Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Встречи на земле Линкольна

Автор: Захаренко М.П., Клюев В.К.

Издание: Библиотека. — 2013. — №9. — С.70-76.

В июне 2013 г. а рамках двухнедельной поездки в США по приглашению Центра международных библиотечных программ (Мортенсон-центр) при Иллинойском университете в Урбана-Шампейне нам представилась возможность, проживая в университетском кампусе, изнутри познать будни американского студенчества, прослушать проблемно-постановочные лекций, принять участие в цикле тренинг-семинаров по профессиональному лидерству, познакомиться с практикой работы библиотечно-информационного комплекса, увидеть ряд интересных городских публичных библиотек (в частности, знаменитую Чикагскую) и посетить штаб-квартиру старейшей в мире Американской библиотечной ассоциации (ALA).

Отметим, что Иллинойский университет был основан в 1867 г. и сегодня является самым крупным вузом штата Иллинойс, гордящегося тем, что великий Авраам Линкольн именно здесь провёл годы своего становления, вёл адвокатскую деятельность и начал политическую карьеру, а потом нашёл упокоение в столице штата г. Спрингфилде.

Университетский кампус располагается в центре Иллинойса, на территории двух городов — Урбана и Шампейн. В состав университета входят 17 подразделений, где обучается более 40 ООО студентов; 11 его выпускников стали Нобелевскими лауреатами. Он считается лучшим в стране по постановке библиотечно-информационного образования (библиотечных специалистов по магистерским и докторским программам готовят в университетской Высшей школе библиотечных и информационных наук) и обладает одной из самых больших и богатых вузовских библиотек в мире. (Более подробную информацию см.: http://illinois.edu.)

Специально разработанная экспертами Мортенсон-центра профилированная профессионально-образовательная программа была очень разнообразна по тематике, содержанию и формам. Аудиторию составляли наши коллеги из 14 городов России. Приветствовались выступления с комментариями и вопросами, инициировались дискуссии. Кратко обозначим основные параметры курсовых занятий.

Доктор философии, профессор Высшей школы библиотечных и информационных наук Иллинойского университета Боб Бургер представил «Обзор структуры и деятельности публичных библиотек США». Лекция позволила получить представление о том, как организовано библиотечное обслуживание в стране, каковы источники финансирования американских библиотек, кто формирует библиотечную политику, какие специалисты работают в библиотеках, где их готовят и т. д.

Будущее библиотек зависит от того, насколько их сотрудники понимают настроение и проблемы общества. Важно знать, как библиотеки воспринимаются во внешнем мире. Необходимо их сотрудничество с общественными негосударственными организациями и местными властями. Таков основной вывод тренинг-семинара «Роль общественных (публичных) библиотек в поддержке местного сообщества», который провела Сюзан Шнуэр, заместитель директора Мортенсон-центра, бывший президент Американской библиотечной ассоциации.

Ярким и эмоциональным было выступление сотрудника библиотеки Общеобразовательной старшей школы при Иллинойском университете Франсис Харрис с лекцией «Общее образование в США и отличительные особенности школьных и публичных библиотек». Интересно, что в Америке 12 классов средней школы и нет единого образовательного стандарта. Поэтому бюджет школ и их библиотек очень отличается на различных территориях. В их задачи входят обеспечение пространства для чтения и совместной работы учащихся, формирование и поддержание информационной культуры, обучение ответственному использованию ИКТ.

Об основных проблемах и тенденциях развития библиотечных услуг для молодёжи рассказала профессор Высшей школы библиотечных и информационных наук Иллинойского университета Карол Тили. Во многих (более 9 тыс.) публичных библиотеках США функционируют специальные подразделения для работы с молодёжью. Около 5 тыс. библиотекарей являются индивидуальными членами Ассоциации библиотечных услуг для молодёжи.

Подростки активно вовлекаются в жизнь американских библиотек, в том числе участвуют в формировании их интерьера и комплектовании фондов, деятельности так называемых наблюдательных советов, пишут рецензии для сверстников на прочитанные книги. Услуги для подростков — сравнительно новый аспект работы публичных библиотек США, хотя особые стандарты библиотечного обслуживания стали формироваться ещё в 1960—1970-х гг. Наличие специализированных, фондов (в частности, в молодёжной среде США очень популярны комиксы и настольные игры) обусловливает появление нетрадиционных для публичных библиотек услуг, выделение более длительного времени работы для молодёжных зон (лофтов). В качестве ключевых аспектов успешной деятельности таких специализированных библиотечных структур можно выделить: привлечение подростков к сотрудничеству; обеспечение обстановки, поощряющей их эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие; создание пространства, отражающего общество, в котором живут подростки; формирование и развитие библиотечных ресурсов, поддерживающих образовательные потребности и досуг тинейджеров; составление правил пользования, позволяющих молодым чувствовать себя «радушно принятыми»; обеспечение комфортных и адекватных их потребностям мебели и технологий.

Крайне интересным и полезным был тренинг-семинар «Позитивная философия работы с посетителями библиотек», представленный психологом-консультантом Джейн Айсон. Главный посыл: от работы нужно получать удовольствие и «делать пользователей счастливыми», то есть важен обоюдный позитивный настрой. Посетитель должен быть ориентирован на услугу. Необходимо «активное присутствие», а не просто пребывание персонала на рабочем месте.

Узнать, что такое стиль поведения, как он формируется и от чего зависит, какие бывают стили и как они проявляются во взаимоотношениях с коллегами, позволил тренинг «Лидерские качества в профессиональной среде» (тренер-консультант Ширли Стелбринк). То, как мы работаем, как себя ведём, что и как говорим, о чём думаем, как организуем взаимоотношения с внешним миром и что другие видят в нас, обусловлено прошлым опытом и сегодняшним окружением конкретного человека. Существуют разные стили поведения, и ни один из них не является лучшим или худшим. Надо быть более гибким в общении с людьми, пытаться понять мотивы поведения другого (коллеги, пользователя, любого собеседника) и действовать в соответствии с этим знанием.

В последние 5—6 лет в публичных библиотеках США усилился интерес к маркетингу, поскольку им приходится постоянно доказывать свою нужность и важность. Библиотеки инициируют заказные платные исследования реального и потенциального рынка своих услуг, воспринимая это как инвестиции в перспективу. Главный акцент сегодня — клиентоориентированность, потому основная цель библиотечного маркетинга — хорошее обслуживание пользователей. Предлагаемые библиотекой услуги должны быть гибкими и адаптируемыми. Этой теме был посвящен тренинг-семинар «Маркетинг публичных библиотек», проведённый Мег Эдвардс — консультантом и координатором Высшей школы библиотечных и информационных наук Иллинойского университета.

С популярной научно-просветительной программой для местных школ собравшихся познакомили Скотт Шварц, директор музыкального архива университета, и Мартин Стромберг, руководитель отдела манускриптов университетской библиотеки. Сотрудники разработали историческую программу для местных школ, состоящую из четырёх модулей (материалы по истории США, географии, развитию общества, экономике, культуре). Практикуется вовлечение детей в процесс подготовки отдельных мероприятий. Их приглашают совместно продумывать сценарии, сочинять истории, писать песни и музыку, шить национальные костюмы и изготавливать другую атрибутику, разучивать этнические танцы. Подобные активные занятия включаются в программы школьного обучения.

Очень полезным было многочасовое ознакомление с деятельностью Американской библиотечной ассоциации в её штаб-квартире в Чикаго (http://www.ala.org). Американские коллеги — директор Департамента международных отношений Майкл Даулинг, исполнительный директор Ассоциации публичных библиотек Барбара Масикас, исполнительный директор Ассоциации библиотечных услуг для молодёжи Бет Ёук и другие — представили основные сведения о своей деятельности, обозначили задачи и направления развития библиотек США. ALA — старейшая (с 1876 г.) и самая крупная в мире профессиональная библиотечная ассоциация. В ней 60 тыс. членов, большинство из них — индивидуальные; свыше 2 тыс. членов из других государств (всего представлено более 100 стран), из России — только две библиотеки, одна из которых Российская государственная библиотека для молодёжи.

Руководство Ассоциации видит основную её задачу в продвижении библиотек в обществе, повышении статуса профессии, улучшении качества библиотечной работы. ALA также борется за равные возможности в обеспечении доступа пользователей к интернет-ресурсам. В дополнение к университетским образовательным программам (официально аккредитуемым Ассоциацией и реализуемым в высших библиотечных школах) ALA осуществляет обучение сотрудников (в основном дистанционное). Большое внимание уделяется программам по воспитанию лидерских качеств для библиотечных менеджеров среднего звена.

Насыщенная программа пребывания предоставила нам уникальную возможность получить многоаспектное представление о разнообразной профессиональной и культурной жизни Северной Америки. Знакомство с библиотеками штата Иллинойс оказалось особенно интересным и плодотворным. Нам довелось достаточно подробно изучить опыт работы многоструктурной Библиотеки Иллинойского университета (http://www.library.illino.is.edu) и нескольких отличных друг от друга публичных библиотек иллинойских городов — Чикаго (http://www.chipublib.org), Эванстон (http://www.epl.org), Урбана (http://urbanafreelibrary.org) и Шампейн (http://www.champaign.org). Мы познакомились с деятельностью Центра детской литературы и Библиотеки общеобразовательной старшей школы при Иллинойском университете (http://www.uni.illinois.edu/library). Опыт американских коллег лишний раз свидетельствует, что современной российской библиотеке важно позиционировать себя именно как привлекательную общедоступную универсальную пользовательскую среду.

Мы пришли к однозначному выводу о том, что библиотеки в США являются значимой частью национальной культуры и образования, важной составляющей инфраструктуры местного сообщества. Они активно востребованы молодёжной аудиторией. В отличие от наших сограждан, американцы чётко осознают, что библиотеки организованы и функционируют на средства местного бюджета, сформированного за счёт налогоплательщиков. Абсолютно все (включая вузовские) — общедоступны и бесплатны.

В американских библиотеках, обслуживающих подрастающее поколение, главным считается предоставление юным пользователям необходимых им технологических ресурсов, а фонд и библиотечная среда взаимно дополняют друг друга. Общепризнанным является факт, что молодым нужны собственное пространство в любой библиотеке, которая их обслуживает, и профильные фонды с адаптированными к запросам услугами и понимающими сотрудниками.

Среди приоритетов также — взаимодействие с внешней средой, укрепление контактов и демонстрация ценности и необходимости услуг библиотеки для местного сообщества: важно постоянно доказывать свою социальную эффективность, адекватную ресурсную затратность посредством маркетингового инструментария.

Великолепным дополнением к профессиональным встречам и общению стала яркая культурная программа. Мы воочию убедились, что американцы хотят и умеют радоваться жизни, всегда улыбчивы и общительны, их крайне сложно обидеть, поскольку они очень неформальны в поведении. В то же время чётко реализуется право на личное пространство человека (в частности, принцип «расстояния вытянутой руки»), проявляется завидный педантизм при соблюдении времени и регламента мероприятий. Восхищают особый пиетет к детям, неподдельное повсеместное уважение к армии, полиции, ветеранам войн. Нашей группе посчастливилось наблюдать масштабный и красочный парад-шествие в честь Дня независимости США и быть принятыми «на барбекю» в американской семье среднего достатка, посетить поселение индейцев-амишей и познакомиться с их бытом, в День города увидеть уникальную экспозицию Художественного музея (Института искусств) Чикаго и полюбоваться городским пейзажем с высоты 103-го этажа Вилли-тауэра — самого высокого небоскрёба Америки, а также совершить незабываемую прогулку на теплоходике по озеру Мичиган.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024