Добровольчество в сфере культуры: нормативно-правовой аспект
Автор: Юрманова С.В.
Издание: Библиотечное дело. — 2019. — №5 . — С. 38-39.
Светлана Валентиновна ЮРМАНОВА,
заведующая Информационно-консалтинговым центром «Библиотека и молодёжь», Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная библиотека для молодёжи», Москва
Культурное добровольчество (волонтёрство) широко распространено во многих странах мира. Добровольческая деятельность в сфере культуры предоставляет гражданам возможность участвовать в жизни общества, способствует реализации собственных идей и социальных проектов, развитию гражданских и лидерских качеств.
Сегодня этот вид деятельности активизируется и в России. Очевидно, что появилась необходимость создания системы поддержки и развития добровольческого движения, в том числе нормативно-правовой.
В России 2018 год был объявлен Годом гражданской активности и волонтёрства. Одним из главных его событий стало принятие Федерального закона от 05.02.2018 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)»1О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства) // Росссийская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: . Закон, направленный на формирование единого подхода к регулированию отношений в сфере добровольчества, установил официальный статус и организационные основы деятельности добровольцев в России.
На законодательном уровне закреплены условия и порядок осуществления добровольческой (волонтёрской) деятельности, уравнены понятия «волонтёр» и «доброволец». Определён правовой статус волонтёров, волонтёрских организаций и организаторов волонтёрской деятельности, сформулированы требования к этим лицам и организациям. Установлено, что условия осуществления добровольцем деятельности, определение форм поддержки и обязательств могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, заключаемом между добровольцем и благополучателем или организацией. Предметом договора являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и/или оказание им услуг в общественно полезных целях.
Волонтёры получили право на информационную, консультационную, метопическую поддержку, поощрения и награды. Организационная поддержка может выражаться в виде предоставления питания, форменной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, оплаты проезда, страхования жизни или здоровья, оказания психологической помощи, а также в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтёром) расходов на приобретение указанных товаров или услуг. Организаторы волонтёрской деятельности могут получать поддержку органов государственной власти и местного самоуправления, информировать о возможностях участия в добровольческой деятельности, участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества.
Определены полномочия органов государственной власти РФ всех уровней в сфере поддержки и развития волонтёрских организаций. Предусмотрены утверждение регламентов взаимодействия органов власти и других организаций с волонтёрскими объединениями, разработка и реализация государственных программ, включающих мероприятия, направленные на поддержку волонтёрства.
Обеспечивается создание и развитие единой информационной системы в сфере развития добровольчества. На сегодняшний день уже работает единая информационная система Добровольцы России2Добровольцы России [Электронный ресурс]. Режим доступа: , цель которой обеспечить баланс между спросом и предложением на волонтёрскую работу в стране. Библиотеки могут с помощью этой платформы размещать информацию о собственных проектах и мероприятиях, находить добровольцев и фиксировать их добровольческий опыт. Появилась возможность пройти онлайн-обучение основам волонтёрства для организаторов волонтёрской деятельности в бюджетных учреждениях.
Перспективы государственной политики в сфере добровольчества заданы в Концепции развития добровольчества в Российской Федерации до 2025 г., утверждённой Председателем Правительства Российской Федерации Д. Медведевым (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. №2950-р)3Концепция развития добровольчества в Российской Федерации до 2025 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. №2950-р // Правительство России [Электронный ресурс]. Режим доступа: .
Развитие добровольчества (волонтёрства) предполагает наращивание компетенций добровольцев (волонтёров) и добровольческих (волонтёрских) организаций по различным направлениям осуществляемой деятельности. Основными направлениями добровольчества (волонтёрства) в сфере культуры являются:
- поддержка деятельности организаций культуры;
- содействие в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры;
- участие в осуществлении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- вовлечение деятелей культуры и искусства в добровольческую (волонтёрскую) деятельность.
Цели и задачи развития добровольчества (волонтёрства) обозначены также в Национальном проекте «Культура», который разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»4Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России [Электронный ресурс]. Режим доступа: . Тезисы национального проекта «Культура» представлены в документе «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года»5Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года // Правительство России [Электронный ресурс]. Режим доступа: . В его структуру включён Федеральный проект «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди»). Составной частью проекта является программа «Волонтёры культуры», которую предполагается утвердить к февралю 2019 года. Реализация программы включает: поддержку добровольческого движения с предоставлением грантов на реализацию волонтёрских проектов; создание и введение в эксплуатацию базы данных «Волонтёры в культуре»; организацию и проведение международного волонтёрского лагеря для дальнейшей ежегодной реализации образовательных программ, экспедиций, исследований, реставрационных практик и культурных мероприятий. Среди целевых показателей Национального проекта «Культура» увеличение в 2 раза к 2024 г. числа граждан, вовлечённых в культуру, из которых 100 тысяч добровольцы, участники программы «Волонтёры культуры».
В российских библиотеках в стихийной форме добровольцы присутствуют изначально. Повсеместно существуют читательские советы, «друзья библиотеки» выполняют различные виды работ, помогают реализовывать проекты, крупные знаковые события и т. д. Сегодня ситуация с волонтёрами в библиотечных организациях регламентируется, что находит отражение в принимаемых документах, в том числе, ведомственных.
В Министерстве культуры РФ разработаны «Методические рекомендации по организации добровольческой (волонтёрской) деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях культуры»6Методические рекомендации по организации добровольческой (волонтёрской) деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях культуры // Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. Режим доступа: , адресованные учреждениям культуры, подведомственным МК РФ, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры, органам местного самоуправления. Документ разработан во исполнение пункта 24 Плана мероприятий по развитию волонтёрского движения в Российской Федерации (поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Л. Мутко от 05.07.2017 №4723п-П44)7План мероприятий по развитию волонтёрского движения в Российской Федерации (поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Л. Мутко от 05.07.2017 №4723п-П44) // Правительство России [Электронный ресурс]. Режим доступа: и в соответствии с положениями Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве»8Федеральный закон от 11.08.1995 №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве» // Минюст России [Электронный ресурс]. Режим доступа: . В методических рекомендациях сформулированы основные понятия добровольческой деятельности в сфере культуры:
- добровольцы (волонтёры) (далее добровольцы) физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в учреждении культуры в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя;
- благополучатели лица, получающие блага, производимые учреждением культуры, помощь добровольцев;
- добровольческая (волонтёрская) деятельность в сфере культуры (далее добровольческая деятельность) это деятельность, осуществляемая добровольцами в форме безвозмездного выполнения работ и направленная на обеспечение условий для эффективного получения населением культурных благ;
- добровольные работы это совокупность работ, которые выполняются добровольцами в интересах учреждения культуры и в целях расширения спектра, качества и объёма осуществляемой деятельности в сфере культуры, увеличения категорий и численности граждан, осуществляющих эту деятельность, закрепленные соглашениями учреждения с добровольцами. Продуктом добровольных работ в учреждении является конкретный результат их выполнения, который может носить материальный характер;
- добровольческие вакансии свободные места для добровольцев в учреждении культуры для осуществления добровольных работ. Отмечено, что добровольческую «деятельность не следует планировать и осуществлять взамен имеющихся вакансий учреждения или параллельно существующим ставкам персонала учреждения. Также рассматриваются цели и задачи добровольческой деятельности в учреждении культуры, вопросы регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцем, учёта и контроля добровольческой деятельности, оценки и определения эффективности добровольческой деятельности. Приводится типовое соглашение государственного (муниципального) учреждения культуры с добровольцем.
Профильная информация по нормативно-правовым вопросам размещена также на порталах «АВЦ» (Ассоциация волонтёрских центров)9Ассоциация волонтёрских центров [Электронный ресурс]. Режим доступа: , «Мосволонтёр»10Мосволонтёр [Электронный ресурс]. Режим доступа: и Интернет-портал СНГ (Содружество независимых государств) 11Интернет-портал СНГ (Содружество независимых государств) [Электронный ресурс]. Режим доступа: .
Российская государственная библиотека для молодёжи является федеральным научно-методическим центром по библиотечному обслуживанию молодёжи. На сайте РГБМ в проекте «Методический вебинариум Лучшие волонтёрские практики в библиотеке» представлен опыт успешной реализации совместных молодёжных волонтёрских проектов в регионах страны на основании партнёрских взаимоотношений между библиотеками и волонтёрскими организациями12РГБМ [Электронный ресурс]. Режим доступа: .
С автором можно связаться: yurmanova@rgub.ru