Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Экология, молодежь и библиотека. Современные методы решения проблем

Автор: Лещинская В.В.

Издание: Библиотечное дело. — 2017. — №8 (290). — С.23-28.

В.В. ЛЕЩИНСКАЯ,
руководитель проекта «Экокулътура» Российской государственной библиотеки для молодежи

Согласно опросу ВЦИОМа 2013 года, наличие экологических проблем в стране признали 85% опрошенных. В качестве первостепенной проблемы 58% участников назвали бытовые отходы, 78% заявили о необходимости в первоочередном порядке ликвидировать свалки бытовых и промышленных отходов, организовать переработку мусора. При этом более 75% сказали о готовности сортировать отходы в случае реализации программы приёма вторсырья в своём городе.

Опрос ВЦИОМа 2015 г. показал высокий интерес россиян к информации об экологической ситуации (86% заинтересованы в её получении), при этом 71% интересуют сравнительные данные по России и другим странам мира. Для сравнения, в 1990-х гг., экологические проблемы для россиян стояли на пятом месте после низких доходов, роста цен, дефицита товаров и трудностей с жильём. Таким образом, можно сделать вывод об обеспокоенности россиян экологической ситуацией в стране, с одной стороны, о высокой востребованности экологической информации, а с другой, готовности самостоятельно решать экологические проблемы и принимать ответственные решения с целью улучшения состояния окружающей среды.

У экологического просвещения в библиотеках России большая история. Более 20 лет назад здесь начали создавать Центры экологического просвещения, культуры и информации. Экологическая проблематика выносится в центр внимания профессионалов как небольших, так и солидных научных библиотек. На постоянной основе начинают работать экологические клубы, создаются тематические базы данных, ежегодно проводятся публичные мероприятия по проблематике, рассчитанные на различные возрастные категории, налаживаются деловые связи. Есть примеры выделения особых эко-зон, зелёных зон в библиотеках и т.д.

Основной упор в эколого-просветительской деятельности библиотек делается на молодёжь. И это не случайно. Молодёжь — социальная группа, обладающая наибольшей мобильностью, активностью, способностью к адаптации. Возраст 14-35 лет предполагает нацеленность на обучение, саморазвитие и самореализацию, когда желание найти свое место и предназначение в жизни и в обществе наиболее ярко реализуется. За последние 5 лет наметились определенные тенденции, демонстрирующие активизацию молодёжного экологического движения.

В 2010 г. группа молодых людей организовала в центре Москвы эко-коммуну «ЭкоЛофт на Пятницкой», призванную продемонстрировать возможности сократить личное воздействие на окружающую среду. За время существования этого проекта было проведено более 50 публичных бесплатных лекций, мастер-классов, воркшопов в рамках ЭкоШколы. Постепенно Эко-коммуна переросла в сообщество неравнодушных к жизни города и его экологическим проблемам людей. Они создали и успешно продолжают развивать такие проекты, как Марафон городских инициатив «Делай сам», Бюро эко-решений GreenUp, Фестиваль экологических фильмов «Экочашка», Ecowiki.ru — комьюнити-проект в концепции web 2 и многие другие.

Низовые самоорганизующиеся сообщества стали образовываться также и в стенах прогрессивных вузов страны. Активную эколого-практическую деятельность ведут Эко-МИФИ, проект «Чистое дело» МФТИ, Экоактив РЭУ (Плехановка), МГИМО «MGIMO Goes Green», «Зелёная Вышка» — ВШЭ, «GREEN MARHI. Студенческое экологическое движение» (МАРХИ), «Зелёные инновации» МГУ и т.д. «Зелёное» движение вузов вылилось в проведение межвузовского фестиваля ВузЭкоФест. В 2017 г. его участниками стали более 50 ведущих вузов страны. В последнее время наблюдается резкий взлет движений, посвященных одной, конкретной проблеме и поиску путей её решения. Это всероссийское движение «Мусора. Больше. Нет», «Разделяй и здравствуй», проект «Чистые игры» и т.д.

Современная библиотека должна отслеживать молодёжные подвижнические идеи, поддерживать их н оказывать теоретическую, методическую и организационную поддержку. Для этого у неё имеется немало возможностей, и прежде всего информационные ресурсы и просветительский опыт. При этом важно выбрать подходящую форму, соответствующую интеллектуальным, эмоциональным запросам молодёжи, её устремлениям и амбициям.

Дать возможность молодёжи проявить своё «Я»

Многие современные библиотеки, идущие в ногу со временем, реализуют принцип «Мы не работаем для молодёжи, мы работаем с молодёжью», который подразумевает умение слушать и слышать молодёжь, отвечать её информационным и социально-психологическим потребностям.

В Российской государственной библиотеке для молодёжи (РГБМ) в 2015 и 2016 гг. проходил конкурс молодёжных проектов «Фабрика идей», в рамках которого молодым предоставлялась возможность предложить свою идею и самим реализовать её в стенах библиотеки. Конкурс с одной стороны предполагал создание площадки для выплеска молодёжной творческой энергии молодёжи. С другой стороны, библиотека получала идеи и предложения, позволяющие провести анализ молодёжных интересов. Выяснилось, что в сферу интересов современной молодёжи начали входить вопросы правовой культуры, философской проблематики, психологии взаимоотношений, экологии и гражданского общества, то есть серьёзные научные вопросы и темы, интеллектуальный досуг.

Сходен по идее и проект Новгородской областной универсальной библиотеки «Молодёжные инициативы в Областной библиотеке». Краудсорсинговый проект «Молодёжные инициативы в Областной библиотеке» был реализован в Новгородской областной универсальной научной библиотеке в 2014-2015 годах. Среди других инициативы затрагивали также экологическую проблематику.

Постоянный мониторинг экологических мотивов и интересов молодёжи — неотъемлемая часть работы в эколого-просветительском направлении и залог её успешного развития.

Практика решает всё!

Исследования свидетельствуют, что современной молодёжи интересно не просто получение определенных знаний извне, но и, практический опыт, коллекционирование впечатлений. Голая теория, не подкреплённая ни визуальным рядом, ни практической составляющей, перестаёт быть востребованной и интересной для современного поколения центениалов. Термин «центениалы» введён Нилом Хау в 1991 г. в его теории поколений и применим к тем, кто родился после 2000 года. Теоретические занятия следует рассматривать как основу практики, необходимый ресурс, фундамент практической деятельности, что необходимо учитывать библиотеке.

Отсюда такие инновационные интерактивные методы библиотек как мозговой штурм, кеис-стади, эвристическая беседа, научный стендап, дебаты, дискуссионные панели, круглый стол и т.д.

В 2014 — начале 2015 гг. в РГБМ был осуществлен проект «Экокейс» в сотрудничестве с МГГУ им. М. Шолохова. Целью проекта стала демонстрация возможностей метода кейс-стади для решения экологических проблем. Проект состоял из двух блоков: информационно-просветительского и практического. Информационный блок включал описание сути методики: его истории, сферах применения в крупных кейс-сообществах, список необходимой литературы из фонда РГБМ.

Кейс-стади — методика разбора конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, деловая игра. Активно используется для развития проблемного мышления.

Практический блок состоял в проведении занятий по методике в рамках экоклуба «Пространство» РГБМ и мастер-класса аналитика, выпускницы ВШЭ, Дарьи Харламовой.

Эвристическая беседа — является пока мало используемой методикой интерактивного обучения, несмотря на то, что активное использование и изучение этого метода началось ещё в 50-60-х годах прошлого столетия. Эвристическая беседа представляет собой вопросно-ответный метод, при котором учитель (или библиотекарь) не даёт готовых знаний, а грамотно построенной системой вопросов подводит учеников (аудиторию) к нужным ответам. Сам метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр. — нахожу, отыскиваю, открываю).

Стендап (или Slam) — относительно новый формат, представляющий собой публичное представление оригинальных идей в жанре шоу. Может быть научный стендап, поэтический слэм и т. д. В конце 2015 г. в рамках экоклуба «Пространство» был проведен научный стендап «Ветряки идей», в рамках которого победители Всероссийского конкурса молодёжных идей по применению возобновляемых источников энергии в городской среде представили свои инновационные идеи для широкой публики.

Кроме ставших традиционными субботников, посадок, выходов в парки, участие в массовых городских мероприятиях, обучение управленческому подходу к экологическим проблемам может осуществляться за счёт проведения конкурсов, направленных на улучшение городской среды, благоустройство территории, повышение экологического комфорта населения и т. д.

Тенденцией последнего времени стало проведение конкурсов социальной рекламы (плакаты, листовки, видео и т. д.) с последующим размещением работ победителей в СМИ, на рекламных площадях города. Большое количество экологических проектов подаётся на ежегодную национальную премию «Гражданская инициатива» (https://www.premiagi.ru/), появляются экологические номинации в конкурсах стартапов, на различных акселерационных площадках. Что говорит о постепенном росте интереса бизнеса к проблематике экологии, его социальной ответственности.

Экология на каждый день!

За последние пять лет возрос интерес молодёжи к экологии, как бытовой привычке, когда экологические мотивы руководят повседневной деятельностью человека. Сформировалось движение «экологистов», для которых экология — это, в первую очередь, изменение своих привычек, а следовательно мыслей в сторону экологичности, «зелёности», органичности, безконфликтности по отношению к природе.

Ярким примером служит история экологического лидерства Романа Саблина, позиционирующего себя как тренера экологического образа жизни, занимающегося консультированием не только физических лиц, но и крупных компаний, организаций, фирм. Итогом его размышлении и личного опыта стала книга «Зелёный драйвер. Код к экологичной жизни в городе», ставшая бестселлером в 2013 году.

Низовая общественная инициатива легла в основу создания Центра экономии ресурсов (http://centrecon.ru), который за пять лет своего существования, превратился в настоящий центр притяжения экологически-ориентированных граждан, вовлечения в экологическую проблематику и распространения экологической информации. Отдельным блоком в работе Центра выделена «Школа эко-жизни», обучающая тому, как жить в большом городе, руководствуясь экологическими принципами.

Другой пример развития тематики — проект «Культура потребления» в библиотеке №171 им. 1 мая ЮАО г. Москвы, где прошла успешна серия семинаров по названием «Правила экожизни» и т. д.

Экологические сообщества в библиотеке

Тенденцией последнего времени стали клубы социально-экологической направленности, формирующиеся как сообщества единомышленников. Это клубы в формате «квартирника», сочетающие кулуарность тесного общения, непринуждённость встреч и остроту обсуждаемой проблематики.. Успешно развиваются Клуб проекта «МосЭко/РосЭко», клуб нового проекта «GoGreen» (https://vk.com/gogreenwithus), группа «Экополис» (http://vk.com/ig_ecocity), сообщество «MGIMO Goes Green» (https://vk.com/mgimogoesgreen), «Зелёная школа Парка Горького» (https://vk.com/greenschoolparkgorkogo ) и т. д.

Клубные объединения создаются и в библиотеках. В качестве примера таких объединений можно привести Экоклуб «Пространство» РГБМ, который существует с 2010 г. (http://www.ecoculture.ru/club.php): Экологический клуб «ЭкоПульс» Национальной библиотеки Республики Коми, Экологический клуб «Экология и здоровье» Томской детско-юношеской библиотеки, клуб при Детской библиотеке №207 им. В. В. Бианки ЦБС «Кунцево» и многие другие.

Форматы развития экоклубов разнообразны. Это прежде всего игровой формат, используемый, как с досуговыми, так с образовательными и экологопросветительскими целями. Разновидностью игр являются квесты. При этом участник герой игры проходит по запланированному сюжету, выполняя определённое поручение. Распространены как массовые «выездные» экоквесты (вело-эко-краеведческие квесты, городские квесты, пешеходные квесты и т. д.), так и внутрибиблиотечные квесты.

Технология квеста подробно освещена на электронном ресурсе (https://www.slideshare.net/lukjanenkoj/ss-23503870). Литературных квестов на библиотечном пространстве предостаточно, а вот экологических, к сожалению не так много как хотелось бы. Но позитивные примеры все-таки есть. Так, к Году охраны окружающей среды (2013) Межпоселенческая библиотека Мясниковского района Ростовской области провели масштабную квест-игру «Экологический калейдоскоп» (http://www.chaltlib.ru/articles/resurs/ekologicheskaja_stranitsa/poleznye_ssylki/).

На наш взгляд, концептуальной задачей сегодняшнего дня является формирование познавательных мотивов, активного интереса к проблематике. По-прежнему актуальны ставшие традиционными формы игровой деятельности, такие как интеллектуальные игры (типа «Что? Где? Когда?»), ситуационные игры, различные формы моделирования, театрально-ролевые игры и пр. Однако в связи с особой социальной значимостью и остротой проблематики игровой формат деятельности необходимо развивать в русле увеличения количества деловых игр, обучающих творческому мышлению, управленческому подходу к экологическим проблемам. Как пример востребованности и интереса молодёжи к проблемным формам просвещения, создание и активное распространение выпускниками СПбГУ деловой игры «Ecologic» и других деловых экологических игр силами общественности.

Я — гражданин Земли! Развитие гражданской активности молодёжи

Библиотека — как демократичная площадка, на которой собираются люди различных возрастов, мировоззрений, уровня образования, социального статуса и т. д., — как нельзя лучше подходит для просвещения в области знания своих экологических прав и обязанностей и умения их отстаивать, для эколого-правового ликбеза.

Хорошее начало было положено в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края. С 2008 г. при Центре экологической культуры и информации библиотеки действует Эколого-правовая клиника. Сюда может обратиться любой желающий за бесплатной юридической консультацией по экологическим вопросам.

В апреле 2015 г. Саратовской области был проведён гражданский форум «Экология Саратовского региона: как сделать жизнь безопаснее?» в рамках межрегионального проекта «Библиотека как центр общественной жизни». В Саратовской областной научной библиотеке был проведен цикл семинарских занятий по методике проведения гражданского форума. Методика проведения гражданского форума широко используется в последнее время и не только в библиотеках. Подробно она описана на сайте Брянской областной научной универсальной библиотеки в рамках проекта «Библиотека — как центр общественной жизни» (http://libryansk.ru/grazhdanskie-forumy-i-obuchayuschie-seminary.20718/).

К сходным по сути форматам можно отнести «Сельский сход», «Трибуна общественного мнения». Методика сельского хода разработана Вологодской универсальной научной библиотекой им. Бабушкина и описана на сайте проекта «Экокультура» РГБМ (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/action/meeting.php).

Наука — это интересно!

Интерес к популяризации науки только набирает обороты, но стремительно развивающийся интерес к сложным научным проблемам служит стиму лом для развития этого направления именно в библиотеках. Несколько лет подряд неизменной популярностью пользуются фестивали увлекательной науки, проводимые в Москве (http://uvlekfest.ru/o-festivale)

Осенью 2014 г. начал свою работу проект «Научка» (Научно-популярная библиотека, http://nauchka.ru). Проект «Научно-популярная библиотека №1» родился благодаря союзу Московского городского библиотечного центра, образовательного проекта «Проветри Мозг» и академического сообщества «Nauchka.Ru». Располагается на базе Детской библиотеки №90 ЦБС №5 ЦАО г. Москвы. Молодые учёные сами формируют информационно-просветительский контент проекта, полностью ориентируясь на тематический интерес молодёжи, на интеллектуальные тренды сообщества любознательной молодёжи.

Аналогичен и проект «Наука детям» (http://vnauke.nsu.ru). «Наука Детям» — это молодёжный, научно-популярный, социальный проект по популяризации науки среди учащихся школ Новосибирска и области. Проект «Наука Детям» поддерживается и ведётся Фондом «Эндаумент НГУ» с октября 2010 года. С февраля 2015 г. проект координирует НП «Союз НГУ». Активно использует формат «популярно о науке» и Политехнический музей г. Москвы (Политех), где осуществляется проект «Научные бои» (https://polymus.ru/ru/events/special_projects/10775-nauchnye-boi-politehnicheskogo-muzeya/).

«Научные бои — это проект Политехнического музея, в рамках которого молодые учёные наглядно и просто объясняют даже самые сложные научные идеи и рассказывают о собственных исследованиях со сцены. С помощью простого реквизита участники объясняют, например, что общего у корзины с яблоками и структурной молекулы, как рассказать о развитии искусственного интеллекта с помощью гитары и многое другое».

Эффективен также формат «Научные диалоги», который представляет собой дискуссию двух учёных по какой-либо проблеме. В таком диалоге учёные представляют различные, порой диаметрально противоположные точки зрения. Формат «Научные дебаты» — это уже командные соревнования по актуальной проблеме.

Даёшь эко-атрибутику!

Клубная атрибутика для развития клуба как сообщества заинтересованных людей очень важна. Выбрать символ для клуба несложно. Это может быть любое животное, особенно хорошо, если оно ассоциирующееся с родным краем, районом, областью и т. д. Или животное из «Красной книги», требующее защиты и сохранения. Символом может стать и любой другой природный объект, связанный с тематикой клуба и понравившийся участникам.

Некоторые клубные образования в библиотеках имеют свой собственный девиз, или даже клятву участника клуба, где прописаны определенные правила. Играет роль и клубная атрибутика в одежде — майки, значки, бейсболки, платки и т. д. хороша для проведения публичных, массовых мероприятий. Это выгодно выделяет участников клуба и делает само мероприятие более ярким и привлекательным.

Мероприятия экологической направленности становятся разнообразнее и по тематике. Наиболее популярными продолжают оставаться: уборка и переработка мусора, сверхпотребление, озеленение пространства, проблема бездомных животных, экономия ресурсов. Экологические вопросы многоаспектны, и пронизывают сегодня почти все сферы социального бытия. Именно поэтому выход из экологического кризиса с очевидностью требует существенных ценностных, идейных, культурных трансформаций. Понимая это, библиотеки расширяют круг рассматриваемых вопросов в рамках экологического направления. Поднимаются вопросы толерантности, здорового образа жизни, экологии культуры, экологии слова и т. д.

Новые формы не исключают старые, а дополняют и обогащают друг друга, Традиционные библиотечные мероприятия (конкурсы, творческие выставки, мастер-классы, информационные часы) являются ежедневной практикой многих библиотек России и дают хорошие результаты. Мероприятия практической природоохранной направленности (посадки, уборки, субботники, развеска скворечников и т. д.) также по-прежнему актуальны.

Важно отметить, что эко-просветительская результативность разовых, единичных мероприятий — минимальна. Вследствие многих причин библиотеки сегодня постепенно отходят от программной целевой деятельности по экологии, отдавая предпочтение красочным массовым мероприятиям развлекательного характера, приносящим большее количество дивидендов (количество посещений, признание на уровне администрации, внимание СМИ и т. д.). Но следует помнить, что позитивные эффекты, включая социальные, приносит только длительный, постепенный процесс формирования экологической культуры, фундаментальная системная деятельность.

Приведу несколько примеров успешной работы клубов экологической направленности для молодёжи в библиотеках России. Так, с 2002 г. в Демидовской центральной детской библиотеке Смоленской области работает клуб «Эко-До» (http://demidov.library67.ru/kluby-po-interesam/ekologicheskij-klub-eko-do/). Членами клуба становятся учащиеся 6-х классов. Этот возраст относится к раннему подростковому периоду и характеризуется определёнными особенностями. По мнению экспертов именно в этот период происходит качественный сдвиг в развитии самосознания ребёнка, активное усвоение ценностей взрослого мира. Уже много лет успешно развивается Детская экологическая академия в Верещагинской центральной районной библиотеке (Пермский край) и Центр экологической информации Березка.гu (http://verlib.permculture.ru). В рамках системной экологической работы библиотекой проводятся различные мероприятия, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшеклассниками.

Межпоселенческая центральная библиотека Каневского района Ростовской области разработала самостоятельный тематический сайт, посвященный экологической проблематике, экологический вестник района «Видеть, слышать, чувствовать природу» (https://ekovestnik.wordpress.com/). Здесь также успешно развиваются два клуба экологической направленности: детский клуб «Капитошка» и клуб для юношества «ЭКОС».

Юношеский клуб «ЭКОС» в Межпоселенческой центральной библиотеке работает уже одиннадцатый год. У клуба есть страничка на сайте библиотеки — «Экос», где можно получить подробно всю информацию о прошедших мероприятиях.

Почти каждая встреча в экоклубе заканчивается выдачей приятных сюрпризов, призов лучшим участникам, что немаловажно для развития клуба и улучшения мотивации. На его страничке размещены правила для участников: «Относись доброжелательно ко всему живому, даже если оно тебе не симпатично»; «Каждое живое существо имеет право жить по-своему»; «Старайся стать разумной частью природы». Это только некоторые из правил клуба.

Школа юного волонтёра Воронежской областной юношеской библиотеки им. В. М. Кубанева (http://www.oubvrn.ru/index.php/nashi-proekty/shkola-yunogo-volontera-eko-ekologiya-kultura-obrazovanie) — проект, осуществлённый в 2014-2015 годах. Его название — «Мобильная школа юного волонтёра «ЭКО: Экология. Культура. Образование». Созданная благодаря гранту Благотворительного Фонда культурных инициатив (Фонда Михаила Прохорова). Школа сумела привлечь молодёжь к активной природоохранной деятельности, а также расширить взаимодействие с экологическими организациями.

Частью программы мобильной школы стал цикл выездных обучающих занятий, познакомивший слушателей с биолого-почвенным факультетом ВГУ, Зоологическим музеем им. И. И. Барабаш-Ннкифорова и Ботаническим садом им. Б. М. Козо-Полянского, питомцами Воронежского зоопарка, музейными и природными богатствами Воронежского государственного биосферного заповедника, разнообразием фауны Воронежского океанариума. Приобретению и закреплению природоохранных знаний способствовали мастерклассы: «Изготовь кормушку для птиц» и «Скворечник своими руками», на которых ребята изготовили замечательные кормушки и скворечники, украсив их своими рисунками.

Продолжением обучающих занятий стало участие ребят в экологических акциях «Покорми птиц» и «Скворечник». Во время акции «Скворечник» юные волонтеры раздавали прохожим памятки «Эти птицы могут жить в Вашем скворечнике». В рамках ещё одной акции — «Посади дерево» юные волонтёры посадили в библиотечном сквере и на школьном участке молодые саженцы катальп, которые они сами вырастили из семян деревьев. Состоялось выступление агидбригад юных волонтёров с экологической сказкой «Туристы в лесу». Ребята посетили музей истории атомной станции и поискового отряда «Пересвет» в Центре общественной информации Нововоронежской АЭС. Проведение мастер-класса «Создай свой экологический проект» помогло юным экологам принять участие в конкурсе на лучший авторский проект «Экология и жизненное пространство». Учащиеся мобильной школы представили к защите девять индивидуальных и коллективных проектов по различным номинациям. По итогам конкурса библиотека им. В. М. Кубанева издала диск, в который вошли лучшие авторские проекты учащихся мобильной школы юного волонтёра «ЭКО».

Единый день экологических знаний

Экологические даты являются для библиотек скорее еще один повод продемонстрировать свой потенциал и богатый опыт ведения эколого-просветительской работы, возможность показать себя, найти новых партнёров. В 2017 г., объявленном Годом экологии, в библиотеках России также запланировано большое количество массовых, публичных мероприятий, поднимаю-

щих экологическую проблематику на уровень широко-освещаемой.

Особое место в Год экологии сыграла традиционная, повсеместно проводимая акция — День экологических знаний. Он проводится ежегодно 15 апреля по инициативе ООН с 1992 г., после решения, принятого на международной экологиче-

ской конференции в Рио-де-Жанейро. В нашей стране этот праздник отмечается с 1996 г. по инициативе общественных природоохранных организации. В этот же день начинается Всероссийская акция «Дни защиты от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днём охраны окружающей среды. В 2017 г. РГБМ совместно с ГПНТБ России провели совместную акцию в формате «Дня экологических знаний». Акция позволила не только выявить лучшие библиотеки России, работающие в области экологического просвещения, но и создать объединенный методический ресурс по массовому охвату населения России экологической проблематикой, стимулировать развитие аналитической и научно-практической деятельности библиотек. Формат единого дня действий способствовал созданию необходимого публичного эффекта от акции.

Всероссийская акция позволила также выявить актуальный информационный интерес граждан к определённой экологической тематике (в региональном аспекте); уточнить возможности библиотек в выявлении и удовлетворении информационных запросов своей целевой аудитории; обозначить современные формы эколого-просветительской работы библиотек России; повысить активность информационного сотрудничества библиотек; сформировать наиболее активную, эколого-сознательную целевую аудиторию.

По завершении Дня объявляется заочный Всероссийский конкурс на лучшее эколого-просветительское мероприятие библиотек в рамках акции «День экологических знаний». Его основой становятся присланные отчёты библиотек-участников Акции. Генеральный партнёром выступает Неправительственный фонд им. В. И. Вернадского. Среди партнёров также назову Ассоциацию журналистов-экологов Союза журналистов России, Российский социально-экологический союз, журнал «Экология и жизнь», Российская экологическая академия.

Ждём работы участников конкурса и желаем всем библиотекарям-экологам и их читателям успеха!

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024