Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Диалог, монолог, импровизация
Как создаются профессиональные аудиоистории

Автор: Харитонов Е.В., Харитонова А.Е.

Издание: Библиотека. —2021 —№11. —С. 27-35

В своих публикациях мы уже неоднократно обращались к такому виду контента, как подкасты, — весьма удобной для библиотек форме подачи самой разнообразной информации и на сайте, и в соцсетях. Не требующие больших затрат при создании, они позволяют рассказывать о литературных произведениях, представлять интервью с писателями, транслировать оживлённые дискуссии критиков и читателей, продвигать издания из фонда и ещё многое другое. Об этом мы и побеседуем сегодня с нашими спикерами, откликнувшимися на призыв редакции поучаствовать в круглом столе. Ответы освещают те аспекты, которые показались нам наиболее важными. Сразу оговоримся, что выборка была спонтанной, субъективной, да и трудно охватить вниманием все библиотечные продукты в данном сегменте. Но страницы журнала открыты для вас, уважаемые коллеги, и мы готовы продолжить затронутую тему в последующих номерах.

Вопрос № 1. Расскажите, пожалуйста, о вашем подкасте. Что за тема и чем обусловлен её выбор? В какой форме подаётся контент (монолог, дискуссия, интервью и т. д.)? Насколько продолжительны выпуски и какова их периодичность?

Любовь БЕЛЯЕВА, заведующая отделом инновационно-методической деятельности и библиотечного маркетинга Центральной городской библиотеки имени M.В. Ломоносова, г. Архангельск

С тех пор как «удалёнка» стала для нас новой реальностью, библиотеки ЦБС активизировались в социальных сетях. В настоящий момент в «Фейсбуке», «ВКонтакте» и «Инстаграме» представлено 27 групп и страничек, которые ведут наши коллеги. Появился свой контент и на канале YouTube. Специалисты регулярно готовят видеопрезентации, книжные обзоры, виртуальные выставки, творческие мастер-классы, громкие чтения, литературно-музыкальные композиции и др. В какой-то момент мы решили обратиться и к такому формату, как подкасты.

За создание первого аудиоролика я взялась сама, тем более что появился повод. Директор Архангельского литературного музея Борис Михайлович Егоров работает над новой книгой о писателе, уроженце Русского Севера, своём тёзке, Борисе Викторовиче Шергине. Автор любезно предоставил фрагменты произведения для знакомства с ними читателей. И в день рождения знаменитого земляка (28 июля) мы выложили запись двух глав — «Крещён с Соломбале» и «Призреваемая». В первой части литературовед рассматривает гипотезы о месте рождения фольклориста, который в своей новелле «Детство в Архангельске» поведал: «В Архангельском городе было у отца домишко подле Немецкой слободы, близко реки...» Но сам Борис Михайлович больше склоняется к другой версии, согласно которой писатель появился на свет в Соломбале, в доме родителей матери Анны Ивановны, на Большой Корабельной улице. Рассказывается в приведённом отрывке и о Наталье Петровне Бугаевой, песеннице, сказительнице, которая долгое время жила в доме Шергиных. Она считалась членом семьи, пела маленькому Борис) старинные песни, учила молиться грозному ИЛЬЕ Громовику. Именно от неё мальчик узнал о церковном расколе и существовании старообрядцев. Подкаст получил название «Читающий город» по наименованию рубрики, где мы традиционно представляем творчество местных авторов.

Первый опыт оказался удачным, и мы стали думать, кто ещё из библиотекарей ЦБС сможет подхватить инициативу. Выбор пал на молодого специалиста Детской библиотеки № 3 Валерию Бирюкову Почему именно на неё? Дело в том, что она обладает очень приятным, профессионально поставленным голосом, имеет необходимые навыки, поскольку вела передачу на радио.

О дальнейшей работе с подкастами Валерия расскажет сама. А мне бы хотелось поделиться нашим» планами на 2022 г. — юбилейный для области [в сентябре исполнится 85 лет со дня её образования]. К этому событию мы планируем готовить выпуск» на тему «Люди и книги Поморья». Будем знакомить читателей с литературой по истории Русского Севера подбирать информацию о выдающихся личностях.

Валерия БИРЮКОВА, библиотекарь Детской библиотеки №3 ЦБС г. Архангельска

Серия «Читающий город», публикуемая на сайте ЦБС, — отличный способ расширить свой кругозор, быть в курсе всех книжных новинок, вспомнить подзабытую классику и узнать, что сегодня происходит в библиотеках города.

В выборе тем для сюжетов важную роль играет календарь литературных и памятных дат, охватывающий предстоящие значимые события: дни рождения писателей, юбилеи книг и др. Ролики выходят дважды в месяц в форме монолога. Продолжительность каждого — не более 10-15 минут.

Евгений ХАРИТОНОВ, руководитель отдела литературных проектов Российской государственной библиотеки для молодёжи, г. Москва
Анна ХАРИТОНОВА, библиограф отдела

Еженедельному аудиоблогу РГБМ «Аудитория» уже два года. На сегодняшний день записано 120 выпусков. По сути это не моноподкаст с единой темой и одним ведущим, а сразу несколько циклов. Да и само название несёт в себе разные смысловые нагрузки: в нём обыграно и АУДИАЛЬНОЕ начало, и то, что камерные по атмосфере беседы, записанные в некой АУДИТОРИИ в смысле пространственном, рассчитаны при этом на самую широкую АУДИТОРИЮ слушателей.

Концепт сформулирован предельно просто: о культуре — с интересом. Неизвестные факты об известных событиях, загадки истории и тайны книг, диалоги о музыке, живописи, комиксах, литературе... Спикеры и гости студии РГБМ — писатели и искусствоведы, художники и музыканты, критики и журналисты.

Если говорить о форматах, то их два: «сольники» с одним спикером минут по 6-10 (чаще всего они посвящены истории книги или знаковым событиям прошлых лет) и диалоговые циклы по 40-60 минут. В целом мы придерживаемся принципа серийности. Это помогает легче ориентироваться в огромном аудио-материале, накопившемся за два года, и создавать в жанре подкаста масштабные законченные истории. Да и пользователям так удобнее следить за новым» выпусками на интересующие их темы Остановимся на циклах подробнее.

Самый необычный, экспериментальный пример — «Достать Достоевского: Вместе с классиком о разном». Он был запущен Анной Харитоновой в январе 2021 г. специально к 200-летию классика и имеет начало, конец, свою драматургию, в которую заложен, в том числе, календарный принцип. Периодичность

выпусков — один раз в месяц. Таким образом, слушателей ждут 12 историй от самого Фёдора Михайловича. Озвученные разными исполнителями от первого лица и по ролям письма, фрагменты «Дневника писателя», заметки с неожиданными сюжетами — всё это складывается в уникальную и доступную аудио-библиотеку. Ведь обычно до подобных текстов добираются лишь специалисты. «Гостиная Аудитории» — наш первый цикл-родоначальник, логично вобравший в себя все диалоги «широкого профиля» с представителями различных профессий — писателями, режиссёрами, музыкантами, учёными... Ведущие и их собеседники обсуждают здесь самые разные темы в диапазоне от литературы до молодёжных субкультур, от технологий до экологии.

Перейдём к авторским циклам с чётко заданным тематическим вектором. «Это надо видеть» — серия подкастов Даниила Левитеса, куратора просветительских проектов РГБМ в сфере искусства. Среди участников — приглашенные директора музеев и галереи, художники, кураторы, критики, педагоги и другие представители арт-индустрии. На острые вопросы современности мы получаем ответы из первых уст. Выпуски отражают процесс формирования фонда по современному искусству в РГБМ. В число дарителей книг, журналов, альбомов и каталогов для собрания вошли такие арт-институции, как Пушкинский музей, Третьяковская галерея, Музей современного искусства «Гараж», галерея «Триумф», Мультимедиа Арт Музей, Московский музей современного искусства, Центр современного искусства «Винзавод», Британская высшая школа дизайна, Премия Кандинского, Международная ярмарка современного искусства CosMoscow и многие другие. Их ведущие специалисты также становятся гостями подкаста «Это надо видеть».

Цикл «О комиксах с Александром Ивановичем» посвящен отечественным рисованным историям и манге, их авторам, популяризаторам и издателям, всем тем, благодаря кому это книжное направление активно развивается в России. Беседует с гостями неизменный ведущий — Александр Кунин, руководитель Центра рисованных историй РГБМ, исследователь и популяризатор комиксов.

Совсем недавно стартовал цикл «Принесённые ветром» — беседы о кино двух похожих людей с непохожими мнениями. Художники и киноведы Алим Велитов и Владимир Сахнов обсуждают фильмы, которые стали знаковыми для них самих и разных поколений зрителей.

Из «сольных» подкастов необходимо выделить продолжающуюся авторскую серию от писателя, критика и библиографа Валерия Бондаренко, выпуски которой посвящены ярким сюжетам из мира литературы, малоизвестным событиям прошлого, культурным феноменам.

Об истории книгоиздания несколько аудиороликов для нас записал и классик отечественного библиотековедения, крупнейший специалист в области книговедения, документоведения и информатики, профессор Юрий Столяров.

Наталья ТАТАРИНЦЕВА, заведующая отделом по связям с общественностью и рекламе Астраханской библиотеки для молодёжи имени Б.М. Шаховского

Наш подкаст-канал, запущенный в феврале 2020 г., носит название «Разбалуй-город». Именно так в XIX в. называли Астрахань в народе. О том, что тематика в нём будет краеведческая, мы договорились сразу же, однако подошли к этому понятию очень широко. Выкладываем не только выпуски, посвященные событиям прошлого, географии и архитектуре города, но и интервью с людьми, которые прямо сейчас творят историю нашего региона, — авторами культурных проектов, учёными, молодыми изобретателями, писателями и общественными деятелями. Выходят подкасты каждую неделю по средам. Продолжительность одного сюжета — 10-15 минут. При этом лекторов мы не ограничиваем во времени, просто по необходимости делим одну запись на несколько эпизодов. Сейчас на нашем канале уже более 70 аудиороликов.

Руслан ХИСАМУТДИНОВ, заведующий сектором продвижения библиотечных услуг через интернет Муниципального объединения библиотек г. Екатеринбурга

В 2021 г. мы запустили подкаст под названием «Шёпоты и книги», цель которого — заглянуть в закулисье тайной жизни библиотек. Ведущими выступили библиограф Ирина Елисейкина и автор этих строк. Планировали сделать его библиотечным аналогом известной в прошлом телепрограммы «Прожекторперисхилтон», чтобы обсуждать различные библиотечные и литературные новости в неформальной атмосфере, «без галстуков».

Единого формата мы не придерживаемся. Выпуск может представлять собой интервью, обзор, дайджест новостей, беседу с экспертом. Для себя определили, что идеальный график выхода эпизодов —два раза в месяц. Это комфортный режим, который не даёт превратить работу над проектом в рутину. Продолжительность — от 35 минут до 1 часа.

Кстати, об оптимальной длительности ролика бытуют разные мнения. Одни говорят, что 20 минут для одного выпуска вполне достаточно. Другие уверены: полчаса — самое то! Третьи утверждают, что 10 минут — тоже подходящий вариант. Практика же показывает, что некоторые умудряются создавать передачи продолжительностью 3 часа и более (чаще всего это сюжеты на историческую тематику). И количеству прослушиваний таких работ могут позавидовать те, кто избрал своим кредо краткость.

Александр СЕМЯЧКО, заведующий отделом по работе с юношеством Центральной городской публичной библиотеки имени В.В. Маяковского, г. Санкт-Петербург

Сейчас в нашем подразделении записываются два регулярных подкаста — «Книжные истории» и «Диалоги». Первый предполагает свободную дискуссию на заранее выбранную тему и о книгах по ней. Второй — интервью с приглашёнными гостями, обладателями актуальных профессий. Лицо отдела — «Книжные истории», а потому речь пойдёт в первую очередь о них. Главным мотиватором стала потребность в дополнительной самореализации сотрудников — сейчас для них это больше, чем работа. Однако поначалу нам трудно было выбрать интересный и оригинальный формат. Действовали методом проб и ошибок. Первыми выпусками, которые сейчас не входят в официальную «фильмографию», были записи интервью с руководящими сотрудниками, обзоры новинок и размышления о роли библиотек в структуре досуга. В них были удачные моменты, но в целом всё звучало и выглядело тривиально. После множества попыток и неудач остался нынешний вариант, который понравился и нам, и аудитории: двое постоянных ведущих общаются на заранее выбранную тему, дискутируя друг с другом и по ходу дела рассказывая о книгах.

Сейчас средняя продолжительность сюжетов — 20-30 минут. В марте этого года мы наконец-то вышли на желаемый график — раз в две недели. С учётом «Диалогов» и моего авторского проекта «ДиаМонологи» выдаём новый видеоконтент регулярно раз в неделю — по понедельникам.

Татьяна ШИНА, заведующая проектно-аналитическим сектором Самарской областной библиотеки для молодёжи

Подкаст «Книжные разговоры» охватывает тему литературы во всех её аспектах. Мы записываем эпизоды, посвященные целым направлениям, жанрам, а также отдельным произведениям или определённым мыслям, идеям, в них содержащимся. Например, во Всемирный день трезвости поговорили о том, как пьянство отражается в творчестве разных писателей, что за метафоры закладывают они в образы своих персонажей. Ролики мы выпускаем в виде дискуссии, диалога с участием ведущих и иногда приглашённых гостей. В записи могут быть задействованы читатели библиотеки. Сейчас подкасты выходят один раз в неделю, продолжительность их — в среднем около 20 минут.

Оксана НОСАЧ, главный библиотекарь филиала Библиотека No 5 Самарской муниципальной информационно-библиотечной системы

В2019 г. СМИБС принимала активное участие в проектах, посвященных 100-летнему юбилею известного литератора и общественного деятеля Даниила Гранина (1909-2017). В ходе их реализации появилась идея создать подкаст о творчестве писателя-фронтовика. Инициатива получила своё воплощение в нашем филиале в августе 2020 г. Проект назвали «Незаконченная книга в саду камней», и он уже стал победителем II Всероссийского библиотечного конкурса, организованного Фондом сохранения и популяризации наследия Даниила Гранина и Библиотекой № 9 имени Даниила Гранина Невской ЦБС г. Санкт-Петербурга, в номинации «Я читаю Гранина».

Подкаст адресован всем, кому нравится живое чтение, радиопередачи, аудио-книги и просто человеческое общение на вечные темы. Это проблемы становления личности, вопросы этики и морали, выбора между добром и злом. Каждый блок состоит из отдельных выпусков (эпизодов) и связан с каким-либо произведением писателя.

Увидев интерес слушателей, большое количество просмотров и положительных отзывов, мы поняли, что формат востребован, и в марте 2021 г. выпустили ещё один продукт — «Знакомые незнакомцы», рассказывающий о необычных произведениях и судьбах зарубежных и отечественных писателей. В рамках проекта уже представили Р. Брэдбери и его циклы ирландских рассказов, А.С. Пушкина с поэмой «Анджело», Дж. Лондона и «Рассказы Южных морей», а также Ю.К. Олешу с мемуарами «Ни дня без строчки...», являющимися одновременно и биографией, и романом о времени. Рассказали о судьбе русского писателя XIX в. Василия Александровича Вонлярлярского, за публикацию романов и повестей которого соперничали тогдашние журналы; о деятельности писательницы Агнии Львовны Барто, работавшей одно время радиоведущей, о чём сегодня мало кто знает. Известные в прошлом авторы предстают перед современным читателем в необычном ракурсе, а часто и вовсе открываются заново.

Мы стараемся развивать кругозор своих пользователей, продвигаем издания из фонда библиотеки. Преподносится информация через литературные и биографические обзоры, живое чтение фрагментов произведений, обсуждение. В перспективе планируются интервью с читателями.

Аудиоролики средней продолжительностью от 15 до 40 минут выкладываются на платформе подкастов социальной сети «ВКонтакте» два раза в месяц.

Сергей ЗУБКОВ, библиотекарь отдела информатизации библиотечных процессов Национальной библиотеки ЯНАО, г. Салехард

Наша библиотека работает над двумя подкастами: «Трое в лодке, не считая...» и «Культурный дайджест». Выпуски представляют собой диалоги библиотекарей: в первом случае — о книге или авторе, во втором — об актуальных новостях и событиях в мире культуры. Продолжительность эпизодов — 30-40 минут и 10-15 минут соответственно. Стараемся публиковать подкаст раз в неделю и чередуем циклы.

Вопрос № 2. Как проходит подготовка к очередной записи/съёмке?

Валерия БИРЮКОВА, г. Архангельск

Прежде чем заняться подготовкой к созданию своего подкаста, имеет смысл познакомиться с работами других блогеров, размещёнными на разных платформах, — их тематикой, форматом; найти интересные решения, которые можно адаптировать для использования в своей продукции.

Первый шаг при работе с конкретным выпуском — определиться с темой. Эта может быть обзор литературных новинок, знакомство с каким-то одним произведением и т. д. Затем стоит подумать над структурой построения сюжета. Например, выпуск будет посвящен предстоящему юбилею книги, значит, рассказываем не только о ней самой, но и об истории её написания, авторе. Только не переборщите с информацией, выбирайте лишь самое интересное. А чтобы ещё больше увлечь слушателей, попробуйте зачитать отрывок, который точно не оставит никого равнодушным.

После того как выполнены все предыдущие пункты, приступаем к технической части. Записывать подкасты удобно даже на смартфон, используя диктофон. Тут важнее акустика в помещении, где вы планируете разместиться: книжные шкафы и входные двери, например, могут служить помехой качественному звучанию. Поэтому, чтобы избежать неожиданностей, лучше сделать несколько записей.

Осуществив их и выбрав лучшую, приступаем к монтажу: обрезаем и склеиваем фрагменты аудиодорожки, добавляем музыку и пр. Можно обратиться за помощью к специалисту или разобраться самому: это вовсе не сложно, нужно только время. Я использую программу Audacity. Она довольно проста и удобна в применении.

Евгений ХАРИТОНОВ,
Анна ХАРИТОНОВА, г. Москва

Чёткого сценария нет, незыблемым является единственное правило: один раз в неделю мы должны выйти в эфир. Пул тем и гостей формирует не редакция, а сами кураторы циклов. Запись проходит в профессиональной студии РГБМ. После чего аудиоматериал нужно внимательно отслушать, смонтировать, отредактировать: убрать ненужный звуковой мусор (шелест страниц, шуршания, вздохи и т. п.), если требуется — изменить драматургию разговора (вырезать тот или иной кусок и переставить в другое место) и т. д. Эту задачу выполняют главный редактор «Аудитории» Евгений Харитонов и звукорежиссёр Владимир Чиквинидзе.

После монтажа и финального мастеринга подкаст попадает «на стол» к редактору Анне Харитоновой: она тоже отслушивает материал и готовит к нему короткий пресс-релиз. И только после этого арт-директор Дмитрий Боганов даёт добро на выпуск продукта.

Наталья ТАТАРИНЦЕВА, г. Астрахань

Новые выпуски публикуются часто, при этом мы стараемся, чтобы в запасе всегда было несколько подкастов. Поэтому работа по проекту выглядит так: один ролик уже монтируется, другой — на стадии договорённости со спикером, третий — на этапе предварительных обсуждений. Схема взаимодействия отлажена — узнаём об интересном человеке или проекте, находим контакты, созваниваемся либо списываемся. Если героя заинтересует предложение — уточняем, в какое время ему удобно прийти. Также определяем формат, который удобен лектору (интервью или монолог), тему подкаста, его длительность, решаем прочие технические вопросы. Записываем либо в домашней студии одного из сотрудников библиотеки, оснащённой профессиональным оборудованием, либо у нашего партнёра — Библиотеки-центра социокультурной реабилитации для инвалидов по зрению, где также имеются все необходимые условия. После этого подкаст проходит обработку — вычищаются шумы и лишние слова, добавляется интро в начале, при необходимости ролик делится на части. Итоговая запись сверяется и ставится в план размещения. В день выхода подкаста дополнительно делается обложка с фото и данными о лекторе, пишется небольшой сопроводительный текст.

Интро — короткое вступительное видео или визуальный эффект, отмечающие начало ролика, общие для всех записей на канале или тематических подборок.

Александр СЕМЯЧКО, г. Санкт-Петербург

Самое сложное в нашем деле — это выбор темы. Подкаст выходит регулярно, и, чтобы каждый раз быть во всеоружии, ведущим приходится помногу читать, причём очень оперативно: за пару недель — 2-3 книги, и порой это совсем не те издания, которые выбирают «для души». Обычно мы стараемся наметить сразу несколько предметов для обсуждения и записать не один выпуск, чтобы создать определённый запас на случай непредвиденного перерыва или появления какой-либо масштабной темы, которая потребует больше времени на подготовку, чем обычно. Что касается технических моментов, никаких особых сложностей мы не испытываем, всё налажено по умолчанию.

Руслан ХИСАМУТДИНОВ, г. Екатеринбург

В начале нового сезона мы ориентировочно накидываем возможные темы для разговоров. Обсуждаем и корректируем их. Затем намечаем примерный набор спикеров и экспертов, кого хотелось бы пригласить. Но, разумеется, в любые планы может ворваться приятная неожиданность в виде актуальной, злободневной темы или неожиданного гостя, который как раз свободен именно в этот день, именно в это время.

Оксана НОСАЧ, г. Самара

Работа, предшествующая выходу очередного эпизода подкаста, включает несколько этапов. Сначала выбирается произведение (как правило, из фонда библиотеки), которое может заинтересовать читателя и в то же время будет способствовать продвижению качественной литературы. Затем набрасывается сценарий, цель которого — осветить ключевые моменты повествования и разобраться, что именно хотел донести до нас автор. Стараемся придать необычный ракурс теме, найти неожиданные взаимосвязи.

Когда сценарий готов, выверяется объём материала (ориентируемся на длительность ролика в среднем от 15 до 30 минут). Затем осуществляются запись на устройство и последующая обработка в аудиоредакторе.

Если выпуск подкаста планируется в формате онлайн-встречи, то и подготовка к нему особая. Например, гостями программы «По ту сторону зеркала», посвященного повести Даниила Гранина «Прекрасная Ута», стали Елена Владимировна Лерман, журналист, библиотечный эксперт, член попечительского совета Фонда сохранения и популяризации наследия писателя-фронтовика, и Борис Николаевич Хлебников, российский германист, журналист, переводивший таких популярных немецких авторов, как Генрих Бёлль и Гюнтер Грасс. В беседе ведущего с приглашёнными освещались интересные и малоизвестные документальные подробности, связанные с Германией в творчестве российского прозаика: его поездки, знакомство с ведущими немецкими писателями и факты, нашедшие отражение в представляемой нами повести.

Каждому выпуску обычно предшествует тщательный анализ произведения и в некотором роде журналистская деятельность по сбору необходимого дополнительного материала о сфере деятельности гостей, а также разработка примерного круга адресованных им вопросов, которые бы составили основу разговора. Получается нечто вроде сценария, необходимого для эффективного раскрытия темы и создания психологического комфорта. Конечно, план постоянно корректируется в зависимости от течения беседы, возникающих дополнений и вставок, эмоциональных отступлений и т. д.

Татьяна ХАМИНА, г. Самара

Перед записью ведущие обсуждают примерные темы и тезисы (иногда сразу нескольких эпизодов], но в основном беседа носит характер экспромта.

Сергей ЗУБКОВ, г. Салехард

График с выходом один раз в неделю, чередуя выпуски, мы выбрали, чтобы иметь время на подготовку к основному подкасту «Трое в лодке, не считая...». Она требует больше времени, поскольку приходится изучать произведение либо биографию автора, искать интересные факты о нём. Поэтому мы даём себе на это две недели, а «Культурный дайджест» используем как «заглушку» между эпизодами: всего за пару часов до записи ищем по две интересные новости и обсуждаем их без подготовки.

Вопрос № 3. Как строится беседа?

Валерия БИРЮКОВА, г. Архангельск

Пока подкасты готовились в виде монологов. В следующем году планируем попробовать форму беседы-интервью с гостем.

Наталья ТАТАРИНЦЕВА, г. Астрахань

Некоторые из наших спикеров, особенно те, кто ведёт преподавательскую деятельность или хорошо знаком с темой подкаста, предпочитают формат монолога. Мы сразу предупреждаем, что во время записи можно делать паузы, повторять неудавшиеся фразы, так как потом всё ненужное вырезается при монтаже. В других случаях прибегаем к интервью. Обычно для этого заранее готовим ряд вопросов, при необходимости высылаем их гостю. Но в целом стараемся вести свободную беседу.

Были и необычные форматы. Например, в подкастах об истории бардовского движения в городе музыкант Станислав Малов не только прочитал лекции, но и исполнил несколько песен под гитару. А на запись интервью об астраханской коллекции метеоритов руководитель клуба астрономов-любителей Евгений Вереин принёс... сами экспонаты! К сожалению, слушатели не могли увидеть и подержать их в руках. Поэтому поступили так: Евгений рассказывал о составе метеорита и о том, как и где была обнаружен эта находка, а интервьюер описывал её внешний вид и свои впечатления от того, что он держит в руках частичку космоса.

Руслан ХИСАМУТДИНОВ, г. Екатеринбург

Принципиальная особенность нашего подкаста — отсутствие сценария. Мы практически не обсуждаем вопросы, которые будем задавать гостям или экспертам. Не советуемся между собой, о каких произведениях собираемся рассказывать, если это, к примеру, эпизод в формате книжного обзора. Хотим, чтобы были живые эмоции. На наш взгляд, элемент экспромта, который мы активно и сознательно используем в своей практике, действительно создаёт некую интригу, концентрирует внимание слушателя. Градус беседы повышается, когда гость сам выбирает вопрос, который будет ему задан. Например, приглашённые нами на запись писатели Шамиль Идиатуллин и Алексей Сальников вытягивали карточки с различными названиями разделов ББК. Под каждым библиотечным наименованием скрывались вопросы об их жизни и творчестве.

Евгений ХАРИТОНОВ,
Анна ХАРИТОНОВА, г. Москва

Единого рецепта нет. Всё зависит от темы, гостя и «привычек» ведущего: кто-то ведёт разговор в формате классического интервью «вопрос — ответ», кто-то предпочитает импровизацию, живой диалог. На записи максимально свободная, демократичная атмосфера.

Александр СЕМЯЧКО, г. Санкт-Петербург

Здесь у нас всё просто — обозначаем для зрителей/слушателей предмет дискуссии; мой собеседник делает подводку в виде краткой биографии автора, и мы, переходя от книги к книге, обсуждаем те вопросы, которые в них поднимаются, вспоминая какие-то случаи из жизни, высказывая мнения, иногда споря. Периодически свои замечания вставляет звукооператор. На мне также лежит почётная миссия разбавлять эфир шутками и высказываниями невпопад, чтобы оживить разговор. В общем, не надо забывать, что подкаст — не презентация книги, а свободная дискуссия на тему.

Татьяна ХАМИНА, г. Самара

Обычно один ведущий определяет тему и выдвигает тезис, второй противопоставляет антитезис — так, в ходе живой беседы, они обсуждают прочитанное, вспоминают, как те или иные вопросы отражены в разных книгах, ищут на них ответы.

Сергей ЗУБКОВ, г. Салехард

Как правило, мы ведём свободный диалог, хотя всегда имеем при себе небольшой план беседы, чтобы не убегать далеко от темы и не теряться в мыслях. В остальном общаемся почти так же, как и в повседневной жизни. Монтаж подкаста минимальный, очень редко вырезаются какие-то провальные моменты.

Вопрос № 4. Просим поделиться секретами, предложить свои лайфхаки — как в творческом процессе, так и по части технического обеспечения.

Любовь БЕЛЯЕВА, г. Архангельск

Каких-то особых секретов нет, мы исходим из того, что, на наш взгляд, необходимо для создания удачного аудиоблога: интересные темы, приятный голос ведущего, наличие музыкального сопровождения, оптимальная периодичность выхода (например, два раза в месяц].

Руслан ХИСАМУТДИНОВ, г. Екатеринбург

Оборудование и программное обеспечение — это тот камень преткновения, который чаще всего не даёт талантливым подкастам развиваться. Мы решили: будем работать с тем, что имеем, — с компьютерами и микрофонами, которые есть в библиотеке. А использование бесплатных программ для монтажа позволяет приблизить качество звука к уровню студийной записи.

Наталья ТАТАРИНЦЕВА, г. Астрахань

В первую очередь, конечно, запись должна быть качественной. Оборудованная студия — идеальный вариант. Несколько раз, в силу сложившихся обстоятельств, мы использовали микрофоны-петлички: хороший вариант для форс-мажора, но не как постоянная основа. Необходимо и так называемое интро — запись, которая открывает каждый подкаст. В нашем случае это несколько предложений о канале, его тематике, основных характеристиках и, конечно же, название. Весь текст под выбранную музыку любезно записал профессиональный актёр Сергей Андрианов.

Евгений ХАРИТОНОВ,
Анна ХАРИТОНОВА, г. Москва

Да какие тут могут быть лайфхаки? Надёжно изолированное от внешних шумов помещение, желательно с акустическим поролоном, дабы погасить резонансы, хороший конденсаторный микрофон, любой аудиоредактор (хоть бесплатный и очень популярный у подкастеров всего мира Audacity) и интересный собеседник. Других секретов нет, думаем, ни у кого из блогеров.

Александр СЕМЯЧКО, г. Санкт-Петербург

В технической части главный лайфхак —это стремление к простоте. По крайней мере, так нам кажется на данном этапе развития подкаста. Используйте как можно меньше оборудования для достижения поставленных целей. Конечно, в разумных пределах, чтобы это не вредило качеству. Если есть возможность добыть где-то один подходящий провод, чтобы заменить им два, напрягитесь и достаньте — сами себе потом скажете спасибо. В творческом плане —не бойтесь экспериментировать с темами. Мейнстрим читают и так, попробуйте подобрать что-то «остренькое», до чего ваши читатели сами дойдут не скоро, если вообще дойдут. Например, один из последних наших выпусков посвящен книгам о смерти.

Оксана НОСАЧ, г. Самара

Вот основные позиции, которые помогут создавать достойную продукцию.

  • Ведущий подкаста должен обладать навыками художественного чтения, уметь правильно расставлять смысловые и эмоциональные акценты в речи.
  • Необходимо прослушивать свои записи, контролировать и перепроверять произношение и ударение в словах. Также важно регулировать скорость чтения: найдите оптимальный для вас темп речи и придерживайтесь его.
  • Создать нужную атмосферу и привлечь внимание к книге помогут отсутствие назидательности, дружеский тон и незаметное втягивание слушателя в содержательное поле произведения.

Объём зачитываемого текста должен быть небольшим (помните об авторском праве, особенно когда речь идёт о произведениях современных писателей). Отдайте предпочтение читательской дискуссии или интервью.

Теперь поговорим о технической части. Для осуществления записи подкастов вовсе не обязательно наличие студии и дорогого оборудования. Достаточно иметь программу «Диктофон» на смартфоне с возможностью выбора формата записи WAV (несжатый аудиофайл высокого качества) и внешний микрофон-петличку. Любое свободное помещение библиотеки отлично подходит в качестве студии, ведь там нет шумов и эффекта эхо, как в пустой комнате без книг. При записи желательно контролировать дыхание во избежание помех.

Полученную версию можно отредактировать в бесплатном аудиоредакторе Audacity. Эта программа позволяет вырезать лишние фрагменты, усиливать звук, создавать нужные эффекты и фильтровать частоты.

В начале и в конце ролика используйте свою «фирменную» мелодию-заставку, которая будет настраивать слушателя на программу. Музыкальные эффекты в наиболее эмоционально значимых местах помогают усилить впечатление, подчеркнуть мысль. Но всё должно быть в меру, чтобы не отвлекать внимание от содержания. Крайне важно и в этом случае соблюдать авторское право, поэтому для подкастов выбираем фрагменты мелодий из бесплатной фонотеки YouTube.

Если онлайн-встреча организуется на платформе Zoom, то перед публикацией осуществляется извлечение и техническое редактирование аудиодорожки с целью улучшения качества звука, устранения дефектов. При записи в этом сервисе всем участникам желательно иметь внешние микрофоны либо параллельно, по обе стороны экрана, записывать речь на диктофон смартфона с последующим сведением дорожек в программе.

Татьяна ХАМИНА, г. Самара

Самый главный лайфхак — это интерес к книге и желание поделиться своим мнением о прочитанном. Именно на этой основе рождается живой диалог. Что касается тем для подкаста, подчас они возникают в процессе записи других роликов. А иногда мы смотрим на календарь и ищем события, о которых было бы интересно поговорить (например, день рождения Винни-Пуха или юбилей известного писателя).

Сергей ЗУБКОВ, г. Салехард

Начиналась работа по созданию подкаста, когда мы сидели по домам на самоизоляции. Собирались в дискорде (discord — бесплатный мессенджер с поддержкой IP-телефонии и видеоконференций, предназначенный для использования различными сообществами по интересам. — Прим. ред.) и производили запись на разные микрофоны, какие у кого были. Выйдя с карантина, продолжили свою деятельность в библиотеке, в самом тихом кабинете. В качестве пишущего устройства используем цифровой диктофон среднего бюджета. Конечно, это не лучший вариант, поскольку голоса собеседников отличаются по уровню громкости и при обработке звук очень сложно выправить. Хотелось бы иметь три микрофона и записывать каждого участника на отдельный канал.

Вопрос № 5. Где анонсируете и размещаете подкасты? Как продвигаете свой контент?

Валерия БИРЮКОВА, г. Архангельск

Выпуски подкастов размещаются на сайте ЦБС arhlib.ru, продвигаются через социальную сеть «ВКонтакте».

Наталья ТАТАРИНЦЕВА, г. Астрахань

Новый выпуск подкаста размещается сразу на нескольких площадках — это платформа SoundCloud, наш сайт, страница библиотеки в «ВК» и специальная группа проекта там же. О самом проекте много раз писали различные СМИ, мы рассказывали о нём на телевидении, а также на библиотечных семинарах и конференциях. Кстати, именно наши спикеры являются часто и информационными партнёрами. Так что новые статьи о подкаст-канале выходят регулярно. К примеру, если эксперт —преподаватель Астраханского государственного университета, вуз обязательно даёт об этом информацию на своём сайте; так же поступают и Астраханское отделение Российского географического общества, с которым мы активно сотрудничаем по проекту, и многие другие.

Евгений ХАРИТОНОВ,
Анна ХАРИТОНОВА, г. Москва

Тут всё просто: подкасты размещаются как на сайте «Аудитории», так и на стриминговых площадках, таких как SoundCloud, «Яндекс Музыка», «ВК», iTunes, Google Podcast, Castbox. Анонсирование стандартное — в соцсетях.

Руслан ХИСАМУТДИНОВ, г. Екатеринбург

Размещаемся на всех популярных платформах: iTunes Podcast, Google Podcast, «Яндекс Музыка», «ВКонтакте» и др. Не стоит забывать и про YouTube. Как ни странно, но, по данным исследования соцмедиа (Brand Analytics, 2019), самой популярной платформой для прослушивания аудиоблогов в России является данный видеохостинг. Это мировой тренд. Так что помимо создания непосредственно аудио, стоит подумать и о видеоверсии. Продвижение в собственных социальных сетях — общепринятая практика.

Не следует забывать и о дружественных партнёрских аккаунтах. Выпуск каждого эпизода мы сопровождаем обязательным пресс-релизом с рассылкой по тематическим СМИ.

Александр СЕМЯЧКО, г. Санкт-Петербург

На данный момент основная площадка подкаста — «ВКонтакте». Для продвижения мы используем таргетированную рекламу и рассылки. Правда, сейчас — реже, чем поначалу, поскольку это затратно при нашей нынешней плодовитости. Недостаток просмотров компенсируем регулярностью выпусков. Аудиоверсии роликов выкладываем тоже только на данную площадку, в соответствующий раздел. Недавно завели канал на YouTube, но пока ещё не занимались его продвижением. Начнём это делать в ближайшее время.

Оксана НОСАЧ, г. Самара

На сайте СМИБС все подкасты собраны в одном разделе что, несомненно, очень удобно для слушателей. Публикации на платформе «ВКонтакте» в специализированной нише позволяют слушателям быстро находить свой контент, а поскольку сеть «ВК» насчитывает многие миллионы пользователей, количество просмотров постов с публикациями подкастов всегда достаточно велико (в среднем от 1000 до 7000). Формат аудиоблога особенно востребован молодёжью, ведь он позволяет прослушивать информацию в фоновом режиме в удобное время.

Подкаст может иметь свою публичную страницу в социальной сети (как, например, «Незаконченная книга в саду камней») или публиковаться прямо на странице библиотеки (в нашем случае это «Знакомые незнакомцы» филиала № 5 СМИБС).

Продолжая сотрудничество с Фондом сохранения и популяризации наследия Даниила Гранина и активно взаимодействуя со СМИ, мы также расширяем возможности продвижения контента. Например, подкаст о творчестве писателя был представлен в рамках передачи, посвященной деятельности библиотек в современном мире (передача «Город-С» от 10.02.2021 г. телеканала «Самара-ГИС»).

Татьяна ХАМИНА, г. Самара

Аудиоконтент выкладывается в группе https://vk.com/bookcity, а также в «Яндекс Подкастах», Google Podcast.

Сергей ЗУБКОВ, г. Салехард

Аудиоблог пока живёт только на странице нашей библиотеки в «ВК». Мы хотели бы продвинуться дальше, но сталкиваемся с жёсткими требованиями к качеству звука, а обеспечить достойный уровень в данный момент не готовы. Но это мотивирует к развитию проекта, а потому вы ещё непременно услышите нас на «Яндекс Музыке» и других специализированных площадках.


 

Итак, разговор завершился, и можно подвести некоторые итоги. Прежде всего, стоит отметить профессиональную направленность творческих устремлений наших респондентов: любой подкаст так или иначе строится вокруг книги, а значит, продвижение чтения является основным трендом и в данном направлении деятельности коллег. При этом радует разнообразие тем и способов подачи. Специалисты привлекают спикеров, устраивают интересные дискуссии, причём придерживаются стиля свободного диалога, не стесняя себя и собеседников жёстким сценарием. Некоторые, напротив, выбирают форму монолога. При этом камерность жанра восполняется полнотой и насыщенностью информационной составляющей. Большинство определились с графиком, при котором периодичность выхода эпизодов составляет один раз в две недели. Технические сложности не останавливают энтузиастов, они находят способы получать максимально высокое качество при минимальных возможностях. Что ж, оптимизма и изобретательности представителям нашей профессии не занимать. Пожелаем всем создателям подкастов быть услышанными как можно большим количеством пользователей. А мы продолжим говорить о библиотечных аудиороликах в следующих номерах журнала.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024