Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Библиотека для молодежи: из прошлого в будущее: интервью с директором Российской государственной библиотеки для молодежи И.Б. Михновой

Издание: Современная библиотека. — 2016. — №7(67). — С.12-21.

В этом году исполняется 50 лет со дня открытия первой, тогда ещё в СССР, библиотеки для юношества. Сегодня Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) — настоящий флагман отрасли в сфере обслуживания молодого поколения россиян, территория доверительного отношения к молодости, центр внедрения креативных, современных идей, библиотека, где нет пустующих мест ни в будни, ни в праздники. О том, что отличает библиотеку сегодня, какие точки роста есть у библиотечного дела, как стоит реагировать на вызовы дня сегодняшнего и готовиться не опоздать завтра, рассказала в интервью журналу Ирина Борисовна МИХНОВА, директор этой библиотеки.


 

Ирина Борисовна, библиотека живёт 50 лет, после прихода вашей команды она кардинально изменилась, став признанным в профессиональном сообществе флагманом инноваций. На чей опыт вы равнялись, когда «делали» свою библиотеку?

Скажу сразу, что библиотека, которую я возглавляю, без сомнения, библиотека легендарная, созданная столь же легендарными личностями (и прежде всего первым директором Ириной Викторовной Бахмутской). Образованная в 1966 г. по решению Министерства культуры РСФСР, UK ВЛКСМ и UK профсоюзов, Государственная республиканская юношеская библиотека очень быстро завоевала популярность в молодёжной среде, её залы всегда были «до краёв» заполнены учащимися и студентами, зачастую приходившими сюда на целый день, запасаясь термосами с чаем и бутербродами. На абонементе стояли длинные очереди, в отдел искусств ехали со всей Москвы. Это я видела своими глазами, когда работала здесь в 1980-е гг. сначала заведующей редакционно-издательским отделом, затем в отделе социологии.

Библиотека активно поддерживала все общесоюзные молодёжные начинания: библиотекари ездили с агитпоездами на БАМ, во время Московской Олимпиады 1980 г. и Международного фестиваля молодёжи и студентов 1985 г. библиотека создавала свои выездные филиалы, обслуживавшие их участников. Именно ГРЮБ в силу своей повышенной мобильности была инициатором многих нововведений (работа по профориентации, экологическое просвещение, тесная связь с учебными заведениями, клубные формы, поддержка научно-технического творчества).

Очень быстро в стране была создана сеть юношеских библиотек. Изначально ориентированные не столько на специализированный книжный фонд, сколько на специализированного пользователя, они всегда работали с широким спектром потребностей молодёжи, понимая свои задачи значительно шире, чем только руководство чтением.

Поэтому мы лишь поддержали, развили и привели в соответствие с требованиями сегодняшнего и немножко завтрашнего дня то, что было задумано и реализовано огромным числом умнейших, уникальнейших людей, трудившихся в этой библиотеке в советское время. Просто был некоторый период упадка библиотеки, который пришёлся на 1990-е — начало 2000-х гг., вызванный объективными внешними причинами.

Сейчас очень благоприятная ситуация для развития специализированного библиотечного обслуживания молодёжи. Из уст руководителей государства и общественных деятелей постоянно звучат слова о важности работы с молодёжью, о необходимости её патриотического воспитания, формирования национального самосознания, создания для неё социальных лифтов, о главенствующем вкладе её в формирование «человеческого капитала» страны. В стране приняты Основы государственной молодёжной политики, разрабатывается закон «О молодёжи», Росстат признаёт молодёжь (14-29 лет) как особую возрастную группу. О важности специальных знаний и умений для работы с этой социально-возрастной категорией говорит тот факт, что уже в течение ряда лет в вузах готовят специалистов по работе с молодёжью. Федеральное агентство по делам молодёжи и комитеты по делам молодёжи на местах активно сотрудничают с региональными специализированными библиотеками.

Разумеется, у нас был мощный собственный опыт модернизации библиотек ЦБС «Киевская», превращения их в информационно-библиотечные центры для местного населения. И в основе этого опыта лежала чёткая, осмысленная ориентация на потребности и интересы целевых групп пользователей, реальных и потенциальных. К слову сказать, именно из ЦБС «Киевская», директором которой я была с 1996 по 2006 г., в Российскую государственную юношескую библиотеку (с 2008 г. — РГБМ) пришла команда почти из 20 человек, которая, собственно, и направила её развитие в нужное русло и сейчас продолжает трудиться над этим.

Скажите как профессионал с большим опытом, что бы вы всё-таки хотели позаимствовать у зарубежных библиотек и что позаимствовали?

Что касается зарубежных библиотек, то работа многих из них нам нравится, заставляет задуматься. Так, несколько лет назад на нас сильное впечатление произвела Амстердамская публичная библиотека — своим пространством, демократизмом, тем, как она взаимодействует с партнёрским окружением: её читатели имеют льготы на посещение всех учреждений культуры города.

Есть много библиотек, к чьему опыту стоит присмотреться. Уже второй год мы реализуем международный проект — киноальманах Library Planet. Наши специалисты ездят по разным (пока только европейским) странам и снимают фильмы о лучших библиотеках, работающих с молодёжью. В Сети уже можно посмотреть 12 фильмов о библиотеках Германии, Швеции, Финляндии, Польши, Дании, скоро появятся фильмы о норвежских библиотеках. Посмотреть все фильмы можно на YouTube.

То, что действительно ценно и представляет для нас интерес, — это некоторые идеи, смысловые подходы к работе с этой категорией читателей.

Несколько лет назад в библиотеке Хельсинки мы впервые увидели беленькую пушистенькую собачку, сидящую на большом ящике с детскими письмами со всего света. Она (вместе с хозяйкой) числилась в штате. Её «рабочая функция» была слушать детей, стесняющихся читать вслух. Мы назвали её тогда символом человекоориентированности. Сейчас эта идея реализуется и в российских библиотеках.

А вот формула, которую мы услышали в Дании и восприняли как свою, — мы работаем не для молодёжи, мы работаем вместе с молодёжью. В частности, дважды в РГБМ проходил конкурс «Фабрика идей», в ходе которого посетители предложили 70 проектов, готовых для реализации в наших стенах. По итогам были отобраны десять. Например, лекторий «Просто психология» успешно идёт уже второй год.

Мне очень нравится в зарубежных библиотеках, что они ориентированы на каждого человека, индивидуальность, а не массы. У нас всё несколько иначе. Эффективность определяется количеством публичных мероприятий, а качество мероприятия — его массовостью. Поэтому российские библиотекари постоянно выходят на улицы, в парки, на площади. А, например, в европейских библиотеках стараются так организовать пространство, чтобы людям в нём было комфортно находиться. Это разные стратегии. Нам ближе эта, вторая.

Есть ли у РГБМ свои ноу-хау?

Думаю, да. В прошлом году к нам приехала группа библиотечных специалистов из Южной Кореи (почти 20 человек) с глобальной целью: познакомиться с опытом организации библиотечного обслуживания молодёжи. Корейская молодёжь в библиотеки не ходит. Гости очень внимательно всё осматривали, слушали, но многое не могли взять в толк. Например, каким образом мероприятия может придумывать, предлагать и проводить сама инициативная молодёжь. «А кто же им за это платит?» — спрашивали они. Мы отвечали, что молодые люди сами придумывают темы, приходят к нам, предлагают их, а потом сами проводят мероприятие, читают лекции. А в Южной Корее всё регламентировано, на всё есть свои специалисты, любой труд должен быть оплачен. В этом году на конференцию по случаю 50-летия РГБМ должен приехать директор Национальной библиотеки Южной Кореи.

Знаете, работая с нашими читателями, мы поняли следующее: они готовы находиться в библиотеке продолжительное время и читать там книги, если это пространство «временного обитания» будет отвечать их представлениям о комфортном месте, соответствовать эстетическим и психологическим притязаниям. Более того, сегодня молодёжь испытывает потребность в большей самостоятельности в выборе книг для чтения и признания за ней права на собственные суждения. Молодые люди готовы выслушать наши суждения, но как равные равных.

И ещё. Как правило, библиотеки работают с молодёжью, имеющей довольно низкий уровень общекультурных предпочтений, ведь перед нами постоянно ставят задачи борьбы с недостатками и негативными явлениями в молодёжной среде, отвлечения молодых людей от улицы. Мы же предлагаем ориентироваться на молодёжь с высоким уровнем интеллектуальных, общекультурных предпочтений. С такими работать сложно и страшновато. Но, с нашей точки зрения, сегодня библиотекарям стоит (возможно, получившись и приглушив в себе «воспитателя») быть готовыми к разговору именно с молодёжной интеллектуальной элитой. Остальные подтянутся.

Каким образом это реализовать?

Прежде всего в максимальной самостоятельности читателей. Для прохода в библиотеку и пользования её ресурсами и услугами читательский билет не нужен. Он нужен только в том случае, если есть необходимость взять издания на дом. Причём при желании дубликат билета можно добавить прямо на мобильный телефон в приложение Wallet (Passbook) на iOS и в подобных приложениях на Android. А из «Личного кабинета» на сайте библиотеки читатель может получить бесплатный доступ к большей части электронных подписных ресурсов РГБМ прямо из дома. Кстати, работает библиотека всю неделю, причём по будням до 22 часов — это удобно для молодёжи. Важно, чтобы в библиотеке были хорошие книжные коллекции, актуальные и современные. Поэтому книги в фонд отбирают сами сотрудники залов обслуживания. Постоянно общаясь с посетителями, они лучше других знают спрос. А будучи людьми образованными, с широким кругозором, всегда готовы дать совет, рекомендацию. Но только если увидят, что человек нуждается в них. А навязывать своё мнение в библиотеке не принято.

При желании можно уложить пребывание в библиотеке в пять минут. Открытый доступ почти ко всему фонду, практически все книги выдаются на дом. Пришёл, нашёл что тебе нужно по электронному каталогу, размешенному в инфокиосках либо прямо на полке, записал их на себя на станции самообслуживания... и всё! У входа в библиотеку расположена круглосуточная станция книговозврата. Можно, не заходя внутрь, быстро сбросить книги и пойти по своим делам.

Что есть у вас такого, чего нет в других библиотеках? Какая такая морковка для приманки?

Я бы сказала: прежде всего дружелюбная атмосфера, затем — специализированные залы, некоторые просто уникальные. Например, МедиаLАВ —творческая лаборатория в области информационных технологий с единственным пока в стране Музеем электронной книги. Или «Музыкальный подвал» — зал с виниловыми пластинками, нотами и книгами, но, главное, со звуконепроницаемыми комнатами для прослушивания записей и самостоятельного музицирования и со студией звукозаписи. Это и «Центр комиксов и визуальной культуры» с 4000 комиксами, несколькими клубами и мастер-классами. Это «Зал редкой книги», где можно листать старые издания, общаться со знающим библиотекарем по истории их создания, приходить на леший. Также «Детская комната» с книгами, мультиками, настольными играми, куда любят приходить молодые родители с детьми, но где можно и оставить ребёнка (ему будет чем заняться), пока выбираешь книги или слушаешь лекцию. Особой изюминкой библиотеки является обилие работающей ретротехники: патефоны, бобинные и кассетные магнитофоны, проигрыватели винила, кино-, диа-, слайд-проекторы, не говоря уже о компьютерной технике.

Ирина Борисовна, чтобы предлагать что-то интересное и нестандартное посетителям и читателям библиотеки, необходимо иметь нестандартно мыслящих специалистов. Кто работает сегодня в РГБМ, люди каких профессий, какого возраста? Есть ли «библиотечные мужчины»?

Да, вы правы. Кстати, именно потому что у нас таковых много, РГБМ всегда оказывается чуть впереди общего движения. Я не забуду, как мы впервые пришли в эту библиотеку вчетвером: я со своим заместителем и двумя молодыми людьми. Приняли нас очень жёстко. Повели разговор о том, что библиотекари, имеющие большой жизненный опыт, вправе воспитывать и наставлять «неразумную» молодёжь. Я тогда сказала: «Вот перед вами два человека — каждому по 26 лет, они дипломированные специалисты по управлению проектами, один из них кандидат экономических наук, у каждого пять лет работы в ЦБС. Кто из вас готов их воспитывать?» Жизнь показала, что в дальнейшем именно молодым специалистам, перешедшим сюда из ЦБС «Киевская», пришлось обучать библиотекарей всем навыкам работы с информационными технологиями, интернет-ресурсами, комплексному поиску информации и проч. Именно они и взялись за модернизацию библиотеки — изменение её внешнего облика, организацию пространства, внедрение современных технологий, электронных ресурсов.

Не скрою, в библиотеке остались лишь единицы, имеющие специальное библиотечное образование. Для сотрудников обслуживания важнее обладать обшей культурой и базовыми знаниями в той области знания, на которую ориентирован отраслевой зал, в котором он работает (здесь есть историки, филологи, экономисты, переводчики, политологи, музыканты, педагоги). Молодые сотрудники навыками работы с информацией и интернет-ресурсами владеют как базовыми. Остальным, сугубо библиотечным технологиям, их обучают уже на месте. Но вообще-то для посетителей залов обслуживания возраст библиотекаря не принципиален. Главное — знания и дружелюбие.

Молодёжи в библиотеке много. Потому что работать здесь считается престижным, даже модным. На кафедрах в залах обслуживания трудятся даже выпускники университетов, аспиранты. Когда мы разместили вакансию пресс-секретаря, пришло 108 резюме, а в музыкальный отдел их было уже за 200. Что касается мужчин, то их всегда у нас было много.

Средняя зарплата по библиотеке за 40 тыс. рублей. Но размер зарплаты каждого зависит прежде всего от уровня и объёма его профессиональных компетенций, вклада в общее дело. И потом молодые люди приходят на работу не только ради денег. Один сотрудник как-то сказал: «Надо же, я делаю то, что мне нравится, и мне ещё за это деньги платят».

Как сегодня библиотека может заработать? Невозможно же жить только на бюджетные средства, которые всегда ограничены.

Да, зарабатывать нужно и можно. В библиотеке, наряду с обязательными бесплатными услугами, есть множество дополнительных: ксерокопирование, сканирование, полиграфические работы. Иногда это платные языковые занятия и мастер-классы. Студия звукозаписи также платная. Да, ещё обязательно должна быть возможность перекусить! В нашем кафе стоят снековый и кофейный аппараты. Кстати, это ещё и способ закрепить человека у себя — выйдя перекусить на улицу, обратно он может и не вернуться.

Существуют определённые стереотипы в восприятии библиотеки, что в ней должна быть тишина, нельзя одно и другое. Как вы к этому относитесь, и какие запреты есть в вашей библиотеке?

В библиотеке может быть по-разному. Чтобы добиться психологического комфорта для посетителя, нужно правильно организовывать пространство. Мы для себя приняли следующее. Разделили пространство на два «крыла»: если из центрального вестибюля пойдёшь налево, попадёшь в зону делового чтения (условно). Это отраслевые залы: литературы на иностранных языках, естественнонаучной литературы, литературы по общественным и гуманитарным наукам. Здесь лучше не разговаривать — люди углублённо работают. Последним идёт зал «101 точка чтения» — там стоит полная тишина.

А если пойти направо, попадёшь в зону досугового чтения. Здесь зал художественной литературы и искусства, музыкальный подвал, МедиаLАВ, зал редкой книги, детская комната, центр комиксов и визуальной культуры, а также кафе, отдел оперативной полиграфии, книжный бутик, клубный зал. Совсем другая атмосфера, потому что люди приходят сюда не только поработать или почитать, а ещё пообщаться, даже просто провести свободное время.

Ограничения и технологические, и психологические есть, конечно. Практически все они прописаны в Правилах пользования библиотекой. Но люди сами формируют для себя среду психологического комфорта.

А стереотипы восприятия библиотеки? Они невероятно живучи. Как-то пришла к нам устраиваться на работу девушка, свежеиспечённый молодой киновед: в длинной коричневой юбке, сером свитере и пиджаке, который взяла у подружки, волосы собраны в пучок. Прошло три дня работы — на ней джинсы, волосы распущены... Просто она полагала, что в библиотеку нужно приходить именно в таком сверхскромном наряде.

Наш опыт подсказывает, что молодые пользователи с готовностью придут в библиотеку, если она будет ассоциироваться у них с местом, «где умнеешь», «где тебя понимают», «где встречаются и находятся друзья», «где можно быть самим собой», «где тебя покидают тревоги», «где безопасно», «где ощущаешь душевный и физический комфорт». Вот несколько высказываний в Сети, можно сказать, «первые ласточки» формирующихся позитивных стереотипов восприятия библиотеки пользователями: «Посещение библиотеки — это стиль жизни», «Библиотека — место, где хочется поселиться», «Библиотека — это стильно», «Библиотека — место, где уважают тебя и твоё мнение», «Долой Старбакс! Идём в библиотеку».

Мы считаем, что сверхзадача должна быть ещё круче — добиться того, чтобы у человека сформировался новый стереотип поведения: когда из всех возможных вариантов мест, куда пойти по любому поводу, он выберет библиотеку.

Ирина Борисовна, насколько я знаю, вы очень много внимания уделяете организации доступной среды и предоставлению равных возможностей для молодых людей с проблемами здоровья. Вот и всероссийский конкурс «Преодоление» посвящен этой теме.

Понятия «доступная среда» и «равные возможности», с нашей точки зрения, близки, но не равнозначны.

Первое означает, что молодёжь с разного рода ограничениями здоровья вправе ожидать готовности российских библиотек принять их как равноправных потребителей библиотечно-информационных услуг. А для этого необходимо исключить основные виды барьеров: физические (ступени, пороги, узкие проходы, недоступные туалеты и т.д.), информационные (нечитаемый шрифт, отсутствие информации о доступных путях передвижения, отсутствие альтернативных форм получения информации, чтения и т.д.), организационные (неудобные регламенты работы с инвалидами, необученный персонал и т.д.), этические и коммуникационные (стереотипы в понимании как ограничений, так и реальных возможностей людей с инвалидностью, незнание этикета и т.д.).

Принцип «равных возможностей» —принцип более высокого уровня. Он предполагает, что молодые люди с инвалидностью приходят (приезжают) в библиотеку, где создана для них доступная среда, тогда, когда у них есть соответствующее настроение, необходимость и возможность, чтобы подготовиться к занятиям, поучиться на курсах, когда их заинтересовало в библиотечной афише какое-то мероприятие или они договорились здесь встретиться и пообщаться. Здесь просто должно быть хорошо любому и каждому. А библиотека выполняет при этом роль социального куратора.

Российская государственная библиотека для молодёжи в своей работе твёрдо стоит на позиции: не выделять людей с физическими ограничениями в особую группу, но учитывать эти особенности путём: обеспечения доступности физического пространства; создания комфортной психологической атмосферы; предоставления услуг в соответствии с их потребностями и предпочтениями; создания условий для их участия во всех мероприятиях библиотеки и доступа ко всем услугам библиотеки; предоставления возможности для раскрытия их творческих, организационных, волонтёрских способностей и навыков.

Проверку доступности физического пространства учреждений культуры, и в частности библиотек, всё чаше молодые волонтёры-инвалиды берут под свой контроль. Например, в Москве межрегиональный общественный фонд поддержки гражданских инициатив «Город» в рамках молодёжной социальной инициативы «Город для всех» проверяет все учреждения на подготовленность пространств к приёму инвалидов. Приезжали ребята на колясках и в РГБМ, наклеили на помещения стикеры «Доступно» (а в запасе есть ещё «Ограничено»).

Современные молодые люди с инвалидностью в значительной степени более раскрепощены, чем десятилетие назад, у них есть что продемонстрировать обычным ребятам, у них с ними общие темы, своя манера общения. Так, в рамках международной молодёжной инициативы «Социальный хип-хоп» весной 2015 г. молодые шведы, среди которых были ребята со сложными случаями ДЦП, учили российских сверстников — и ходячих, и колясочников — умению танцевать брейк-данс и стрит-данс, диджеингу, искусству граффити. В качестве учителей и обучаемых выступили и обычные ребята, и ребята с проблемами опорно-двигательного аппарата. И кто из них лучше крутил нижний брейк, ещё можно поспорить. И это было именно в РГБМ!

Конкурс «Преодоление» как раз и предполагает, что любители и начинающие профессионалы могут взять в руки камеру или просто любое мобильное устройство с функцией видеозаписи и рассказать интересные, живые истории о молодых людях с инвалидностью. Истории преодоления стереотипов, социализации в обществе, творческой самореализации, успехов в бизнесе, спортивных побед или даже историю романтической встречи.

РГБМ — одна из первых в стране стала развивать научно-техническое творчество молодёжи, объединив вокруг себя значимых и интересных партнёров. Для чего? Ведь библиотека — не центр научно-технического творчества. Или вы это делаете, чтобы обеспечить социальные лифты для молодёжи?

(Улыбается.) Опять вернусь на десятилетия назад. ГРЮБ была первой библиотекой в стране, которая заинтересовалась проблемой информационно-ресурсной поддержки научно-технического творчества молодёжи. Отдел НТТМ просуществовал до середины 1980-х гг. Несколько лет назад мы узнали, что на базе некоторых вузов Москвы и Санкт-Петербурга организуются фаблабы, установили с ними партнёрские отношения. Затем познакомились с реально действующим молодёжным мейкерспейсом в Публичной библиотеке Чикаго. В итоге весной 2015 г. открыли свой вариант — МедиаLАВ. Его профиль — информационные технологии. Своеобразный стык новейших технологий и старых, воплощённых в Музее электронной книги. В зале размещены три мощных компьютера, на которых установлены программы для вёрстки и дизайна. Доступ к ним бесплатный. Современные технологические тенденции представлены 3D-принтером, графическим планшетом, электронной лупой, читающим сканером. Помимо прочего вам помогут распечатать и отсканировать тексты и изображения. МедиаLАВ работает в связке с находящимся рядом центром офисной полиграфии, где есть плоттер, цветной ксерокс, планетарный сканер (на последнем трудятся библиотекари, оцифровывая книги, а посетители могут наблюдать за этим процессом и потренироваться сами). Это место, где проходят лекции по информационным технологиям, о достижениях науки, презентуются результаты экспериментов с роботами. И новое направление — презентация молодёжных стартапов в области предпринимательства.

Можно ли говорить об этом в контексте социальных лифтов для молодёжи? Безусловно. Стать действующим субъектом системы организации социальных лифтов — сегодня едва ли не самая актуальная задача для всех организаций, работающих с этой социально-возрастной категорией. В апреле этого года Российская государственная библиотека для молодёжи в рамках соглашения о сотрудничестве с Федеральным агентством по делам молодёжи организовала Всероссийский семинар «Возможности библиотек в реализации системы социальных лифтов для молодёжи». Неподдельный интерес к этой теме проявили тогда представители самых разных типов организаций. Как правило, все начинали выступления с признания, что никогда не воспринимали библиотеку в качестве социального лифта. Но, задумавшись, они вдруг обнаружили, что у неё есть очень многое для того, чтоб стать таковым.

Как собираетесь отмечать 50-летие РГБМ, что нового предложите посетителям?

12-13 октября в РГБМ пройдёт Международная научно-методическая конференция «Формирование инновационного потенциала молодёжи и библиотека». Ожидаем много официальных лиц, зарубежных гостей, друзей библиотеки. Тогда же будет дан старт выставке-эстафете «Всемирный фестиваль молодёжи и студентов во времени и пространстве. Москва. 1957. 1985». Она завершит своё путешествие по молодёжным библиотекам страны в октябре 2017 г. в Сочи, где будет проходить Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. А начнётся он с выставки «Молодые фотографы России — 2016».

В конце июля стартовал важный социальный проект — Всероссийский конкурс короткометражных фильмов «Преодоление» (молодые авторы о молодых инвалидах). Жюри возглавила София Гевейлер, 26-летний режиссёр, лауреат премии Президента России для молодых деятелей культуры (за фильм про параолимпийцев «Дух в движении»).

1 сентября закончился приём заявок (их пришло более 200) на II Всероссийский молодёжный конкурс литературного и художественного авангарда «Лапа Азора». В 2016 г. он проводится по двум номинациям: «РОКУ УКОР» (комбинаторная поэзия или поэзия формальных ограничений — литературные произведения, созданные на основе формального комбинирования тех или иных элементов текста (палиндром, анаграмма, тавтограмма, омограмма, листовертень и пр.)) и «ТЕНЬ ЗВУКА» (визуальная поэзия, видеопоэзия).

Впервые РГБМ приняла активное участие в XXIX Московской международной книжной выставке-ярмарке с 7 по 11 сентября 2016 г. на ВДНХ. Помимо стенда с книжной продукцией библиотеки, прошли два круглых стола и интерактивная, познавательно-развлекательная игра, во время которой с помощью современных технологий и хромакея создаётся эффект телепортации.

Хотелось бы упомянуть ещё приуроченный к юбилею выпуск книги В. Бондаренко «Юность длиною в сто лет». Она ориентирует читателя в отечественной и зарубежной литературе о молодёжи XX-XXI вв. Это первое за последние десятилетия издание, подпадающее под определение «ядро молодёжного чтения».

Существует мнение, что если из библиотек убрать бесплатный Интернет, то их залы очень быстро опустеют. Как вы к этому относитесь? Что, по вашим наблюдениям, молодёжь больше всего «потребляет» в библиотеке?

В современном мире рассуждать о наличии или отсутствии Интернета всё равно, что беспокоиться о воде в кране. Он есть в очень большом числе общественных мест (в Москве ещё и в метро). Интернет — это среда обитания современного молодого человека. Аля него телефон (смартфон) без Интернета — нонсенс. И если к нам в таком большом количестве приходят люди, то это значит, что из множества альтернатив они выбирают библиотеку не только из-за бесплатного Интернета, но и за другие её качества. А теоретически если это предположить, то, думаю, что некоторый опок будет, но вряд ли существенный.

Как готовит РГБМ своих читателей к эре Интернета вещей и нейронета? Что предлагает: онлайн и печатные ресурсы, лекции, встречи со специалистами?

Честно говоря, пока тематика обитаемого космоса нашей библиотеке ближе и интереснее. Наверное, мы романтики. При этом, разумеется, мы отслеживаем эти направления. У нас ведь есть творческая лаборатория в области информационных технологий МедиаLАВ, там проходят лектории, мастер-классы по интернет-технологиям, и вопросы Интернета вещей и нейронета уже поднимались. Да и в библиотечной практике уже используются элементы Интернета вещей: мобильный читательский билет, управление с мобильного телефона станциями самообслуживания, основанными на RFID-технологиях, вентилированием помещений для публичных мероприятий, удалённым видеонаблюдением... Что касается нейронета, то хотя, по мнению учёных, его эра наступит ещё через 20 лет, у нас уже шёл разговор о том, что библиотека может быть экспериментальной площадкой для отработки некоторых технологий. Вопрос в том, кто сегодня в стране заинтересован в проведении такого рода экспериментов.

Опишите свою библиотеку в 2050 г.

Представьте, что вы задаёте этот вопрос Ирине Викторовне Бахмутской в 1966 г. А ведь у неё было хорошее чутьё на новое, она обладала даром социального предвидения. Но представить, с какими технологиями мы будем иметь дело в XXI в., вряд ли могла. Да и перестройка со сменой общественной формации мало предполагалась. И вообще, с моей точки зрения, три года — нормальный временной отрезок для прогнозов и реального планирования.

Назовите три книги, с которыми вы бы не расстались никогда в жизни?

К сожалению, я редко перечитываю книги. Могу назвать произведения, которые произвели в разное время на меня оглушительное впечатление. Это «Иосиф и его братья» Т. Манна, «Иуда Искариот» Л. Андреева, «100 лет одиночества» Г. Маркеса. А ещё трагедии В. Шекспира и «Я умею прыгать через лужи» А. Маршалла.

ДЛЯ СПРАВКИ

Российская государственная библиотека для молодёжи — это:

  • самая крупная федеральная библиотека со специализированным фондом в около 900 тыс. изданий, в том числе свыше 650 тыс. экземпляров книг и журналов (около 500 названий);
  • с доступом к более 1000 CD и DVD с аудиокнигами, 400 видеофильмам, более 70 тыс. грампластинкам, 36 тыс. нот;
  • по читательскому билету с доступом К ресурсам Интернета и электронным библиотекам (свыше 1 млн. изданий) как с библиотечных компьютеров, так и благодаря бесплатному Wi-Fi с ноутбуков пользователей.
  • ежедневная посещаемость — 600-800 человек, во время студенческих сессий —до 1000-1200;
  • вход абсолютно свободный для всех независимо от того, являются они зарегистрированными её пользователями или нет;
  • читатели — молодёжь 14-30 лет;
  • около 20 клубов и объединений по интересам, предоставляющих широкие возможности для самообразования, просвещения и досуга.

ТОП-10 самых востребованных книг в РГБМ

Художественная литература:

  • Джордж Оруэлл «1984», «Скотный двор»;
  • Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»;
  • Грегори Дэвид Роберте «Шантарам»;
  • Дина Рубина «Русская канарейка»;
  • Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом».

Non-fiction:

  • Ричард Докинз «Эгоистичный ген»;
  • Ася Казанцева «Кто бы мог подумать...»;
  • Роберт Кийосаки «Богатый папа, бедный папа»;
  • Павел Басинский «Лев в тени Льва»;
  • Владимир Мединский, серия «Мифы о России».

В материале использованы фрагменты интервью И.Б. Михновой, опубликованного в «Российской газете» 01.08.2016 г.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024