Инклюзивное направление в библиотеке: от целей к реализации (опыт Российской государственной библиотеки для молодёжи)
Автор: Наумова Ю.Н.
Издание: Информационный бюллетень РБА. — 2022. — № 98. — С. 169-172
Юлия Николаевна НАУМОВА,
советник директора по развитию социального и инклюзивного направления, руководитель Лаборатории инклюзивных и социальных практик, Российская государственная библиотека для молодёжи, Москва
Аннотация. В статье представлен опыт Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ) в реализации инклюзивного направления в рамках Лаборатории инклюзивных и социальных практик, а также описаны подходы и принципы, которые лежат в основе. На примере инклюзивных проектов раскрывается идея системного подхода в инклюзии, который предполагает анализ аудитории и понимание тезиса «главное в инклюзии человек», выявление запросов и задач, решение которых приводит человека с инвалидностью в библиотеку, определение целей и критериев успешности инклюзивного проекта, а также векторов развития.
Ключевые слова: инклюзивное направление, библиотека для молодёжи, инклюзивный проект, доступная среда, принципы инклюзии, люди с инвалидностью.
Abstract. The article represents the expertise of the Russian State Library for Young Adults in implementing inclusive activity within the framework of the Inclusive and Social Practices Centre, as well as approaches and principles that underpin it. By the case of inclusive projects, the idea of a systematic approach to inclusion is revealed that means audience analysis and understanding the thesis "a person is the main point in inclusion", identifying requests and tasks that lead a person with a disability to the library, defining goals and criteria for a successful project, as well as vectors of development.
Keywords: inclusive activity, library for young adults, inclusive project, accessible environment, principles of inclusion, people with disabilities.
Инклюзивное направление в учреждениях культуры, в частности в библиотеках, сегодня стремительно развивается. Подтверждением этому тезису служит не только количество инклюзивных мероприятий и проектов с уникальными историями в основе и масштабных по своим целям, но и глубина тем, задач и механизмов их реализации 1Сделать такой вывод нам позволили материалы практических заданий участников Библиотечной школы координаторов инклюзивных проектов (подробнее о Школе на сайте ), состоявшейся на базе РГБМ в дистанционном формате в мае-июне 2022 г. Было проанализировано 155 выполненных практических заданий библиотечных специалистов из 48 регионов страны, в которые входило описание идеи инклюзивного проекта, а также проектов, уже реализующихся в библиотеке, а также описание форматов работы с людьми с разными формами инвалидности и практики инклюзивного волонтёрства.. Всё больше проводится и профессиональных мероприятий фестивалей, конференций, круглых столов, семинаров, во время которых поднимаются вопросы реализации системной инклюзии в библиотеке, а также обсуждается роль каждого сотрудника в развитии инклюзивного направления, в том числе профиль и компетенции его координатора 2 Термин «координатор инклюзивных проектов в библиотеке» относительно новый, но, на наш взгляд, своевременный. Он был введён нами в процессе подготовки и реализации первой Библиотечной школы координаторов инклюзивных проектов. Наряду со сферой добровольчества (волонтёрства), где профессиональный профиль координатора добровольческого движения довольно чётко определён, инклюзивное направление в библиотеках, как нам видится, сформировалось в той степени, чтобы говорить и думать о подобном специалисте. Очевидно, что развивать системную инклюзию в библиотеках невозможно без единого центра координации, в задачи которого будет входить аналитическая работа, выявление запросов людей с инвалидностью, выработка критериев успешности, сбор информации по обратной связи и многое другое.. В качестве ответов на вопросы, как сделать инклюзивные проекты не эпизодическими, но логически выстроенными, а целое направление системным. В учреждениях культуры (в этом тезисе мы опираемся в том числе и на музейную практику) открываются инклюзивные отделы, а также появляются координаторы инклюзивных проектов.
Так, например, в РГБМ работает Лаборатория инклюзивных и социальных практик (далее Лаборатория). Главная задача Лаборатории
состоит в том, чтобы создать органичные условия и поводы для взаимодействия всех участников инклюзивного процесса людей с инвалидностью, специалистов в сфере инклюзии, сотрудников учреждений культуры, волонтёров и наладить между ними плодотворный диалог для совместного поиска идей в решении их собственных и других социокультурных задач. Также проекты Лаборатории способствуют тому, чтобы люди с инвалидностью стали про-активными творцами собственной жизни и получили возможность оказаться в разных социальных ролях, т. е. выйти за рамки привычного «благополучателя» и стать, например, организаторами, лекторами, ведущими, членами жюри и экспертами.
Эта идея лежит в основе всех проектов, которые реализуются в рамках Лаборатории инклюзивных и социальных практик, и преломляется в разных форматах мероприятий в пространстве РГБМ. Средиактуальных проектов:
- Литературный клуб с применением тактильных моделей при участии незрячих и слабовидящих (совместно с Музеем современного искусства «Гараж»);
- «Развитие лидерских качеств среди подростков и молодёжи с инвалидностью» (совместно с РООИ «Перспектива»);
- Клуб русского языка для глухих и слабослышащих (совместно с Московской региональной организацией Всероссийского общества глухих);
- Сказкотерапия для детей и подростков с нарушениями слуха;
- Лекторий «Психологическое здоровье» (совместно с Центром психолого-психотерапевтической помощи ПКБ № 4 имени П. Б. Ганнушкина).
Для профессионального сообщества лекторий «Инклюзивная лаборатория», а также одноимённый подкаст, посвящённый реальным историям и принципам инклюзивного общества.
Также в задачи Лаборатории входит подготовка методических рекомендаций, аналитических статей и изданий по итогам конференций и семинаров 3 По итогам международного семинара, посвящённого Международному дню информирования об аутизме (отмечается во всём мире 2 апреля), который состоялся в 2021 г. и объединил специалистов из шести стран, был подготовлен сборник статей: Инклюзивные программы для посетителей с РАС в библиотеках: практики и векторы развития : сб. ст. / под ред. : Ю. Н. Наумовой, М. В. Алексеевой. Москва: Рос. гос. б-ка молодёжи, 2022. 346 с. Содержание и предисловие сборника см.: Издания Российской государственной библиотеки для молодёжи [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека для молодёжи : офиц. сайт. URL: (дата обращения: 15.07.2022)..
Рассмотрим подробнее, как реализуется принцип системной инклюзии в деятельности Лаборатории инклюзивных и социальных практик. И первое, о чём мы должны говорить, это наличие «констант» и «переменных» в нашей работе. К константам относятся принципы реализации инклюзивных проектов, которые можно считать универсальными для любого учреждения культуры.
Принципы реализации инклюзивных проектов (дополнили перечень общеизвестных принципов с учётом нашего опыта):
- Ничего для нас без нас;
- Вовлечение людей с инвалидностью в экспертную и оценочную деятельность в сфере инклюзии;
- Развитие инклюзивного волонтёрства;
- Взаимонаправленная коммуникация и партнёрство;
- Открытость и информирование общества о проблеме и способах её решения;
- Нацеленность на развитие, самореализацию, самоопределение молодых людей с инвалидностью.
Эти принципы помогут выстроить комфортную среду для партнёрства с заинтересованными организациями, сообществами (некоммерческие организации, фонды, вузы, специализированные проекты и проч.) и для поиска совместных идей и форматов инклюзивных проектов, а также позволят больше узнать об аудитории людях с инвалидностью, которые посещают библиотеку, или хотели бы посещать, но в силу разных причин (иногда «мифических») не решаются или испытывают сложности. Кроме того, одним из важных этапов в создании инклюзивного проекта является выявление тех проблем и запросов людей с инвалидностью, с которыми они приходят в библиотеку и которые она способна решить.
Как мы можем об этом узнать? В этом помогут личные беседы с пользователями с инвалидностью в пространстве библиотеки, сотрудниками залов библиотеки; метод включённого наблюдения; интервьюирование; анкетирование; опросы офлайн и онлайн; предметное обсуждение с организаторами и партнёрами инклюзивного направления.
Итак, вот выявленный нами перечень вопросов, которые помогает решать библиотека людям с инвалидностью:
- Социокультурная интеграция в общество;
- Повышение уровня грамотности и культурного уровня;
- Повышение мотивации и развитие лидерских качеств;
- Информирование общества об особенностях проявления разных форм инвалидности и правилах поведения и коммуникации с людьми с инвалидностью;
- Развитие навыков публичных выступлений и самопрезентации;
- Помощь в профориентации и самоопределении молодых людей с инвалидностью;
- Библиотека как социальный лифт 4Понятие «социальный лифт» впервые в научный обиход ввёл Питирим Сорокин, русский и американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Социальный лифт это механизм общества или социальный институт, с помощью которого человек может изменить свой социальный статус. Основная цель социальных лифтов перераспределение социального статуса человека в соответствии с его личными достижениями и/или профессиональными успехами. Учёный считал, что для быстрого изменения социального статуса человеку необходимо найти подходящий канал мобильности, или социальный лифт. Он выделил следующие каналы: армия, церковь, образование, семья (брак), бизнес, госслужба, спорт, политика, искусство. В последнее время принято говорить ещё об одном социальном лифте Интернет и цифровых технологиях. Библиотека, как мы считаем, становится частью нескольких социальных лифтов, связанных с образованием и карьерой, творчеством и искусством, Интернет и цифровыми технологиями.. Возможность «примерить» разные социальные роли и повысить свой социальный статус.
Данные запросы становятся едва ли не главной отправной точкой инклюзивного проекта и лежат в основе сформулированных целей и задач, а также позволяют определить формат и механизм реализации, наиболее подходящие для их решения.
Однако стоит учитывать, что эта важная информация «переменная», во многом она связана с глобальными социальными изменениями и вызовами. Поэтому важно вовремя «сверять часы» и проводить аудит целей, задач и запросов аудитории. Кроме того, могут меняться и сами условия реализации инклюзивного проекта, которые связаны с решением таких сопутствующих задач, как:
- Адаптация пространства (например, нужно учесть элементы сенсорной и психологической доступности, о которых мы стали говорить сравнительно недавно);
- Создание вспомогательных материалов (визуальных путеводителей, социальных историй, подсказок, сенсорных карт и проч.);
- Приобретение дополнительных средств реабилитации;
- Повышение уровня знаний и компетенций сотрудников;
- Сбор актуальной информации о целевой группе, опросы, анкетирование для планирования и поиска векторов развития.
Например, несколько лет назад в рамках Лаборатории инклюзивных и социальных практик мы начали активно развивать проекты с участием людей с аутизмом. Для нас это была новая аудитория, со своими задачами, запросами и особенностями поведения в обществе. Чтобы в полной мере понимать, что библиотека может сделать для этой группы молодых людей, мы решили погрузиться в тему и поделиться новыми знаниями с профессиональным сообществом. Для этого в рамках лектория «Инклюзивная лаборатория» мы проводили лекции и мастер-классы, обучающие тренинги для сотрудников, изучили международный опыт в формате международного семинара с участием специалистов в сфере инклюзии из Аргентины, Бразилии, США, Швеции, Австралии и из разных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пскова). Также разбирались с представителями сообщества в разных аспектах темы «человек с аутизмом в библио-теке» 5Актуальные публикации по теме см.: Стейнберг А. С. Форматы работы библиотек с людьми с аутизмом : обзор и личный опыт // Инклюзивные программы для посетителей с РАС в библиотеках: практики и векторы развития : сб. ст. / под ред. : Ю. Н. Наумовой, М. В. Алексеевой. Москва: Рос. гос. б-ка молодёжи, 2022. С. 17—31; Никитина Ю. В. Ребёнок с аутизмом в библиотеке: особенности поведения // Аутизм и нарушения развития. 2014. Т. 12, № 4. С. 62—65. URL: (дата обращения: 15.06.2022); Баранова Н. А. Из опыта работы библиотекаря с детьми, имеющими РАС // Аутизм и нарушения развития. 2014. Т. 12, № 4. С. 66— 68. URL: (дата обращения: 15.06.2022); Чижова М. С. Школьная библиотека как опыт социализации // Аутизм и нарушения развития. 2014. Т. 12, № 4. С. 69—73. URL: (дата обращения: 15.06.2022)., приглашали экспертов с целью проведения аудита сенсорных особенностей пространства РГБМ и, наконец, подошли к созданию вспомогательных материалов визуального навигатора в жанре комикса «Я иду в библиотеку!» для знакомства с пространством и возможностями библиотеки, построенного по принципу социальной истории 6Социальные истории это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций, событий или занятий. Они включают специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести. Часто сопровождаются иллюстративным материалом. Метод социальной истории, доказавший свою эффективность в работе с людьми с РАС, создала Кэрол Грей в 1991 г., сегодня существует уже 4-я редакция метода. Подробнее см.: Грей К. Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом / предисл. : Т. Эттвуд, Б. М. Призант; пер. с англ. У. Жарниковой. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 432 с..
Презентация визуального навигатора (комикса) состоялась во время Фестиваля «Аутизм: разные о важном», который прошёл в РГБМ 16 апреля 2022 г. Фестиваль стал площадкой для дискуссий и личных историй молодых людей, которые впервые рассказали о своём опыте жизни «в спектре», о меняющемся мире и о том, как важно вовремя получить поддержку общества и квалифицированную помощь специалистов 7Подробнее о фестивале см.: Наумова Ю. Н. Помочь людям с РАС [Электронный ресурс] // Территория L. 2022. № 69. URL: (дата обращения: 21.06.2022).. После мероприятия все участники посетили экскурсию с интерактивными элементами в залах РГБМ, и в качестве вспомогательного материала каждый воспользовался визуальным навигатором. В процессе включённого наблюдения мы смогли получить ценные комментарии участников и представление о пользовательском опыте из первых уст, что очень ценно для дальнейшей работы в этом направлении.
В завершение отметим, что осознанный, системный и последовательный подход к инклюзии в библиотеке, да и в любом учреждении культуры, поможет, в конечном счёте, лучше понимать все «константы» и «переменные» инклюзивного направления, быть более гибкими и оперативно реагировать на новые вызовы и запросы. Наконец, важно всегда быть в команде и партнёрстве со всеми участниками инклюзивных проектов, так как главное в инклюзии человек.