Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Роль библиотеки для молодежи в социальном моделировании и активации позитивных общественных тенденций

Автор: Лещинская В.В.

Издание: Информационный бюллетень РБА. — 2016. — N 77. — С.107-109.

В.В. ЛЕЩИНСКАЯ,
руководитель проекта «Экокулътура» Российской государственной библиотеки для молодежи

Культурно-просветительская роль библиотеки подразумевает ее социообразующую функцию. Постоянный мониторинг позитивных тенденций, происходящих в обществе, отслеживание общественного интереса и аккумулирование перспективного опыта — задача нацеленной на будущее библиотеки.

Библиотека не учит, не задает жестких рамок для развития, обучения и интеллектуального роста, не ограничивает читателя программно-плановыми сетками, в отличие от организаций формального образования. Библиотека как социальный институт оказывает мощное воздействие на формирование сообщества думающих, способных к саморазвитию и самопознанию граждан, составляющих, в конечном итоге, интеллектуальную и творческую элиту общества. Имеющийся методический инструментарий в активе у библиотек России демонстрирует возможности деятельного воздействия на общественные процессы, на формирование позитивных тенденций развития общества. Нагляднее всего этот процесс проявляет себя в работе с молодежной аудиторией. Примером выстраивания успешного, перспективного взаимодействия с молодежью может служить работа Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ).

Российская государственная библиотека для молодежи полностью сменила концепцию своего развития в 2006 году, начав революционные преобразования не только в области информационной политики, но и в библиотечном пространстве. Сегодня библиотека — новый культурный центр для интеллектуального досуга и саморазвития наиболее активной, развивающейся и вместе с тем неустойчивой к идейным и информационным воздействиям частью населения — молодежью от 14 до 30 лет. В этой связи работа с молодежью сопряжена с определенными трудностями. РГБМ определила следующий постулат своего дальнейшего развития — «Мы работаем не для молодежи, а с молодежью». В этой формулировке кроется новый библиотечный, мировоззренческий посыл. В данном случае, молодежь рассматривается не как объект целенаправленной деятельности библиотеки, а ее со-автор, благодаря чему начинают выстраиваться совершено новые отношения — субъектно-субъектные. Образуется новая диалоговая среда между читателем и библиотекарем, происходит формирование познавательно-активной читательской аудитории.

В настоящий момент наше общество характеризуют, с одной стороны, направленность к консолидации, с другой — образование локальных сообществ по интересам. Образование клубных объединений в библиотеках, как проявление желания молодежи в создании своих индивидуализированных ячеек, становится массовым явлением на библиотечной карте России. Клуб — это общественная организация, объединяющая людей на основе сходства интересов, общности занятий (политических, научных, художественных, спортивных и т.п.) или для совместного отдыха и развлечений. Образование клубных формаций в библиотечном пространстве видится как реализация определенных социокультурных потребностей общества. Цель создания различных комьюнити-площадок в библиотеке — комфортная коммуникационная среда, особая атмосфера, способствующая творчеству и саморазвитию их участников. В РГБМ около 15 клубов. Тематический разброс велик — Клуб реальной истории, кино-клуб «Бардо», разговорный клуб «English Hog-Words», комикс-клуб, экологический клуб «Пространство», клуб «Живая философия», клуб «Хип-хоп лаб», литературный клуб «В ожидании Кафки» и др.

Идея создания тематического клуба может исходить как от самой библиотеки, когда ясна тенденция развития общественного интереса, так и от читателей. Демократичность клубных форм общения призвана способствовать сближению молодежи и ее реализации в одном из социально-важных направлений. Библиотекарь как куратор, со-организатор и модератор клубных встреч способен не только поддерживать и развивать интерес к социально-важной тематике, но и переводить познавательный информационный интерес в практическую плоскость — организацию тематических фестивалей, конкурсов, семинаров, мастер-классов и т.д.

Мировая библиотечная тенденция привлечения читателей к со-творчеству постепенно находит отражение и в библиотеках России. В Российской государственной библиотеке для молодежи, к примеру, два года реализуется проект «Фабрика идей», в ходе которого всем желающим дается возможность предложить свой собственный проект для воплощения в библиотеке.

Проекты по философии, психологии, экологии, азам юриспруденции, различные интеллектуальные игры — очень востребованы современной молодежью, которая с радостью готова воплощать в жизнь новые проекты, становится их генератором, а также участником мероприятий, проводимых в библиотеках. Очевидной потребностью общества является поддержка молодой науки, молодых ученых и популяризация науки. Подтверждением этой необходимости служит организация большого количества комьюнити-площадок в библиотеках страны. Как правило, инициаторами образования таких площадок являются сами юные интеллектуалы: аспиранты и молодые ученые. Проекты «Научка», «ПостНаука», научно-популярные лектории, научные бои «Политех», слеты молодых экологов в лаборатории «ЭКОС», формат science slam демонстрируют активный интерес молодежи.

Общий курс страны на демократизацию и открытость выражает желание и готовность общества становиться деятельным участником не только практических преобразований, но и законотворческой деятельности. Гражданская активность населения все ярче проявляет себя в ответственном планировании и создании комфортной, безопасной среды. Обеспечение развития институтов гражданского общества заключается в организации открытых дискуссионных площадок, общественных слушаний, форумов, способствующих установлению диалога населения и власти. Методика проведения гражданского форума отработана в Орловской областной научной универсальной публичной библиотеке имени И. А. Бунина еще в 2001 году. В Вологодской областной универсальной научной библиотеке имени И. В. Бабушкина отработана методика проведении сельского схода по актуальным проблемам родного края. В 2015 году в Саратовской области в рамках большого межрегионального проекта «Библиотека как центр общественной жизни» в библиотеках было проведено несколько гражданских форумов на тему «Экология Саратовского региона: как сделать жизнь безопаснее?». Приведенные выше примеры свидетельствуют о расширении функций библиотеки как социального института, оказывающего непосредственное влияние на процессы, происходящие в обществе.

Современная библиотека, выполняя не только просветительскую, но и воспитательную функции, зачастую выбирает определенное направление в качестве ключевого — патриотическое, экологическое, духовно-нравственное, краеведческое и т.д., что позволяет полнее раскрыть актуальную проблематику. В течение последних десятилетий многие библиотеки, реализуя государственную задачу по обеспечению открытого доступа граждан к экологической информации, вне зависимости от их статуса стали центрами экологического просвещения и культуры, единственными доступными каналами распространения достоверной информации по экологии. Среди наиболее успешных центров можно назвать Центр экологической информации и культуры в Кировской государственной универсальной областной научной библиотеке имени А. И. Герцена, Информационно-ресурсный центр по экологическому просвещению в Национальной библиотеке Республики Коми (Сыктывкар), зал экологической информации Государственной публичной научно-технической библиотеки России (Москва) и многие другие. Среди тематических изданий библиотек можно отметить сборник информационно-методических материалов «Экология и молодежь: эффективные эколого-просветительские практики», выпущенный Российской государственной библиотекой для молодежи в 2015 году. В издании освещаются проблемы экологического просвещения, формирования экологической культуры и развития молодежного экологического движения.

Реагируя на изменения в информационной среде, на изменения интеллектуальных ориентиров современной молодежи, библиотека выступает и в качестве методического, и научно-исследовательского центра по изучению молодежи, ее интересов, мотиваций, а также направлений развития молодежной политики. Изучая процессы, происходящие в молодежной среде, проще делать прогнозы общественного развития и, как следствие, развития библиотечной практики.

Библиотека как социальный модератор, оставаясь в лоне культурно-просветительских практик, способна с позиции «мягкой силы» реагировать как на позитивные тенденции развития общества, поддерживая своими ресурсными возможностями, так и оказывать непосредственное влияние на негативные формы общественной активности, нивелируя их, перенаправляя их в позитивное русло.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024