|
Хейнс Б., Конец старинной музыки: история музыки, написанная исполнителем-аутентистом для 21 века. перевод с английского Филипп Нодель — 2023
Брюс Хейнс (1940-2011) сделал карьеру как гобоист в классическом оркестре и с молодости интересовался историей исполнительской практики и своего инструмента (в конце 1960-х годов он открыл в Калифорнии мастерскую, где под его руководством делались реплики барочных гобоев). Накопленный им опыт исполнения на современных и исторических инструментах, концертов и записей с известными музыкантами и коллективами, общения с музыковедами лег в основу этой книги, в которой Хейнс рассказывает, как кодифицированная нотная запись и распространение музыкальных произведений на бумаге постепенно очистили западную музыку от вариативности и сделали ее «академической» — и как потом, в последние полвека, академические музыканты обнаружили за строгим фасадом своей дисциплины целую вселенную, из которой, не сумев ее полностью подчинить, эта дисциплина выросла. Таким образом, исторический конец старинной музыки оказался условием ее начала, нового рождения, к которому был причастен и автор этой книги
Содержание: Список аудиопримеров; Введение: Чтение и запись; Революция романтизма; Канонизм и классицизм; Прогресс или адаптация; Счастливая находка; Музыкальная риторика; Аутентизм как заявление о намерениях; Пугающие кавычки для аутентичности; Конец старинной музыки; Музыкантство; Терминология и концепции. Исполнительские стили: Говоря иначе, мы говорим иное: "Стиль - это то, что перестает быть стильным"; Новизна; Съедая поваренную книгу; Хроноцентризм: "музыка как традиция"; Начало плюрализма: соответствие стиля эпохе. Внимание, разрыв!: Современные стили: Три абстракции: романтический, современный и исторический стили; Романтический стиль: абсолют; Записи, фиксирующие суть романтической практики; Пророки революции: Долмеч и Ландовска; Революция аутентизма в 1960-х; Пришествие исторических инструментов и "низкого строя": "странные и необычные краски"; Цепная реакция; Стиль гуру: риторика без имени. Мейнстримный стиль "По тем, но без души": Модернизм и современный стиль; Сравнение исполнительских практик романтического и современного стиля; Вибрато, глутамат натрия в музыке; Дети модернизма; Исторический стиль в сравнении с современным стилем; Барочный клик - трек; Тесный стиль и модернизм; Пусть грянет пресность: описание тесного стиля. Насколько мы романтичны?: Грубые ласки классической музыки: Музыкальный канон; Чарльз Бёрни и начало истории музыки; Почему романтики называли музыку "классической"?; Что консервируют консерватории; Абсолютная музыка (принцип автономности); Канон Пахельбеля становится каноном; Оригинальность и культ гения; Атрибуция и этикетки; Повторяемость и ритуализированное исполнение. Прозрачный исполнитель: Замысел композитора ("верность композитору"); Что такое музыкальное произведение?; Werktreue (верность произведению): музыкальный аналог религиозного фундаментализма; Императив уртекста и текстовый фетишизм; Неприкосновенность; "Прозрачный" исполнитель и идеальное соответствие; Романтическое изобретение интерпретирующего дирижера; Маэстро-репетиция. Постоянные символы, меняющиеся значения: Постоянные символы, меняющиеся значения; Дескриптивная и прескриптивная нотация; Неполная запись; Устный элемент письменной музыки; В риторической музыке записано только самое главное; Неявная нотация; Тесный стиль и репетиционный прогон; Стиль против интерпретации; "Говорим Бах, подразумеваем Телеман": замысел композитора до эпохи романтизма. Анахронизм и аутентичность: Слух того времени: Винтаж по сравнению со стилем; Seconda pratica; Примеры движений аутентизма в прошлом; Разница между художественной подделкой и историческим концертом; Чем историческое музыковедение отличается от HIP; Сравнение романтической и барочной публики; Исторические музыканты в викторианских костюмах. Способы копирования прошлого: Эмуляция и репликация: два способа подражания в эпоху Ренессанса; Принцип эмуляции; Принцип репликации; Имитация в канонической системе; Копирование стиля и копирование произведения; Разговор с призраками и копирование произведения; Наблюдая за Кон-Тики; "Что было на самом деле" в истории; За пределами истории: срок годности исторических доказательств; Что не так с анахронизмами. Средство коммуникации есть сообщение. Исторические инструменты: Инструменты: торг здесь неизбежен; Влияние инструментов на исполнительский стиль; Скрипки осени; Исторические инструменты: аппаратное и программное обеспечение; Снимая мерки с мастеров; "Изъяны" в оригинале; Лефевр: больше, чем копия стиля; Больше "правильно атрибутированных подделок!"; "Не чини, что не сломано". Что делает барочную музыку "барочной"?: Сравнение барочной и романтической выразительности: Риторика: больше, чем коммуникация; Еще раз, с чувством: аффекты; Убеждение: победа над слушателями; Декламация/Экспрессия/Vortrag; Участие: барочный исполнитель; "горит и пылает"; Романтическая выразительность: "автобиография в нотах"; Риторика, покинутая романтиками: "сломавшееся искусство"; Риторика, превзойденная прекрасным (= Эстетика). Радуга и калейдоскоп: Сравнение барочной и романтической фразировки: Фигуры и жесты; Примеры мелодических фигур; Жесты как антифраза; Порядки или уровни значения: жест и фраза; Профиль (индивидуальная форма) ноты. Конец "старинной" музыки: Пассивное и активное музыкантство. "Перестаньте глазеть, растите что-то свое!": Мышление кавер-группы; Игра на ветру; Украшения; граница между сочинением и исполнением; Импровизация: территория исполнителя; Копирование стиля в композиции; Roll over Beethoven; Мысли о барьере гениальности; Два образца современных исторических композиций; Этикетки-обманщики; Наша собственная музыка. Перманентная революция: "Музыка дураков и безумцев": пределы, дозволенные вкусом; Иллюзия единого исполнительского стиля от Моцарта до наших дней; Бетховен-лайт и предначертание судьбы; "Перманентная революция" и меняющийся вкус; HIP против классики; Стиль по умолчанию; Историки по необходимости; Заглядывая за горизонт времени; Стремление к аутентичности
Подробная информация
Проверяем наличие...
|
|
Authors Choice 2 — 1976
When all sorts of favourite authors like Joan Aiken, John Christopher, Helen Cresswell, Peter Dickinson, Jill Paton Walsh, Ivan Southall, and lots of others who are marvellous storytellers themselves, choose their own favourite stories by other writers, the result is bound to be really special, and this book certainly is. Animal stories, funny stories, magical stories, historical stories, or science fiction, whatever you like, there's something here for you to enjoy and to lead you in to other kinds you may not have before.
Подробная информация
Проверяем наличие...
|