Магия комикса — между кадрами
Автор: Лопатников Д.Ю.
Издание: Думай Арт. — 2025. — №13 — С. 12 — 16
Денис ЛОПАТНИКОВ,
руководитель Центра рисованных историй РГБМ Российской государственной библиотеки для молодёжи
Денис Лопатников придумывает сценарии для комиксов, учит студентов и школьников их создавать, а ещё у него собственный магазин комиксов в Москве. В интервью «Думай Арт» он рассказал, почему комиксы, вопреки мнению многих родителей, развивают мозг, как сделать свою историю в картинках и прославиться, а также можно ли на этом заработать.
Когда говоришь о комиксах, сразу приходят на ум приключения Супермена или Человека-паука. Как там, в США, создаются комиксы? И почему европейские комиксы выглядят иначе?
В крупных компаниях, где производство комиксов поставлено на поток, этим всегда занимается большая команда. У двух крупнейших в США конкурентов Marvel и DC (DC это Бэтмэн, Супермен и другие, а Marvel Человек-паук, Железный человек, Тор и так далее) схемы производства комиксов несколько отличаются, но сама работа разделена на много этапов: один специалист делает раскадровку, второй пишет диалоги, третий рисует, четвёртый раскрашивает, следующий тени накладывает, ещё один в пузыри буковки пишет. Это позволяет работать максимально быстро: шестнадцатистраничный комикс можно с нуля сделать за месяц. В Европе по-другому: комиксы производят долго, полтора года одну книжку, но при этом получается высокохудожественный продукт. И авторский всё делают один-два человека. Так были созданы знаменитые французские истории о Тинтине и Астериксе с Абеликсом.
А у нас в стране как?
У нас применяют оба подхода. Если это серийный продукт, выходящий с определённой регулярностью, как, например, «Майор Гром» от издательства Bubble, то это большая команда и высокая скорость. Если это отдельные произведения или серия, не привязанная к срокам, достаточно пары участников сценариста и художника, или автора, который делает всё сам.
Сколько времени и денег уходит на создание одного комикса?
На комикс в 16 страниц, сингл называется, если в очень быстром темпе (и это командная работа) полтора месяца. Если 100 страниц, умножаем, и получается примерно год. По деньгам комикс на 100 страниц стоит от 1 до 3 миллионов рублей, в зависимости от сложности иллюстраций. И это только придумать и нарисовать, расходы на печать отдельно и тоже дорого.
Допустим, мне 15 или 16 лет, я хорошо рисую и люблю придумывать истории. Как мне стать великим комиксистом?
Давай начнём с плохих новостей, а потом перейдём к хорошим. У нас в стране индустрия комиксов в начальной стадии развития. Обычный тираж комиксов в России две-пять тысяч экземпляров. Пять тысяч это хороший, популярный автор и удачная история. Но и это не очень большой тираж, много на нём не заработаешь.
Я поставил себе задачу развивать в России мир комиксов, выходить на широкую аудиторию, поэтому я выступаю в школах, занимаюсь с подростками в «Российской государственной библиотеке для молодёжи», преподаю на факультете комиксов в университете «Синергия». И верю, что развитие будет. Но пока что индустрии по большому счету нет.
Сейчас в нашей стране почти все, кто создаёт комиксы, совмещает это с другой работой, иногда смежной с творчеством (дизайн, кино, реклама), а иногда и далёкой от этого. Зарабатывать на комиксах можно, но для этого нужны опыт, реализованные проекты и обширные знакомства. Для большинства авторов комиксы это хобби, приносящее приятный дополнительный доход.
Я вижу, что издатели из других стран интересуются нашими авторами, и наши комиксисты успешно работают в зарубежных проектах. Не могу пообещать, что, занявшись комиксами, ты начнёшь зарабатывать быстро и много, но монетизировать это занятие вполне возможно.
В нашей стране также есть яркие примеры успеха. Например, комикс «Земля Королей» из вселенной «13 карт», созданный блогером Фёдором Нечитайло (Fedor Comix). Этот комикс разошёлся тиражом более 350 тысяч экземпляров это очень много! Секрет успеха в том, что у автора своя фанбаза, и он придумал оригинальную историю, которая понравилась школьникам.
Так что всегда есть исключения, когда проект выстреливает, и на тебя обрушивается успех, слава и деньги! Кстати, для этого не обязательно уметь красиво и «правильно» рисовать.
А вот это уже интересно!
Я знаком с комиксистом Виталием Терлецким. Изначально он был сценаристом и редактором комиксов, но затем решил рисовать сам. Получалось у него, как будто это делает пятилетний ребенок. Но это не помешало ему создать в таком стиле занятную историю под названием «Роман победитель ласточек», и она стала очень успешной. Виталий продолжает рисовать, выпускать новые комиксы, читателям нравится!
Или есть знаменитый шотландский художник комиксов Том Голд. Рисовать он умеет, но у него очень простая техника, почти «палка, палка, огуречик». Зато такой юмор, что поклонников у него огромное количество.
Удача и чувство юмора это прекрасно, но что ещё нужно? Какой путь у начинающего автора?
Первый шаг, если ты придумал и нарисовал историю, создать паблик и регулярно выкладывать её по кусочкам бесплатно на широкое обозрение. Постепенно набирать читателей, вообще не думая о деньгах. Это не значит, что ты не сможешь на этом заработать в дальнейшем. Есть такой художник Евгений Федотов. Он придумал проект «Кошки-мышки» маленькие смешные истории по 3-4 кадра. Он их выкладывает в сеть бесплатно, люди смотрят и лайкают. Когда историй набирается достаточно, он их собирает и несёт в издательство. Этот комикс с удовольствием издают, так как у него уже есть своя фанатская аудитория. И бумажная версия популярна, хотя всё это можно найти в сети. Успех «Маши и Медведя» также начинался с бесплатных мультфильмов в интернете, а теперь у них всемирная популярность! Начинающему автору важно быть активным, регистрироваться в тематических группах, знакомиться, участвовать в обсуждениях своих и чужих работ. Один из старейших ресурсов, где можно публиковаться сайт «Авторский комикс».
Начинающие и даже опытные комиксисты заливают туда свои работы, чтобы получить обратную связь. Обязательно нужно следить за комментариями и реакциями. Когда ты понимаешь, что «заходит», а что нет, понятнее, куда двигаться дальше.
Обязательно стоит участвовать во всех возможных конкурсах для начинающих комиксистов. Сейчас их много, и их легко найти, особенно если состоишь в профильных группах. Дальше можно где-то поучиться рисовать, писать сценарии. Я, например, преподаю сценарное мастерство в университете «Синергия». С прошлого года на базе кафедры анимации, которая работает в сотрудничестве с «Союзмультфильмом», открылся факультет комиксов. Партнёром и консультантом является российское издательство комиксов Bubble, создавшее «Майора Грома».
В результате выпускник получает профессию иллюстратора с углублённым пониманием технологий создания комиксов. В этом году за два семестра через меня прошло более 50 начинающих комиксистов. И среди них, на мой взгляд, есть авторы-художники с хорошим потенциалом.
Также существует много онлайн-курсов, рассказывающих об основах комиксной профессии, и они доступны в любом регионе. Было бы желание учиться! Чаще всего у комиксистов образование художественное, но лучше изучить ещё и сценарное мастерство. В комиксе важную роль играет история. За основу можно взять сценарное мастерство для кино.
И, конечно, есть и книги, которые я обязательно рекомендую прочитать. Прежде всего «Понимание комикса» Скотта Макклауда. А для широты подхода и развития фантазии «99 способов рассказать историю», где один и тот же сюжет изображают разными способами и в разных стилях.
Если у моей нарисованной истории много читателей и лайков, куда идти дальше?
Есть как небольшие тематические арт-маркеты и гик-фестивали, так и крупные мероприятия, такие как Comic Con Russia, который, кстати, после перерыва в несколько лет снова пройдёт в декабре в Москве. На таких мероприятиях начинающие художники собираются, чтобы не только продать своё творчество самоизданные комиксы, открытки, стикеры но и пообщаться с другими комиксистами и читателями, расширить свою аудиторию. Там можно и заработать деньги, и зарядиться энергией. В результате начинающий автор начинает обрастать аудиторией, у него есть первые продажи и появляется вероятность, что его заметит издатель.
Какие издательства ищут молодых авторов?
Прежде всего, это те издательства, которые на комиксах специализируются. Среди них есть крупные, такие как «Комильфо» и «АСТ-Комиксы», и небольшие, например, «Альпака», «Другое издательство», Wizart. Молодому автору обязательно нужно изучить портфель конкретного издательства какие комиксы оно издаёт чтобы понять, вписывается ли туда его проект.
А процветает ли сейчас в Америке и Европе индустрия комиксов?
О процветании речь не идёт, но у комиксов там стабильная позиция: в книжных магазинах большой ассортимент, много покупателей самых разных возрастов. А вот в Японии, например, порядка 40% населения активно читают манги (японские комиксы). Некоторые серии выходят десятилетиями. Авторы манги как придумают историю, так и пишут всю жизнь до преклонных лет, а читатели годами живут в этом мире и с этими героями. Автор, кстати, обязательно заранее придумывает финал, последнюю главу в случае его смерти можно эту главу опубликовать и так история завершится.
В Америке, Европе, Японии комиксы часть культуры. В Америке, например, комиксы читают уже сто лет, у индустрии были и взлёты, и падения. У нас эта культура пришла примерно тридцать лет назад и до сих пор существует мнение, что комиксы это что-то несерьёзное, только для детей, и читать там нечего. Многие воспринимают комиксы как конкуренцию классической литературе.
Я всегда говорю: одно другое не исключает! Это просто ещё одна форма подачи. Если «Евгения Онегина» поставили в театре, это мешает читать роман? Давайте тогда спектакли запретим: нечего постановку смотреть, надо читать книгу! Комикс, как и спектакль, может пробудить интерес.
Прочитал биографию Пушкина в виде комикса о, какой интересный человек был! И пошёл дальше исследовать его вне комикса, читать книги. Мне всегда обидно слышать, когда говорят, что комиксы рассчитаны на невысокий интеллект и не способствуют развитию. Это стереотип и большая недооценка работы художников!
Бывает, возьмут в руки комикс по классическому произведению, а он тоньше, чем первоисточник, и говорят: «У-у! Сокращённая версия! Примитив!» Да нет же! Это другая форма: большая часть текста показана через картинку, и это задача и талант художника уместить в иллюстрации всё, что хотел сказать автор.
Не все понимают, что магия комикса между кадрами. Вы смотрите на одно изображение, переходите к следующему, а в этот момент мозг сам придумывает в вашей голове мультфильм между ними. Мастерство художника сделать так, чтобы отдельные кадры комикса у читателя сливались в поток, и он легко воспринимал историю.
Есть литература, есть театр, кино, музыкальное произведение, а есть комикс. Через него можно рассказать что угодно: детскую историю, ужасы, что-то научное ограничений никаких! Когда ты рассказываешь, что существует комикс про Холокост, встречаешь оторопь и даже возмущение. А там серьёзный графический роман, который получил Пулитцеровскую премию! Автор рассказал историю своего отца, который был в концлагере. Рассказ о евреях и нацистах идёт через персонажей мышей и котов.
И ещё один интересный факт, подтверждающий уникальность комиксов: во времена их расцвета в США спецслужбы провели исследование и выяснили, что при чтении комикса мозг работает сильнее, чем при чтении книги, так как происходит одновременная обработка разного вида сигналов. Картинку воспринимает один участок мозга, текст другой. А читателю ещё надо собрать их вместе!
А что можешь сказать про комиксы в онлайн-формате?
Мне, если честно, больше нравятся бумажные взять в руки, почувствовать фактуру бумаги, запах типографской краски… Но и в онлайне комиксы прекрасно себя чувствуют. Есть такой формат, адаптированный для скроллинга на смартфоне вебтун (от корейской площадки Webtoons, где он получил популярность). Он представляет из себя неразрывную ленту, которую читатель проматывает от начала до конца, следя за происходящим, читая реплики. На вебтун-сервисах пользователи оплачивают подписку и читают понравившиеся серии, а автор получает отчисления от каждого просмотра его комикса. У нас это направление хорошо развивается и скоро станет ещё одним вариантом монетизации комиксного творчества.
Интервью взяла Ольга Сичкарь
