«Книги сложно не романтизировать»
Как новые литературные проекты возрождают интерес молодежи к библиотекам
Автор: Харитонова А.Е.
Издание: Перспектива. Поколение поиска. — 2022. — апрель. — С. 6-7
Беседовал Сергей ЛЮТЫХ
Десять лет назад состоялась первая всероссийская акция «Библионочь». Она стала ежегодной и помогла возродить массовый интерес к библиотечному пространству среди молодежи. В нынешнем году к этой акции вновь будет приурочена масса интересных проектов. Однако открыть для себя мир современной библиотеки и стать его частью можно в любой день. Об этом мы поговорили с Анной Харитоновой поэтом, филологом, ведущим специалистом отдела литературных проектов и рекомендательной библиографии Российской государственной библиотеки для молодежи, координатором Молодежного читательского совета.
Расскажите о литературных проектах для молодежи. Что они собой представляют, на кого рассчитаны?
Литературные проекты Российской государственной библиотеки для молодежи рассчитаны на разных людей, отталкиваются от их запросов. Одни созданы для читателя, желающего ближе познакомиться с актуальным литературным процессом и его лицами, с отдельными сюжетами истории литературы, интерпретациями произведений в искусстве. У такого человека есть потребность дать обратную связь, поделиться своими мыслями и эмоциями от прочитанного.
Другие проекты созданы для читателя, который параллельно пробует свои силы в литературе. Ему необходима творческая атмосфера и дискуссионная площадка. Он ищет экспертного мнения, помощи в ориентировании «на литературной местности» и поддержке на первых порах.
Приведите примеры таких проектов.
Яркой иллюстрацией прямого взаимодействия библиотечного и литературного сообщества с молодой читательской аудиторией может служить Всероссийская литературная награда «Премия Читателя», учрежденная РГБМ в 2015 году. Премия вручается автору лучшей русскоязычной книги за прошедший год по результатам анализа читательского спроса в библиотеках России (с учетом как печатных, так и электронных изданий). А в роли жюри на финальном этапе работы премии выступают молодые читатели от 18 до 35 лет члены Молодежных читательских советов библиотек страны. Награда присуждается в двух номинациях: «Художественная проза» и «Документальная проза (Non-Fiction)».
Назову и несколько собственных проектов, автором идеи и куратором которых я являюсь. Это регулярные импровизированные читки мировой драматургии «По ролям» для читателей РГБМ и театральный проект «Камерно», в рамках которого проходят показы постановок молодежных театральных студий по произведениям отечественной и зарубежной литературы. Среди них представлены и мои режиссерские работы.
А в онлайн-пространстве?
В качестве примера создания медиа-контента, ориентированного на литературную тематику, упомяну юбилейный цикл подкастов «Достать Достоевского. Вместе с классиком о
разном». Он был придуман и реализован в течение прошлого года при поддержке сотрудников РГБМ и при участии молодых исполнителей (по совместительству друзей и читателей нашей библиотеки). Движущей идеей, положенной в основу цикла, приуроченного к 200-летию Федора Михайловича Достоевского, и, собственно, целью подкаста стало ежемесячное знакомство широкой аудитории с малоизвестными текстами классика и его размышлениями на самые разные темы, волнующие и самого автора, и нас с вами сегодня.
Модным направлением несколько лет назад стали рэп-баттлы, которые можно назвать своеобразными поэтическими поединками. Практикуется ли нечто подобное в вашей библиотеке?
У нас регулярно проводятся прозаические и поэтические слэмы. Большим интересом пользуется дискуссионный клуб молодых поэтов «Кашалот» совместный проект РГБМ и Союза литераторов России. С 2015 года проводится Всероссийский конкурс литературного и художественного авангарда «Лапа Азора» (он появился на базе одноименного московского фестиваля), где русскоязычные авторы в возрасте до 35 лет представляют свои экспериментальные работы в области литературы, визуального искусства, театра и музыки.
Каков эффект от этих литературных проектов?
Негаснущий интерес и рост аудитории РГБМ, отклики и новые запросы читателей. Мы видим, как молодые авторы обретают собственный голос и получают площадки для выступлений. Они публикуются в крупных литературных изданиях, вступают в профессиональные сообщества и союзы.
Что же в итоге представляет собой современная библиотека?
Современная библиотека это однозначно повод распрощаться со стереотипами о ней. Это комфортное
место, где человеку хочется проводить свободное время как в рабочих целях, так и в досуговых. Библиотека сегодня также является общедоступной многопрофильной культурной площадкой. Лично мне кажется, логично и здорово, что мероприятия просветительского и культурно-развлекательного характера проводятся там, где для этого, собственно, собраны все необходимые ресурсы. Библиотека была, есть и будет хранилищем всех знаний, накопленных человечеством, и собранием всего объема его творческой мысли. Одновременно библиотека точка доступа к этим огромным ресурсам, и, что особенно важно, это место, открытое абсолютно для каждого.
Сохраняется ли ее значимость за пределами собственно здания, где находятся книги?
Говоря о дне сегодняшнем, следует подчеркнуть, что современная библиотека предлагает своему пользователю возможность работать с необходимой ему информацией в различных форматах и посредством разных носителей как очно, так и, по возможности, удаленно. То есть помимо аккумуляции и систематизации всех источников знания, библиотека выполняет другую важнейшую функцию оказывает человеку помощь в свободном доступе к ним и, если необходимо, помогает сориентироваться в огромных собраниях (причем речь как о печатном слове, так и о визуальном контенте, об аудио- и видеоколлекциях).
Кстати, как, по-вашему, есть ли что-то особенное в печатной книге? Что делает ее такой?
Бумажная книга обладает для нас особой притягательностью и атмосферностью как артефакт, который можно в буквальном смысле пощупать. Мне вот, например, всегда было важно руками «ощущать», сколько уже прочитано страниц, а сколько ждет впереди, иметь возможность возвращаться к какому-то месту, когда, к примеру, трудно запомнить имена многочисленных героев или их родственные
связи. С книгами мы общаемся на протяжении всей жизни с самого раннего возраста. С некоторыми из них у нас выстраиваются особые отношения. Книги сложно не романтизировать. Иногда печатное издание представляет собой настоящий арт-объект, в котором ощущается единство физического воплощения книги с ее содержанием. Любое издание настоящий памятник, свидетельство эпохи, в которую оно было отпечатано, со своими точными историческими и географическими координатами, что также делает ее интересным предметом для изучения. А еще кем-то уже высказывалась мысль, что на фоне перехода в электронные форматы печатная книга вновь приобретает элитарный статус.
Да, еще несколько веков назад любая книга была на вес золота. Каково будущее библиотеки в нашу цифровую эпоху, на ваш взгляд?
Буквально на днях я наткнулась на одну мысль, которую можно в полной мере отнести и к библиотечной «миссии». Замечательный отечественный филолог, литературовед Михаил Леонович Гаспаров в своей заметке «Историзм, массовая культура и наш завтрашний день» пишет: «гуманитарная наука не может быть только хранилищем культурной памяти, она должна представлять себе запросы ближнего будущего, на которые эта память откликается».
Так вот, современная библиотека отвечает близкой идее: необходимо не только бережно хранить культурное наследие, но также важно держать руку на пульсе дня сегодняшнего, откликаться на чаяния и запросы современного человека, уметь говорить с ним на одном языке, быть в контексте. Библиотека, чутко работающая со своим читателем-современником, априори современна и смотрит в будущее. А каким именно оно будет? Не знаю, но смею надеяться, что библиотеки продолжат идти в ногу со временем, опираясь на богатый опыт прошлого, и сохранят свою человекоориентированность.