Вход в личный кабинет        RU  EN
RSS события Facebook VK Instagram Twitter Youtube Подписаться на ежемесячную рассылку по электронной почте

Публикации сотрудников РГБМ

Чтение и библиотека в жизни цифрового поколения

Автор: Захаренко М.П.

Издание: Университетская книга. — 2019. — №7 . — С. 46-49.

Марина ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи

Сегодня часто рассуждают о роли библиотек в современных цифровых условиях, традиционном и цифровом чтении, об особенностях того самого «цифрового» поколения детей и молодежи, для которых киберпространство — естественное явление, среда, где стандартными средствами чтения являются цифровые устройства.

Каковы потребности нынешней пользовательской аудитории, и что нужно читателю цифровой эпохи, пытались разобраться участники заседания секции «Проблемы чтения информационной грамотности детей и юношества».

С базовым докладом «Чтение и мозг: развиваем вместе креативное мышление школьников» выступила президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира, главный редактор журнала «Школьная библиотека» Татьяна ЖУКОВА. По словам эксперта, дети живут в мире возрастающей сложности, нестабильности и неопределённости, где парадигма знания уступает место парадигме смысла, в условиях растущего недоверия к информации вследствие автономности существования цифрового пространства.

В этих условиях на первое место выходит задача формирования у подрастающего поколения компетенций будущего: готовности к жизни в сложном обществе неопределённости (осознанности, управления вниманием, жизнестойкости, решительности, готовности действовать, открытости и ориентации на развитие творческих способностей, эмпатии, сострадания) и новой грамотности (цифровой компетентности и гигиены, экологического мышления, способности к сотрудничеству и совместной работе, кросс-культурной компетентности). Вызывает опасения уровень овладения грамотностью чтения: в России он составляет всего два балла против пяти в странах Европы и Китае. По наблюдениям выступающей, сейчас наблюдаются позитивные изменения в приоритетах образования, существует запрос на качество, потому библиотека как структурный компонент школы может рассматриваться в качестве точки трансформации российских общеобразовательных учреждений.

Как работать с «новыми» читателями, даёт ответ представленное заместителем директора Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) по науке и издательской деятельности Ольгой МЕЗЕНЦЕВОЙ Руководство по библиотечному обслуживанию детей в России, разработанное специалистами РГДБ. Проект документа получил экспертную оценку руководителей центральных детских библиотек субъектов Российской Федерации, областных универсальных научных, муниципальных библиотек и одобрен Российской библиотечной ассоциацией на XXIV Ежегодной конференции РБА в Туле. Документ был одобрен и рекомендован к применению на XXIX Координационном совете по культуре при Министерстве культуры РФ (Новосибирск, 24 мая 2019 г.).

Базовая задача Руководства — обеспечение качественного библиотечного обслуживания каждого ребёнка независимо от места его проживания или типа библиотечного учреждения.

В России действует сеть специализированных детских и общедоступных библиотек, которая позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на федеральном и региональном уровнях. В Руководстве определены нормативы открытия и размещения детских библиотек на муниципальном уровне. Представлены рекомендации по организации режима работы детской библиотеки.

При организации библиотечного обслуживания следует учитывать особые потребности пользователей библиотек, предоставляя:

  • детям с ограниченными возможностями здоровья — безопасность, комфорт, беспрепятственный доступ к библиотечному и информационному пространствам с использованием специальных ресурсов и технологий, возможности для их развития, а также для социокультурной реабилитации и интеграции в общественную и культурную жизнь;
  • родителям с маленькими детьми, в том числе с грудными, — оборудованную комнату для игровой деятельности под наблюдением родителей либо специально подготовленного сотрудника; по возможности — изолированное место для кормления ребёнка и осуществления гигиенических процедур;
  • детям и семьям с детьми, слабо владеющим русским языком, в том числе представителям национальных меньшинств, — возможности для овладения русским языком и интеграции в социально-культурную и образовательную среду; документы на родном языке;
  • одарённым детям — содействие в самореализации и информационно-методическое сопровождение образовательного процесса.

В представленном документе даны рекомендации по работе с фондом детской библиотеки, его формированию и актуализации. Так, ядро фонда детской литературы включает лучшие произведения мировой и отечественной литературы, книги, входящие в образовательную программу, специализированную литературу для руководителей детского чтения.

Отрадно, что, по мнению специалистов книжной отрасли, детская литература в нашей стране сейчас переживает новую волну развития: заметно увеличился выпуск изданий, появились новые талантливые авторы, расширилась тематика, оформление стало более привлекательным. Этот тезис подтвердил в развёрнутом докладе «Российское книгоиздание в 2008—2018 гг:. десятилетие перемен» начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Александр ВОРОПАЕВ. И это важно, поскольку печатные издания до сих пор доминируют в круге чтения детей по сравнению с электронными текстами.

Одной из важных задач деятельности детской библиотеки является обучение детей правилам безопасного поведения в интернет-пространстве и предупреждение рисков столкновения детей с негативным контентом. Потому большой блок в тексте Руководства посвящен именно этой теме.

Специфика культуры детства диктует необходимость построения особого библиотечного пространства, учитывающего возрастные и психологические особенности детей и соответствующего духовным, исследовательским и познавательным потребностям ребёнка.

Нашли отражение в представленном документе такие существенные компоненты, как материально-техническая база, персонал и финансовые средства. Ознакомиться с Руководством можно на сайте РГДБ: https://metodisty.rgdb.ru/02/normativno-pravovye-akty/ofits-dok-rossijskikh-organizatsij/11555-19-05-14-01.

Зарубежная и отечественная практика библиотек, работающих с молодёжью, изобилует примерами привлечения молодёжного актива к решению тех или иных задач библиотеки, например в комплектовании фонда или оформлении дизайна помещений, распространении приглашений на мероприятия и т.д. При этом молодёжи важно дать возможность проявить самостоятельность — главный тезис выступления директора Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ) Ирины МИХНОВОЙ по теме «Молодёжный читательский совет — перспективный формат культурного волонтёрства».

Размышляя о примерах успешных волонтёрских практик, выступающая обратилась к тем случаям, когда взаимодействие с читателем-добровольцем перерастает из единичной акции в регулярное общение. Чуть больше двух лет прошло с тех пор, как в РГБМ создан Молодёжный читательский совет, и за это время он смог проявить себя как эффективная форма волонтёрского движения, обеспечивающая прямую постоянную коммуникацию с читателями.

Какую деятельность ведёт совет? Главная задача — работа в качестве жюри на завершающем этапе ежегодной Премии Читателя, учреждённой РГБМ в 2015 г. Несколько представителей совета являются авторами электронной библиотечной газеты РГБМ «Территория L». В газете всё ярче звучит сама молодёжь, обращающаяся к современникам и говорящая с ними на одном языке. При этом жанровый и тематический спектр публикуемых материалов довольно широк: от обзоров до эссеистики. В этом году совместно с Молодёжным читательским советом редакция газеты запустила цикл статей — своего рода путеводитель по современным кино- и телеадаптациям литературных произведений.

Совет охотно помогает в организации мероприятий, фестивалей и конкурсов, проводимых библиотекой. Это то ядро, которое при необходимости может собрать людей на помощь для реализации какого-то мероприятия.

Участники совета принимают участие в комплектовании фонда библиотеки и формировании списков для книгообмена (в рамках проекта РГБМ Book Patchwork регулярно происходит обмен молодёжной литературой с разными странами). Например, осенью 2018 г. они составили список книг, которыми хотели бы пополнить фонд РГБМ, для чего лично мониторили книжные магазины в поисках интересных новинок.

Прямое общение с читателем — это важная составляющая библиотечной жизни, потому по просьбе библиотеки совет оказывает помощь в организации соцопросов на территории РГБМ в формате флипчартов, и это является очень полезной информацией для размышления.

Недавнее начинание, реализуемое советом, — тематические книжные выставки в залах РГБМ, снабжённые живыми комментариями и рекомендациями его участников. Реализуется принцип «Молодые — молодым», что в разы увеличивает эффективность такой формы рекомендательной библиографии.

Члены Молодёжного читательского совета зачастую принимают участие в профессиональных библиотечных мероприятиях, выступая экспертами пользовательской аудитории.

Опытом работы с цифровыми ресурсами детской библиотеки поделились специалисты Крымской республиканской детской библиотеки имени В.Н. Орлова. Они создали познавательный интерактивный электронный ресурс — мини-энциклопедию «Азбука КРЫМ», пользующуюся большой популярностью у юных крымчан. Проект стал победителем конкурса «Позитивный контент — 2017». Учитывая интерес юных читателей в большей степени к электронному контенту, сотрудники библиотеки разрабатывают различные виртуальные справочники, путеводители, календари, игры, пособия краеведческой тематики.

Самостоятельной частью заседания секции «Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества» стал мастер-класс «Национальная электронная детская библиотека: практические советы», спикером которого выступил заместитель директора по информатизации и фондам РГДБ Илья ГАВРИШИН.

Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ) содержит архив оцифрованных материалов: книги (представлены как старые издания, например первое издание сказок Ш. Перро на русском языке 1768 г., так и современная литература для детей и подростков), периодические издания для детей от истоков до современности, газеты (архив «Пионерской правды») и диафильмы (366 материалов по литературе, математике, физике, химии, природоведению, истории и пр.). Содержание сгруппировано по видам издания, возможен просмотр в полноэкранном или постраничном режиме. Примерно 70% контента доступны любому пользователю без обязательной регистрации, что, конечно же, делает ресурсы НЭДБ открытыми для заинтересованных пользователей по всей стране. Вместе с тем уже в 63 субъектах РФ созданы 545 виртуальных читальных залов, в которых доступен весь контент электронной библиотеки. В десятку наиболее активных регионов по размещению виртуальных залов входят Омская (64), Самарская (55), Свердловская (47), Волгоградская (29), Московская (19), Челябинская (18), Саратовская (17) и Брянская (9) области, Ставропольский край (47) и Республика Бурятия (9). Наблюдается существенная динамика числа пользователей и книговыдач виртуальных залов.

В рамках круглого стола «Проекты детских, школьных и молодёжных библиотек: новые реалии» было представлено восемь докладов. Программами и проектами по продвижению книги и чтения поделились директора Владимирской (Татьяна СДОБНИКОВА) и Саратовской (Наталья АБРАМОВА) библиотек для детей и молодёжи: это всевозможные студии семейного чтения, молодёжные игротеки, квесты, профориентационные мастер-классы, чемпионаты поэзии, региональные дни чтения, музыкальные вечера, фестивали, конкурсы и акции.

Дополнил палитру проектов рассказ о мультстудии при Центральной детской библиотеке Перми, где ребята сами создают мультфильмы по литературным текстам.

Восторженную реакцию аудитории вызвал доклад директора средней общеобразовательной школы г. Краснодара Ларисы ВАЛИУЛИНОЙ «Создание информационно-библиотечного центра в условиях средней общеобразовательной школы». С 2016 г. с привлечением дополнительного финансирования в виде грантов реализуется проект «Развитие школьной библиотеки». Осуществлена полная автоматизация всех библиотечных процессов с применением новейших RFID-технологий, оборудовано комфортное эргономичное пространство, создана электронная (цифровая) среда со 100%-ной обеспеченностью всех участников образовательного процесса доступом к интернет-ресурсам. Более чем в два раза увеличены площади под библиотеку, что дало возможность выделить разные функциональные зоны, в том числе под студии, лаборатории, для работы учителей-предметников и т.д. Количество посещений библиотеки увеличилось в 3,3 раза, книговыдач — в 3,5 раза, мероприятий — в семь раз, количество учителей, использующих в образовательном процессе пространство библиотеки, повысилось на 30%, а применяющих дистанционные технологии — на 40%. Школьная библиотека превращается в центр жизни школы, становится территорией дополнительного образования для всех участников образовательного процесса. И всё это работает на амбициозную задачу «Не библиотека в школе, а школа в библиотеке».

Полезным для коллег был доклад Анжелы РОДИОНОВОЙ «Роль просветительских проектов ВПТБ в повышении патентной грамотности молодёжи России». В нашей стране существует проблема низкого качества знаний в области интеллектуальной собственности, особенно в молодёжной среде. Назрела необходимость осуществлять просветительские проекты среди молодёжи, способствующие развитию их компетенций и стимулирующие научно-техническое творчество. Всероссийская патентно-техническая библиотека (ВПТБ) Федерального института промышленной собственности поставила для себя новую задачу — встроиться в систему научно-технического просвещения на сетевых площадках через предоставление детям и молодёжи информации о достижениях науки, обучение навыкам проведения научного поиска, формирование компетенций в сфере интеллектуальной собственности. ВПТБ организует и проводит на своей площадке просветительские проекты для учащихся средних и высших учебных заведений. «Научной молодёжи — об интеллектуальной собственности» — проект, направленный на студентов, бакалавров, аспирантов, магистрантов и молодых исследователей отечественных вузов. Проект «Инновационная библиотека как центр работы с молодёжью» для удалённых пользователей в регионах России реализуется в форме вебинаров на площадке РГБМ. За 2018-2019 гг. состоялись пять вебинаров, набравшие около 2,4 тыс. просмотров. Проводятся интерактивные лекции и мастер-классы по патентному поиску, организуются виртуальные выставки, которые вызывают большой интерес у молодых изобретателей. Уникальный массив документов Государственного патентного фонда позволяет представлять новые грани достижений отечественной науки и техники. При общении с молодёжью используются различные: современные и традиционные — формы, интересные форматы взаимодействия. За последние два года в проектах приняли участие 10 тыс. человек.

 
 
 
 
 
 
 
 
Всероссийский конкурс рисованных историй «Место действия — библиотека!» Волонтерский центр в библиотеке: как с этим жить? Всероссийский литературный конкурс малой прозы «Грамматика любви» Библиотечная школа цифровой грамотности Михнова И.Б. Эффективная библиотека: как обустроить библиотеку и сделать её нужной людям Секция по библиотечному обслуживанию молодежи РБА в Facebook Молодежная секция РБА в Facebook
Мы в социальных сетях
Подписаться на рассылку
107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Телефон для справок: +7 499 922-66-77
E-mail: info@rgub.ru
Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова»
107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Телефоны для справок: +7 499 922-66-77 (доб. 600)
E-mail: mansion@rgub.ru
Яндекс.Метрика  
© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная библиотека для молодёжи», 2004 — 2020