Просто фантастика
Автор: Тростьянская Наталья, [Харитонов Е.В.]
Издание: Вечерняя Москва. 2018. 13-20 декабря. С. 40.
Под коллекцию, которая сейчас насчитывает более 500 уникальных изданий, выделили высокий белый шкаф. Над ним символично висит пишущая машинка. Во времена, когда не было ни компьютеров, ни смартфонов, именно благодаря этому печатному прибору многие произведения увидели свет и дошли до читателей.
На страницах вот таких самопальных изданий начинали фантасты-классики: Рэй Брэдбери, Айзек Азимов, Альфред Бестер и другие, достает с самой верхней полки стопку пожелтевших от времени журналов Евгений Харитонов. Более того, именно в среде фантастов зародился журнально-газетный самиздат.
Без границ
Первые фэнзины так любители фантастики прозвали самиздат-периодику— появились в 1930-х годах в США. В советскую Россию субкультура фэндо-ма вместе с традицией выпускать собственные альманахи, газеты и журналы пришла 30 лет спустя. В коллекции Харитонова в основном отечественные фэнзины, но есть и зарубежные экземпляры. Например, издания, которые выходили в Чехии, Швеции, Сербии и Болгарии. Или вот еще: журнал украинской фантастики «Братья». Распространялся среди поклонников жанра в начале 1990-х годов. Издавали его братья Капрановы в Москве, но полностью на украинском языке. Как это часто бывало с самиздатом, в свет вышло всего три номера. На обложке первого из них казак в синих шароварах и знаменитый персонаж распространенных в США комиксов Капитан Америка решили помериться силой в армрестлинге.
Знаете, что самое удивительное? всматривается в лица вымышленных супергероев Евгений Харитонов. Фантастический самиздат появился не как протест политическим запретам или альтернатива официально разрешенной литературе, а как средство коммуникации. С помощью таких вот литературно-критических изданий любители фантастики обменивались новостями.
Брэдбери и Булычев
К сообществу любителей фантастики Евгений Харитонов присоединился в старших классах, в середине 1980-х годов. Вместе с друзьями вступил в литкружок, где ребята обсуждали творчество Оруэлла и Хаксли, обменивались редкими книгами фантастов. На произведения некоторых жанров в то время был жуткий дефицит.
Никаких антисоветских заговоров, поверьте, никто не строил, хотя именно это нам иногда и приписывали, потому как фантастика про неизвестное будущее, в руках у Харитонов а журналы с летающими тарелками и неизвестными науке существами. Но фантасты не предсказатели. Это просто хорошо начитанные, умные люди, которые способны проанализировать, во что нынешняя проблема может вылиться завтра. Читая их книги, ты не уходишь от реальности, а, наоборот, готовишься к ней. Сегодня многие вещи воспринимаются спокойнее, потому что ты об этом уже когда-то читал. Между тем в клубе любителей фантастики, который работал при библиотеке, где имелся ксерокс, Евгений Харитонов с друзьями занялся выпуском собственных фэнзинов. Все началось с издания журнала «В пыли звезд».
Постепенно фантастика стала частью моей работы, да что там, частью жизни, Евгений Харитонов шуршит файлами, в которых хранятся третьи, а то и пятые копии произведений из так называемых знаменитых списков. Практически нечитаемый экземпляр в свое время можно было купить за 50 копеек. По творчеству американского писателя Роберта Хайнлайна, автора того самого «Звездного десанта», по мотивам которого в Голливуде сняли фильм, выпускник филфака Московского пединститута Харитонов защитил диплом. А творчество Рэя Брэдбери уже солдату-срочнику Харитонову буквально спасло жизнь.
Так получилось, что я стоял на посту и читал «О скитаньях вечных и о Земле» Брэдбери. Такой толстый томик в зеленом переплете, вспоминает Евгений Харитонов. И тут на нас напали. Я книгу автоматически сунул за пазуху, она пулю и остановила. Два сломанных ребра, синяк во всю грудь, обложка разорвана, но сам-то—живой.
Еще в фэнзинах он попробовал себя в роли литературного критика, а позже лично познакомился с такими мэтрами отечественной фантастики, как Стругацкие, Лукьяненко, Кир Булычев.
Есть рукопись, которой я особенно дорожу, говорит Евгений Харитонов. Это одна из последних книг Булычева «Падчерица эпохи». Он так и не привык к компьютеру и продолжал набирать тексты на пишущей машинке.
Впервые «Падчерицу эпохи» опубликовал российский журнал фантастики «Если», в котором Харитонов заведовал тогда отделом критики и публицистики. Рукопись книги с авторскими заметками на полях он мечтает сделать одним из экспонатов будущего музея фантастики. И белый шкаф с коллекцией самиздата первый шаг на пути осуществления его мечты.
Фантастический страж
□На полках обложкой к читателю стоят самые любопытные издания. Врач-психиатр из Николаева Владимир Шелухин 1 января 1990 года выпустил первый журнал о хорроре—литературе ужасов. Еще один сборник, над которым трудилась группа профессиональных журналистов и критиков, посвящен исследованию темы эротики в фантастической литературе. Рядом стоит «Фэнзор», в котором публиковались рецензии на произведения фантастов.
Однако поистине бешеной популярностью пользовались такие издания, как вот это, Евгений Харитонов показывает тоненький журнал с изображением грозного гуся в тельняшке и подписью «Страж-птица». Желтая пресса в мире фантастики. Главной темой этого журнальчика были вовсе не новые фантастические произведения, а частная жизнь фантастов и фэнов любителей фантастики: кто сколько выпил, кто кому морду набил и все в таком духе. Многие на этот журнальчик были обижены, но все равно ждали его выхода с нетерпением. Ведь новости там подавались так, что зачитаешься.
В коллекции Харитонова сохранились номера, которых нет даже у самих издателей.
Чем уникален самиздат? Харитонов не останавливается на достигнутом и готов принять любой фэнзин, по ошибке затерявшийся в кладовке. Издания, которые выходили тиражом 5-10 экземпляров, в результате путешествия по стране могли увеличить свой объем до тысячи. Поэтому впереди у нас еще немало находок.