Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Цифровая грамотность населения и библиотека

Автор: Захаренко М.П.

Издание: Независимый библиотечный адвокат. — 2019. — №3 . — С. 7-10.

Марина ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи

Всероссийский семинар под таким названием состоялся 21 марта 2019 г. Организаторами выступили РГБМ И РБА при поддержке Департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ. Марина Захаренко, заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи, кандидат педагогических наук, рассказывает о мероприятии.

Несмотря на активизацию цифровой среды, согласно последним исследованиям, уровень цифровой грамотности населения в нашей стране пока ещё низкий — не более 4,5 из 10 пунктов, — причём показатели имеют тенденцию к уменьшению. Существует ряд проблем, связанных с поиском и критической оценкой информации во Всемирной паутине, пониманием и использованием интернет-услуг в повседневной и профессиональной жизни, освоением новых технологий и безопасностью в Сети.

Участие в семинаре приняли представители органов государственной власти, общественных и некоммерческих организаций, бизнеса, научного, экспертного, а также библиотечного сообщества.

Вызов времени

Важность решения данных проблем путём консолидации сил разных сторон, включая и библиотечные учреждения, подчеркнул генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Е.В. Ковнир. По словам спикера, библиотекам необходимо учитывать интенсивное вхождение цифровых технологий во все сферы нашей жизни и начинать активно развиваться в данной плоскости. Они могли бы, например, организовывать занятия, связанные

с научно-технологическим творчеством и робототехникой, знакомить пользователей с новыми цифровыми технологиями, недоступными широкой аудитории, помогать государству в решении текущих задач в рамках национального проекта «Цифровая экономика».

Заместитель директора по технологическому развитию Фонда развития интернет-инициатив С.С. Алимбеков поддержал коллегу, добавив, что адаптация общества к цифровым технологиям должна происходить не только на уровне помощи в работе с конкретными приложениями и сервисами, но и на более глубоком уровне формирования и выстраивания моделей поведения, соответствующих цифровому обществу.

В рамках мероприятия были рассмотрены различные аспекты цифровой реальности, включая понятия цифровой экономики, цифровой грамотности и цифрового кураторства, информационной среды, волонтёрства в сфере IT и др.

Директор Российской государственной библиотеки для молодёжи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, кандидат педагогических наук И.Б. Михнова отметила, что библиотеки, изначально будучи информационными центрами, могли бы стать эффективными местами реализации программы по повышению цифровой грамотности населения, в частности выступить в роли цифровых кураторов. На данный момент учреждениям важно озаботиться проявлением своей информационно-цифровой составляющей, которая в последнее время затерялась между культурно-досуговыми и коммуникационными функциями, начать активно включаться в цифровое общество, овладевая необходимыми компетенциями и содействуя населению в освоении соответствующих технологий, ресурсов, услуг и развивая собственную цифровую среду.

Глобальные изменения

Историю развития общества в контексте промышленных революций, а также основные тренды и смысл цифрового общества и Четвёртой промышленной революции осветил в своём выступлении руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН, доцент кафедры медиаобразования МПГУ, кандидат философских наук Ю.Ю. Чёрный. Цифровое общество, отметил спикер, начало складываться уже в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Однако если раньше оно было только «гостем» в человеческом мире, не изменяя радикально его структуру, то с внедрением новых информационно-коммуникационных технологий стало уже само призывать людей встраиваться в цифровую среду. Современный мир становится уже не совсем человекоизмеримым и обращается в постчеловеческую реальность. В ближайшем будущем прогнозируются ещё более глобальные изменения: Четвёртая промышленная революция приведёт к массовому внедрению киберфизических систем в производство и обслуживание потребностей населения планеты. Перемены коснутся не только экономики и производства, но и культурной сферы, включая её информационную составляющую. Уже сейчас можно наблюдать стирание границ между правдой и вымыслом (феномен постправды). Некоторые футурологи предсказывают угрозы в виде так называемого инфокалипсиса. Поэтому, по мнению эксперта, тема повышения уровня информационной грамотности сегодня особенно важна.

С недавнего времени культура и цифровая экономика находятся во всё более тесном взаимодействии. О точках пересечения двух сфер, в частности о государственных цифровых программах и проектах в области культуры, рассказал директор Департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации В.В. Ваньков.

В ходе обсуждения были предприняты попытки определения места и роли современных библиотек в русле цифрового направления.

Среди уже успешно реализуемых государственных проектов — портал «Культура.РФ». На сайте зарегистрированные участники могут публиковать информацию о предстоящих мероприятиях и давать ссылки на онлайн-трансляции. Размещать анонсы, новости, статьи, виджеты, иной мультимединый контент. Делать массовые рассылки по различным каналам СМИ и социальным сетям можно в автоматизированной информационной системе «Единое информационное пространство в сфере культуры». В прошлом году появились бесплатная интернет-платформа и интерактивный гид ARTEFACT, с помощью которых есть возможность организовывать свои выставки в режиме дополненной реальности. Рассуждая о роли библиотек в современных условиях, Вадим Валерьевич выразил надежду, что библиотеки готовы стать центрами цифровой грамотности.

Новые возможности

Заместитель директора Информационного научно-образовательного центра «Заочная школа МИФИ» А.В. Вильчинский выступил с докладом о просветительских проектах Российского общества «Знание» в сфере цифровой экономики. Среди них—«Азбука цифровой экономики», руководителем которой выступает спикер. Данная программа представляет собой цикл вебинаров, посвященных сквозным технологиям цифровой экономики, в том числе облачным вычислениям, интернету вещей, искусственному интеллекту, большим данным, виртуальной и дополненной реальности, блокчейну. Проект уже реализуется в ряде библиотек Москвы, а также Калужской и Мурманской областей.

Согласно Указу Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», культура впервые выведена в ранг национальных приоритетов страны. По данному направлению были приняты различные федеральные проекты, в том числе связанные с цифровой культурой.

О новой профессии консультанта в области развития цифровой грамотности населения рассказал руководитель проекта «Цифровой куратор» Российского общества «Знание», профессор, доктор физико-математических наук В.И. Кошкин. Профессия «цифровой куратор» официально появилась в России в конце 2018 г. Её представители помогают людям организовать своё цифровое пространство, обучая поиску информации в интернете, совершению онлайн-покупок, безопасному нахождению в виртуальной среде, работе с порталами государственных услуг, социальными сетями и т. д. Особенность данной специальности, как заметил Валерий Иванович, заключается в том, что в силу стремительного развития информационных технологий человек, владеющий ею, должен постоянно пополнять и обновлять свои знания.

Новая профессия может быть единственным видом трудовой деятельности, а также служить дополнительным функционалом для специалиста какой-либо иной сферы, например библиотечной. По мнению спикера, будет хорошо, если библиотекари выступят в роли цифровых кураторов. Для получения официального статуса им потребуется сдать экзамен в Центре оценки квалификаций.

О том, какие цифровые технологии применяются в Российской государственной библиотеке для молодёжи и как они помогают наладить эффективную работу с молодым пользователем, рассказал руководитель информационно-технологического комплекса РГБМ, кандидат экономических наук А.А. Пурник.

Профессор кафедры психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Г.У. Солдатова рассмотрела особенности цифрового общества с социальной точки зрения и поделилась результатами исследования наиболее значимых проектов в области цифровой грамотности, осуществляемых в странах Евросоюза.

Event-менеджер «Теплицы социальных технологий» В. Лавриченко рассмотрел особенности цифрового добровольчества на примере проекта «IT-волонтёр». Сегодня потребность в специалистах информационных технологий заметно растёт. Стартовавший в 2014 г. проект направлен на развитие сотрудничества между ними и некоммерческим сектором в решении социальных проблем. Активистами в рамках реализации данной программы выступают как начинающие специалисты и студенты, так и уже состоявшиеся профессионалы. Они занимаются интернет-маркетингом, пиаром, наполнением социальных групп и сайтов, разработкой программ-приложений, веб-дизайном и прочим. Как отметил спикер, одной из особенностей IT-специалистов является их усложнённая мотивация к бесплатной деятельности ввиду высокой денежной ценности сферы на рынке труда. Организаторы проекта прилагают дополнительные усилия, чтобы сформировать у них добровольческое поведение.

А.А. Пурник: «Для привлечения молодёжи, и прежде всего поколения Z (рождённых после 2004 г.), в библиотеке должна быть сформирована соответствующая её привычному пониманию цифровая среда».

Работа с молодёжью

О Центре молодёжного инновационного творчества «Роболатория» при Библиотеке № 1 Одинцовской ЦБС рассказал его руководитель Д.С. Мартынов. Данное объединение является одним из проектов сети кружков робототехники и действует с 2017 г. В нём молодые люди могут изготавливать различные изделия с помощью современного высокотехнологичного оборудования — ЗР-принтеров, ЗО-сканеров, фрезерных и токарных станков, лазерного резчика. Также в рамках проекта проводятся лекции, воркшопы, ознакомительные и тематические экскурсии с приглашёнными специалистами из разных областей.

В онлайн-режиме к семинару подключилась ведущий специалист электронного читального зала Пензенской областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова О.В. Перепёлкина. Она поделилась опытом работы тренинг-центра цифровой грамотности населения, существующего в учреждении уже более десяти лет.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024