Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Всё для тех, кто приходит в библиотеку!
Впечатления и размышления об организации обслуживания в публичных библиотеках Франции

Автор: Захаренко М.П.

Издание: Библиотечное дело. — 2014. — №16. — С.9-12.

Марина Павловна ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора Российской государственной библиотеки для молодёжи по научной и методической работе, кандидат педагогических наук, Москва

«Всё для посетителей!» — примерно так я бы одной фразой охарактеризовала обслуживание в публичных библиотеках Франции, где мне довелось побывать во время Всемирного библиотечно-информационного конгресса — 80-й Генеральной конференции ИФЛА.

Возможность познакомиться с библиотеками стран, принимающих этот международный форум, — один из привлекательных моментов проведения конференций ИФЛА в разных государствах.

Для меня непосредственное знакомство с опытом библиотечной работы других стран всегда было и остаётся важным компонентом профессионального развития. Организация библиотечного обслуживания в каждой стране, несмотря на внешнюю схожесть, всегда уникальна и неповторима. Постановка библиотечной деятельности и методика библиотечной работы везде разные, цели и задачи адаптированы к местным реалиям, поэтому утверждать, какая из библиотечных систем и профессиональных практик лучше или хуже, неправомерно и контрпродуктивно. Уровень и базисные характеристики библиотечного обслуживания обусловлены социально-политическими и ресурсно-экономическими условиями, особенностями культуры и традициями конкретной страны.

Так, во Франции на протяжении последних лет проводились серьёзные преобразования в области библиотечного дела, связанные с модернизацией публичных библиотек, концепция которых во многом основывалась на широком внедрении электронных технологий. Особое внимание уделялось учёту вкусов и пристрастий молодёжи (к этой категории во Франции относят 15—25-летних) как наиболее мобильной и перспективной пользовательской группы. В числе факторов, оказавших влияние на современную организацию обслуживания в публичных библиотеках Франции, — исторически сложившееся во французском обществе благоговейное отношение к печатной книге как символу знаний и гуманитарных ценностей, к предмету искусства и с детства формируемый интерес к библиотекам. Однако происходят очевидные объективные глобальные изменения, связанные с утратой книгами их материальной формы и переходом в электронную среду. Именно во Франции, во французском библиотековедении конца ХХ века, был впервые введён и стал активно использоваться термин «медиатека» по отношению к деятельности публичных библиотек; появилась даже соответствующая должность — медиатекарь.

Трансформация традиционных (с бумажными/аналоговыми носителями документов) публичных библиотек в медиатеки, то есть комфортные для пребывания интегрированные культурные информационные пространства с современной материально-технической базой и обширными библиотечно-информационными ресурсами, а также эффективными электронными средствами коммуникации, — одна из задач модернизации библиотечно-информационного обслуживания. Это общемировой тренд, и Франция здесь не исключение — современная публичная библиотека становится в большей степени культурным общественным пространством, куда может придти каждый и найти занятие «по душе», реально востребованным местом делового пребывания и интеллектуального досуга, а не формальным учреждением, где лишь хранятся и выдаются книги и другие документы.

Из общения с открытыми к контактам и крайне доброжелательными французскими коллегами (правда, через переводчика) стала понятна инициативная роль центральных и местных органов власти в развитии библиотек. Регулярно выделяются государственные дотации на строительство новых отдельно стоящих библиотечных зданий, регулярное приобретение современного оборудования, достойное комплектование, текущее поддержание работы так называемых коммунальных (муниципальных) библиотек. Реформирование французской библиотечной отрасли способствовало тому, что теперь практически каждая публичная библиотека располагается в самостоятельном здании, часто выполненном по индивидуальному проекту с уникальной планировкой помещений, техническим оснащением и соответствующим оформлением интерьеров, в чём мы смогли убедиться, лично побывав в нескольких публичных библиотеках Лиона (всего их 15 на более полумиллиона жителей и это одна из самых крупных библиотечных сетей Франции). Итак…

Библиотека для пользователей

Здание Медиатеки квартала Башю отличается современной архитектурой, много стекла, открытых пространств, обслуживание технологично и дружелюбно, что очень притягательно для большого числа пользователей. В фонде гармонично представлены материалы на различных носителях, хотя объём электронных ресурсов впечатляет, они занимают обширные пространства на специальных стеллажах открытого доступа. Большинство сотрудников сосредоточено в холле первого этажа, где есть несколько информационных стоек, а также расположены станции самообслуживания, периодические издания и фонд комиксов. Библиотека занимает несколько этажей, оборудованных и оформленных в одном общем стиле и по периметру замыкающихся на сквозной атриум. Есть отдельное пространство (лофт) для посетителей младшего возраста, где дети вместе с родителями имеют возможность находиться в адаптированных условиях и получают возможность играть, брать ориентированные на них книги, смотреть видео. Мебель и интерьеры в этой зоне особенно яркие и удобные, много узнаваемых визуальных объектов.

Хотелось бы отметить часы работы, которые разнятся у библиотек города, что позволяет им «замещать по времени» друг друга (например, в день нашего посещения библиотека работала с 13:00 до 19:00, а в другие дни с 10:00 до 19:00), но ещё два выходных дня в неделю (воскресенье и понедельник) у всех библиотек системы. В то же время мы поняли, что много построено на технологических возможностях удалённого доступа к ресурсам библиотеки, также работает несколько внешних книгоприёмников.

Главная в сети муниципальных библиотек — Библиотека муниципального района Пар-Дьё — поражает нестандартным по архитектуре большим зданием с огромными стилизованными часами над порталом, просторными светлыми залами, удобным и красивым по дизайну пользовательским пространством с минимальным числом сотрудников, выступающих преимущественно в роли консультантов. Приветствуется фактически полная самостоятельность посетителей: они могут самостоятельно оформить читательский билет, воспользоваться стойками с электронным каталогом, отобрать из фонда открытого доступа любой документ, поработать с библиотечными электронными ресурсами, выйти в интернет, оформить (сдать-получить) необходимые материалы на станции самообслуживания. Современный стильный облик, актуальный документный фонд, хорошее компьютерное оборудование, инновационные формы и методы обслуживания привлекают огромное количество посетителей, особенно молодёжь, в чём мы смогли убедиться.

Эта общедоступная библиотека, предлагая услуги для всех, принимает более миллиона посетителей в год. В её фондах более 1,8 млн. документов, включая немало редких и старинных книг, изданий по музыке и искусству, в том числе современному. Собираются также «региональные документы» — книги, газеты, журналы, фильмы, карты и планы. Часть фонда — это общегородской депозитарий (17 этажей), из которого можно заказать любое издание во все городские библиотеки.

И ещё одна небольшая библиотека — третья из лионской сети муниципальных — попалась нам в старой части города (район Saint-Jean). Не лучшая из увиденного, нуждается в ремонте и, как нам показалось, в более приветливых сотрудниках, но реально посещаемая. Привлекло внимание историческое «дворцовое» здание, библиотека в котором размещается с 1909 г., находясь рядом с почитаемым городским кафедральным собором. Как мы узнали, до 1972 г. она была главной в городской сети. Удалось посетить только часть помещений, ибо детское отделение, к сожалению, было закрыто до 15:00.

Библиотека актуальной литературы

Именно так можно с полным основанием квалифицировать Публичную информационную библиотеку Национального центра искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже, которую мы посетили после основной программы Конгресса ИФЛА, приехав на полтора дня в столицу Франции на постконференцию одной из секций. Мы прежде много слышали про неё и теперь воочию убедились, что это крупнейшая современная публичная библиотека Франции с высоким уровнем технической оснащённости, созданная на принципах общедоступности и бесплатности. Библиотека была открыта в 1977 г., а в 2000 г. завершилась её реконструкция (модернизация) и для библиотеки начался новый этап развития.

Публичная информационная библиотека занимает три этажа здания Центра (15 000 кв. м.) и организована по принципу «гибкой планировки». Примечательно, что пространство почти полностью свободно от стен, перегородок и конструкций, препятствующих свободному передвижению, организовано так, что всё просматривается и достаточно легко сориентироваться и самостоятельно, выбрать свой алгоритм действий на библиотечной территории. Масштабы этих залов, оснащённых удобными рабочими местами и переполненные разновозрастными пользователями, поистине поражают и впечатляют, заставляют задуматься о причинах такой недосягаемой популярности этого места.

Для удобства многочисленных посетителей выделено шесть зон обслуживания: две общие с размещением печатных изданий на полках открытого доступа и четыре специализированные: «звук и видео» (фонд документальных фильмов, записей музыкальных произведений, звучащих текстовых документов, а также цифровых записей встреч, конференций, семинаров), «самообразование» (своеобразная лаборатория для изучения иностранных языков, подготовки к экзаменам, снабжена большим числом автоматизированных рабочих мест), «печать» (региональная, национальная и международная пресса на бумажных носителях, CD-ROM, микрофильмах, а также базы в интернет) и «справочно-информационное обслуживание» (выполнение справок и индивидуальная помощь в осуществлении документного поиска, а также практическая помощь в поиске работы, получения образования и т. д.). Специализированные зоны «звук и видео» и «самообразование» отделяют от общей зоны обслуживания, в данном случае звуконепроницаемые лёгкие прозрачные перегородки.

Порадовало особое внимание к обслуживанию пользователей с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) — на первом этаже библиотеки расположено пять специальных кабин, jснащённых компьютерами со шрифтом Брайля, выполнением голосовых команд и выходом в интернет.

Публичная информационная библиотека в Париже — это не только пространство для чтения текстов и работы с собственными материалами и электронной аппаратурой, открытое для всех (вход совершенно свободен) и с традиционным для современных общедоступных библиотек акцентом на самостоятельность, но и площадка для культурных мероприятий (лекций, дискуссий, выставок, показов документального кино), центр внедрения профессиональных инноваций для специалистов других публичных библиотек, включая зарубежные. Она бесплатна, доступна без предварительной записи и открыта с 11:00 до 22:00 все дни недели (кроме вторника), работает даже в официальные праздничные дни (включая Рождественские праздники).

О составе фонда стоит сказать отдельно. Библиотека располагает универсальным фондом актуальных печатных изданий (430 000 ед.). Ежегодно приобретается примерно 21 000 экземпляров новой литературы, потому свыше 11 % книг в фонде — издания последних 1—3-х лет. Библиотека располагает завидно богатой коллекцией энциклопедических и других справочных материалов в разных форматах: печатных, аудиовизуальных и электронных. Особо отметим, что библиотека не комплектуется учебниками и не рассчитана на студенческую аудиторию, поскольку она создавалась главным образом для «неучащейся публики» (в первую очередь тех, кто не имеет возможности по каким-то причинам продолжать своё образование в учебных заведениях). На практике ситуация сложилась иначе: библиотека очень популярна среди студентов и лиц уже имеющих высшее образование — таковых среди пользователей больше трёх четвертей. При этом доля студентов продолжает неуклонно расти, причём эта тенденция отмечается и в других публичных библиотеках Франции: практика свидетельствует, что новые или реконструированные библиотеки становятся всё более привлекательными для молодёжи.

В настоящее время приоритетными задачами Публичной информационной библиотеки им. Ж. Помпиду в Париже являются поиски новых путей наилучшего (адекватного, ожидаемого) удовлетворения растущих и постоянно меняющихся потребностей (запросов) пользователей (в том числе в электронной среде) при сохранении принципов общедоступного и бесплатного библиотечного обслуживания.

Ещё раз подчеркну: восхищают не просто огромные площади открытого пространства, но неимоверное число посетителей. Затруднительно определить, сколько людей находилось здесь одновременно в момент нашего посещения; такое ощущение, что несколько тысяч. Посмотрев позже опубликованные в печати и на сайте библиотеки материалы, поняла, что её ежедневно посещают 5—7 тыс. человек, в воскресенье — наиболее высокий уровень посещаемости, а самое «тихое» время — летние месяцы. Как шутят сами сотрудники, очередь на вход в библиотеку — её главный недостаток. О таком недостатке многие российские библиотеки пока только мечтают.

Практика французских публичных библиотек, увиденная нами в процессе знакомства с их повседневной деятельностью, а также представленная в докладах коллег на Конгрессе, ярко демонстрирует эффективные подходы к организации библиотечного обслуживания всех категорий граждан, активную востребованность библиотек как центров местного сообщества, авторитетных информационных навигаторов и желанных коммуникационных площадок, достойных пребывания в них «культурных площадок»… Уверена, нам всем есть чему поучиться у французских коллег, творчески восприняв и приумножив их профессиональный опыт.

С автором можно связаться: [email protected]

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024