет фактически является наиболее представительным органом молодёжных и детских объединений в Российской Федерации, причём признанным таковым как внутри страны (государственными органами), так и за рубежом (межправительственными — Совет Европы, ООН, и неправительственными международными организациями — Европейский молодёжный Форум, Всемирная Ассамблея Молодёжи и др.). Сегодня в Национальный Совет молодёжных и детских объединений России входит 58 молодёжных некоммерческих организаций — общероссийские и межрегиональные общественные организации детей и молодёжи, региональные ассоциации (советы, круглые столы) молодёжных и детских объединений.

За прошедшие 25 лет Национальный Совет признан как полноценный субъект международного молодёжного сотрудничества.

Организацией была сформирована обширная учебно-методическая база материалов по молодёжной политике, международному сотрудничеству, неформальному образованию, молодёжной работе и другим темам. Долгое время они предоставлялись только для внутреннего пользования, но теперь доступны молодым политикам, специалистам по работе с молодёжью, лидерам и активистам общественных организаций, аспирантам и студентам, а также вообще всем интересующимся лицам.

В 2014 году утверждена и в настоящее время продолжает реализовываться Программа стратегического развития Национального Совета молодёжных и детских объединений России на 2014-2017 годы, представляющая собой комплексную систему стратегических приоритетов и принципов существования, целей и задач развития, основных этапов и направлений деятельности на период до 2017 года.

В 90-е годы прошлого века для обозначения органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию государственной молодёжной политики, стало активно использоваться словосочетание «органы по делам молодёжи». Был взят курс на формирование системы таких органов на всех уровнях — федеральном, региональном, муниципальном.

Наименование и структура федеральных органов по делам молодёжи за период с 1992 года по настоящее время менялись достаточно часто (до 2007 года примерно раз в два года). Причём были периоды, когда создавались самостоятельные органы — государственные комитеты, и периоды, когда вопросы государственной молодёжной политики передавались в ведение различных федеральных министерств.

Например, в 90-е годы XX века на протяжении нескольких лет сначала действовал Комитет Российской Федерации по делам молодёжи, являвшийся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении. В 1996 году он был переименован в Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи. В апреле 1998 года его функции были переданы Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Однако в сентябре 1998 года вновь был образован Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи, который в мае 1999 года был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по молодёжной политике.

2000 год ознаменовался событиями, которые фактически изменили расстановку сил в сфере государственной молодёжной политики и выдвинули на первый план проблемы обучения и воспитания молодёжи. Именно в это время были поставлены под сомнение правильность выстраивания данной политики рядом со сферой образования (а не «под ней»), а также претензии органов по делам молодёжи на перераспределение функций в работе с молодёжью и формирование для этого соответствующей законодательной базы.

17 мая 2000 года был упразднён Государственный комитет Российской Федерации по молодёжной политике с передачей функций Министерству образования Российской Федерации. В июне 2000 года был создан Департамент по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации. Примечательно, что тогда впервые была введена должность заместителя Министра образования Российской Федерации, отвечающего за вопросы государственной молодёжной политики.

С марта 2004 года уполномоченным органом по работе с молодёжью являлось Министерство образования и науки Российской Федерации, в структуре которого был создан Департамент государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей. Надо заметить, что при этом выполнение ряда функций по реализации государственной молодёжной политики возлагалось ещё на Федеральное агентство по образованию, в структуре которого действовало Управление по делам молодёжи, и на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

В октябре 2007 года было вновь принято решение о создании Государственного комитета Российской Федерации по делам молодёжи, на который возлагалось осуществление функции по определению государственной молодёжной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, созданию во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодёжи, условий для обеспечения здорового образа жизни молодёжи, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодёжью своих профессиональных возможностей, а также по координации деятельности в данной сфере органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В мае 2008 года было создано Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, а Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи преобразован в Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь). Это дало основания полагать, что государство отнесло молодёжную политику к числу одной из важнейших областей своей деятельности. Надо отметить, что термин «молодёжная политика» впервые появился в названии федерального министерства.

С мая 2012 года по настоящее время для координации деятельности по реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации используется вариант, когда действуют два органа — Министерство образования и науки Российской Федерации (в структуре создан Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи, который подчинен непосредственно федеральному министру) и Федеральное агентство по делам молодёжи.

Первый осуществляет функции по выработке и реализации государственной молодёжной политики и нормативно-правовому регулированию в данной сфере, а второй — по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодёжи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодёжи, нравственного и патриотического воспитания, а также на реализацию молодёжью своих профессиональных возможностей.

Следует заметить, что в реализации государственной молодёжной политики также участвуют и другие федеральные министерства, агентства и иные органы исполнительной власти. Они обеспечивают исполнение соответствующих актов законодательства Российской Федерации по вопросам реализации государственной молодёжной политики, в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты, а также целевые программы в этой сфере и представляют их в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

В течение 25 лет сохраняется разнообразие в подходах к определению статуса региональных органов по делам молодёжи и, как следствие, структуры и содержания их полномочий. К началу 2017 года на уровне субъектов Российской Федерации действовали 22 органа по делам молодёжи, не совмещающих молодёжную политику с другой государственной деятельностью (образованием, спортом, культурой, туризмом и др.). Это примерно в 3 раза меньше, чем в 2001 году, когда таковых было 60, и в 2 раза меньше, чем в 2005 году, когда их было 44.

Следует обратить внимание на то, что федеральными органами по делам молодёжи принимались меры по построению системы кадрового обеспечения государственной молодёжной политики. Как важный шаг с точки зрения признания существования данной сферы и развития её кадрового потенциала надо рассматривать появление в 2002 году нагрудного знака «Почётный работник сферы молодёжной политики», являющегося формой поощрения и стимулирования многолетней плодотворной деятельности по реализации государственной молодёжной политики, совершенствованию и развитию программ поддержки молодёжи.

Ещё в 2003 году Министерством образования Российской Федерации (которое в то время занималось молодёжной политикой) в порядке эксперимента была создана новая междисциплинарная специальность «Организация работы с молодёжью». В 2008 году Минспорттуризмом РФ была продолжена работа, в ходе которой совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования данной специальности. А затем уже появилось направление подготовки «Организация работы с молодёжью» для уровней магистратуры и бакалавриата.

Минспорттуризмом РФ была разработана и утверждена Концепция развития кадрового потенциала молодёжной политики в Российской Федерации. Совместными усилиями Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодёжи были созданы федеральный кадровый центр (на базе Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова) и 8 региональных кадровых центров (в каждом федеральном округе, Южном федеральном округе — 2).

Начиная с 1992 года органы по делам молодёжи предпринимали меры по формированию механизма финансового обеспечения государственной молодёжной политики. В марте 1992 года приказом Министерства финансов РФ в расходной части Классификации доходов и расходов бюджетов был введен специальный раздел «Финансирование мероприятий молодёжной политики». С этого момента была снята проблема бюджетного финансирования программ и мероприятий государственной молодёжной политики, которое до 2004 года предусматривалось в бюджетах всех уровней по разделу «Социальная политика».

И это было вполне закономерным и соответствовало духу статьи 7 Конституции РФ, чего не скажешь о произведённой в указанный год «инновации» — изменениях в Бюджетной Классификации РФ, согласно которым подраздел «Молодёжная политика» был перенесен из раздела «Социальная политика» в раздел «Образование» и получил абсурдное наименование — «Молодёжная политика и оздоровление детей». Как ни странно, но оно сохранилось при введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации. Только в 2015 году в него были внесены изменения, согласно которым соответствующий подраздел стал называться «Молодёжная политика».

Начиная с 1993 года, хотя и с перерывами, федеральные органы по делам молодёжи организовывали подготовку ежегодных докладов о положении молодёжи и реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Первый такой доклад под названием «Молодёжь России: положение, тенденции, перспективы» был подготовлен Комитетом РФ по делам молодёжи в 1993 году.

После выхода в 2003 году доклада «Положение молодёжи и реализация государственной молодёжной политики в Российской Федерации» произошло прекращение в нашей стране подготовки и обсуждения ежегодных государственных докладов, касающихся рассматриваемой сферы. Оно было возобновлено в 2009 году, когда Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации подготовило «Доклад о положении молодёжи в Российской Федерации в 2008-2009 годах». Кроме того, в этом же году к заседанию Государственного совета Российской Федерации его рабочей группой был подготовлен специальный доклад «Молодёжная политика России на современном этапе».

После этого только в октябре 2013 года Федеральное агентство по делам молодёжи презентовало доклад «Молодёжь России 2000-2025: развитие человеческого капитала», в котором был проанализирован опыт реализации молодёжной политики в России с 1992 по 2012 годы, а также отражён соответствующий опыт в ряде зарубежных стран.

В конце 2016 года в Общественной палате Российской Федерации был представлен доклад о положении молодёжи и реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации в 2015 году, который был подготовлен представителями научного сообщества, общественных объединений, экспертами Минобрнауки РФ, Росмолодёжи и Общественной палаты Российской Федерации. Следует заметить, что согласно утвержденному плану мероприятий по реализации «Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации», подобный доклад будет теперь подготавливаться и публиковаться ежегодно.

В целях повышения эффективности государственной молодёжной политики, а также выработки единых приоритетов и подходов к её реализации Министерством спорта, туризма и молодёжной политики РФ в 2008 году были разработаны «Статистические данные для оценки эффективности реализации государственной молодёжной политики в субъекте Российской Федерации», необходимые для сбора и обобщения информации, анализа ситуации в рассматриваемой сфере.

В 2016 году был взят курс на создание целостного статистического инструментария для государственной молодёжной политики. Специальная форма для организации системы сбора статистических данных была разработана Федеральным агентством по делам молодёжи совместно с Минобрнауки РФ, а затем утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики как годовая форма федерального статистического наблюдения № 1-молодёжь «Сведения о сфере государственной молодёжной политики».

В настоящее время Федеральным агентством по делам молодёжи в системе Интернет размещена и активно используется автоматизированная информационная система «Молодёжь России» — инновационная площадка для молодых и активных пользователей Рунета. Система объединяет ряд функций, полезных как для молодых активистов и органов исполнительной власти, реализующих государственную молодёжную политику в регионах, так и для организаций по работе с молодёжью в любой точке России.

«Молодёжь России» — это система учёта молодёжной активности по всей стране; с помощью такой системы каждый молодой человек сможет легко зарегистрироваться на различные молодёжные мероприятия, а также принять участие в грантовом конкурсе. Кроме того, приём заявок на регистрацию в качестве участника на молодёжные образовательные форумы проходит через обязательную форму регистрации в автоматизированной информационной системе «Молодёжь России», что в значительной мере облегчило процесс формирования пакета соответствующих документов и позволило ускорить время обратной связи между их организаторами и молодыми людьми.

В Российской Федерации создана и развивается инфраструктура для молодёжи, включающая сеть государственных, муниципальных и иных учреждений по работе с молодёжью: многофункциональных молодёжных центров, дворцов и домов молодёжи, клубов по месту жительства, центров досуга, специализированных социальных служб для молодёжи и др.

Федеральное агентство по делам молодёжи в своей деятельности опирается на подведомственные ему федеральные государственные учреждения. К ним относятся: ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи», ФГБУ «Российский центр содействия молодёжному предпринимательству», ФГБУ «Международный молодёжный центр», ФГБУ «Российский детско-юношеский центр».

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» («Роспатриотцентр») ведёт работу по развитию добровольческой деятельности молодёжи. Он ежегодно проводит Всероссийский форум добровольцев, задачами которого являются развитие системы взаимодействия между активистами, НКО, государством и бизнесом; выявление и оказание экспертной и методической поддержки наиболее эффективным волонтёрским практикам; создание единых подходов в реализации добровольческой деятельности; формирование сообщества добровольцев России.

«Роспатриотцентр» также выступает оператором Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы» (функции координатора возложены на Росмолодёжь). Ключевым отличием этой программы от аналогичного документа прошлых лет является обеспечение баланса между двумя сферами патриотического воспитания: военно-патриотической и гражданско-патриотической. В 2016 году была создана «Ассоциация волонтёрских центров России», основными направлениями работы которой стали: объединение волонтёрских организаций, организация крупных событий, поддержка волонтёрских инициатив и проектов, формирование экспертного сообщества, реализация образовательных программ и распространение актуальных и востребованных методик в сфере добровольчества.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр содействия молодёжному предпринимательству» на протяжении многих лет в рамках долгосрочной программы «Ты — предприниматель» активно помогает молодым людям в возрасте до 30 лет в создании новых субъектов малого и среднего бизнеса. Кроме того, ежегодно реализуются образовательные программы для молодёжи, направленные на приобретение навыков ведения собственного дела.

В 2012 году в ведение Росмолодёжи было передано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Международный молодёжный центр». Данный центр в рамках международного обмена организует и осуществляет прием молодёжных делегаций европейских стран и стран ближнего зарубежья. С января 2012 года он осуществляет функции Российского национального координационного бюро по молодёжным обменам с Федеративной Республикой Германия. Кроме того, центр принимает активное участие в систематизации работы с молодыми соотечественниками, основанной на плане основных мероприятий Межведомственного совета по делам молодёжи при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.

Знаменательным событием для сферы государственной молодёжной политики стало издание 29 октября 2015 года Указа Президента РФ № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Цель создания Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ) — совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

В 2016 году решением Правительства для обеспечения взаимодействия и координации деятельности РДШ было создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр». В настоящее время региональные отделения РДШ созданы во всех субъектах Российской Федерации. Избраны председатели и Советы региональных отделений, в которые вошли представители организаций — учредителей движения, осуществляющие свою деятельность в субъекте Российской Федерации.

Сегодня РДШ работает в 283 опорных школах во всех 85 субъектах Российской Федерации. По каждому из направлений, реализуемых данной организацией на федеральном уровне, сформированы рабочие группы из числа представителей организаций-партнеров и экспертов. Соответствующие рабочие группы по направлениям РДШ сформированы на уровне субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации с молодёжью работают около 300 государственных учреждений регионального значения, подведомственных органам по делам молодёжи, и около 4500 муниципальных учреждений, подведомственных местным органам по делам молодёжи, в которых работают свыше 100 000 специалистов. Причём действуют в соответствии со своими уставами или положениями региональные и муниципальные учреждения различной направленности: социально-реабилитационные центры для подростков и молодёжи; центры социально-психологической помощи молодёжи; центры поддержки молодой семьи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодёжи; молодёжные клубы и иные учреждения органов по делам молодёжи.

В помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработаны и утверждены нормативы минимального обеспечения молодёжи региональными и муниципальными учреждениями по месту жительства (разработка указанных нормативов касается только учреждений органов по делам молодёжи и не относится к учреждениям органов образования, культуры и спорта), а также подготовлены «Примерные стандарты оказания услуг, которые рекомендуются в соответствии с действующим законодательством для использования в работе с молодёжью, осуществляемой государственными и муниципальными учреждениями». Кроме того, был разработан ряд методических материалов, адресованных государственным и методическим бюджетным учреждениям сферы молодёжной политики.

Что касается программ и проектов в сфере государственной молодёжной политики, то следует обратить внимание на тот факт, что, начиная с 1994 года, государственная молодёжная политика в Российской Федерации реализовывалась на основе федеральной целевой программы «Молодёжь России», которой соответствующими Указами Президента РФ присваивался статус президентской. Однако срок действия последней такой программы истёк в 2005 году, и был фактически предложен ведомственный подход к программному обеспечению государственной молодёжной политики, ориентированный на то, чтобы вопросы работы с молодёжью отражались исключительно в отраслевых государственных программах.

Причём Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации тогда фактически «навязало» Правительству Российской Федерации мнение о том, что нужно либо рекомендовать Минобрнауки России разработать ведомственную целевую программу «Молодёжь России», либо предусмотреть финансирование отдельных мероприятий в рамках его текущей деятельности.

Однако в июле 2009 года по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации Правительству Российской Федерации было поручено разработать и принять федеральную целевую программу «Молодёжь России» на 2011-2015 годы, а субъектам Российской Федерации рекомендовано принять аналогичные региональные молодёжные программы. Соответствующий проект ФЦП «Молодёжь России» был подготовлен, но не был принят.

После этого был продолжен курс на включение молодёжных подпрограмм в федеральные программы, посвященные развитию образования в Российской Федерации. И, как следствие, сегодня в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» включена подпрограмма «Вовлечение молодёжи в социальную практику», целью которой является создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи.

В декабре 2015 года распоряжением Правительства РФ был утверждён план мероприятий по реализации Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Он содержит комплекс мероприятий, объединённых в семь блоков:

  1. совершенствование нормативно-правового регулирования сферы государственной молодёжной политики;
  2. создание условий для воспитания и развития молодёжи;
  3. развитие просветительской работы с молодёжью;
  4. формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодёжи, формирование экологической культуры, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодёжи;
  5. создание условий для реализации потенциала молодёжи в социально-экономической сфере;
  6. создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, поддержку молодых семей;
  7. информационная поддержка реализации Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Ещё одним важным документом, принятым в 2015 году, стала обновлённая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. К её созданию были привлечены представители экспертных сообществ, образовательных центров и общественных организаций всей страны. Основными исполнителями Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное агентство по делам молодёжи. Координатором выступает Росмолодёжь.

В 2007 году в сфере государственной молодёжной политики стал активно применяться проектный подход. Был взят курс на то, чтобы сформировать действенную систему молодёжных проектов. Он был во многом обусловлен введенной в действие Стратегии государственной молодёжной политики Российской Федерации, определившей приоритетные проекты, которые требовалось реализовывать на федеральном и региональном уровнях.

Для вовлечения молодёжи в общественную жизнь и её информирования о потенциальных возможностях развития в России были предусмотрены проекты «Российская молодёжная информационная сеть „Новый взгляд“», «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья России»; для развития созидательной активности молодёжи — проекты «Команда» и «Успех в твоих руках»; для интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества — проект «Шаг навстречу».

Проектный подход к реализации основных направлений государственной молодёжной политики используется и в настоящее время. При этом наиболее активная роль здесь принадлежит Федеральному агентству по делам молодёжи, которое обеспечивает реализацию конкретных мероприятий в рамках соответствующих проектов, включая так называемую форумную кампанию.

Начало формированию ныне успешно действующей форумной кампании Росмолодёжи положил проект «Всероссийский молодёжный образовательный форум «Селигер», который впервые прошёл в 2005 году. Организатором мероприятия первоначально было молодёжное движение «Наши» совместно с Росмолодёжью. В 2009 году, который был объявлен Годом молодёжи в Российской Федерации, указанный форум получил всероссийский статус, и его проведение было переориентировано на поиск и адресную поддержку талантливой молодёжи России.

В 2015 году Федеральное агентство по делам молодёжи взяло курс на формирование профессиональных молодёжных сообществ и в связи с этим были организованы новые площадки всероссийских молодёжных образовательных форумов: «Территория смыслов на Клязьме», «Таврида», обновлённый «БалтАртек», «Итуруп» и присоединившийся к ним в 2016 году форум «Евразия» (площадка в Тверской области рядом с озером Селигер сохранена, но переименована в «Форум-парк»). Каждый год образовательные программы форумов дополняются новыми актуальными направлениями. Открывается ежегодная образовательная кампания Росмолодёжи зимним форумом «Арктика. Сделано в России», объединяющим молодых специалистов в области исследований Арктического региона России.

Традиционно гостями федеральных молодёжных образовательных площадок бывают первые лица государства, а также руководители федеральных министерств и ведомств, представители ведущих российских компаний, творческих и образовательных центров, известные учёные и общественные деятели. Эффективность данной формы работы с молодёжью сегодня доказана практикой. Ряд участников форумов, наиболее ярко проявивших себя на образовательной площадке, перешли на работу в ведущие коммерческие и некоммерческие организации, а также в государственные органы. Таким образом, площадки образовательных форумов выполняют роль социальных лифтов для молодых активных людей нашей страны.

Росмолодёжь осуществляет грантовую поддержку социально ориентированных молодёжных проектов. На площадках всех федеральных форумов, начиная с 2015 года, функционирует так называемый «Конвейер проектов». В рамках Всероссийского грантового конкурса Федеральное агентство по делам молодёжи распределяет специальные гранты для физических лиц, а также для физических и юридических лиц при помощи строгого интернет-отбора. Процедура отбора проходит с привлечением участников федеральных форумов, которые голосуют за понравившиеся им проекты своих коллег.

Важнейшим направлением деятельности Росмолодёжи является поддержка межнационального согласия в молодёжной среде. В декабре 2015 года с успехом прошел форум коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России «Российский Север», в 2016 году — Международный форум тюркской молодёжи «Золото тюрков». Партнёром Росмолодёжи по данному направлению является Федеральное агентство по делам национальностей.

В Российской Федерации идёт постоянное развитие программ международного молодёжного сотрудничества, обменов в сфере работы с молодёжью, позволяющих вовлекать её в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы. Сегодня в нашей стране эти программы реализуется на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и в различных формах: двустороннее сотрудничество с отдельными странами на основе межправительственных договоров; многостороннее сотрудничество с ООН, Советом Европы, СНГ, ШОС, БРИКС и др.

Основными руководящими и координирующими органами в области развития программ международного молодёжного сотрудничества в Российской Федерации являются Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по делам молодёжи и Национальный Совет молодёжных и детских объединений России. Министерство образования и науки РФ осуществляет деятельность в области международного сотрудничества по двум направлениям.

Первое и основное — содействие реализации государственной образовательной и научно-технической политики, масштабной интеграции России в мировое образовательное пространство; второе касается непосредственно молодёжной политики и реализуется Департаментом международного сотрудничества в образовании и науке и Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи.

Значительную часть этой деятельности составляет сотрудничество в сфере молодёжной политики между Советом Европы и государственными органами, ответственными за её реализацию в Российской Федерации. Данное сотрудничество начало осуществляться с 1992 года (ещё до принятия России в Совет Европы). Основными направлениями были поддержка развития молодёжной политики, оказание помощи неправительственным молодёжным организациям в реализации взаимодействия между ними и государственными структурами, а также продвижение межкультурного диалога, которое осуществлялось через участие в отдельных мероприятиях, а с 2003 по 2006 год в рамках совместного плана мероприятий. В 2006 году был дан старт реализации Рамочных программ сотрудничества в сфере молодёжной политики между Советом Европы и РФ.

В 2013 году Молодёжный Департамент Совета Европы и Министерство образования и науки Российской Федерации разработали и подписали очередную Рамочную Программу сотрудничества в области молодёжной политики на 2014-2018 годы. Одним из приоритетных направлений Рамочной Программы является повышение качества работы с молодёжью и неформального образования, а также содействие организации тренингов по работе с молодёжью. Рамочная программа исходит из потребностей и инициатив российской стороны.

Тогда же был создан новый орган — Управляющий комитет Партнёрства, в который вошли представители Министерства образования и науки РФ, Министерства иностранных дел РФ, Росмолодёжи, Россотрудничества, Национального Совета молодёжных и детских объединений России, Молодёжного департамента Совета Европы, Директората демократической гражданственности и участия, Генерального директората по демократии и Совместного совета Совета Европы. Основной функцией этого органа является разработка и исполнение Плана действий по реализации Рамочной программы.

Самым большим проектом в сфере государственной молодёжной политики суждено стать главному молодёжному событию 2017 года в Российской Федерации — XIX Всемирному фестивалю молодёжи и студентов (ВФМС). Россию в качестве страны его проведения 7 февраля 2016 года единогласно выбрала Всемирная федерация демократической молодёжи (один из ключевых организаторов фестиваля) совместно с рядом студенческих объединений. 5 июня 2016 года Международный подготовительный комитет XIX ВФМС утвердил дату и место проведения будущего фестиваля — октябрь 2017 года в Сочи.

Участниками фестиваля станут почти 20 000 молодых людей, половина которых — зарубежные гости. Площадка ВФМС объединит лидеров молодёжных НКО, молодых представителей творческих профессий, инженеров, журналистов, преподавателей и учёных, политиков и представителей других профессиональных сообществ.

Знаменательно, что 19 января 2017 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным подписан специальный Указ №23 «О подготовке и проведении XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов». 8 февраля 2017 года в Москве прошло первое заседание Организационного комитета по подготовке и проведению этого Фестиваля.

Реализация государственной молодёжной политики в Российской Федерации продолжается. Её идея переходит из поколения в поколение, набирая новые обороты и стремясь к тому, чтобы Россия стала государством, в котором молодёжь преуспевает и может полностью реализовать свой гражданский потенциал.

Таким образом, в Российской Федерации за два с половиной десятилетия в целом была сформирована новая модель государственной молодёжной политики, включающая в себя систему её целей, принципов и направлений; систему органов по делам молодёжи; механизм представительства молодёжи в управлении делами государства; механизм взаимодействия государственных органов с молодёжными общественными объединениями, их государственной поддержки; инфраструктуру для молодёжи; формы обеспечения данной сферы (научное, нормативно-правовое, программное, финансовое, кадровое, информационное). Вместе с тем данная модель в содержательном плане явно не выглядит совершенной, поскольку имеется немало серьёзных проблем в её претворении в жизнь.

Представляется, что наступает период, который можно охарактеризовать как «время собирать камни» в сфере государственной молодёжной политики. Ключевая задача при этом видится в нахождении наиболее благоприятного, лучшего из возможных вариантов алгоритма действий по разработке и реализации государственной молодёжной политики в нашей стране, отвечающего реальным потребностям молодёжи и общества в целом. Если органы власти стремятся к тому, чтобы идея указанной политики активно и реально претворялась в жизнь, то ясно, что им не следует сводить работу с молодёжью к проведению различного рода мероприятий и отчётам по ним.

Требованием времени является системная и кропотливая работа по созданию институциональных условий для того, чтобы государственная молодёжная политика принесла эффект как сегодня, так и в будущем. Безусловно, данная работа должна строиться на основе введённых в действие «Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» с возможным внесением в данный документ необходимых изменений и дополнений в ходе его реализации.

Необходимо выбрать оптимальный механизм управления работой с молодёжью в России, чёткий и качественно функционирующий, позволяющий принимать ответственные решения по вопросам государственной молодёжной политики. Указанный механизм должен предусматривать разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в данной сфере с целью их оптимальной межведомственной координации. Кроме того, нужна чёткая регламентация взаимоотношений федеральных органов государственной власти, регулирующих вопросы рассматриваемой политики, и соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части разграничения полномочий.

Действенный механизм управления работой с молодёжью, с одной стороны, призван обеспечить управляемость в сфере государственной молодёжной политики как межотраслевой деятельности, а с другой стороны — её функционирование как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты, механизмы, формы и стандарты. Он должен также обеспечить повышение статуса дан ной политики, её конкретизацию по всем направлениям и организационно-кадровую состоятельность, улучшение социального и правового положения российской молодёжи в обществе, увеличение вклада молодых людей в политическое, социально-экономическое и культурное развитие государства.

Разрабатывая и реализуя государственную молодёжную политику, надо учитывать, что на неё, безусловно, влияют все институционализированные отраслевые и специальные виды государственной политики (сформулированные как в явной форме, так и осуществляемые в порядке профессиональной практики и административно-правовых обычаев). Это такие виды политики, как политика национального развития, международная политика, политика федеративных отношений, экономическая политика демографическая политика, политика в области здравоохранения и социального развития, культурная политика, образовательная политика, кадровая политика, информационная политика, научно-техническая политика и другие виды политики.

В Российской Федерации к настоящему моменту сформирован широкий массив федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственной молодёжной политики. На современном этапе необходим стратегический подход к развитию отечественного законодательства о ней, упорядочиванию правовых норм по работе с молодёжью.

Государственная молодёжная политика должна рассматриваться как фактор национальной безопасности и социальной стабильности в российском обществе XXI века. Как федеральное, так и региональное законотворчество в сфере государственной молодёжной политики должны развиваться с учётом этого императива времени, настоящего и будущего.

Безусловно, требуется поставить точку в вопросе о принятии базового федерального закона в сфере государственной молодёжной политики. Необходимость его наличия в российском законодательстве давно доказана учёными, поддержана специалистами-практиками и молодёжными общественными объединениям.

Однозначно нельзя считать нормальной правовой конструкцией состояние, при котором 92% (78 из 85) субъектов Российской Федерации имеют базовые региональные законы в сфере государственной молодёжной политики, а соответствующего федерального закона нет. Ведь ГМП есть предмет совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

Не может не тревожить сложившееся несовершенство организационных основ и юридических гарантий государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений как на федеральном, так и на региональном уровнях, что в первую очередь связано с не отвечающей требованиям времени действующей редакцией Федерального закона «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», который после целого ряда изменений фактически не обеспечивает своё предназначение.

В связи с этим необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в части, касающейся уточнения состава законодательства Российской Федерации о государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений, организационных основ и механизма финансирования такой поддержки, а также расширения её форм и гарантий. Требуют совершенствования механизм и технологии грантовой поддержки молодёжных и детских общественных объединений, стимулирования их создания и полноценного вовлечения в деятельность по реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации.

Целесообразно повысить правовой статус Национального Совета молодёжных и детских объединений России как главного партнера государства в вопросах работы с объединениями молодёжи и представителя их законных интересов на территории страны, тем более что историческим Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» было поддержано образование данного Национального Совета. Следует решить вопрос о выполнении предусмотренного этим Указом правового положения о создании Дома молодёжных и детских объединений России.

Для обеспечения успешного управления в сфере государственной молодёжной политики необходимо, чтобы в её реализации принимали участие не только молодёжные и детские, но и другие общественные объединения и их ассоциации, иные негосударственные организации и граждане, заинтересованные в работе с молодёжью. В настоящее время требуется обеспечить чёткое распределение ответственности в работе с молодёжью между государством, семьёй (точнее говоря, родителями или лицами, их заменяющими), трудовыми и учебными коллективами, бизнес-сообществом, политическими партиями, религиозными организациями, профсоюзами, молодёжными, детскими, женскими, ветеранскими и иными общественными объединениями, средствами массовой информации.

Активнее нужно создавать при государственных органах такие организационные формы, как общественные координационные и экспертные советы по молодёжной политике. Прежде всего, целесообразно воссоздать Совет по делам молодёжи при Президенте Российской Федерации и Правительственную комиссию по делам молодёжи. Комиссию мог бы возглавить Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которого входит координация работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере развития физкультуры и спорта, государственной политики в области туризма, государственной молодёжной политики, должность которого была введена в конце 2016 года.

Особое внимание надо уделить правовому и организационному сопровождению развития системы российского молодёжного парламентаризма, созданию и функционированию его структур при законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах муниципальных образований. Для этого в первую очередь необходимо в рамках государства обеспечить единый подход в этом направлении и выработать чёткую концепцию развития молодёжного парламентаризма в Российской Федерации, который позволит определить общие принципы развития молодёжного парламентаризма, формы и направления его государственной поддержки, основы правового статуса молодёжных парламентских структур.

Вероятно, необходимо стремиться к тому, чтобы возобновить разработку и процесс принятия отдельной федеральной программы в сфере государственной молодёжной политики (по аналогии с действовавшей долгие годы ФЦП «Молодёжь России»). И это должна быть государственная программа Российской Федерации «Молодёжная политика». Её структуру и содержание надо формировать с учётом современных стратегических ориентиров развития России и Основ государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года.

Ну и, конечно, как никогда важным становится научное сопровождение государственной молодёжной политики. Если к началу I992 года было мало диссертационных исследований, посвященных вопросам её формирования и реализации, то в настоящее время можно сформировать системный банк данных, особенно в части полученных научных результатов. Есть немало успешно зарекомендовавших себя учёных и научных коллективов, специализирующихся на исследовании как общих вопросов государственной молодёжной политики, так и её направлений.

Следует не только ежегодно готовить специальный доклад «О положении молодёжи и реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации», но рассматривать и обсуждать его положения на заседании Правительства Российской Федерации.

Необходимо обеспечить проведение мониторинга положения молодёжи во всех субъектах Российской Федерации. Данные, полученные в ходе этого мониторинга, должны стать источником базовой информации для качественных оценок роли и места государственной молодёжной политики в улучшении положения молодых граждан в российских регионах и государстве в целом, для обеспечения эффективной организации на его территории работы с молодёжью и совершенствования соответствующей нормативной правовой базы.

В заключение следует констатировать, что вся история государственной молодёжной политики — это результат усилий огромного количества людей, посвятивших свою жизнь или её значительную часть такому общественно значимому делу, как работа с молодёжью, защите её прав и законных интересов. Среди них — руководители и специалисты органов по делам молодёжи, лидеры и актив молодёжных общественных объединений, специализирующиеся на молодёжной проблематике учёные и преподаватели, члены молодёжных парламентских структур, молодые участники волонтерского движения и другие «молодёжники»... Благодаря их деятельности на протяжении 25 лет решались и сегодня решаются многие проблемы молодых людей во всех российских регионах.

Главный итог — это состоявшаяся в современной России сфера молодёжной политики, которая находится под управленческим и юридическим воздействием со стороны государства и его органов и признана одним из приоритетных направлений государственной политики. Данная сфера включает регулируемые федеральным законодательством и законодательствами субъектов Российской Федерации общественные отношения, связанные с обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления заботиться о молодых гражданах, обеспечивать соблюдение и реализацию их конституционных прав и свобод, содействовать решению молодёжных проблем в обществе, привлекать молодёжь и её объединения к участию в управлении делами государства.

Современная молодёжная политика должна не только поддерживать молодых людей, но и помогать им принимать решения и выбирать собственный путь. Она имеет стратегическую направленность и представляет собой инновационную деятельность государства, вызвана процессом перемен во всех сферах общественной жизни и служит способом ускоренного социального развития молодёжи, решения её неотложных проблем, мотивации к инновационному поведению молодых граждан.

В связи с этим цель государственной молодёжной политики нашей страны — формирование открытой и доступной для молодёжи системы поддержки инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России в целом. Результатом данной деятельности должно стать осознание молодым человеком своей полезности, востребованности обществом. Дальнейшее развитие системного подхода к достижению указанной цели позволит повысить качество реализуемых программ и проводимых мероприятий, наполнить их новыми смыслами и предоставить ещё больше возможностей для позитивной социализации российской молодёжи.

Очевидно, что эффективная государственная молодёжная политика могла бы стать значимым конкурентным преимуществом нашей страны, причем одним из решающих в процессе реформирования российского общества и государственно-правовых институтов, поиска своего места в мировом сообществе.

Ведь конкурентоспособность государства в значительной степени определяется его лучшей способностью по сравнению с другими государствами формировать и развивать преемственность поколений, обеспечивать общество наиболее подготовленными молодыми людьми, готовыми добиваться успехов в различных сферах его жизнедеятельности. В стратегии Российского государства и стратегическом управлении его делами должно уделяться достаточное внимание двум данным факторам, тесно связанным с формированием и реализацией эффективной государственной молодёжной политики. Это, безусловно, будет способствовать созданию имиджа государства, где все пути открыты молодым! Не на словах, а на деле.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024