Кто и почему работает в библиотеках России: по результатам всероссийского исследования «Молодежный кадровый ресурс библиотек»
Автор: Захаренко М.П.
Издание: Университетская книга . — 2024. — май. — С. 39-43
Марина Павловна ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе, руководитель Всероссийского центра библиотечного кадрового потенциала РГБМ, председатель Молодёжной секции РБА; кандидат педагогических наук
«Моё решение поступать учиться на библиотекаря было осознанным, с каждым годом я больше узнаю об этой удивительной профессии и могу с твёрдостью сказать, что я на своём месте. С детства хожу в библиотеки своего города, и мне нравится замечать, как быстро меняются в лучшую сторону наши библиотеки. И вообще, БИБЛИОТЕКИ THE BEST! Поэтому работать в библиотеке ХОЧУ!» Это ответ одной студентки профильного вуза на вопрос: «Было ли осознанным решение поступать учиться на библиотекаря и планируешь ли работать в библиотеке после окончания обучения?» в рамках мини-исследования, проведённого РГБМ весной текущего года. Согласитесь, такой вариант ответа встречается нечасто. И кадровая ситуация в библиотечной отрасли, мягко говоря, не радует.
Абсолютное большинство приходящих в библиотеку специалистов люди с непрофильным образованием и/или с другим (небиблиотечным) профессиональным опытом, пришедшие работать в библиотеку «случайно»; выпускники библиотечных вузов и колледжей по разным причинам не идут работать в библиотеки, а находят приложение полученных во время обучения и практической подготовки умений и навыков в других сферах; библиотеки как работодатели испытывают потребность в притоке молодых специалистов, а те, в свою очередь, нацелены на частую смену места работы, поиск лучшего места (имеют право!) и высокую заработную плату… На наш взгляд, одной из причин возникновения негативной возрастной кадровой ситуации в библиотеках является недостаточное внимание именно к мотивации труда молодёжи, их профессионализации, погружению в библиотечный мир. Это и стало причиной, поводом проведения РГБМ и Молодёжной секцией РБА в 2023 г. всероссийского социологического исследования «Молодёжный кадровый ресурс библиотек России», направленного на выявление основных позитивных и негативных факторов, влияющих на привлечение молодёжи в библиотечную профессию и на профессиональную деятельность уже работающих молодых сотрудников российских библиотек.
Об организации, целях, задачах, гипотезах, методике, объекте, инструментарии и первых промежуточных результатах исследования мы подробно рассказывали в предыдущей статье1 // Университетская книга. 2023. № 10 (декабрь). С. 31–33.. Обратимся к объёмно-количественным показателям проведённого исследования, охватившего 97% регионов страны.
С целью получения сведений о реальной кадровой ситуации в конкретной библиотеке / библиотечной системе мы обратились к руководителям библиотек с просьбой ответить на ряд вопросов о количестве работающих сотрудников в возрасте до 35 лет и их социально-демографической характеристике; динамике притока и оттока молодых специалистов за последние три года (2020–2022); существующей системе материального и морального стимулирования персонала; формах социально-экономической поддержки молодёжи в регионе; проводимых кадровых исследованиях; потребности в кадрах иной квалификации и т.д.
В итоге собраны социологические данные для комплексной оценки кадровой ситуации от 1290 библиотек, представляющих практически все существующие разновидности библиотек страны. Наибольшее количество ответов получено из Нижегородской области и Красноярского края. Отрадно, что, несмотря на сложности, все новые регионы: Луганская и Донецкая народные республики, Херсонская и Запорожская области приняли участие в исследовании.
К сожалению, генеральную совокупность (количество библиотечных специалистов до 35 лет, работающих в библиотеках России) подсчитать не представляется возможным из-за отсутствия соответствующих достоверных статистических и обобщающих аналитических данных. Кадровый ресурс библиотечной отрасли в исследуемом нами аспекте фактически не изучен. Репрезентативность исследования в данном случае обеспечивается благодаря разнообразию библиотек-участниц и однородности социально-демографической профессиональной группы сотрудников как объекта исследования.
Само наличие молодых библиотечных кадров мало что значит, важно понять, какой он молодой сотрудник библиотеки (по возрасту, образованию, стажу, что является для него привлекательным в библиотечной работе, как он оценивает свои возможности и перспективы и т.д.). Руководителям библиотек в процессе ответа на анкету предлагалось заполнить таблицу распределения имеющегося числа молодых сотрудников по социально-возрастным характеристикам.
Рассматривая распределение молодых сотрудников по ранжированным возрастным категориям (18 лет 21 год, 22–25 лет, 26–30 лет, 30–35 лет), установили, что в 49,3% библиотек превалирует категория условно молодых сотрудников: в возрасте 31–35 лет. А меньше всего самой «молодой» категории от 18 лет до 21 года (6,6%), в силу того что это ещё студенческий возраст и период выбора профессии. Сотрудники в возрасте 22–25 лет составили 15,8%, а 26–30-летние 28,3%. И здесь, конечно, можно сделать вывод о том, что чем старше человек становится, тем устойчивее его отношение к месту работы, реализации своих возможностей, стремление к стабильности и уверенности.
Самая многочисленная группа специалистов с высшим небиблиотечным образованием (45%), примыкает к ней группа сотрудников со средним специальным небиблиотечным образованием 19,5%, т.е. 64,5 % сотрудников в библиотеках страны пришли работать в нашу отрасль из других профессиональных сфер. Это обстоятельство подтверждает результаты предыдущего исследования2Молодёжный кадровый ресурс публичных библиотек России: по материалам эмпирического социологического исследования: аналитический отчёт / авт.-сост. М.П. Захаренко; Рос. гос. б-ка для молодёжи. М., 2012. 80 с. (тогда процент был ещё больше) и характеризует существующую тенденцию в целом по отрасли.
И несмотря на то что профильное обучение осуществляется в 57 государственных образовательных организациях среднего профессионального образования и в 48 организациях по образовательным программам высшего образования, всего 27,3% сотрудников библиотек страны имеют высшее или среднее специальное библиотечное образование (по результатам исследования 2009–2011 гг. таковых было 34,7 %). 8,2% молодых сотрудников пока имеют лишь общее среднее образование. Вместе с тем, учитывая многофункциональную деятельность современной библиотеки, некоторые «небиблиотечные» специальности становятся профильными для библиотечного учреждения (например, психолог, социолог, PR-специалист, педагог, филолог, историк, лингвист и т.д.).
По гендерному признаку, как и следовало ожидать, женщины составляют 87,4%, мужчины 12,6%. Однако ситуация несколько изменилась в позитивном ключе: 12 лет назад было 91,8 и 8,2 % соответственно.
Анализ распределения числа сотрудников до 35 лет по стажу выявил пёструю картину (табл. 1).
Распределение числа сотрудников до 35 лет по стажу
Таблица 1
Стаж | В % к числу сотрудников |
До года | 17,5 |
13 года | 31,8 |
410 лет | 35,1 |
1015 лет | 15,6 |
В целом преобладает количество сотрудников со стажем 4–10 лет, что позитивно. Скорее всего, это специалисты в возрасте 25–30 лет; в этот период молодой сотрудник начинает анализировать личностные способности и возможности, проявляет профессиональные амбиции, ибо он уже получил опыт трудовой деятельности в библиотеке, понял её специфику, закрепился здесь и способен осознанно планировать перспективы профессионального развития. Вместе с тем несколько удручает достаточно низкий процент сотрудников со стажем 10–15 лет. А ведь это специалисты, достигшие времени, когда профессионализация во многом состоялась, уже есть определённые карьерные успехи и видимые трудовые результаты, это категория сотрудников с наиболее эффективным собственным вкладом в достижения библиотеки. Настолько же мал процент специалистов со стажем до года, а значит, и низок процент притока молодёжи в библиотеки (об этом расскажем чуть дальше). И что интересно, эти данные не изменились во времени…
Данные исследования позволяют установить средний процент сотрудников библиотеки (централизованных библиотечных систем, ЦБС) в возрасте до 35 лет (включительно) от общего количества основного персонала в динамике за три года (2020–2022). В целом по всем исследуемым библиотекам ситуация такова: 2020 год 11%, 2021-й 12%, 2022-й 13%. То есть хоть и незначительный, но прирост! Разумеется, в каждом регионе собственная ситуация с библиотечными кадрами. Многое зависит от того, где расположена библиотека (в большом городе или в малом, в районном центре или в селе); от экономического профиля и социальной инфраструктуры территории; от состояния региональной сферы культуры в целом; рынка труда; от того, есть ли профильное учебное заведение; от приоритетов самой молодёжи и возможностей самореализации (потенциального кадрового состава библиотеки) и от ряда других причин. В крупных городах, где рынок вакансий более разнообразный, библиотекам приходится конкурировать с другими организациями. И конечно же, иная ситуация будет в небольших городах и поселениях.
Напомним, что в Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 608-р) в числе прогнозных индикаторов к 2030 г. обозначено достижение доли сотрудников в возрасте до 30 лет в общей численности основного персонала библиотеки не менее 18%.
Именно поэтому триггером в процентной выборке молодых сотрудников из основного персонала библиотек послужила планка в 18%. Так вот, по результатам данного исследования 18 и более процентов молодых сотрудников по итогам 2022 г. имеются в 41% библиотек, принявших участие в опросе. Вместе с тем наблюдается небольшой рост: в 2020 г. таковых библиотек было 34%, а в 2021-м 38%. Есть ли надежда достичь показателя доли сотрудников не менее 18% в кадровой структуре отрасли к 2030 г.? Полагаю, что да.
Однако негативная кадровая ситуация наблюдается в 46% библиотек, где молодёжи менее 10%. Но и здесь наблюдается позитивная динамика: в 2020 г. такая ситуация фиксировалась в 55% библиотек, а в 2021-м уже в 50%.
Одной из гипотез в программе исследования было отражено следующее положение: «...на кадровую ситуацию с молодыми специалистами в библиотечной отрасли влияют позитивные процессы, происходящие в последние годы в библиотечной отрасли и молодёжной политике страны в целом». Ключевое влияние здесь, конечно же, имеет реализация национального проекта «Культура» в части модернизации муниципальных библиотек, а на сегодняшний день это 1080 библиотек нового поколения, в которые с большим удовольствием приходит работать молодёжь. Подтверждением данной гипотезы могут служить результаты исследования в части анализа притока и оттока молодых специалистов (табл. 2).
Приток и отток молодых специалистов
Таблица 2
Год | Средний % притока молодых специалистов в библиотеку (ЦБС) | Средний % оттока молодых специалистов в библиотеку (ЦБС) |
2020 | 16,4 | 6,3 |
2021 | 18,4 | 7,9 |
2022 | 19,5 | 9,6 |
Иными словами, молодёжь всё же приходит работать в библиотеки, стала более позитивно воспринимать библиотеку как потенциальное место работы. При этом лишь 5,1% руководителей библиотек отрицательно ответили на вопрос: «Есть ли в вашей библиотеке потребность в привлечении молодых кадров?» В качестве добавления к цифрам приведу некоторые свои частные наблюдения: несмотря на то что стереотипное восприятие библиотеки как «скучного места с пыльными стеллажами» никуда не ушло, от молодых людей (читателей, студентов, волонтёров) всё чаще поступает запрос на работу в библиотеке: хотят быть причастными к тому, что делает библиотека. И это здорово!
Завершая обзор полученных результатов опроса руководителей библиотек, отметим, что лишь в 14,3% библиотек проводились кадровые исследования в последние три пять лет. А ведь осознание необходимости изучения состава и структуры кадров библиотеки позволит в полной мере использовать имеющийся потенциал, что, в свою очередь, скажется на эффективности работы библиотеки в целом.
***
Отдельный опросный лист был разработан непосредственно для тех самых молодых сотрудников библиотек России с целью комплексной оценки их профессиональной мотивации. Анкета анонимная, и это ключевой фактор, обеспечивающий качество и достоверность полученных данных. Смеем на это надеяться. Это особенно важно в таких чувствительных областях, как работа с кадрами.
Участие в исследовании добровольно, без принуждения, по собственной воле приняли 6094 респондента из 86 регионов России, включая Луганскую и Донецкую народные республики, Херсонскую и Запорожскую области (194 ответа). Регионы, сотрудники которых не приняли участие в исследовании, это Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея и Чукотский автономный округ. Если вновь обратиться к упомянутой уже Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, то в разделе 2 «Текущее состояние библиотечного дела в России» о необходимости привлечения молодых кадров написано, что в общедоступных библиотеках страны работают 126 тыс. сотрудников, 7,2% которых группа специалистов до 30 лет. Несложно посчитать, что это чуть более 9 тыс. человек. Исходя из этого цифра в 6094 ответивших на 25 вопросов анкеты выглядит вполне репрезентативной.
Открывает анкету блок социально-демографических вопросов, касающихся возраста, пола, стажа и семейного положения респондента.
Аналогично анализу ответов руководителей библиотек о кадровой ситуации в их библиотеках наибольшее количество респондентов можно отнести к категории условно молодых (30–35 лет), таковых почти половина: 47%, а самая маленькая группа ответивших в возрасте 18 лет 21 год (7,2%).
Ещё несколько интересных фактов: в библиотеках работают примерно поровну состоящих в браке и пока одиноких сотрудников: 51,1 и 48,9% соответственно, а неженатых мужчин больше на 22%, чем незамужних женщин. 47,7% имеют хотя бы одного ребёнка.
Подавляющее большинство (63,8%) сотрудники муниципальных публичных библиотек (городская, районная, поселенческая, сельская, межпоселенческая), что объективно. Сеть общедоступных (государственных и муниципальных) библиотек самая обширная и насчитывает около 42 тыс. единиц. 17,4% центральные библиотеки регионов (областные научные / универсальные); 13,2% представляли муниципальные публичные библиотеки административного центра региона. Отметим, что 50,7% библиотек модернизированы с учётом современных требований либо в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» по созданию модельных муниципальных библиотек (22,4%), либо в рамках региональной программы (10%), либо за счёт муниципальных и собственных средств (18,3%).
Среди опрошенных 94,4% относятся к основному персоналу, из них специалистов (к ним в данном исследовании относятся библиотекари, библиографы, методисты, комплектаторы, каталогизаторы и другие категории функциональных специалистов) 79%, управляющего персонала (к данной категории отнесены заведующие библиотеками, структурными подразделениями крупных библиотек, заместители директоров библиотек) 16,8%.
Для 38,5% респондентов библиотека первое место работы. Интересна палитра прежних мест работы и должностей (их указали 3448 человек, некоторые отметили несколько). Большинство, конечно, из смежных с библиотечной отраслей, но есть и такие экзотичные, как бариста, агент по страхованию, бармен, кондитер, повар, пекарь, охранник, почтальон, парикмахер, проводник, флорист, судебный пристав, агроном, букмекер, ветеринар, швея, няня, риелтор, хормейстер, землеустроитель, балетмейстер, визажист, геодезист, доярка, капельдинер, керамист, модель, метеоролог, нефтяник, маркшейдер… И долго можно ещё продолжать! Всего обозначены 245 наименований должностей.
Удивительный факт, но 37,2% респондентов на вопрос: «Почему вы пришли работать в библиотеку?» выбрали ответ: «По призванию, по собственному желанию», ещё 3,1% «Согласно семейным традициям». И это гораздо больше показателей 12-летней давности. Тогда было соответственно 22,9 и 3,8%.
Поскольку в рамках одной статьи невозможно осветить все позиции исследования, для раскрытия заявленной темы выделим три вопроса: «Удовлетворены ли Вы работой в библиотеке?», «Основными привлекательными чертами работы в библиотеке для Вас являются…» и «Каковы причины возможной неудовлетворённости работой в библиотеке?».
Степень удовлетворённости работой в библиотеке у молодых сотрудников различна, однако в целом её можно расценивать как высокую. Лишь 61 человек (1,0%) твёрдо ответили: «Нет» и 269 (4,4%) «Скорее нет, чем да». В то время как 3448 опрошенных (56,6%) полностью удовлетворены работой в библиотеке и 2316 (38,0%) выбрали ответ «Да, но не в полной мере».
Анализ полученных данных показал, что уровень удовлетворённости работой зависит от возраста и образования респондентов. Молодые сотрудники в возрасте от 18 лет до 21 года с общим средним или средним специальным небиблиотечным образованием в значительно большей степени удовлетворены работой, чем коллеги с более высоким уровнем образования и старше. Самый низкий процент ответа «Да, но не в полной мере удовлетворён» у группы респондентов с высшим библиотечным образованием в возрасте 26–30 лет. Это можно объяснить тем, что к указанному возрасту молодой сотрудник, получив предметный опыт трудовой деятельности, способен уже осознанно планировать перспективы профессионального развития, происходит более глубокий анализ личностных способностей и возможностей, проявляются профессиональные амбиции.
Для ответа на вопрос: «Основными привлекательными чертами работы в библиотеке для Вас являются…» респондентам были предложены 13 возможных вариантов с правом выбора нескольких одновременно и открытое поле для собственного варианта. Факторы привлекательности библиотечной работы представлены в табл. 3.
Факторы привлекательности библиотечной работы
Таблица 3
Основные привлекательные черты работы в библиотеке | В % к числу респондентов |
Творческий характер деятельности | 66,5 |
Контакты с людьми, общение | 55,2 |
Возможность заниматься любимым делом | 54,0 |
Работа с книгами | 50,2 |
Возможность повышать свой культурный и профессиональный уровень | 49,9 |
Интеллектуальная составляющая того, что я делаю | 43,8 |
Социальная и экономическая стабильность | 39,6 |
Доступ к информации | 34,5 |
Возможность реализовать себя | 34,0 |
Организация и проведение публичных мероприятий | 33,4 |
Благоприятный психологический микроклимат | 24,8 |
Возможность донести до других свои взгляды, идеи | 19,9 |
Активное внедрение новых технологий | 13,5 |
Другое | 1,0 |
Как видно из таблицы, респондентов привлекают прежде всего творческий характер деятельности, контакт и общение с людьми и возможность заниматься интересным делом.
Одновременно обращают на себя внимание и факторы-аутсайдеры: возможность донести до других свои взгляды, идеи, активное внедрение новых технологий. Здесь есть над чем задуматься, но об этом в следующих материалах об исследовании.
Один из важных показателей, характеризующих степень востребованности библиотечной работы со стороны молодых специалистов, это причины неудовлетворённости. Так и был сформулирован специальный вопрос: «Каковы причины возможной неудовлетворённости работой в библиотеке?»
В анкете предлагалось 17 вариантов готовых ответов с возможностью выбора нескольких из них. Анализ полученных данных позволил составить своеобразный рейтинг причин возможной неудовлетворённости.
Так, подавляющее большинство опрошенных, как и следовало ожидать, на первое место поставили такой показатель, как низкая зарплата (44,4%, и это намного ниже, чем в исследовании 2009–2011 гг.: 76,4%), затем следует слабая материально-техническая база (35,9%) и на третьем месте неудобный режим работы (21,1%). А в прошлый раз на третьем месте была позиция «Непрестижность профессии» (21,3%). Теперь же она занимает шестое место (табл. 4).
Факторы неудовлетворённости работой в библиотеке
Таблица 4
Причины возможной неудовлетворённостью работой в библиотеке | В % к числу респондентов |
Низкая зарплата | 44,4 |
Слабая материально-техническая база | 35,9 |
Неудобный режим работы | 21,1 |
Большая физическая и эмоциональная нагрузка | 20,9 |
Отсутствие возможности карьерного роста | 15,0 |
Непрестижность профессии | 13,7 |
«Женский;» коллектив | 13,4 |
Сложные взаимоотношения в коллективе | 12,4 |
Непонимание и отсутствие поддержки со стороны руководства | 12,4 |
Плохие условия труда | 11,3 |
Высокая текучесть кадров | 8,6 |
Скучная, монотонная работа | 7,9 |
Отсутствие (или недостаточность) социальных гарантий | 5,0 |
Необходимость постоянно осваивать новое | 4,4 |
Функционал занимаемой должности не соответствует интересам | 4,1 |
Отсутствие возможности повысить квалификацию | 3,5 |
Другое | 6,7 |
***
Ещё продолжаются анализ полученных результатов, корреляция ответов по разным пересечениям обобщённых данных анкет молодых сотрудников библиотек, участвовавших в исследовании, с имеющимися результатами экспертного опроса руководителей библиотек. Обязательно найдутся дополнительные интересные закономерности и объяснения отдельных фактов. Непременно всё будет многоаспектно проанализировано, осмыслено и прокомментировано, по материалам исследования планируется издать комплексный аналитический отчёт.
В заключение хочется искренне поблагодарить всех директоров библиотек и, конечно, молодых сотрудников, активно поддержавших нашу инициативу и с готовностью принявших предложение участвовать в исследовании.