Проект «Вакансия библиотекарь: ожидание/реальность»
Автор: Третьякова Н.В.
Издание: Современная библиотека. 2024. №6. С. 34-39
Почему мы решили всерьёз заняться вторичной профессиональной ориентацией студентов?
Наталья Александровна ТРЕТЬЯКОВА,
начальник отдела региональных связей и проектной деятельности Российской государственной библиотеки для молодёжи
Многие коллеги, наверняка, обратили внимание на одновременно появившиеся в известных telegram-каналах посты с результатами опроса на платформе Superjob о самых интересных и самых скучных профессиях. Тогда в ТОП-5 самых скучных профессий попал и библиотекарь (при этом в альтернативную пятёрку вошёл водитель). Те, кто вышли на сайт Superjob, видели, что так считают только 3% из 1600 опрошенных. Но это было уже не важным: в головах тысяч, прочитавших новость, отложилось: «библиотекарь = скучно». Или, например, образ библиотекаря, формируемый кинематографистами. В недавнем фильме «Сказки Гофмана» главная героиня, очаровательная, умная и красивая девушка, абсолютное воплощение жертвы абьюза и психологического насилия.
Так, по крупице, по шажку поддерживается невыразительный имидж библиотекаря, сложившийся в предыдущие десятилетия. Ну и кто после этого выберет профессию, когда у неё такой, как сказала бы молодёжь, вайб? Как с этим решили побороться в главной молодёжной библиотеке страны, расскажет Наталья Александровна Третьякова, начальник отдела региональных связей и проектной деятельности Российской государственной библиотеки для молодёжи.
Ни для кого не секрет, что на библиотечные факультеты часто попадают «не по любви, а по залёту»: несостоявшиеся актрисы, журналисты, дизайнеры, блогеры и им подобные. Они какое-то время страдают от нереализованных амбиций, а потом или увлекаются учёбой, будущей профессией и делают-таки «из лимона лимонад», или не столько учатся и потом работают, сколько мучаются, нанося вред себе и окружающим, или всё же уходят с полпути, что бывает разумным выбором. Разумеется, определённая часть поступает на библиотечную специальность именно «по любви» в основном, к чтению книг и общению с людьми. Есть ещё те, кто поступают на библиотечное отделение из чистой прагматики баллов хватило пройти только сюда. И все они, как показывает опыт общения, слабо представляют, чем будут заниматься, когда, получив диплом, окажутся наконец в библиотеке. Проект «Вакансия библиотекарь: ожидание/реальность», к реализации которого приступили в Российской государственной библиотеке для молодёжи, как раз и направлен на то, чтобы студенты, пришедшие на учебную практику в библиотеку, физически, ментально и эмоционально ощутили и осознали, что такое современная библиотека место их будущей работы, какие возможности и карьерные шансы она может им дать, какие перспективы открывает... Мы применили к проекту понятие «вторичная профессиональная ориентация», трактуя его как начальное знакомство с профессией, олицетворение человеком себя с профессией, формирование профессионального самосознания.
В 2023 г. были подведены итоги, скажем так, новаторского для нашей отрасли исследовательского проекта «Мастерская кадрового партнёрства: библиотечный аспект». Инициатива проведения межрегионального сетевого проекта, охватившего 32 региона России, принадлежала Ирине Борисовне Михновой, директору РГБМ. Научным руководителем выступил автор методики «Мастерской», лидер команды экспертов
«Карьера в России», доктор педагогических наук, профессор Сергей Сергеевич Гиль. В исследовании приняли участие 1103 студента, 214 преподавателей среднего и высшего профессионального образования, 602 сотрудника библиотек. цель исследования заключалась в том, чтобы оценить текущие разрывы и определить возможности для сотрудничества между образовательной организацией (вузом, колледжем) и работодателем библиотекой) в процессе подготовки кадров для библиотечной отрасли (студентов). Другими словами, хотелось понять, насколько знания, умения и навыки, приобретённые студентами в учебных заведениях, уровень их притязаний адекватны реальным потребностям и ожиданиям библиотек. А также интересно было выяснить, что библиотекари и преподаватели могут сделать вместе, чтобы получаемая студентами профессия в краткосрочной перспективе была им понятна, а в долгосрочной не разочаровала.
С подробным описанием реализации и итогов проекта можно . Всероссийского центра библиотечного кадрового потенциала РГБМ. Здесь же хочется отметить несколько моментов, которые «высветились» в ходе исследования.
Эксперты сформулировали ключевые разрывы и, как следствие, возможности для взаимодействия студентов, библиотек и образовательных организаций, выявленные в ходе Мастерской кадрового партнёрства:
- коммуникационные разрывы («Рассогласование взглядов практиков и преподавателей на роль библиотеки в социуме»; «Отсутствие базового канала профессиональной коммуникации между библиотеками, образовательным учреждением и студентами»);
- разрыв мешу теорией и практикой («Разница требований к студентам у работодателей и преподавателей», «Практика более ориентирована на соответствие стандарту, чем на запросы библиотек»;
- мотивационные разрывы: основная вина за мотивационные разрывы безоговорочно возлагается преподавателями на студентов. Им «инкриминируют» целый спектр дефицита волевой сферы от низкой мотивации до полного отсутствия желания связать свою трудовую деятельность с библиотекой;
- репутационные разрывы («Низкий рейтинг профессии»; «Падение престижа профессии»);
- организационные разрывы (управление системой): в контексте полученной информации находит не подтверждение, но отклик, что библиотечную отрасль нередко позиционируют как закрытую систему, огороженную от окружающего мира;
- компетентностные разрывы («Несогласованность требований библиотек и вузов к студентам в области профессиональных навыков»);
- технологические разрывы: участники проекта отмечают необходимость цифровизации в обучении, но также и неготовность образовательных организаций и библиотечных специалистов к использованию автоматизированных и роботизированных систем;
- дефицит времени выражается «в чрезмерной загруженности всех субъектов взаимодействия, что не позволяет непрерывно поддерживать коммуникацию»;
- отсутствие института наставничества («Библиотеки должны выделять сотрудников для работы со студентами (наставничество, кураторство)»).
Судя по отзывам наших молодых коллег, которые они дали нам в обратной связи, эксперимент прошёл удачно:
«Посещение различных отделов в рамках одной практики было очень результативным решением. Было интересно изучить именно эту библиотеку со всех сторон»;
«Практика помогла сориентироваться, какие направления есть в современной библиотеке, а также выяснить, какие из них более привлекательны лично для каждого»;
«Хотелось бы увеличить время прохождения практики для большего погружения в профессию и для закрепления практических знаний!»;
«Спасибо, нам впервые дали пообщаться с директором библиотеки»;
«Практика ещё раз доказала, что библиотека это нескучное место. Практика лала мне возможность поучаствовать в крупном мероприятии, познакомиться с новыми интересными людьми и просто провести хорошо время среди коллег и читателей»;
«Теперь я понял, что работы в библиотеке много и она разная».
Итоги проекта говорят о том, что студентам необходимо больше практики, больше совместной проектной деятельности и личное наставничество.
Для многих, возможно, это очевидно, но теперь ещё и научно обосновано.
Профессиональная рефлексия после завершения «Мастерской кадрового партнёрства» вывела нас на следующий проект вторичной профессиональной ориентации студентов «Вакансия библиотекарь: ожидания/ реальность».
Первая апробация «Вакансии» прошла в РГБМ весной и летом 2024 г. В ней приняли участие студенты Московского государственного лингвистического университета, Московского государственного института культуры и Кемеровского государственного института культуры (всего 13 человек).
Методика реализации проекта
Идея: выбор профессии важный шаг, который во многом может определить последующую жизнь самого человека и его семьи. Делая этот выбор, человек должен иметь представление, какие конкретные перспективы открывает выбранная им профессия. Участие в проекте даст возможность студентам на практике увидеть, что представляет собой выбранная ими область деятельности, поможет осмыслить процесс построения карьерной стратегии, а также станет первым этапом профилактики профессиональных кризисов и разочарований. С другой стороны, создание условий для тесных контактов работающих в библиотеке специалистов со студентами в рамках проекта может стать поводом для переосмысления ими своей деятельности, осознания её высокой ценности для социума, преодоления рабочей рутины, ощущения себя как части большой умной команды наставников.
Участники: студенты профильных кафедр и факультетов вузов, руководители и ведущие специалисты структурных подразделений библиотек, администрация.
Цель: вторичная профессиональная ориентация студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в вузах России, создание условий для их профессиональной вовлеченности и осмысления возможностей современной библиотеки как актуального и привлекательного места работы.
Задачи:
Для студентов:
- знакомство с отделами и службами библиотеки, понимание библиотеки как учреждения со сложной структурой взаимозависимых составляющих;
- получение наглядного представления о профессиональных компетенциях, необходимых для работы на разных участках работы в библиотеке;
- приобретение практического опыта и умений применять полученные в вузе теоретические знания в работе библиотеки;
- анализ и оценка положительных и отрицательных сторон профессии, которые не видны в теории;
- развитие навыка самопрезентации и публичных выступлений;
- нетворкинг, установление профессиональных контактов с реальным работодателем.
Для библиотеки:
- выявление сотрудников, способных выполнять роль наставников;
- формирование кадрового резерва, поиск перспективных молодых сотрудников с профильным образованием;
- выстраивание партнёрских отношений с профильными образовательными организациями;
- совершенствование корпоративной культуры, установление доброжелательных горизонтальных связей в коллективе;
- использование опыта реализации проекта и взаимодействия со студентами для профессиональной рефлексии, разработки методических материалов.
Условия для реализации проекта: проект может быть реализован в публичных библиотеках разного уровня: муниципальной, региональной, федеральной, а также в научных библиотеках образовательных и иных учреждений. Важным условием является сложная структура библиотеки, которая должна включать сочетание пяти-семи традиционных структурных подразделений: отделы комплектования и обработки, библиографический, краеведения, культурно-досуговой/просветительской деятельности (массовой работы), сектор регистрации, обслуживания разной направленности по искусству, детский, юношеский, методические службы и т.п.
Преимуществом для выбора данной методики прохождения практики будет наличие в структуре библиотеки уникальных (не являющихся обязательными для всех подобных учреждений) отделов. Например, PR-служба, краеведческий или какой-либо другой музей, отдел управления проектами/проектной деятельности, отдел иностранной литературы, нотно-музыкальный, информационно-технологический отделы и пр. Важным условием успеха проекта является готовность сотрудников выступать для студентов в качестве наставников по профилю своей деятельности, при этом понимая общую цель реализации проекта дать студентам возможность увидеть библиотеку как сложную систему взаимосвязанных элементов.
И наконец, стоит назначить куратором практики доброжелательного, позитивно настроенного сотрудника, готового общаться по телефону, почте, в мессенджерах в неформальном стиле.
Риски могут быть разными. Со стороны студентов традиционно сложившееся несерьёзное отношение к прохождению практики, пропуски по разным причинам, что ведёт к разрывам в восприятии рабочих процессов как системы. Со стороны сотрудников отсутствие мотивации делиться опытом и знаниями с людьми, которые не останутся работать в библиотеке, а просто «заберут» (или «не заберут») эти опыт и знания с собой в дальнейшую жизнь, а ведь всё это требует дополнительных затрат сил и времени. Также необходимо обращать внимание на личностные особенности сотрудников библиотеки, участвующих в проекте, что позволяет избегать конфликтных ситуаций и излишних нравоучений. Идеальная ситуация психологическая совместимость наставника и наставляемого (студента).
Методический инструментарий.
В качестве инструмента обучения и взаимодействия студента с куратором и библиотекарями-наставниками используется специально разработанная рабочая тетрадь «Навигатор практики. Маршрут построен».
Этапы реализации:
I этап. Подготовительный (за 7-10 дней до начала практики). Совещание и согласование графика работы сотрудников библиотеки, занятых в реализации проекта. При необходимости корректировка плана и внесение изменений в рабочую тетрадь «Навигатор практики. Маршрут построен». Печать рабочих тетрадей.
II этап. Прохождение студентами практики согласно разработанному плану. Заполнение рабочих тетрадей по мере «движения к цели».
III этап. Подготовка к защите и защита практики студентами. Помощь в составлении отчётной документации для учебного заведения.
IV этап. Обсуждение сотрудниками реализованного проекта, успехов и недочётов, внесение изменений в план реализации проекта в будущем с учётом полученного опыта и общения со студентами. Освещение проекта в социальных сетях и на информационных ресурсах библиотеки.
Этапы прохождения практики на примере РГБМ
Практика начиналась с вводного занятия, вручения временных бейджей сотрудников библиотеки, рабочих тетрадей и заявления студентов о принятии их в библиотеку в качестве практикантов.
В рабочей тетради «Навигатор практики. Маршрут построен» был представлен план прохождения практики по отделам библиотеки точкам. Точки разбиты на два трека: «Трек_Базис» и «Трек_Надстройка».
Необходимость предоставлять современному пользователю самые разнообразные виды информационных, культурных и просветительских услуг определило важность внедрения в той или иной библиотеке новых креативных форм обслуживания и создания уникальных структурных подразделений.
Однако существуют отделы, функции которых идентичны для всех и которые позволяют определять учреждение как библиотеку. В рамках реализации проекта в РГБМ они объединены в «Трек_ Базис». В него вошли:
- сектор записи читателей, информации и статистики;
- отделы обслуживания отраслевой литературой и литературой на иностранных языках, художественной литературы и искусства, сектор изданий по музыке и фонотека;
- отдел формирования, сохранности фондов и организации каталогов;
- отдел организации и координации культурно-просветительской деятельности и дополнительных услуг;
- отдел региональных связей и проектной деятельности (аналог методического отдела для сети библиотек).
Уникальные отделы (проблемно-тематические блоки) объединены в «Трек_ Надстройка», куда вошли блоки:
- связи с общественностью и продвижение в социальных сетях;
- создание медиаконтента (подкасты, видео и вебинары);
- выставочная/музейная деятельность;
- создание доступной среды.
За время реализации проекта студенты проходят 10 точек, где с ними работают наставники, представляющие тот или иной отдел. Аля каждой точки разработан свой набор заданий, тестов, полезных материалов, ссылок. По окончании в каждой точке предусмотрены задания для самопроверки и анализа профессиограммы.
Методы обучения, используемые во время реализации проекта:
- интервью (с куратором практики, с заведующими отделами, сотрудниками отделов, пользователями);
- наблюдение (в залах обслуживания, хранилище и внутренних отделах);
- работа с документами (положения об отделах, должностные инструкции и пр.);
- краткосрочная стажировка на рабочем месте;
- анализы: текущий (в виде заполнения чек-листов рабочей тетради) и итоговый (презентация и обсуждение итогов практики).
Бонусной точкой после прохождения треков является интервью с директором библиотеки, когда студенты могут задать любые профессиональные и личные вопросы. Интервью рассматривается в качестве мотивационной встречи, что помогает понять, как мыслят руководители, чей успех очевиден и признан в профессиональном сообществе. Подобная встреча мотивирует молодых людей на развитие.
После интервью студентам даются три дня для подготовки к защите практики. Защита проходит в разных форматах на выбор: стендап, сторителлинг, сообщение с презентацией. На защите присутствуют куратор практики, преподаватели учебного заведения, сотрудники библиотеки.
Рекомендации по составлению тетради «Навигатор практики: маршрут построен»
Координирует деятельность по формированию рабочей тетради автор-составитель, являющийся куратором практики. В её создании участвуют сотрудники отделов (точек), занятых в реализации проекта. Каждый из них готовит свои задания. Они помогут студентам максимально погрузиться в работу отдела и понять его особенности.
Задания могут быть как сложные, требующие от студентов самостоятельного изучения регламентирующих документов, материалов сайта и социальных сетей библиотеки, интервьюирования сотрудников отдела, так и более лёгкие, создающие ощущение деловой игры (или даже просто игры), помогающие понять работу как одного отдела, так и библиотеки в целом.
Задача автора-составителя найти баланс между сложными и лёгкими заданиями, исключить в них дублирование, проверить их информативность и обоснованность включения в рабочую тетрадь, составить логичный порядок посещения отделов (точек) и в соответствии с этим расположить задания в рабочей тетради. Также задачей автора-составителя является подготовка тем и форматов защиты практики. Автор-составитель рабочей тетради, куратор (и своего рода тоже наставник) всех студентов, участвующих в реализации проекта в РГБМ, ведущий специалист отдела региональных связей и проектной деятельности Екатерина Михайленко.
Во время работы стало понятно, что выбор куратором сотрудника близкого для студентов возраста, большая удача. Поскольку Екатерина сама совсем недавно была студенткой профильного факультета, то во взаимодействии с практикантами она смогла учесть и свой опыт учёбы и уже приобретённый на работе в библиотеке. Более того, она смогла вложить в содержание рабочей тетради всё то, что сама хотела, но не дополучила в рамках учебной практики.
Это дало возможность, с одной стороны, уйти от формализма в общении со студентами, с другой вовремя реагировать на нестандартные и сложные коллизии, которые могли бы привести к недопониманию и конфликтным ситуациям. Сама Екатерина как методист при этом получила прекрасный опыт и кураторства, и наставничества. Опыт реализации такого проекта показал хорошие результаты, практиканты смогли ощутить в реальности, а не в теории, что значит библиотека сегодня и каким должен быть современный библиотекарь.