Что нового мы узнали о молодёжи понаблюдав за её библиотечным поведением
Автор: Михнова И.Б.
Издание: Социолог и психолог в библиотеке: сб.статей и материалов. Вып.IX / Рос. гос. б-ка для молодежи; Ред.-сост. М.М. Самохина. — М., 2018. 162 с. — С. 10-14.
Ирина Борисовна МИХНОВА,
директор Российской государственной библиотеки для молодежи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, член Совета при президенте РФ по русскому языку
Особенно хорошо наблюдать за изменениями в поведении молодёжи тем специалистам, кто работает в библиотеке давно и знает, как молодые люди вели себя и что позволяли себе на территории библиотеки ещё 10 лет назад. Как изменились манера поведения, стиль отношений, понимание границ своих прав и возможностей у молодых пользователей? Профессиональное любопытство одолевает не только методистов, но и сотрудников залов.
Представим некоторые новые модели библиотечного поведения молодёжи на территории нашей библиотеки, на которые мы обратили внимание. Не сомневаемся, что аналогичные наблюдения делают многие наши коллеги, и не исключаем, что они приходят к сходным выводам.
Увеличение доли делового чтения и чтения в стенах библиотеки
Когда 10 лет назад мы пытались сформировать образ современной библиотеки, то неизбежно задавались вопросом: с какой целью молодёжь готова прийти в библиотеку? Наш рациональный ум подсказывал нам, что, скорее всего, пойдут с деловыми запросами (образование и самообразование). О том, что в библиотеке можно надолго «зависать» с книгами для души, мы тогда и не мечтали. Нам оппонировали социологи: а почему вы сбрасываете со счетов свободное чтение, чтение для души, чтение по личному выбору? Несколько лет мы соглашались: да, социологи правы, действительно, молодые люди прибегают и достаточно быстро убегают, прихватив книжку, чтобы почитать её вне библиотеки.
Однако по мере изменения качественного состава отраслевого фонда читательские предпочтения молодых людей стали уходить в сторону деловой литературы. Одновременно менялся и состав пользователей. Если вначале это были старшеклассники и местные пенсионеры, то постепенно их вытеснили студенты и работающая молодёжь.
Изменилось и чтение в стенах библиотеки. Если когда-то и сидели за библиотечными столами, то непременно за учебниками и пособиями. Потом общее число посетителей библиотеки стало быстро увеличиваться за счёт тех, кто готов проводить много времени в комфортных, уютных помещениях библиотеки за чтением любимой книги просто потому что здесь стало им хорошо. Затем вдруг обнаружилось, что читают они в библиотеке и классику, которая есть и в домашних библиотеках, и в учебных, да и в открытом доступе в Сети.
И, наконец, на сегодняшнем этапе досуговое чтение снова стало вытесняться деловым. В библиотеку пошли в большом количестве молодые люди, чтобы готовиться к учебным занятиям, слушать научно-познавательные лекции. Видимо, сошлись вместе такие факторы, как максимальное соответствие состава и содержания ресурсов библиотеки образовательным и самообразовательным потребностям молодёжи и изменение отношения самих молодых людей к образованию (прежде всего, к высшему) как социальному лифту.
Свобода, но не разнузданность
Нас часто спрашивают: не слишком ли шумят, не ведут ли себя развязно молодые люди, особенно подростки, ведь в библиотеку может прийти любой ограничений на проход нет. Время показало: человек формирует пространство и определяет правила поведения в нём, но и пространство управляет человеком. Какое пространство такое и поведение. В метро нет урн, но никто бумажки на пол не бросает.
Все замечают, что если уж посетитель хочет положить ноги на пуфик, то он это сделает, не спрашивая на то разрешения, но обязательно при этом снимет обувь. Посетители могут сидеть как угодно, в любых позах, но они не займут личное пространство другого человека, интуитивно понимая, что их чрезмерная свобода это ограничение свободы другого. Они стараются не мешать друг другу. Когда у кого-то это не получается, то другие надевают наушники с музыкой или идут в самый тихий зал библиотеки под названием «101 точка чтения». Срывы, безусловно, случаются. Играть тихо в групповые настольные игры практически невозможно, да ещё и в кафе. Поэтому пришлось убрать всё, кроме шахмат, и выделить один день в неделю для вечерних игротек. Осознанная пользователем свобода это следствие правильных действий библиотекаря.
Потребность в самостоятельности
Потребность в самостоятельности всегда была присуща молодёжи. Только ей не позволяли реализоваться в стенах библиотеки, заставляя посетителей подчиняться принятым здесь жёстким поведенческим правилам.
Но мы дали молодым людям возможность и право на самостоятельные действия и при выборе книг в открытом фонде, и в регистрации сдачи и выдачи книг на станциях самообслуживания, и в поиске информации в Сети, и при прослушивании винила и аудиокниг, даже в перемещении мобильных столов в залах, и в формулировании тем лекториев, и в проведении занятий и мастер-классов для своих ровесников. И молодёжи это понравилось.
Публичное одиночество
Думается, что, как и обострённая потребность в самостоятельности, состояние публичного одиночества присуще молодёжи, только ранее оно не имело возможности проявиться. Разве можно было ещё каких-то восемь лет назад представить такое: люди лежат, укрывшись пледом, на подиуме с книжкой или смартфоном; парень удобно расположился с книгой на скамейке, а девушка прилегла на его колени; а вот юноша забрался в кресло с ногами (без ботинок)! А в детской комнате студентка, вероятно, будущая актриса, репетирует роль, разместив вокруг себя на стульях зрителей плюшевых медведей и зайцев! И проходящие мимо по коридору видят её сквозь стеклянную перегородку, но девушку это ничуть не беспокоит!
Это ощущение возможности проявлять себя публично новая поведенческая характеристика пользователя библиотеки.
Вдвоём лучше, чем одному
Нередко наблюдаешь, как молодые пользователи бродят по залам в поисках места на двоих, и лучше в тихом, неприметном уголке. Они и на мероприятия приходят парами. Молодые любят знакомиться в библиотеке. По репликам девушек в Сети видно, что для некоторых это основной повод прийти в библиотеку. Что с этим поделаешь? Противодействовать бессмысленно, надо эту потребность просто учитывать.
Готовность к общению
Раньше, когда библиотекарь считал, что он не только вправе, но и обязан обращаться к читателю с предложением помочь в выборе той или иной книги, порекомендовать что-то (тем более что в открытом доступе было мало интересного), многие, особенно подростки и молодёжь, «зажимались» и порой уходили, так и не взяв нужной книги (на моей памяти диалог между 12-летней девушкой и заведующей детской библиотекой, в то время стоявшей за кафедрой. «Что тебе?» «Что-нибудь про любовь». «Ты сама понимаешь, что ты сейчас сказала?!» Этот разговор слышали студенты-практиканты и, безмерно удивлённые, передали его мне).
Теперь библиотекари настроены (их этому обучили) не подходить к читателю, когда не требуется консультация по выбору/поиск}' книги. И тут же у молодёжи возникла потребность общаться с библиотекарем, особенно если они одного возраста или их вкусы совпадают.
То же происходит с опросами в стенах библиотеки. Когда библиотекарь «отлавливает» в зале «жертву», чтобы задать ряд вопросов, заложенных в анкете, это бывает и не вовремя, и психологически дискомфортно. А вот небольшие вопросы на флипчартах пользуются безумной популярностью у молодых. Иногда создаётся впечатление, что писать ответы становится обязательным атрибутом их библиотечного дня (перед семинаром по молодёжной лексике мы выставили опрос: «Приведите примеры современной молодёжной лексики». За неполный день мы получили более 200 фраз и слов, находящихся в обороте в молодёжной среде). Особенно когда вступают в микрополемику библиотекари.
И в целом молодёжь с лёгкостью даёт свои рекомендации включается в игры, связанные с поиском нового знания.
Чувство безопасности, переходящее в беспечность
Чувство безопасности одна из базовых потребностей человека. В пространстве библиотеки оно не менее важно, чем где бы то ни было. Недаром уже десяток лет существуют проекты на тему «Библиотека территория безопасности».
Но добиться того, чтобы посетители реально ощущали это, чтобы им действительно становилось комфортно в библиотеке, бывает не так просто. Мы наблюдали материальное, физическое выражение ощущения, что место, где ты находишься, дружелюбное, спокойное и абсолютно безопасное. Молодёжь часто всё доводит до предела и порой до абсурда. Так бывает и с чувством безопасности не только физической, но и твоей собственности.
И здесь уже приходится говорить о беспечности часто, идя по библиотеке, видишь на время оставленные (брошенные) ноутбуки, гаджеты, телефоны, сумки. Однажды мы видели весь комплект: сумка, ноут и мобильник лежат на кресле, а их хозяйка спокойно ушла в кафе выпить чашечку кофе. Но вот что любопытно: когда (крайне редко) у кого-то всё-таки крадут гаджет или ноутбук, то их несчастные владельцы укоряют себя за беспечность, но никогда не винят в этом библиотеку. А вот когда пропажа обнаруживается (сегодня технические системы видеонаблюдения и контроля позволяют это сделать), то они благодарят именно библиотеку.
Новое хорошо забытое старое
Так бывает всегда: со временем новое и привлекательное устаревает и становится неинтересным, умирает или на время «уходит в тень». Проходит десяток-другой лет, вырастает новое поколение, для которого что-то из прошлого становится вдруг неожиданным и привлекательным.
Это хорошо проявляется на примере книги. Выросло поколение, предпочитающее читать с электронных носителей. И для них печатная книга привлекательна своей нестандартностью, непривычностью. Чтение бумажной книги становится критерием отнесения молодого человека к некой социальной группе «с изысканными интеллектуальными интересами».
С технологиями даже ещё более очевидно: вновь проявляется интерес к винилу и проигрывателям, кассетным магнитофонам, плёночным фотоаппаратам, простым телефонам и т. д. Было бы неразумно не воспользоваться тем, что может расширить общекультурный и технический кругозор человека.
Именно потому в МедиаLAB РГБМ появился три года назад Музей электронной книги с действующими «древними» ноутбуками и ридерами, а в Музыкальном подвале молодёжь охотно слушает музыку на патефоне, катушечном и кассетном магнитофонах, на проигрывателе для мини-дисков, а то и на фисгармонии (хотя это уже, скорее, арт-объект). А в зале Центра комиксов и визуальной культуры стоят работающие кинопроекторы на 16 и 8 мм, диапроекторы, фильмоскопы...
Желание слушать и быть услышанным
Эта потребность, переходящая в страсть, внезапно проявилась три года назад. Весной 2014 года мы провели первый конкурс «Фабрика идей», который призван был взбудоражить молодёжь, дать ей возможность предложить свои проекты, которые они могли бы реализовать в библиотеке. А в сентябре 2014 года на нас обрушился буквально шквал заявок от молодых профессионалов: они готовы были организовывать лектории, мастер-классы, другие мероприятия... И это вряд ли было связано с ранее прошедшим конкурсом. У людей появилась острая потребность высказаться и быть услышанными другими людьми. А на мероприятия, в свою очередь, стало приходить значительно большее количество людей, нежели раньше.
Возможно, где-то в городе сократилось число мест, где молодые профессионалы могли бы проявить себя и в качестве слушателей, и в качестве выступающих. Или что-то изменилось в системе ценностей и предпочтений молодёжи. Но факт остаётся фактом: молодёжь восприняла библиотеку как место для самореализации и самообразования.
Мир должен знать, где я сейчас...
Сегодня Интернет и социальные сети сформировали у людей, особенно молодых, безумную потребность, часто переходящую в зависимость, видеть себя на экране гаджетов. В Инстаграм мы обнаружили не менее трёх тысяч фотографий молодых людей в интерьерах Библиотеки для молодёжи. Иногда в комментариях они упоминают её (только в дружелюбном плане), порой они сами для себя важнее окружающего пространства (и тогда в кадр может попасть нечто, от чего библиотекарям станет неловко). Объективно такие «фотосессии», безусловно, работают на имидж библиотеки. И здесь нужно учитывать, что имидж бывает положительный и отрицательный всё зависит от «встречного дружелюбия» библиотеки и посетителей.
Иной раз можно слышать: человек формирует среду, каков человек такова и среда, его окружающая. Но в равной мере и среда формирует человека. Это всегда двусторонний процесс.