Цифровая грамотность населения и библиотека
Автор: Захаренко М.П.
Издание: Независимый библиотечный адвокат. 2019. №3 . С. 7-10.
Марина ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи
Всероссийский семинар под таким названием состоялся 21 марта 2019 г. Организаторами выступили РГБМ И РБА при поддержке Департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ. Марина Захаренко, заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи, кандидат педагогических наук, рассказывает о мероприятии.
Несмотря на активизацию цифровой среды, согласно последним исследованиям, уровень цифровой грамотности населения в нашей стране пока ещё низкий не более 4,5 из 10 пунктов, причём показатели имеют тенденцию к уменьшению. Существует ряд проблем, связанных с поиском и критической оценкой информации во Всемирной паутине, пониманием и использованием интернет-услуг в повседневной и профессиональной жизни, освоением новых технологий и безопасностью в Сети.
Участие в семинаре приняли представители органов государственной власти, общественных и некоммерческих организаций, бизнеса, научного, экспертного, а также библиотечного сообщества.
Вызов времени
Важность решения данных проблем путём консолидации сил разных сторон, включая и библиотечные учреждения, подчеркнул генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Е.В. Ковнир. По словам спикера, библиотекам необходимо учитывать интенсивное вхождение цифровых технологий во все сферы нашей жизни и начинать активно развиваться в данной плоскости. Они могли бы, например, организовывать занятия, связанные
с научно-технологическим творчеством и робототехникой, знакомить пользователей с новыми цифровыми технологиями, недоступными широкой аудитории, помогать государству в решении текущих задач в рамках национального проекта «Цифровая экономика».
Заместитель директора по технологическому развитию Фонда развития интернет-инициатив С.С. Алимбеков поддержал коллегу, добавив, что адаптация общества к цифровым технологиям должна происходить не только на уровне помощи в работе с конкретными приложениями и сервисами, но и на более глубоком уровне формирования и выстраивания моделей поведения, соответствующих цифровому обществу.
В рамках мероприятия были рассмотрены различные аспекты цифровой реальности, включая понятия цифровой экономики, цифровой грамотности и цифрового кураторства, информационной среды, волонтёрства в сфере IT и др.
Директор Российской государственной библиотеки для молодёжи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, кандидат педагогических наук И.Б. Михнова отметила, что библиотеки, изначально будучи информационными центрами, могли бы стать эффективными местами реализации программы по повышению цифровой грамотности населения, в частности выступить в роли цифровых кураторов. На данный момент учреждениям важно озаботиться проявлением своей информационно-цифровой составляющей, которая в последнее время затерялась между культурно-досуговыми и коммуникационными функциями, начать активно включаться в цифровое общество, овладевая необходимыми компетенциями и содействуя населению в освоении соответствующих технологий, ресурсов, услуг и развивая собственную цифровую среду.
Глобальные изменения
Историю развития общества в контексте промышленных революций, а также основные тренды и смысл цифрового общества и Четвёртой промышленной революции осветил в своём выступлении руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН, доцент кафедры медиаобразования МПГУ, кандидат философских наук Ю.Ю. Чёрный. Цифровое общество, отметил спикер, начало складываться уже в конце 1980-х начале 1990-х гг. Однако если раньше оно было только «гостем» в человеческом мире, не изменяя радикально его структуру, то с внедрением новых информационно-коммуникационных технологий стало уже само призывать людей встраиваться в цифровую среду. Современный мир становится уже не совсем человекоизмеримым и обращается в постчеловеческую реальность. В ближайшем будущем прогнозируются ещё более глобальные изменения: Четвёртая промышленная революция приведёт к массовому внедрению киберфизических систем в производство и обслуживание потребностей населения планеты. Перемены коснутся не только экономики и производства, но и культурной сферы, включая её информационную составляющую. Уже сейчас можно наблюдать стирание границ между правдой и вымыслом (феномен постправды). Некоторые футурологи предсказывают угрозы в виде так называемого инфокалипсиса. Поэтому, по мнению эксперта, тема повышения уровня информационной грамотности сегодня особенно важна.
С недавнего времени культура и цифровая экономика находятся во всё более тесном взаимодействии. О точках пересечения двух сфер, в частности о государственных цифровых программах и проектах в области культуры, рассказал директор Департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации В.В. Ваньков.
В ходе обсуждения были предприняты попытки определения места и роли современных библиотек в русле цифрового направления.
Среди уже успешно реализуемых государственных проектов портал «Культура.РФ». На сайте зарегистрированные участники могут публиковать информацию о предстоящих мероприятиях и давать ссылки на онлайн-трансляции. Размещать анонсы, новости, статьи, виджеты, иной мультимединый контент. Делать массовые рассылки по различным каналам СМИ и социальным сетям можно в автоматизированной информационной системе «Единое информационное пространство в сфере культуры». В прошлом году появились бесплатная интернет-платформа и интерактивный гид ARTEFACT, с помощью которых есть возможность организовывать свои выставки в режиме дополненной реальности. Рассуждая о роли библиотек в современных условиях, Вадим Валерьевич выразил надежду, что библиотеки готовы стать центрами цифровой грамотности.
Новые возможности
Заместитель директора Информационного научно-образовательного центра «Заочная школа МИФИ» А.В. Вильчинский выступил с докладом о просветительских проектах Российского общества «Знание» в сфере цифровой экономики. Среди них—«Азбука цифровой экономики», руководителем которой выступает спикер. Данная программа представляет собой цикл вебинаров, посвященных сквозным технологиям цифровой экономики, в том числе облачным вычислениям, интернету вещей, искусственному интеллекту, большим данным, виртуальной и дополненной реальности, блокчейну. Проект уже реализуется в ряде библиотек Москвы, а также Калужской и Мурманской областей.
Согласно Указу Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», культура впервые выведена в ранг национальных приоритетов страны. По данному направлению были приняты различные федеральные проекты, в том числе связанные с цифровой культурой.
О новой профессии консультанта в области развития цифровой грамотности населения рассказал руководитель проекта «Цифровой куратор» Российского общества «Знание», профессор, доктор физико-математических наук В.И. Кошкин. Профессия «цифровой куратор» официально появилась в России в конце 2018 г. Её представители помогают людям организовать своё цифровое пространство, обучая поиску информации в интернете, совершению онлайн-покупок, безопасному нахождению в виртуальной среде, работе с порталами государственных услуг, социальными сетями и т. д. Особенность данной специальности, как заметил Валерий Иванович, заключается в том, что в силу стремительного развития информационных технологий человек, владеющий ею, должен постоянно пополнять и обновлять свои знания.
Новая профессия может быть единственным видом трудовой деятельности, а также служить дополнительным функционалом для специалиста какой-либо иной сферы, например библиотечной. По мнению спикера, будет хорошо, если библиотекари выступят в роли цифровых кураторов. Для получения официального статуса им потребуется сдать экзамен в Центре оценки квалификаций.
О том, какие цифровые технологии применяются в Российской государственной библиотеке для молодёжи и как они помогают наладить эффективную работу с молодым пользователем, рассказал руководитель информационно-технологического комплекса РГБМ, кандидат экономических наук А.А. Пурник.
Профессор кафедры психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Г.У. Солдатова рассмотрела особенности цифрового общества с социальной точки зрения и поделилась результатами исследования наиболее значимых проектов в области цифровой грамотности, осуществляемых в странах Евросоюза.
Event-менеджер «Теплицы социальных технологий» В. Лавриченко рассмотрел особенности цифрового добровольчества на примере проекта «IT-волонтёр». Сегодня потребность в специалистах информационных технологий заметно растёт. Стартовавший в 2014 г. проект направлен на развитие сотрудничества между ними и некоммерческим сектором в решении социальных проблем. Активистами в рамках реализации данной программы выступают как начинающие специалисты и студенты, так и уже состоявшиеся профессионалы. Они занимаются интернет-маркетингом, пиаром, наполнением социальных групп и сайтов, разработкой программ-приложений, веб-дизайном и прочим. Как отметил спикер, одной из особенностей IT-специалистов является их усложнённая мотивация к бесплатной деятельности ввиду высокой денежной ценности сферы на рынке труда. Организаторы проекта прилагают дополнительные усилия, чтобы сформировать у них добровольческое поведение.
А.А. Пурник: «Для привлечения молодёжи, и прежде всего поколения Z (рождённых после 2004 г.), в библиотеке должна быть сформирована соответствующая её привычному пониманию цифровая среда».
Работа с молодёжью
О Центре молодёжного инновационного творчества «Роболатория» при Библиотеке № 1 Одинцовской ЦБС рассказал его руководитель Д.С. Мартынов. Данное объединение является одним из проектов сети кружков робототехники и действует с 2017 г. В нём молодые люди могут изготавливать различные изделия с помощью современного высокотехнологичного оборудования ЗР-принтеров, ЗО-сканеров, фрезерных и токарных станков, лазерного резчика. Также в рамках проекта проводятся лекции, воркшопы, ознакомительные и тематические экскурсии с приглашёнными специалистами из разных областей.
В онлайн-режиме к семинару подключилась ведущий специалист электронного читального зала Пензенской областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова О.В. Перепёлкина. Она поделилась опытом работы тренинг-центра цифровой грамотности населения, существующего в учреждении уже более десяти лет.