Фантастический самиздат в Молодёжке
Автор: Харитонов Е.В.
Издание: . 2018. № 59. С. 53-60.
Евгений ХАРИТОНОВ,
литературный кинокритик, руководитель литературных проектов Российской государственной библиотеки для молодежи
В 1984 году, будучи в составе московского и, увы, недолго просуществовавшего КЛФ «Мистериум», я начал выпускать свой первый фэнзин «В пыли звёзд». Точнее, мы выпускали коллективно, но главным редактором назначили меня. Первый номер был сугубо рукописный и состоял исключительно из творчества членов клуба; в следующие полтора года выпустили ещё два выпуска уже машинописных. И на этом история фэнзина «В пыли звёзд» прекратилась, а к 1986 году в силу разных причин умер и КЛФ «Мистериум» и я вдруг переместился сначала в калужский КЛФ «КЭЦ», а потом в московский КЛФ МГУ. Но история, конечно, не об этом, а о фэнзинах.
Сам концепт рукодельного издания мне настолько полюбился, что, уже став активным участников отечественного фэндома, я не только продолжил это увлекательное дело, но и стал собирать издания коллег-фэнов от журналов до одностраничных листочков. В какой-то момент, в самом начале 1990-х, мы с Сашей Диденко (на тот момент соредактор легендарной «Страж-Птицы») затеяли даже выпуск специального ньюслеттера «Фэнзинолог», посвященного исключительно обозрению, библиографированию и полемическому осмыслению явления «фантастический самиздат».
Долгое время коллекция и информация, оседавшая у меня, работали исключительно в критико-библиографическом поле, трансформируясь в статьи и библиографии. Но в 2014 году после кончины журнала фантастики «Если» (с котором я был тесно связан 16 лет, из которых 12 в штате) и последующего развала Российской книжной палаты (где я на какое-то время осел), я, неожиданно для самого себя, стал «господином библиотекарем», прописавшись в должности руководителя литературных программ Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ).
А вместе со мной в библиотеку переехала и моя коллекция фантастического (к тому времени не только фантастического) самиздата. В 2015 году в РГБМ я организовал большую выставку «неофициальной», неподцензурной, прессы и машинописных книг «закрытых» литературных произведений, выпускавшихся любителями фантастики в 1960-1990-х годах. В качестве «научной опоры» экспозиции был выпущен библиографический справочник . Это сильно расширенная версия справочника, который в 90-х крохотным тиражом выпустил известный липецкий критик, издатель и фэн Сергей Соболев. В скобках замечу: выпуск справочника в РГБМ оказался для меня неожиданностью, дорабатывал его спешно к выставке, и часть информации просто выпала.
Выставка оказалась интересной молодому читателю, а справочник и сам вскоре стал библиографической редкостью. И в том же году была озвучена идея формирования в библиотеке фонда литературного самиздата на основе уже имеющейся коллекции автора этих строк. И наконец, в сентябре 2018 года в каталоге РГБМ появился новый раздел «Самиздат», а в Зале художественной литературы открылась новая секция с тем же названием.
Самиздат в России имеет долгую историю и восходит к «Молению» Даниила Заточника и посланиям протопопа Аввакума. Ну, а «базис» литературного самиздата во многом оформили в начале XX века русские футуристы, и в первую очередь самый плодовитый «самиздатчик» Алексей Кручёных и поэт-авиатор Василий Каменский. Рукотворные книги и книжицы они по сути превратили в отдельный вид искусства.
Само же понятие/слово «самиздат» запустил в народ и в жизнь в 1952 году поэт Николай Глазков, который ставил на своих машинописных книгах вместо названия издательства «Самсебяиздат». В конце 1950-х начале 1960-х годов появились в СССР и первые литературные журналы «Сфинкс», «Ересь», «Феникс» и др.
Конечно, мы не первые библиотечные «собиратели» самиздата. Существует внушительная коллекция политического самиздата в «историчке» (ГПИБ), на излёте Перестройки московский исследователь и библиограф Александр Суетное создал впечатляющий Архив печатного самиздата СССР, основу которого, впрочем, составляли опять же издания оппозиционного характера.
Предмет нашего интереса самиздат литературный. При этом акцентировано «фантастический». И не просто так. Фантастическое сообщество, или Фэндом, имеет не только давнюю историю (с 1930-х годов), но и богатые традиции, в том числе в опыте издания неофициальной прессы. Более того, журнально-газетный самиздат, фэнзинная культура зародились как раз в Фэндоме. Причём, как это ни парадоксально, даже не в советском. Родина любительской (неофициальной), субкультурной прессы США. На волне объединения американских любителей фантастики в Фэндом в 1930-е годы вызрела и своя журналистика как способ обмена информацией, публикации произведений, формирования тенденций. Эти машинописные, а позжеротапринтные, журнальчики и получили название «фэнзины» (от Fan любитель, фанат, и Magazine журнал). На страницах этих самопальных изданий начинали (не только как авторы, но и как редакторы-издатели) многие классики фантастической литературы от Рэя Брэдбери до Альфреда Ван Вогта. Некоторые фэнзины со временем перешли в ранг профессиональных изданий например, самый влиятельный в мире западной фантастики критико-библиографический журнал Locus. Удивительно, но традиционная, то есть бумажная, фэнзинная культура сохранилась в Западной Европе и в США и сегодня, в эпоху «победившей цифры» (В России бумажный самиздат окончательно ушёл в Интернет ещё в первой половине нулевых). В нашей коллекции имеются фэнзины из Сербии, США, Швеции, Болгарии, Чехии.
Позже фэнзины получили широкое развитие в большинстве молодёжных субкультур от рок-музыки до сообщества ролевиков и любителей боевых искусств.
В СССР первые фэнзины, посвященные фантастике, появились в середине 1960-х годов, став важной вехой в истории отечественной фантастической литературы 1960-1990-х. «Золотой» же век «фэнзиномании» приходится на 1980-е, что совпадает с расцветом общественно-политической неподцензурной прессы.
Причины возникновения любительской журналистики в США и в СССР, конечно же, разные. Появление в СССР фантастического самиздата (как и литературного в целом) вынужденный ответ на тотальный дефицит книжной фантастики (и прежде всего, зарубежной), непреодолимость для большинства молодых авторов издательских барьеров, почти полное отсутствие исследований и библиографии фантастики. Наконец, с конца 1960-х годов в СССР начал формироваться свой мощный, многоликий Фэндом, нуждавшийся в обмене информации, в своей прессе. На страницах фэнзинов впервые были напечатаны произведения большинства звёзд отечественной фантастики 1980-2000-х. Феномен печатной фэнзинной культуры: при тиражах от нескольких экземпляров (стандартная закладка в печатную машинку) до нескольких десятков (если появлялся доступ к ксероксу или ротапринту), тексты, опубликованные в них, стремительно разлетались по всему Советскому союзу, а издатели фэнзинов становились если и не легендами Фэндома, то людьми определённо заметными в нём. И никакого тебе интернета!
Помимо произведений молодых или «непечатных» авторов фэнзины активно популяризировали зарождающееся фантастиковедение критику, библиографию, литературоведение фантастики; публиковали не прошедшие сквозь цензуру тексты классиков и мэтров (Стругацкие, Михайлов), очень много печаталось переводов зарубежной фантастики.
Коллекция журнально-газетного и книжного «фантастического» самиздата РГБМ первая и наиболее полная в России. В ней собрано более 500 единиц хранения самопальные издания 1980-2000-х годов, разные по способу печати (от машинописи до принтера и офсета), тиражу (от 1 экземпляра до нескольких сотен) и формату/содержанию от толстых литературно-художественных альманахов и взвешенных критико-библиографических журналов до библиографических листовок, от изданий ролевой и толкинистской субкультуры до «жёлтое прессы» Фэндома юмористических фэнзинов, в которых отражался не столько литературный процесс, сколько процесс посещения фантастических конвентов со всеми вытекающими отсюда анекдотами из жизни писателей и фэнов (в нашей коллекции хранится почти полный комплект самого знаменитого, язвительного и очень смешного журнала «Страж-Птица», выходившего в Омске в 1980-1990-х гг.).
Всю коллекцию можно условно разделить на два основных блока:
1) неофициальная литературная периодика: самиздат журналы, газеты, альманахи, бюллетени, фэнзины. Помимо содержания (ведь на их страницах нередко начинали свой путь многие ныне широко известные писатели), эти издания представляют ценность ещё и в контексте визуальной культуры (оригинальность оформления, макета, формата). В нашем фонде хранятся издания на русском, украинском, английском, болгарском, чешском, сербском и шведском языках.
2) «самопальные» книги: машинописный, матричнопринтерный самиздат (так называемые «списки») «закрытого» и недоступного в СССР худлита. Эта коллекция существует только в оригинальном (неоцифрованном) виде. Она интересна, с одной стороны, как важный культурный факт эпохи, а с другой, в силу своей тиражной, материальной, а шире историко-библиографической (какие произведения ходили в «списках») уникальности.
Как было сказано выше: «сердце» фонда это фантастический самиздат (и я надеюсь, что это станет стартовой площадкой для другого проекта «на перспективу» создания Музея Фантастики при РГБМ). И всё же хотелось бы создать репрезентативный фонд литературного самиздата вообще. Коллекция регулярно пополняется, в том числе и за счёт изданий, так сказать, общелитературного характера (поэзия, проза, литературный авангард, литературный андеграунд).
Мы принимаем самиздат в дар. Особенный интерес представляют издания, вышедшие в советское время. Коллекция, уверен, будет интересна как широкому кругу любителей истории литературного и книжного быта СССР и зарубежья, так и специалистам-книговедам.
На сегодняшний день (декабрь 2018 г.) почти полностью завершён этап оцифровки фонда и его каталогизации в библиотечной системе ОРАС. Уже сейчас любой желающий, зайдя в наш каталог, может получить не только библиографическое аннотирование описание имеющегося в фонде объекта самиздата, но и в большинстве случаев ознакомится с PDF-версией того или иного фэнзина. А уникальные оригиналы можно подержать в руках уже сейчас для этого достаточно прийти в Зал художественной литературы РГБМ. Кроме того, каждый объект хранения снабжаются QR-кодом достаточно поднести к журналу смартфон, и PDF-версия фэнзина «переместится» в ваш телефон.
Давайте вместе создадим лучший в мире фонд фантастического самиздата. Понимаю, что держатели уникальных, редких изданий, не готовы с ними расстаться. Но PDF-копии оригиналов мы тоже принимаем. Эпоха фантастического самиздата во многом уникальна, хотелось бы её сохранить.