Цифровая грамотность: как соединить потребности населения и возможности библиотек
Автор: Михнова И.Б., Хохлова М.А.
Издание: Университетская книга. — 2021. — №8. — с.68-75
Ирина Борисовна МИХНОВА,
директор Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ);
Мария Анатольевна ХОХЛОВА,
руководитель отдела приоритетных проектов и программ РГБМ
В утверждённой Правительством РФ Стратегии развития библиотечного дела в России до 2030 года среди механизмов решения задач обеспечения равного и свободного доступа граждан к достоверной информации и знаниям и кадрового обеспечения развития библиотечного дела обозначены два, важные для предстоящего разговора: «активизация деятельности библиотек в области формирования цифровой грамотности населения, формирования информационной культуры пользователей и информационной гигиены» и «формирование системы подготовки квалифицированных специалистов в области цифровой грамотности населения».
Что такое цифровая грамотность населения, каким образом можно оценить её на уровне страны и отдельной личности, каковы место и роль публичных библиотек в развитии цифровой грамотности и как библиотечным специалистам соответствовать задачам, обозначенным в Стратегии?
Для начала уточним, как соотносятся компьютерный, информационный и цифровой виды грамотности. Не претендуя на научную точность (этой темой сейчас увлечены многие специалисты), дадим рабочие определения этим понятиям.
Компьютерная грамотность владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники, понимание основ информатики и значения ИТ в жизни общества.
Информационная грамотность способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать, оценивать точность и надёжность, интерпретировать и применять для получения определённых результатов.
Цифровая грамотность набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.
Появилось новое понятие «цифровая культура», которое трактуется как цифровая грамотность плюс соблюдение профессиональной этики, правил общения на уровне цифровых технологий (сетевой этикет).
Так, в 2017 г. компания Microsoft на базе 14 стран провела небольшое исследование по формированию индекса дружественности сетевого сообщества (Digital Civility Index, DCI).
DCI измеряет, насколько пользователи подвержены интернет-рискам в течение всей жизни. Все угрозы были разделены на четыре категории: поведенческие, нежелательных коммуникаций, репутационные и сексуальные. Индекс DCI измерялся на основе процентного соотношения пользователей, которые хотя бы раз в жизни подвергались одному или более из 17 различных интернет-рисков. При среднем индексе 65% Россия оказалась на 12-м месте (74%) из 14. При этом показатели по поведенческим угрозам и рискам коммуникаций в России превысили международные, а процент тех, кто сталкивался с сексуальными рисками, оказался ниже общемирового.
На этом сейчас остановимся (здесь обширнейшее поле для работы библиотек) и вернёмся к главной теме нашего разговора цифровой грамотности.
Цифровой диктант как индикатор цифровой грамотности населения
платформа для измерения и повышения уровня цифровой грамотности пользователей Рунета. На ней также проводятся различные партнёрские и корпоративные тестирования в области digital, одно из которых находится в сфере интересов библиотек.
Вот уже три года на платформе проходит всероссийская акция «Цифровой диктант», признанная самой масштабной в стране инициативой в рамках проверки цифровой грамотности. Акция является частью федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Цифровой диктант, организованный Региональным общественным центром интернет-технологий (ныне этот проект ведёт Российская ассоциация электронных коммуникаций), Microsoft и Общероссийским народным фронтом, стартовал в 2019 г. И если тогда число участников не превышало 40 тыс., то в нынешнем их стало уже почти 920 тыс.
Среднее значение уровня цифровой грамотности в 2021 г. составило 6,9 балла из 10 возможных. Это несколько ниже, чем в предыдущие годы, но уровень цифровой грамотности не может расти строго вертикально, считают организаторы, так как он связан среди прочего с появлением различных новых технологий и сервисов, которыми ещё предстоит всерьёз овладевать. «Неспроста в нашем тестировании есть специальный раздел, который называется Новые технологии, прокомментировал эту ситуацию Алексей МАЛИНОВСКИЙ, менеджер по работе с региональными партнёрами проекта на рабочей встрече руководителей и специалистов региональных библиотечных центров цифровой грамотности (РГБМ, июнь 2021 г.). Он как раз подталкивает пользователей изучать такие технологии, как блокчейн, криптовалюты, Интернет вещей и др., расширяет их кругозор и знакомит с новыми явлениями, которые войдут в нашу жизнь прочно и станут уже чем-то известным, как мессенджеры, соцсети и т.д., но через какое-то время».
Диктант проходил в онлайн-формате на сайте акции и состоял из тестирований, разработанных с учётом разных возрастных категорий: для детей (7–13 лет), подростков (14–17 лет), взрослых (18–59 лет) и людей старшего возраста (60 лет и старше). В 2021 г. дети и подростки составили почти 70%, в то время как участников старшего поколения в общем объёме пока мало (1,3%).
Что касается среднего значения уровня цифровой грамотности, то сохранили своё лидерство аудитории 7–13 (7,4) и 25–34 лет (7,3). Самый стабильный рост уровня цифровой грамотности в течение трёх лет наблюдается у аудитории 60 лет и старше, при этом неуклонно падает индекс у аудитории 18–24 лет и 35–44 лет. Наиболее уязвимыми оказались подростки 14–17 лет и молодёжь 18–24 лет (соответственно 6,43 и 6,72).
Если в 2020 г. мужчины демонстрировали результаты выше, чем женщины, то в 2021-м ситуация кардинально поменялась. Уровень цифровой грамотности, равно как и степень вовлечённости в акцию, у женской части населения не отстаёт от мужской.
А теперь о том, как измеряется цифровая грамотность. Индекс цифровой грамотности состоит из трёх показателей. Организаторы акции трактуют их следующим образом.
Первый цифровое потребление. Это умение человека пользоваться различными устройствами и знание каких-то базовых программ и приложений. Второй цифровая безопасность: умение защищать свои персональные данные и цифровые устройства. По мнению специалистов, это самый важный и полезный навык. Третий цифровые компетенции; это умение пользователя работать с Интернетом, социальными сетями, интернет-магазинами и другими онлайн-сервисами. В этом году в тестирование был добавлен четвёртый блок: новые технологии (искусственный интеллект, Интернет вещей, блокчейн и др.).
Тот факт, что уровень потребления вырос, а уровень безопасности и компетенций чуть снизился, организаторы связывают с тем, что в прошлом, 2020-м, году, когда случилась пандемия, все ушли в онлайн, начали удалённо учиться, работать и совершать интернет-покупки. При этом многие пользователи только вышли в Сеть и не освоили все инструменты и способы защиты себя от онлайн-рисков. По расчётам, в следующем году показатели вырастут.
Замечено, что, активно пользуясь мессенджерами, участники акции испытывают дефицит знаний относительно всего функционала этих сервисов (в частности, как можно сохранять переписку, скачивать и экспортировать в облако). 63% детей не знают, как пользоваться облачными онлайн-сервисами, притом что их число будет только расти. А у людей 60+ имеется определённый дефицит знаний о пользовании мобильными устройствами и электронной почтой. И здесь широкое поле деятельности для библиотекарей, а возможно, и для цифровых волонтёров.
Самый высокий уровень цифровых компетенций выявлен у людей от 25 до 34 лет. При этом у 60% есть определённые сложности с онлайн-покупками.
И наконец, цифровая безопасность. Самые распространённые риски для пользователей защита персональных данных и аккаунтов в социальных сетях. И если молодые люди от 7 до 17 лет неплохо знакомы на своём уровне с цифровой безопасностью, то у старшего поколения с этим есть проблемы. Только каждый третий участник 18–24 лет, например, знает о необходимости установки многофакторной аутентификации в тех сервисах, где она предусмотрена. Представители старшего поколения имеют некоторые проблемы с компьютерными вирусами и умением безопасно обмениваться файлами.
Стоит сказать об отличниках Цифрового диктанта. В 2021 г. таковых оказалось лишь 1,4%, при этом бoльшая часть отличников, примерно 10,5 тыс. человек, это ребята от 7 до 13 лет. «Трудно сказать, комментирует А. Малиновский, то ли задания были несложными, то ли, действительно, у нас реально растёт знающее цифровое поколение».
В заключение приведём топ-5 регионов лидеров по уровню цифровой грамотности: Республика Карелия (7,62), Нижегородская область (7,48), Астраханская область (7,43), Удмуртская республика (7,37) и Тамбовская область (7,37). Подробно с результатами Цифрового диктанта можно познакомиться .
А теперь расскажем, какая существует связь между публичными библиотеками и Цифровым диктантом, проводимым партнёрским пулом крупнейших ИT-компаний, и каким образом в числе последних оказалась РГБМ.
Библиотекари в зеркале цифрового диктанта
Всероссийская образовательная акция «Цифровой диктант» попала в поле зрения РГБМ в начале 2020 г. Оценив по достоинству её возможности, мы вышли с предложением стать информационным партнёром акции и координатором проведения в публичных библиотеках страны. Скажем честно: далось это непросто тогда библиотеки ещё не были в фокусе внимания серьёзных ИT-компаний.
Форматы участия предполагали проведение офлайн-мероприятий, посвящённых теме цифровой грамотности, предоставление залов с оборудованием для прохождения диктанта, а также организацию закрытых корпоративных тестирований среди работников библиотек.
Подножку акции подставил ковид: дни проведения акции (28 марта 11 апреля) совпали с началом локдауна, когда всё, как мы помним, внезапно перешло в онлайн. Поэтому число библиотек, согласившихся стать региональными партнёрами акции, резко сократилось: 115 библиотек из 38 регионов страны размещали информационные материалы о диктанте на своих электронных ресурсах, организовывали дистанционное корпоративное тестирование.
В нынешнем году РГБМ, вновь выступившая партнёром акции и координатором её проведения в библиотеках страны, пригласила коллег принять участие в этой масштабной проверке знаний в области цифровой грамотности.
Градус уважения к библиотекам к этому моменту резко повысился. В онлайн-презентации Цифрового диктанта на площадке РГБМ принял участие организатор акции, директор РОЦИТ Сергей ГРЕБЕННИКОВ. Но самое главное для сотрудников библиотек была подготовлена уникальная страница, ссылка на которую направлялась зарегистрированным участникам акции. Кроме того, всем им был направлен пакет информационных материалов (релиз для региональных партнёров; баннеры; макет ролл-апа; заставки для экранов, макет навигационной таблички; изображения и тексты для соцсетей; фотографии с Цифрового диктанта 2019 и 2020 гг.).
Всего в 2021 г. в акции приняли участие 806 библиотек из 58 регионов РФ. Информационные и просветительские материалы, посвящённые цифровой грамотности и акции «Цифровой диктант», на своих электронных ресурсах разместили 629 библиотек.
Просветительские мероприятия, направленные на развитие цифровой грамотности пользователей и приуроченные к акции, провели 464 библиотеки. Наиболее популярны следующие форматы офлайн-мероприятий: лекции, мастер-классы, интернет-часы, дни информации, уроки информационной грамотности, беседы, практикумы по прохождению диктанта, консультации, уроки-тренинги, краш-курсы по цифровой грамотности, ситуационные и интеллектуальные игры, дискуссии и др.
При этом тестирование для сотрудников на уникальной странице проекта провели 2414 библиотечных специалистов из 698 библиотек. Среднее значение их уровня цифровой грамотности составило 7,34 балла из 10 возможных, что на 0,44 балла выше, чем у участников акции по стране в целом.
Библиотечные специалисты продемонстрировали развитые навыки и умение уверенно выбирать и эффективно применять технологии в разных сферах жизни: среднее значение уровня цифровых компетенций участников составило 7,87 балла. При этом у большинства участников 18–59 лет вызвали сложности вопросы Цифрового диктанта о мобильном Интернете, о Wi-Fi и возможностях функции родительского контроля.
Самым сложным для участников стал блок вопросов, посвящённый цифровой безопасности. Среднее значение уровня цифровой безопасности составило 6,83 балла. У библиотекарей выявлен дефицит знаний в области резервного копирования информации, норм цифрового этикета и настраивания многофакторной аутентификации в своих аккаунтах (о необходимости такой защиты знают только 36% участников).
Лучше всего себя проявили 25–34-летние участники: среднее значение их уровня цифровой грамотности достигло 7,68 балла. Примечательно, что высокие результаты также показали библиотекари 60+ лет (7,5 балла), притом что среднее значение уровня цифровой грамотности всех участников акции этого возраста составило 6,91 балла.
Наибольшую вовлечённость продемонстрировали Свердловская область (326 человек), Ханты-Мансийский автономный округ Югра (304 человека), Саратовская область (209 человек), Москва (130 человек), Архангельская (112 человек), Ульяновская (93 человека), Челябинская (90 человек), Владимирская (64 человека), Тверская (59 человек) и Мурманская (58 человек) области.
При этом лучшие результаты по среднему значению уровня цифровой грамотности среди участников из активно вовлечённых регионов (более 50 человек) показали представители Архангельской (7,98 балла), Нижегородской (7,79 балла) областей, Москвы (7,68 балла), Владимирской (7,66 балла) и Мурманской (7,60 балла) областей.
В целом результаты тестирования и выделенные в ходе него проблемные моменты дают возможность корректировать учебные программы, в частности Библиотечной школы цифровой грамотности, максимально ориентируя занятия на реальные потребности библиотечных специалистов и восполняя пробелы в их знаниях и умениях.
Библиотечная школа цифровой грамотности
«Тест прошла с 16-й попытки! Всё! Спасибо всем! Многому научили! Многое уже начали внедрять!»
Это один из моря отзывов библиотечных специалистов, проходивших обучение в Библиотечной школе цифровой грамотности. Таких, упорно стремящихся к получению знаний, оказалось много не только среди сотрудников модельных библиотек (они базовая целевая аудитория школы), но и в числе специалистов библиотек регионального и городского уровней.
Чем подкупает слушателей Цифровая школа РГБМ? Прежде всего программой, ежегодно актуализируемой, и особым преподавательским составом.
Программа состоит из двух модулей: «Организация цифровой среды библиотеки» (для руководителей (заместителей руководителей) публичных библиотек) и «Консультирование в области развития цифровой грамотности» (для специалистов публичных библиотек).
В отборе и в формулировке тем мы всегда стараемся быть как можно ближе к практике, предлагать знания и умения, которые нужны каждому сотруднику именно сегодня. Для этого в качестве преподавателей по модулю «Консультирование в области развития цифровой грамотности», например, в школе выступают не столько преподаватели вузов и библиотечные специалисты, сколько руководители ИT-компаний, юридических фирм, музейные проектировщики, владельцы контент-агентств, менеджеры цифровых платформ, координаторы социальных волонтёрских проектов, владельцы SMM-агентств, социологи и психологи. Что касается организации цифровой среды, то здесь среди прочего очень помогает собственный опыт РГБМ, которым делится со слушателями начальник её ИT-комплекса, руководитель Цифровой школы Антон ПУРНИК.
Серьёзным подспорьем для обучающихся служат дополнительные материалы к каждому занятию: доступ к электронной версии книги «Эффективная библиотека» (М.: РГБМ, 2018), ссылки на методические материалы в Сети, вопросы для самоконтроля, специально подготовленные учебные видео и тренажёры, а также консультирование в режиме «вопрос ответ».
В 2021 г. было принято решение расширить тематический спектр занятий школы. Новый, третий, модуль «Медийно-информационная грамотность» явился первым совместным проектом РГБМ и Российского общества (РО)«Знание».
Не будет лишним напомнить, что именно РО «Знание» явилось инициатором и основным разработчиком профессионального стандарта «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)» в 2018 г. Тогда профессиональное сообщество обеспокоило то, что в стандарте не учитывались возможности библиотек, хотя прописанный в нём функционал полностью отвечал возможностям и профилю деятельности библиотекарей. Прошедшие два года позволили разработчикам стандарта убедиться в том, что именно библиотеки могут и должны быть базовыми центрами формирования и развития цифровой, информационной грамотности населения своего города, села. В настоящий момент РО «Знание» плотно работает с библиотеками.
Куратор проектов по цифровой экономике РО «Знание» Андрей ВИЛЬЧИНСКИЙ на онлайн-презентации курса подчеркнул: «Проект был разработан для библиотекарей как для одной из основных аудиторий нашей страны. Работа с информацией, с её анализом, источниками, верификация контента, установление подлинности той или иной информации вот тот неполный спектр возможностей, которыми будет обладать человек, прошедший наше обучение».
Преподавателями курса выступили ведущие эксперты в области медийно-информационной грамотности. Среди них Ирина ЖИЛАВСКАЯ, заведующая кафедрой медиаобразования Московского педагогического государственного университета, Денис ДУБОВЕР, заведующий кафедрой медиаменеджмента и медиапроизводства Донского государственного технического университета, Валентина БЕРЕЖНАЯ, академический руководитель образовательной программы магистратуры «Журналистика данных» НИУ ВШЭ. Запись в видеостудии и монтаж лекций осуществляли специалисты РГБМ.
Образовательный проект РГБМ, поддержанный Министерством культуры РФ и Российской библиотечной ассоциацией, реализуется с 2019 г. За прошедшее время переподготовку по двум базовым модулям прошли 744 библиотекаря из 68 регионов, 300 малых городов и сёл. В нынешнем году к ним прибавятся ещё 400 библиотечных специалистов.
Осталось добавить: обучение в Библиотечной школе цифровой грамотности проводится бесплатно в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий по образовательной программе повышения квалификации по трём курсам объёмом 72 часа каждый. Слушателям, успешно прошедшим тестирование по итогам каждого курса, выдаются удостоверения установленного образца о повышении квалификации.
Определяя перспективы образовательного проекта, мы заинтересовались вопросом: насколько и в каких форматах библиотеки разных уровней принимают и готовы принять участие в поддержке и развитии цифровой грамотности населения?
Пул библиотек, занимающихся поддержкой и развитием цифровой грамотности населения
Обозначенная выше проблема важна во всех смыслах, ибо напрямую связана с тем, насколько комфортно библиотеки/библиотекари ощущают себя в качестве коллективных консультантов (цифровых кураторов) в данной области.
Опросный лист был подготовлен с помощью google-формы, библиотеки оповещали об исследовании как путём прямой рассылки, так и в социальных сетях. В итоге опрос прошли 460 библиотек (соотношение учреждений региональных центров и малых городов примерно равно: 223 и 237).
Большинство ответили, что и ранее, и сейчас проводят мероприятия по развитию цифровой грамотности (330 библиотек из 460). Среди наиболее активных были библиотеки Саратовской, Свердловской, Ульяновской, Вологодской областей, а также Москва.
К слову, в Цифровом диктанте эти регионы (за исключением Вологодской области) показали наибольшую вовлечённость библиотекарей в тестирование. При этом Москва оказалась в первой пятёрке по количеству баллов 7,68.
Итак, в первом приближении можно констатировать, что данное направление активнее развивается на базе библиотек регионального уровня, для этого есть достаточная материально-техническая база и подготовленные кадры. Библиотеки малых городов отмечают нехватку материальных ресурсов, недостаток знаний и компетенций в данной отрасли.
Библиотеки, включившиеся в работу, основным её вектором выбирают формирование у населения навыков компьютерной грамотности и цифровых компетенций. Мероприятия организуются преимущественно силами своих сотрудников. При этом наибольшее количество сотрудников проходят обучение самостоятельно, обращаясь к ресурсам, находящимся в открытом доступе. Для публичных мероприятий библиотеки чаще всего выбирают форматы мастер-класса или лекции.
В ряде библиотек действуют центры, деятельность которых направлена в основном на обучение основам компьютерной грамотности. Однако наиболее распространённой практикой является организация соответствующих клубов и курсов, проведение тематических тренингов и консультаций.
Проекты для детей и молодёжи, как правило, включают просветительские мероприятия, посвящённые развитию новейших технологий, а также обучение основам программирования и 3D-моделирования, освоение специализированных компьютерных программ, ориентацию на ИT-профессии. Также популярным направлением, по нашим наблюдениям, становится проведение хакатонов (насколько они удаются вопрос другой). Для серебряного возраста в библиотеках проводятся уроки и курсы компьютерной и мобильной грамотности, а также обучение работе с Единым порталом государственных услуг.
Как позитивный момент следует отметить то, что всё чаще разработку и реализацию проектов по развитию цифровой грамотности населения библиотеки осуществляют не только самостоятельно, но и с привлечением партнёров органов государственной власти, коммерческих и общественных организаций, технологических компаний. Некоторые, наоборот, присоединяются к уже существующим проектам. В качестве примера стоит привести комплексную инициативу Microsoft «Твой курс»: компания реализовывала такие образовательные проекты, как «Твой курс: повышение компьютерной грамотности» и «Твой курс. ИT для молодёжи». Их учебными центрами стали десятки российских библиотек.
Возможно, самым главным, ради чего затевался этот пилотный опрос, было выявление наличия обособленных структур, целенаправленно занимающихся названной проблематикой. Таких библиотек оказалось 18. Среди них стоит отметить Сахалинскую областную научную библиотеку, где в конце 2018 г. был создан Центр информационной и цифровой культуры. В остальных библиотеках либо данное направление закреплено за определёнными сотрудниками, либо им занимаются структуры, отвечающие за культурно-просветительскую деятельность.
Отдельно стоит сказать о Государственной библиотеке Югры, которая ведёт портал «Цифровой гражданин Югры». На нём прошли обучение свыше 10 тыс. человек по 15 курсам («Основы цифровой грамотности», «Ресурсы и сервисы цифровой экономики», «Мобильные приложения», «Планшет для начинающих», «Основы цифровой безопасности в сети Интернет» и др.). К слову, с 2019 г. обучение граждан информационной культуре проводят сертифицированные специалисты цифровые кураторы. Всего Югорским научно-исследовательским институтом информационных технологий подготовлено 162 цифровых куратора из числа библиотекарей, шесть из них сотрудники Государственной библиотеки Югры. И ещё деталь: библиотеки 21 населённого пункта ХМАО Югры организовали на своей территории проведение Цифрового диктанта, в котором приняли участие 762 человека.
Анализ, проведённый РГБМ, лишь первый подход к формированию пула библиотек, активно занимающихся поддержкой и развитием цифровой грамотности населения, и вместе с тем к созданию банка идей в сфере библиотечных цифровых инноваций. Далее последует Всероссийский конкурс на лучшее библиотечное мероприятие по популяризации науки и технологий и цифровому просвещению населения, о котором речь пойдёт чуть позже.
Молодёжная неделя цифровых технологий
Достойным завершением Года науки и технологий станет всероссийская библиотечная акция . Предполагается, что этот недельный марафон позволит библиотекам страны продемонстрировать свои возможности, существующие (и нарождающиеся) форматы проведения совместно с партнёрами из ИТ-сферы мероприятий, направленных на просвещение молодёжи в области цифровых технологий. Старт акции приурочен ко Всемирному дню информации (World Information Day), который отмечается ежегодно 26 ноября.
Такого рода молодёжные недели технологий уже достаточно давно проводятся в отдельных странах, например в США. Их характерное качество привлечение библиотеками большого круга партнёров из самых разных областей, связанных с технологиями.
Каковы же задачи всероссийской библиотечной акции «Молодёжная неделя цифровых технологий»?
Для молодёжи это возможность сформировать/ усилить/ закрепить на пространстве библиотеки и её средствами интерес к цифровым технологиям и базовому уровню знаний о них, необходимому для определения своего места в цифровой экономике страны.
Для библиотек это прежде всего демонстрация населению, властям, партнёрам своих возможностей и существующих эффективных методик проведения мероприятий, направленных на просвещение молодёжи в области цифровых технологий.
Есть ещё не менее важные задачи. Одна из них привлечение молодёжи в библиотеки в качестве цифровых волонтёров активных организаторов и модераторов мероприятий, направленных на формирование цифровой грамотности населения. Другая формирование библиотеками партнёрского пула из числа ИT-компаний, фирм, отдельных специалистов.
Формат Молодёжной недели цифровых технологий, поддержанной Министерством культуры РФ, предполагает проведение библиотеками с 26 ноября по 2 декабря 2021 г. разнообразных по форме и содержанию просветительских мероприятий. Основной площадкой выступит РГБМ.
Темы мероприятий формулируются библиотеками участницами акции самостоятельно, но все они должны отражать среди прочего те или иные проблемно-тематические блоки цифровых технологий. Возможные формы их реализации: лекция, мастер-класс, дискуссия, конференция, круглый стол, воркшоп, хакатон, защита стартапов и др.
Обязательное условие: библиотеки-участницы проводят мероприятия с привлечением партнёров представителей технологических компаний, вузов и государственных учреждений, осуществляющих свою деятельность в области / с использованием передовых цифровых технологий.
РГБМ проведёт несколько открытых установочных вебинаров, а также организует текущее консультирование библиотекарей участников акции. Предполагается, что каждый вебинар будет посвящён одному блоку цифровых технологий и содержать в себе информацию, дающую библиотекарям общее представление о конкретных инструментах; примеры их использования в производстве и бытовой жизни граждан, культурно-просветительской и образовательной деятельности государственных и частных учреждений; примеры компаний и государственных учреждений, использующих и/или развивающих данные технологии, потенциальных партнёров акции на местах; варианты представления/демонстрации технологий целевой аудитории в стенах библиотеки и на её электронных ресурсах.
Своего рода продолжением акции станет Всероссийский конкурс на лучшее библиотечное мероприятие по популяризации науки и технологий и цифровому просвещению населения. Он будет проведён заочно на основе присланных от библиотек участниц акции отчётных материалов, которые и составят упомянутый выше Банк идей в сфере библиотечных цифровых инноваций.
В завершение стоит отметить: мы рассчитываем, что такого рода молодёжные недели цифровых технологий станут проходить в стране раз в два года ровно столько времени, сколько будет сохраняться интерес и потребность в них у библиотек и их пользователей.
Digital-волонтёры проект ближайшего будущего
Потребность создавать и развивать свой цифровой контент существует у всех учреждений культуры, и библиотеки тут не исключение. Зачастую у небольших библиотек малых городов и сёл количество ресурсов ограничено и не позволяет соответствовать подобным требованиям нового времени. Сегодня в России реализуется ряд проектов, направленных на оказание адресной волонтёрской помощи в сфере ИT некоммерческим организациям. Однако, по мнению основателей и руководителей данных проектов, библиотеки не могут выступать в качестве заказчика и просителя, являясь государственными учреждениями.
Это и навело нас на мысль о создании в партнёрстве с Ассоциацией волонтёрских центров корпуса digital-волонтёров, который позволит оказать содействие библиотекам страны в обеспечении качественно нового уровня обслуживания и взаимодействия с пользователями.
Целями проекта будут: оказание помощи библиотекам малых городов и сёл в решении задач, требующих профессиональных знаний и умений в сфере ИT; вовлечение молодёжи в ИT-профессии, развитие цифрового творчества, а также развитие таких надпрофессиональных навыков, как командная работа, проектное мышление, креативность; развитие и поддержка добровольческого движения в сфере культуры.
На первом этапе предстоит изучить актуальные потребности и ожидания пользователей малых библиотек в части их цифрового контента, сформировать у специалистов понимание реального спроса на те или иные цифровые продукты и на его основании определить дальнейший курс развития в этой области.
Следующий этап планируется реализовать вместе с проектом «Войти в ИT», в рамках которого на площадке РГБМ старшие школьники и студенты уже сегодня изучают основы самых востребованных направлений современности, связанных с цифровыми технологиями. Будущие digital-волонтёры, назовём их junior-волонтёрами, по мере своего обучения будут оказывать помощь (под руководством куратора) в решении несложных, но порой очень важных для библиотек задач, таких как создание одностраничного сайта для библиотечных мероприятий, конкурсов или других событий; разработка логотипов и дизайн рекламно-раздаточных материалов (афиш, буклетов, наклеек и т.д.).
В команду digital-волонтёров планируется приглашать не только участников проекта «Войти в ИT», но и всех желающих, изучающих или уже владеющих профессиональными навыками в сфере ИT. Предполагается, что заявки на выполнение заданий будут формироваться библиотеками, а выбор проектов для реализации осуществлять кураторы совместно с командами волонтёров.
Последний этап включает расширение корпуса digital-волонтёров за счёт привлечения к работе студентов старших курсов российских вузов, заинтересованных в реализации практических задач по разработке цифровых продуктов для библиотек, и создание информационно-поисковой системы для управления их работой и её координации. В задачи корпуса middle-волонтёров планируется включать не только сопровождение процессов текущей деятельности по заявкам библиотек (помощь в создании и настройке сайта, разработка фирменного стиля и т.д.), но и создание принципиально новых творческих цифровых продуктов, позволяющих библиотекам расширить своё представительство в digital-среде, а обучающимся реализовать свой профессиональный потенциал.
Мы познакомили вас с пятью проектами РГБМ, направленными на содействие библиотекам в утверждении себя в качестве полноценных, равноправных субъектов формирования и развития цифровой грамотности населения. В Банке цифровых инновационных идей есть и общероссийская акция «Единый день информационной грамотности», вовлечение молодёжи в ИT-профессии, развитие цифрового творчества. И пожалуй, самое главное: предстоит переход от участия библиотек в развитии цифровой грамотности населения к формированию цифровой культуры населения, а это потребует от библиотечных специалистов ещё более серьёзной и качественной подготовки.