Молодёжь, образование, библиотека, или разговор о трендах
Автор: Захаренко М.П.
Издание: Современная библиотека. — 2020. — № 10. — С. 58-60.
Марина Павловна ЗАХАРЕНКО,
кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи, г. Москва
28 октября 2020 г. состоялся VI Международный конгресс «Современная молодёжь в современной библиотеке» (). Организатором столь значимого профессионального события выступила Российская государственная библиотека для молодёжи при поддержке Министерства культуры РФ и секции по библиотечному обслуживанию молодёжи Российской библиотечной ассоциации.
Как и многие другие отраслевые мероприятия в этом году, встреча проходила в онлайн-формате. Но это обстоятельство никоим образом не повлияло на её эффективность, а напротив, дало возможность существенно расширить круг участников (только зарегистрировавшихся было более 1100). Согласно статистике, в конгрессе приняли участие представители 78 регионов России, а также зарубежные гости из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Сербии, США, Луганской и Донецкой народных республик. Интересно, что наибольшее внимание к форуму проявили коллеги из Ханты-Мансийского АО (75 участников), Новосибирской (74) и Свердловской (57) областей, Республики Саха (Якутия) (56), Красноярского края (46).
Основную аудиторию составили сотрудники библиотек разных типов и видов, включая публичные библиотеки федерального, регионального, муниципального уровней, профилированные молодёжные/юношеские/детско-юношеские библиотеки, библиотеки образовательных учреждений, КДУ, других систем и ведомств, в том числе научные и научно-технические. Помимо библиотекарей в мероприятии приняли участие социологи, учёные, педагоги, представители кадровых агентств, эксперты в области культуры и образования, студенты библиотечных вузов и др.
Главной темой разговора стало «Образование и самообразование в молодёжной среде». Спикеры обсудили вопросы, связанные с определением потребности современной российской молодёжи в самореализации через трудовую и профессиональную деятельность, повышением значимости образования в системе ценностей и жизненных траекторий молодого поколения, ролью социальных лифтов. Наиболее обширный блок докладов был посвящен библиотечным практикам в сфере поддержки формального, неформального и спонтанного (информального) образования. В частности, речь шла об опыте реализации образовательных программ и расширении ассортимента образовательных услуг в библиотеках, разных подходах к организации библиотечного пространства (фондов, ресурсов, технологий, услуг, сервисов), а также влиянии библиотек на качество образования и самообразования представителей местного сообщества.
На открытии конгресса заместитель начальника Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации Лилия Васильевна Федякина отметила, что «библиотеки давно и уверенно позиционируют себя как пространства развития новых компетенций, получения новых знаний и навыков, как пространства, объединяющие людей. Тема конгресса очень актуальна, она чётко вписывается в структуру задач Национального проекта «Культура». Мы видим, что качественное образование становится важнейшим социальным лифтом для молодёжи, и кто как не библиотека может и должна помочь ей в освоении знаний. Особенно сейчас, котла многие вынуждены были перейти на дистанционное обучение, так важны удалённые ресурсы, доступ к которым обеспечивает библиотека». Тон всей дальнейшей работе задала в базовом докладе «Тишина возвращается в библиотеку. Этого хочет учащаяся молодёжь» директор Российской государственной библиотеки для молодёжи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации Ирина Борисовна Михнова. «Современная общедоступная библиотека это синтез функционала разных областей. Но отличающая от других организаций (театров, ДК, книжных магазинов и пр.) её особенность это концентрированное систематизированное знание, отражённое в фонде и ресурсах. Библиотека навигатор в море этого знания, помогающий людям из разных слоев населения в поиске нужной информации, а также это пространство общения в связи и на основе этого знания... Библиотека понадобилась молодёжи и как источник ресурсов, печатных и электронных, и как пространство для углублённой работы. Теперь библиотека стала восприниматься и как площадка для формирования надпрофессиональных навыков, softskills. Молодежи снова понадобилась тишина...», отметила Ирина Борисовна. Всего на мероприятии прозвучало 25 докладов.
В деловой программе состоялись экспертная сессия «Роль образования и самообразования в выстраивании карьерных стратегий молодёжи» (ведущая И.Б. Михнова), панельная дискуссия «Погружение в знание, или Как сделать
библиотеку эффективной площадкой для образования и самообразования молодёжи» (ведущий СВ. Чуев) и круглый стол «Образовательные практики в библиотеке» (ведущая М.П. Захаренко).
Основным спикером экспертной сессии «Роль образования и самообразования в выстраивании карьерных стратегий молодёжи» выступила известный российский социолог, заведующая отделом социологии молодёжи Института социально-политических исследований, доктор социологических наук, профессор ЮЛ. Зубок с докладом «Образование в смысловом пространстве реальности современной молодёжи». По мнению Юлии Альбертовны, это смысловое пространство насыщено такими типами культуры, как духовная, инновационная и физического развития. При этом традиционные приоритеты, связанные с духовным развитием, стремлением к истине и сопряжённые с образованием, занимают наивысшее место в системе ценностей подрастающего поколения.
Продолжила тему аналитик Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ Е.С. Павленко. Как показывают результаты исследования роли культуры в формировании неравенства и принятии образовательных и карьерных решений в рамках лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии» (реализуется с 2009 г., ), на отношение молодых людей к получению образования влияют разные факторы. Наиболее важный из них школьная успеваемость. При построении образовательной траектории во главу угла отличники ставят место проживания, а уже затем образование родителей. Для остальных учащихся (троечников, учеников со средней успеваемостью и хорошистов) социальное положение, напротив, является наиболее значимым фактором. «Сегодня необходимо развивать следующие направления в образовании: помощь в поиске и оценке информации; организация встреч с профессионалами и работодателями, преподавателями вузов по разным специальностям; помощь молодёжи в обретении веры в свои силы и оценке своих способностей», эта мысль Екатерины Сергеевны прозвучала как сигнал к действию для всех библиотекарей, работающих с подрастающим поколением.
«Из-за пандемии пострадали многие отрасли, в которых молодые люди обычно начинают свою профессиональную деятельность. Особенно заметный спрос на работу возник в наиболее затронутых пандемией городах Москве и Санкт-Петербурге, где всегда было больше вакансий для молодёжи. Стажировки необходимы молодому поколению на карьерном пути, они помогают в освоении новых знаний и навыков, адаптации в профессии.
Библиотеки как места повышения грамотности, организации встреч, проведения мероприятий, связанных с карьерой, крайне нужны», считает Ирина Николаевна Святицкая, руководитель молодёжного направления HeadHunter, медиаменеджер, эксперт молодёжного рынка труда, карьерный консультант.
Позитивный резонанс вызвал доклад американской коллеги Марианны Мартене, ассистента-профессора Школы библиотечных и информационных наук Кентского университета, секретаря постоянного комитета секции библиотек для детей и молодёжи ИФЛА. «Во время пандемии 2020 г. библиотеки активно осваивали онлайн-форматы: запускали веб-сериалы, обучающие навыкам создания медиа, общались с молодёжью в соцсетях. В помощь преодолению цифрового неравенства предоставляли устройства и мобильные точки доступа, увеличивали мощность Wi-Fi, чтобы он мог распространяться за пределы библиотеки, организовывали букмобили с Wi-Fi. Мы рассматриваем библиотеку как узловой пункт на пути подростков к обучению на протяжении всей жизни, и знакомим их с другими возможностями обучения, которые приведут к развитию навыков, а также поступлению в колледж и становлению карьеры», рассказала Марианна.
«Библиотека полноправный субъект образовательною процесса», констатировала И.Б. Михнова, подводя итоги конгресса. Подтверждением тому стали доклады коллег из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Иваново, Якутска, Новосибирска, Нижнего Тагила, Астрахани, Красноярска, Петропавловска-Камчатского, Саранска, Донецка, а также Сербии и США. Представители библиотечного сообщества подробно рассказали о своих инициативах, поделились опытом реализации проектов, обсудили наиболее актуальные методики библиотечной работы.
Трансляция длилась семь часов и проходила на нескольких площадках (YouTube, Facebook, «ВКонтакте»). Общее число просмотров на момент трансляции составило свыше 5300. Мы считаем это хорошим результатом и показателем важности затронутых на встрече проблем.
Несмотря на то что конгресс продлился всего один день (в предыдущие годы он продолжался два или даже три дня в режиме офлайн), его программа была насыщена разными форматами и темами обсуждений. В отзывах и комментариях участники благодарили за уникальную возможность расширить профессиональные границы, познакомиться с новыми людьми, соотнести собственные достижения с опытом коллег, поделиться планами на будущее.
Следующий конгресс «Современная молодёжь в современной библиотеке» запланирован на 2022 г. Он будет посвящен уже другой, не менее актуальной проблеме, с которой сталкиваются библиотеки, работающие с подрастающим поколением и, надеемся, пройдёт в привычном режиме непосредственного живого общения.