Вход в личный кабинет        RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Великая Отечественная война продолжается?

Автор: Бондаренко В.В.

Издание: Новые деловые люди. —2020. —№4. —С. 26-27

Согласимся: историческое событие по-настоящему живо в памяти потомков, пока о нем спорят. О Великой Отечественной войне, ее трагедиях и победах, спорят и посейчас. И произведения «художки» в этом споре исполняют одну из главных партий. Собственно, писатели стали первыми, кто посмотрел на события этой войны не с точки зрения официоза, а «чисто по-человечески», основываясь на собственном опыте.

Оказалось: опыт этот куда как разнообразен, словно свидетели и участники ВОВ были — как бы это сказать? — немножко на разных войнах…

Ну вот, например, Леонид Леонов. Войну он встретил зрелым человеком и одним из главных советских писателей, мастером изощренной и философски порой перенасыщенной прозы. Советским, впрочем, тогда его можно было назвать с натяжкой. Бывший белый офицер, он очень аккуратно выражал сомнения в нетерпимо мажорном тогда «советском проекте». В романе «Русский лес» (1953 г.) Леонов подвел итог своим раздумьям военных лет. Мощный патриотический подъем военного лихолетья захватил его. Автор показал: юные герои романа, «дети революции», оказались истинными патриотами, и их подлинной идеологией стала не идея социального переустройства мира, не мировая революция, а любовь к родной земле — и в этой любви они оказались заодно с представителями старшего поколения, связь с которыми вроде бы в 30-е годы была насильственно прервана…

Конечно, уже по горячим следам событий появились романы и повести о войне — и не только золочено-официозные, заведомо лакировочные, лживые. Даже творения таких честных авторов, как Константин Симонов (прежде всего, его трилогия «Живые и мертвые» 1959 г.), вряд ли захватят сегодня нас. Тяжеловатым покажется пусть и сочиненный на документальной основе роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» (1946 г.).

Между тем, тексты, где была жгучая правда войны без всякой литературщины, уже лежали в редакциях журналов — лежали порой без движения. Такова участь повести Константина Воробьева «Это мы, Господи!» (1946 г.), которая прождала публикации в архиве целых сорок лет! А ведь в ней — самая страшная правда войны, она о личном опыте автора, побывавшего в плену и дважды бежавшего оттуда. Среди всех чудовищных деталей лагерного быта как-то особенно пронзительно выглядит одна: пленные советские офицеры обращаются друг к другу на «вы». В этом — почти единственная для них возможность сохранить здесь свое человеческое достоинство…

С середины 1950-х годов в литературу вступает целая плеяда мастеров «лейтенантской прозы»: Анатолий Ананьев и Борис Васильев, Виктор Некрасов (кстати, дебютировавший сразу после войны) и Вячеслав Кондратьев, Виктор Курочкин и Григорий Бакланов… Вот она, наконец, правда «маленького человека», попавшего на фронт: грязная, кровавая, но и героическая «окопная правда»! Юные герои этих повестей и романов часто обречены на скорую гибель, но мужают они не по дням, а по часам.

Особенно глубоко «на своей шкуре» исследуют нравственную проблематику войны герои повестей Василя Быкова и Валентина Распутина.

Однако и это еще «не вся правда» о войне, как считали многие и «официальные лица», и простые читатели. И вот в 1970 г. является роман Юрия Бондарева «Горячий снег», где, кажется, впервые автор соединяет правду окопную и правду штабов, где героями становятся и простые воины, и полководцы. Такого, комплексного, взгляда на военную тему читатели ждали давно, — но и этот роман не стал последним словом истины в раскрытии темы Великой Отечественной войны. Больше того, пожалуй, Бондарев создал некую колодку, по которой ваялись военные повести и романы застойных лет, где все вроде правда, но самые трудные, «проклятые» вопросы не заданы.

Эту нелегкую миссию — спросить о вине за такую запредельно высокую цену победы — выполнил Виктор Астафьев в своем нашумевшем романе «Прокляты и убиты» (1995 г.). Сперва читатель попадает в учебную часть, где готовят солдат для фронта, где царят бездушие командиров, бессмысленная муштра, грязь и пренебрежение к человеку. И сразу возникает вопрос: почему с будущими защитниками отечества обращаются, как с отребьем? Затем эти вот необстрелянные ребята попадают на фронт, в самую мясорубку — и многие гибнут. Автор задается вопросом: почему так дешева у нас человеческая жизнь — и почему такой непомерно высокой ценой добыта победа? Далеко не все ветераны были готовы так посмотреть на опыт войны. Между тем, вопрос-упреждение писатель задал не столько прошлому, сколько будущему: до каких пор такое будет у нас повторяться?

Не обходят военную тему и относительно «молодые» писатели. Стал популярным романом и основой еще более популярного фильма текст Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр» (2008 г.), где автор сюжетно обыгрывает название классической трилогии Симонова «Живые и мертвые». Роман Эдуарда Веркина «Облачный полк» (2012 г.) — сновидческое, мистическое, фантасмагорическое повествование о подростках-партизанах; в немалой степени это и роман-игра. Конечно, в этих книгах нет той остроты (при всей их подчас педалируемой жестокости), что отличает прозу участников войны, хотя сознанию нашего молодого современника они, может быть, и созвучней.

Что ж, раны рубцуются. Жаль, вопросы остаются пока без ответа…

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений VI Российская международная научно-практическая конференция «Изотекст» Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: info@rgub.ru

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: mansion@rgub.ru

Яндекс.Метрика

© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная библиотека для молодёжи», 2004 — 2022