Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Молодёжное культурное волонтерство в библиотеках России. Точка зрения социолога

Автор: Самохина М.М.

Издание: Библиотечное дело. — 2019. — №5 . — С. 11-13

Маргарита Михайловна САМОХИНА,
заведующая Исследовательским центром Российской государственной библиотеки для молодёжи, кандидат социологических наук, Москва

В рамках объявленного в 2018 г. в России Года добровольца (волонтёра) Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) развернула разнообразную деятельность, связанную с тематикой библиотечного волонтёрства. Одной из частей такой деятельности является исследование «Молодёжное культурное волонтёрство в библиотеках России».

Известно, что у подавляющего большинства российских библиотек всегда были добровольные помощники — отдельные читатели или целые группы, так называемый библиотечный актив. Определённую долю активистов составляла молодёжь (старшеклассники). Сравнительно новым для многих библиотекарей оказался лишь сам термин «волонтёр». Но главное — их как бы призвали соответствующую деятельность вписать в некоторый новый, широкий контекст. А это потребовало и новых знаний, и определённой рефлексии (уточнения круга имеющейся информации, уточнения понятий, модификации языка). Нужна была методическая поддержка. С учётом возникших проблем ряд региональных и муниципальных библиотек подготовили методические материалы по этой тематике. Можно назвать, например, Амурскую, Оренбургскую областные научные библиотеки, Донскую государственную публичную библиотеку, Ростовскую-на-Дону городскую централизованную библиотечную систему. Нельзя не заметить, что готовя эти материалы, они опирались, в частности, и на публикации предыдущих лет, что свидетельствует о традициях сотрудничества библиотек с волонтёрами. Исследование показало, что методическая поддержка была достаточно полезной и эффективной.

Предмет предпринятого РГБМ исследования — распространённость и практики молодёжного библиотечного волонтёрства. Был привлечён массив печатных и электронных материалов, тематически связанных с различными аспектами библиотечного волонтёрства. Объектом исследования стали библиотеки-участницы Всероссийского конкурса «Лучший молодёжный волонтёрский проект в библиотеке», организованного РГБМ совместно с Ассоциацией волонтёрских центров при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Российской библиотечной ассоциации. Базу исследования дополнили результаты текущего мониторинга о различных форматах добровольческой активности в библиотеках.

Многолетний опыт позволил выдвинуть следующую гипотезу: библиотечное волонтёрство, проекты с участием волонтёров достаточно легко впишутся в обычную, плановую деятельность библиотек, поскольку в традициях российских библиотек любого статуса — наличие библиотечного актива, сотрудничество с активистами в различных направлениях и форматах работы.

Одной из важных исследовательских задач была классификация библиотечных волонтёрских практик по их тематике, видам и форматам. Внимательный анализ позволил выделить ряд тем, среди которых: продвижение и модернизация библиотеки; социальная работа; продвижение волонтёрства; продвижение чтения; образование, просвещение, культура; патриотика; краеведение; экология; профориентация; здоровый образ жизни. Собственно, все эти направления примерно совпадают и с реальной деятельностью региональных волонтёрских центров, и с теми направлениями, которые перечислены в Плане основных мероприятий Года добровольца.

Виды и форматы деятельности молодых библиотечных волонтёров разнообразны. Это и разовые мероприятия, акции, и краткосрочные — циклы, приуроченные к датам, сезонная (например, летняя) деятельность, и длящиеся несколько, порой более десяти лет.

Можно с уверенностью утверждать, что без помощи библиотечных волонтёров не обходятся крупные общероссийские (и не только библиотечные) акции — «Библионочь», «Тотальный диктант», «Читающий регион». Во многих библиотеках и/или библиотечных системах существуют волонтёрские отряды,

значимую роль в которых играет молодёжь; более редкими являются читательские советы.

Молодые люди участвуют в организации и проведении массовых мероприятий, в акциях по продвижению библиотеки и чтения — фестивалях, встречах с писателями, литературно-музыкальных гостиных, громких чтениях, викторинах. Они занимаются надомным обслуживанием маломобильных граждан, начитывают литературу на аудионосители и создают тактильные книги для слепых и слабовидящих людей, обучают компьютерной грамотности пожилых, организуют досуг для детей и подростков —игры, квесты, спектакли. Несколько реже, судя по всему, волонтёры выполняют традиционную, рутинную библиотечную работу — такую как расстановка фонда, ремонт книг, участие в обслуживании.

Самым популярным форматом являются клубы. Их члены организуют интеллектуально-творческий и образовательный досуг молодёжи, продвигают чтение, занимаются правовым и экологическим просвещением, помогают социально-незащищённым.

Некоторые волонтёрские проекты построены по типу «молодёжного десанта» на территорию библиотеки (цель — оживить её работу, модернизировать пространство и мероприятия) или на территорию района, поселения (для решения экологических, других местных проблем, для рекламы библиотеки, продвижения чтения).

Исследование показало, что молодёжное библиотечное волонтёрство в большей или меньшей степени присутствует в большинстве российских регионов. Библиотека рассматривается как хорошая площадка для разнообразной волонтёрской деятельности. Волонтёры действуют в библиотеках разного статуса, расположенных в столичных, крупных, средних, малых городах, в посёлках и сёлах. Поскольку наличие библиотечного актива, сотрудничество с активистами в различных направлениях и форматах работы — в традициях российских библиотек, волонтёрские проекты достаточно легко вписываются в их деятельность. При этом объявленный Год волонтёра позволил библиотекам (а в какой-то степени — вынудил их) увидеть эту ситуацию в некотором новом, широком контексте.

Определённую долю библиотечных активистов всегда составляла молодёжь и подростки (чаще всего — учащиеся). Есть основание полагать, что Всероссийский конкурс «Лучший молодёжный волонтёрский проект в библиотеке» стал одним из факторов, увеличивших эту долю, расширивших тематику, направленность и форматы деятельности библиотечных добровольцев.

Внимание общества и власти к волонтёрству способствовало привлечению в него представителей различных групп молодёжи — студентов, молодых специалистов, творческой молодёжи. Однако самую значительную часть волонтёров (если исключить «серебряных») составляют дети и подростки — школьники, гимназисты, учащиеся колледжей. Особенно это заметно в библиотеках небольших городов, посёлков, сёл.

Необходимо отметить, что нередко в реализации конкурсных проектов наряду с молодёжью участвуют и люди других поколений (кроме библиотекарей — родители, преподаватели, посетители данной библиотеки, местные жители).

Анализ исследуемых материалов позволил выявить основную тематику деятельности молодых библиотечных волонтёров. При том что в большинстве случаев в изучаемых источниках прослеживается не одна, а несколько тем, выделяются три важнейших. Первая — продвижение и поддержка библиотек. При этом развитие библиотек связывается прежде всего с их модернизацией и приближением к интересам и потребностям молодых пользователей. Это модернизация библиотечного пространства, поддержка образования и развития, интеллектуальный досуг. Характерно, что продвижение и поддержка чтения является сопутствующей задачей достаточно часто, но далеко не всегда. Чаще всего речь идёт о чтении детей, подростков и молодёжи.

Второй важнейший комплекс тем — работа с социально незащищёнными группами населения. Нередко волонтёрская деятельность направлена на по-

мощь библиотеке в работе с пожилыми людьми, инвалидами, то есть одновременно это и социальная работа. При этом в ряде случаев «тимуровское» направление (практическая помощь) превалирует над «культурно-информационным».

Продвижение волонтёрства является третьей очень значимой темой волонтёрских библиотечных проектов. Конкретно это может быть продвижение самой идеи, организация работы библиотечных волонтёров, их мотивация, способы привлечения, обучение. Предполагаемым волонтёрам рассказывают об истории волонтёрства, его принципах, необходимых навыках, анализируют, в какие виды и форматы деятельности они могут быть включены, каковы могут быть их собственные мотивы.

Реализуемые в библиотеках практики и проекты связаны также с образованием и просвещением, с краеведением, с гражданско-патриотической и экологической тематикой, с профориентацией и продвижением здорового образа жизни. Очень многие из них ориентированы на решение самых различных актуальных проблем местного сообщества.

Исследование показало, что достаточно большая часть волонтёрских проектов Обращена не к одной, а к нескольким различным аудиториям. При этом выделяются три основных. Первая — это молодые люди, как посетители библиотек, так и те, кого хотят и надеются туда привлечь. На них направлена большая часть волонтёрских проектов молодёжных и юношеских библиотек и подразделений. Почти столько же в качестве бенефициаров выделяют представителей социально незащищённых групп населения — пожилых, одиноких, людей с ОВЗ. Третья значительная аудитория, на которую направлены усилия библиотечных волонтёров — дети и подростки.

Внимательный анализ источников позволяет отметить характерный взгляд на проблему привлечения волонтёров. Речь идёт не только о том, что в библиотеке им должно быть комфортно, но и о том, что привлекать их надо всяческими преференциями и бонусами, а деятельность их должна быть связана только или почти только с творчеством, с чем-то приятным, не рутинным. При этом фактически исчезают моменты труда и трудностей (физических и психологических), остаётся лишь удовольствие.

Практическая помощь библиотеке, которая всегда занимала и, вероятно, продолжает занимать значимое место в традициях библиотечного актива, тем не менее упоминается в контексте волонтёрской деятельности достаточно редко. Как правило, она декларируется в маленьких сельских и поселковых библиотеках, где финансовые, кадровые и другие проблемы стоят особенно остро и справиться с ними библиотеки пытаются с помощью волонтёров — тех же традиционных активистов. Фактически они здесь выполняют то, на что не хватает оплачиваемого персонала и средств на необходимые работы.

Важно отметить, что волонтёрские проекты в большинстве случаев инициируются всё-таки самими библиотеками. Молодые волонтёры реализуют их в тесном сотрудничестве с библиотекарями. В качестве только площадки библиотека выступает значительно реже. Характерно, что именно в подобных случаях авторами и исполнителями проекта оказывается «взрослая» молодёжь — студенты, молодые специалисты, творческая молодёжь.

Многие проекты библиотеки задумывают и осуществляют совместно с местными волонтёрскими и другими общественными организациями. Достаточно часто такие проекты организационно и финансово поддерживаются местными властями, а информационно — различными СМИ.

Данные нашего исследования говорят о возможности возникновения некоторых опасных тенденций на путях развития библиотечного волонтёрства. Со стороны организаторов волонтёрской деятельности это упор на разного рода бонусы, самоудовлетворение, внешние эффекты, то есть вольное или невольное сужение смыслов волонтёрства, его мотивации. Со стороны властей (прежде всего местных) — желание переложить на волонтёров часть работы, чтобы сократить число оплачиваемых профессионалов. В дальнейшем, безусловно, возникнет вопрос о разведении библиотечного волонтёрства и плановой работы, о возможном и необходимом разграничении функционала штатного персонала и волонтёров. Функции волонтёров модифицируются, меняются соотношения между ними и профессионалами, штатными сотрудниками. (Нельзя не отметить, что в последнее время о неизбежности перемен, об их плюсах и опасностях пишут, приводя факты и цифры, европейские и американские библиотечные специалисты.) Проблемой может стать также бюрократизация волонтёрства, превращение его в нечто обязательное и планируемое.

В дальнейшем анализ реалий молодёжного библиотечного волонтёрства потребует не только более подробного изучения практик, но и операционализации по отношению конкретно к библиотечной деятельности и работе современной библиотеки таких понятий как волонтёр, волонтёрство, волонтёрский проект, волонтёрская работа библиотекаря.

В целом же исследование показало, что молодёжное библиотечное волонтёрство не только вписывается в российские традиции и распространено достаточно широко, но является одним из факторов развития и модернизации библиотек, повышает их престиж в местном сообществе и, в частности, у местной молодёжи. Волонтёрская деятельность значима и для самих молодых людей, может помочь им в профессиональном и личностном становлении, стать для них некоторым социальным лифтом.

С автором можно связаться: margarita@library.ru

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: info@rgub.ru

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: mansion@rgub.ru

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024