Чтение и библиотека в жизни цифрового поколения
Автор: Захаренко М.П.
Издание: Университетская книга. 2019. №7 . С. 46-49.
Марина ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи
Сегодня часто рассуждают о роли библиотек в современных цифровых условиях, традиционном и цифровом чтении, об особенностях того самого «цифрового» поколения детей и молодежи, для которых киберпространство естественное явление, среда, где стандартными средствами чтения являются цифровые устройства.
Каковы потребности нынешней пользовательской аудитории, и что нужно читателю цифровой эпохи, пытались разобраться участники заседания секции «Проблемы чтения информационной грамотности детей и юношества».
С базовым докладом «Чтение и мозг: развиваем вместе креативное мышление школьников» выступила президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира, главный редактор журнала «Школьная библиотека» Татьяна ЖУКОВА. По словам эксперта, дети живут в мире возрастающей сложности, нестабильности и неопределённости, где парадигма знания уступает место парадигме смысла, в условиях растущего недоверия к информации вследствие автономности существования цифрового пространства.
В этих условиях на первое место выходит задача формирования у подрастающего поколения компетенций будущего: готовности к жизни в сложном обществе неопределённости (осознанности, управления вниманием, жизнестойкости, решительности, готовности действовать, открытости и ориентации на развитие творческих способностей, эмпатии, сострадания) и новой грамотности (цифровой компетентности и гигиены, экологического мышления, способности к сотрудничеству и совместной работе, кросс-культурной компетентности). Вызывает опасения уровень овладения грамотностью чтения: в России он составляет всего два балла против пяти в странах Европы и Китае. По наблюдениям выступающей, сейчас наблюдаются позитивные изменения в приоритетах образования, существует запрос на качество, потому библиотека как структурный компонент школы может рассматриваться в качестве точки трансформации российских общеобразовательных учреждений.
Как работать с «новыми» читателями, даёт ответ представленное заместителем директора Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) по науке и издательской деятельности Ольгой МЕЗЕНЦЕВОЙ Руководство по библиотечному обслуживанию детей в России, разработанное специалистами РГДБ. Проект документа получил экспертную оценку руководителей центральных детских библиотек субъектов Российской Федерации, областных универсальных научных, муниципальных библиотек и одобрен Российской библиотечной ассоциацией на XXIV Ежегодной конференции РБА в Туле. Документ был одобрен и рекомендован к применению на XXIX Координационном совете по культуре при Министерстве культуры РФ (Новосибирск, 24 мая 2019 г.).
Базовая задача Руководства обеспечение качественного библиотечного обслуживания каждого ребёнка независимо от места его проживания или типа библиотечного учреждения.
В России действует сеть специализированных детских и общедоступных библиотек, которая позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на федеральном и региональном уровнях. В Руководстве определены нормативы открытия и размещения детских библиотек на муниципальном уровне. Представлены рекомендации по организации режима работы детской библиотеки.
При организации библиотечного обслуживания следует учитывать особые потребности пользователей библиотек, предоставляя:
- детям с ограниченными возможностями здоровья безопасность, комфорт, беспрепятственный доступ к библиотечному и информационному пространствам с использованием специальных ресурсов и технологий, возможности для их развития, а также для социокультурной реабилитации и интеграции в общественную и культурную жизнь;
- родителям с маленькими детьми, в том числе с грудными, оборудованную комнату для игровой деятельности под наблюдением родителей либо специально подготовленного сотрудника; по возможности изолированное место для кормления ребёнка и осуществления гигиенических процедур;
- детям и семьям с детьми, слабо владеющим русским языком, в том числе представителям национальных меньшинств, возможности для овладения русским языком и интеграции в социально-культурную и образовательную среду; документы на родном языке;
- одарённым детям содействие в самореализации и информационно-методическое сопровождение образовательного процесса.
В представленном документе даны рекомендации по работе с фондом детской библиотеки, его формированию и актуализации. Так, ядро фонда детской литературы включает лучшие произведения мировой и отечественной литературы, книги, входящие в образовательную программу, специализированную литературу для руководителей детского чтения.
Отрадно, что, по мнению специалистов книжной отрасли, детская литература в нашей стране сейчас переживает новую волну развития: заметно увеличился выпуск изданий, появились новые талантливые авторы, расширилась тематика, оформление стало более привлекательным. Этот тезис подтвердил в развёрнутом докладе «Российское книгоиздание в 20082018 гг:. десятилетие перемен» начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Александр ВОРОПАЕВ. И это важно, поскольку печатные издания до сих пор доминируют в круге чтения детей по сравнению с электронными текстами.
Одной из важных задач деятельности детской библиотеки является обучение детей правилам безопасного поведения в интернет-пространстве и предупреждение рисков столкновения детей с негативным контентом. Потому большой блок в тексте Руководства посвящен именно этой теме.
Специфика культуры детства диктует необходимость построения особого библиотечного пространства, учитывающего возрастные и психологические особенности детей и соответствующего духовным, исследовательским и познавательным потребностям ребёнка.
Нашли отражение в представленном документе такие существенные компоненты, как материально-техническая база, персонал и финансовые средства. Ознакомиться с Руководством можно на сайте РГДБ: .
Зарубежная и отечественная практика библиотек, работающих с молодёжью, изобилует примерами привлечения молодёжного актива к решению тех или иных задач библиотеки, например в комплектовании фонда или оформлении дизайна помещений, распространении приглашений на мероприятия и т.д. При этом молодёжи важно дать возможность проявить самостоятельность главный тезис выступления директора Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ) Ирины МИХНОВОЙ по теме «Молодёжный читательский совет перспективный формат культурного волонтёрства».
Размышляя о примерах успешных волонтёрских практик, выступающая обратилась к тем случаям, когда взаимодействие с читателем-добровольцем перерастает из единичной акции в регулярное общение. Чуть больше двух лет прошло с тех пор, как в РГБМ создан Молодёжный читательский совет, и за это время он смог проявить себя как эффективная форма волонтёрского движения, обеспечивающая прямую постоянную коммуникацию с читателями.
Какую деятельность ведёт совет? Главная задача работа в качестве жюри на завершающем этапе ежегодной Премии Читателя, учреждённой РГБМ в 2015 г. Несколько представителей совета являются авторами электронной библиотечной газеты РГБМ «Территория L». В газете всё ярче звучит сама молодёжь, обращающаяся к современникам и говорящая с ними на одном языке. При этом жанровый и тематический спектр публикуемых материалов довольно широк: от обзоров до эссеистики. В этом году совместно с Молодёжным читательским советом редакция газеты запустила цикл статей своего рода путеводитель по современным кино- и телеадаптациям литературных произведений.
Совет охотно помогает в организации мероприятий, фестивалей и конкурсов, проводимых библиотекой. Это то ядро, которое при необходимости может собрать людей на помощь для реализации какого-то мероприятия.
Участники совета принимают участие в комплектовании фонда библиотеки и формировании списков для книгообмена (в рамках проекта РГБМ Book Patchwork регулярно происходит обмен молодёжной литературой с разными странами). Например, осенью 2018 г. они составили список книг, которыми хотели бы пополнить фонд РГБМ, для чего лично мониторили книжные магазины в поисках интересных новинок.
Прямое общение с читателем это важная составляющая библиотечной жизни, потому по просьбе библиотеки совет оказывает помощь в организации соцопросов на территории РГБМ в формате флипчартов, и это является очень полезной информацией для размышления.
Недавнее начинание, реализуемое советом, тематические книжные выставки в залах РГБМ, снабжённые живыми комментариями и рекомендациями его участников. Реализуется принцип «Молодые молодым», что в разы увеличивает эффективность такой формы рекомендательной библиографии.
Члены Молодёжного читательского совета зачастую принимают участие в профессиональных библиотечных мероприятиях, выступая экспертами пользовательской аудитории.
Опытом работы с цифровыми ресурсами детской библиотеки поделились специалисты Крымской республиканской детской библиотеки имени В.Н. Орлова. Они создали познавательный интерактивный электронный ресурс мини-энциклопедию «Азбука КРЫМ», пользующуюся большой популярностью у юных крымчан. Проект стал победителем конкурса «Позитивный контент 2017». Учитывая интерес юных читателей в большей степени к электронному контенту, сотрудники библиотеки разрабатывают различные виртуальные справочники, путеводители, календари, игры, пособия краеведческой тематики.
Самостоятельной частью заседания секции «Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества» стал мастер-класс «Национальная электронная детская библиотека: практические советы», спикером которого выступил заместитель директора по информатизации и фондам РГДБ Илья ГАВРИШИН.
Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ) содержит архив оцифрованных материалов: книги (представлены как старые издания, например первое издание сказок Ш. Перро на русском языке 1768 г., так и современная литература для детей и подростков), периодические издания для детей от истоков до современности, газеты (архив «Пионерской правды») и диафильмы (366 материалов по литературе, математике, физике, химии, природоведению, истории и пр.). Содержание сгруппировано по видам издания, возможен просмотр в полноэкранном или постраничном режиме. Примерно 70% контента доступны любому пользователю без обязательной регистрации, что, конечно же, делает ресурсы НЭДБ открытыми для заинтересованных пользователей по всей стране. Вместе с тем уже в 63 субъектах РФ созданы 545 виртуальных читальных залов, в которых доступен весь контент электронной библиотеки. В десятку наиболее активных регионов по размещению виртуальных залов входят Омская (64), Самарская (55), Свердловская (47), Волгоградская (29), Московская (19), Челябинская (18), Саратовская (17) и Брянская (9) области, Ставропольский край (47) и Республика Бурятия (9). Наблюдается существенная динамика числа пользователей и книговыдач виртуальных залов.
В рамках круглого стола «Проекты детских, школьных и молодёжных библиотек: новые реалии» было представлено восемь докладов. Программами и проектами по продвижению книги и чтения поделились директора Владимирской (Татьяна СДОБНИКОВА) и Саратовской (Наталья АБРАМОВА) библиотек для детей и молодёжи: это всевозможные студии семейного чтения, молодёжные игротеки, квесты, профориентационные мастер-классы, чемпионаты поэзии, региональные дни чтения, музыкальные вечера, фестивали, конкурсы и акции.
Дополнил палитру проектов рассказ о мультстудии при Центральной детской библиотеке Перми, где ребята сами создают мультфильмы по литературным текстам.
Восторженную реакцию аудитории вызвал доклад директора средней общеобразовательной школы г. Краснодара Ларисы ВАЛИУЛИНОЙ «Создание информационно-библиотечного центра в условиях средней общеобразовательной школы». С 2016 г. с привлечением дополнительного финансирования в виде грантов реализуется проект «Развитие школьной библиотеки». Осуществлена полная автоматизация всех библиотечных процессов с применением новейших RFID-технологий, оборудовано комфортное эргономичное пространство, создана электронная (цифровая) среда со 100%-ной обеспеченностью всех участников образовательного процесса доступом к интернет-ресурсам. Более чем в два раза увеличены площади под библиотеку, что дало возможность выделить разные функциональные зоны, в том числе под студии, лаборатории, для работы учителей-предметников и т.д. Количество посещений библиотеки увеличилось в 3,3 раза, книговыдач в 3,5 раза, мероприятий в семь раз, количество учителей, использующих в образовательном процессе пространство библиотеки, повысилось на 30%, а применяющих дистанционные технологии на 40%. Школьная библиотека превращается в центр жизни школы, становится территорией дополнительного образования для всех участников образовательного процесса. И всё это работает на амбициозную задачу «Не библиотека в школе, а школа в библиотеке».
Полезным для коллег был доклад Анжелы РОДИОНОВОЙ «Роль просветительских проектов ВПТБ в повышении патентной грамотности молодёжи России». В нашей стране существует проблема низкого качества знаний в области интеллектуальной собственности, особенно в молодёжной среде. Назрела необходимость осуществлять просветительские проекты среди молодёжи, способствующие развитию их компетенций и стимулирующие научно-техническое творчество. Всероссийская патентно-техническая библиотека (ВПТБ) Федерального института промышленной собственности поставила для себя новую задачу встроиться в систему научно-технического просвещения на сетевых площадках через предоставление детям и молодёжи информации о достижениях науки, обучение навыкам проведения научного поиска, формирование компетенций в сфере интеллектуальной собственности. ВПТБ организует и проводит на своей площадке просветительские проекты для учащихся средних и высших учебных заведений. «Научной молодёжи об интеллектуальной собственности» проект, направленный на студентов, бакалавров, аспирантов, магистрантов и молодых исследователей отечественных вузов. Проект «Инновационная библиотека как центр работы с молодёжью» для удалённых пользователей в регионах России реализуется в форме вебинаров на площадке РГБМ. За 2018-2019 гг. состоялись пять вебинаров, набравшие около 2,4 тыс. просмотров. Проводятся интерактивные лекции и мастер-классы по патентному поиску, организуются виртуальные выставки, которые вызывают большой интерес у молодых изобретателей. Уникальный массив документов Государственного патентного фонда позволяет представлять новые грани достижений отечественной науки и техники. При общении с молодёжью используются различные: современные и традиционные формы, интересные форматы взаимодействия. За последние два года в проектах приняли участие 10 тыс. человек.