Великая Отечественная война продолжается?
Автор: Бондаренко В.В.
Издание: Новые деловые люди. 2020. №4. С. 26-27
Согласимся: историческое событие по-настоящему живо в памяти потомков, пока о нем спорят. О Великой Отечественной войне, ее трагедиях и победах, спорят и посейчас. И произведения «художки» в этом споре исполняют одну из главных партий. Собственно, писатели стали первыми, кто посмотрел на события этой войны не с точки зрения официоза, а «чисто по-человечески», основываясь на собственном опыте.
Оказалось: опыт этот куда как разнообразен, словно свидетели и участники ВОВ были как бы это сказать? немножко на разных войнах…
Ну вот, например, Леонид Леонов. Войну он встретил зрелым человеком и одним из главных советских писателей, мастером изощренной и философски порой перенасыщенной прозы. Советским, впрочем, тогда его можно было назвать с натяжкой. Бывший белый офицер, он очень аккуратно выражал сомнения в нетерпимо мажорном тогда «советском проекте». В романе «Русский лес» (1953 г.) Леонов подвел итог своим раздумьям военных лет. Мощный патриотический подъем военного лихолетья захватил его. Автор показал: юные герои романа, «дети революции», оказались истинными патриотами, и их подлинной идеологией стала не идея социального переустройства мира, не мировая революция, а любовь к родной земле и в этой любви они оказались заодно с представителями старшего поколения, связь с которыми вроде бы в 30-е годы была насильственно прервана…
Конечно, уже по горячим следам событий появились романы и повести о войне и не только золочено-официозные, заведомо лакировочные, лживые. Даже творения таких честных авторов, как Константин Симонов (прежде всего, его трилогия «Живые и мертвые» 1959 г.), вряд ли захватят сегодня нас. Тяжеловатым покажется пусть и сочиненный на документальной основе роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» (1946 г.).
Между тем, тексты, где была жгучая правда войны без всякой литературщины, уже лежали в редакциях журналов лежали порой без движения. Такова участь повести Константина Воробьева «Это мы, Господи!» (1946 г.), которая прождала публикации в архиве целых сорок лет! А ведь в ней самая страшная правда войны, она о личном опыте автора, побывавшего в плену и дважды бежавшего оттуда. Среди всех чудовищных деталей лагерного быта как-то особенно пронзительно выглядит одна: пленные советские офицеры обращаются друг к другу на «вы». В этом почти единственная для них возможность сохранить здесь свое человеческое достоинство…
С середины 1950-х годов в литературу вступает целая плеяда мастеров «лейтенантской прозы»: Анатолий Ананьев и Борис Васильев, Виктор Некрасов (кстати, дебютировавший сразу после войны) и Вячеслав Кондратьев, Виктор Курочкин и Григорий Бакланов… Вот она, наконец, правда «маленького человека», попавшего на фронт: грязная, кровавая, но и героическая «окопная правда»! Юные герои этих повестей и романов часто обречены на скорую гибель, но мужают они не по дням, а по часам.
Особенно глубоко «на своей шкуре» исследуют нравственную проблематику войны герои повестей Василя Быкова и Валентина Распутина.
Однако и это еще «не вся правда» о войне, как считали многие и «официальные лица», и простые читатели. И вот в 1970 г. является роман Юрия Бондарева «Горячий снег», где, кажется, впервые автор соединяет правду окопную и правду штабов, где героями становятся и простые воины, и полководцы. Такого, комплексного, взгляда на военную тему читатели ждали давно, но и этот роман не стал последним словом истины в раскрытии темы Великой Отечественной войны. Больше того, пожалуй, Бондарев создал некую колодку, по которой ваялись военные повести и романы застойных лет, где все вроде правда, но самые трудные, «проклятые» вопросы не заданы.
Эту нелегкую миссию спросить о вине за такую запредельно высокую цену победы выполнил Виктор Астафьев в своем нашумевшем романе «Прокляты и убиты» (1995 г.). Сперва читатель попадает в учебную часть, где готовят солдат для фронта, где царят бездушие командиров, бессмысленная муштра, грязь и пренебрежение к человеку. И сразу возникает вопрос: почему с будущими защитниками отечества обращаются, как с отребьем? Затем эти вот необстрелянные ребята попадают на фронт, в самую мясорубку и многие гибнут. Автор задается вопросом: почему так дешева у нас человеческая жизнь и почему такой непомерно высокой ценой добыта победа? Далеко не все ветераны были готовы так посмотреть на опыт войны. Между тем, вопрос-упреждение писатель задал не столько прошлому, сколько будущему: до каких пор такое будет у нас повторяться?
Не обходят военную тему и относительно «молодые» писатели. Стал популярным романом и основой еще более популярного фильма текст Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр» (2008 г.), где автор сюжетно обыгрывает название классической трилогии Симонова «Живые и мертвые». Роман Эдуарда Веркина «Облачный полк» (2012 г.) сновидческое, мистическое, фантасмагорическое повествование о подростках-партизанах; в немалой степени это и роман-игра. Конечно, в этих книгах нет той остроты (при всей их подчас педалируемой жестокости), что отличает прозу участников войны, хотя сознанию нашего молодого современника они, может быть, и созвучней.
Что ж, раны рубцуются. Жаль, вопросы остаются пока без ответа…