Знакомьтесь и присоединяйтесь! Инициативы на всероссийском конкурсе
Автор: Захаренко М.П.
Издание: Библиотека. — 2019. — №1 . — С.6 —11.
Марина ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора Российской государственной библиотеки для молодёжи
Волонтёрство в нашей отрасли развивается уже не первый год, приобретая разные формы и направления. В 2018-м, который прошёл под знаком добровольчества, активисты движения получили возможность не только громко заявить о себе, но и посоревноваться. Российская государственная библиотека для молодёжи совместно с Ассоциацией волонтёрских центров при поддержке Министерства культуры РФ и Российской библиотечной ассоциации организовала и провела Всероссийский конкурс «Лучший молодёжный волонтёрский проект в библиотеке».
Состязание проходило с 27 февраля по 11 октября 2018 г. в трёх номинациях: «Лучший реализованный волонтёрский проект», «Лучшая идея волонтёрского проекта в библиотеке», «Лучший личный опыт культурного волонтёрства в библиотеке». Партнёрами выступили федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь), Национальный совет молодёжных и детских объединений России, Мосволонтёр и Роспатриотцентр.
В октябре в рамках V Международного конгресса «Современная молодёжь в современной библиотеке» состоялись официальное подведение итогов и церемония награждения победителей.
Широта представительства
На конкурс поступило 358 заявок из 63 регионов России. Наиболее активными оказались представители Московской (34), Белгородской (22), Новосибирской (16), Свердловской (13) областей, Удмуртской Республики (12), Красноярского края (12) и города Москвы (11). В общей сложности в состязании приняли участие жители двух автономных округов, 12 республик, восьми краёв, 39 областей и двух городов федерального значения.
В шорт-лист конкурса вошло 38 проектов 365 библиотек разных типов и видов (публичных всех уровней подчинения, библиотек образовательных учреждений и других систем и ведомств, библиотечных подразделений организаций культурно-досугового типа), волонтёрских сообществ НКО и даже отдельных физических лиц.
Свои программы представили специализированные молодёжные и детско-юношеские библиотеки, детские, центральные библиотеки субъектов Российской Федерации (универсальные научные), специальные для слепых и слабовидящих. Активное участие приняли сотрудники сельских учреждений они составили почти четвёртую часть конкурсантов.
Содержание и критерии
Были представлены проекты профориентационной, экологической, социальной, гражданско-патриотической, историко-краеведческой, правовой направленности, а также касающиеся продвижения чтения, развития творческого потенциала молодого поколения, сохранения и поляризации локальной культуры. Характерно, что смыслом и задачей многих программ является продвижение практики и самой идеи волонтёрства.
Разнообразны формы деятельности энтузиастов
Это клубы, молодёжные читательские советы, школы, добровольческие центры, фестивали чтения. Многие объединяются вокруг одной идеи: любители интеллектуальных игр, создатели тактильных и аудиокниг, видеороликов...
Кто-то готов участвовать в модернизации библиотечного пространства, а кто-то не жалеет времени на помощь инвалидам, пожилым, попавшим в трудную жизненную ситуацию людям.
Волонтёры участвуют в организации массовых и профессиональных мероприятий, социологических опросов, выстраивают досуг для детей с элементами арт- и библиотерапии, проводят громкие чтения, обучают пользователей
компьютерной грамотности, начитывают литературу на аудионосители и создают тактильные книги для слепых и слабовидящих, занимаются оформлением выставок, разрабатывают сценарии, готовят театральные представления, пишут информационные материалы, участвуют выездных мероприятиях, включая экскурсии по культурным и историческим местностям, поисково-исследовательские экспедиции, литературные субботники, надомное обслуживание маломобильных граждан. Практически в каждой библиотеке без помощи волонтёров не обходится ни одна крупная акция.
Консолидированным мнением членов жюри и оргкомитета были определены девять лауреатов в основных и восемь в поощрительных номинациях.
При оценке внимание уделялось актуальности и обоснованности проблематики проекта, степени вовлечённости волонтёров, охвату и составу целевой аудитории. Учитывались регулярность работы с активистами и методы поощрения, разноформатность подходов, методическая проработка и качество оформления проекта, результативность и социальный эффект.
Представленные на конкурс проекты станут основой для разработки методических рекомендаций по культурному волонтёрству на базе библиотек.
«Лучший реализованный волонтёрский проект»
В этой номинации лауреатами стали:
• «Добровольческий центр СОЮБ» (1-е место), Самарская областная юношеская библиотека. Период реализации 20132018 гг.
Объединяет молодых людей, участвующих в организации и проведении социально значимых мероприятий, среди которых: Всероссийские акции «Библионочь» и «Ночь искусств», День космонавтики, краеведческий квест, «Молодёжный проспект», площадки на Дне города, благотворительный фестиваль «Добрая Самара», Всероссийский фестиваль авторской песни имени В. Грушина. В активе клуба числится 20 человек, база данных постоянных волонтёров насчитывает 150 человек.
Добровольцы занимаются приёмом посетителей, ведут документацию, осуществляют информационное сопровождение событий, секретарскую и курьерскую работу, придумывают и реализуют дизайн-проекты, помогают в транспортировке объектов и проведении выставок, ассистируют на детских занятиях, занимаются представительством библиотеки в интернете, участвуют в театрализованных представлениях и концертах, а также в международных образовательных программах, семинарах и конференциях. В 2018 г. стартовала работа мастерской «Культурный доброволец».
• «Система молодёжных клубов Новосибирской областной юношеской библиотеки» (2-е место). Период реализации с 2010 г. по настоящее время.
Молодёжные клубы, работающие на волонтёрской основе, существуют в Новосибирской ОЮБ с 2010 г. За это время появилось более 30 объединений под руководством молодых людей. Среди них литературный клуб «Первоснежник», клуб исторического танца Viento, дискуссионный клуб движения «Русские пробежки», косбенд «Пятая комната» (объединение любителей косплея костюмированного шоу с участием персонажей аниме, манги и видеоигр), «Легенда» (клуб любителей карточной коллекционной игры «Берсерк» волонтёрство в проведении игровых турниров, обучении новичков), студенческое общество «Идегел» (объединяет студентов-тувинцев), исторический дискуссионный клуб «Рубикон».
• «Молодёжный клуб «ЛиСа». Интеллектуально-творческий и образовательный досуг для молодёжи» (3-е место), Дороховская сельская библиотека, Московская область. Период реализации с 19 марта 2016 г. по настоящее время.
Проект направлен на организацию интеллектуального, творческого, спортивного и образовательного досуга для подростков и молодёжи в возрасте от 12 до 35 лет, проживающих в Дороховском сельском поселении. По инициативе «ЛиСы» созданы и реализуются проекты: «Игротека в библиотеке» (для взрослых и детей), ежемесячные «Ночи в библиотеке», «Поделись умением своим», «Клуб английского языка», «Моя экскурсия», «Прочитали и вам советуем». Члены молодёжного клуба принимают активное участие в крупных социально значимых мероприятиях, помогают в их организации, рекламировании. С марта 2018 г. выходит информационное издание «ЛИСтовка», где публикуются материалы о прошедших и предстоящих событиях, стихи местных поэтов, интервью с участниками «ЛиСы», отзывы о книгах. Число активистов клуба составляет около 30 человек. За время работы «было проведено более 300 мероприятий.
«Лучшая идея волонтёрского проекта»
Право называться авторами самой креативной задумки для добровольческого объединения получили:
• «Студия арт-волонтёрства «#ДобрыйЯ» как способ вовлечения трудных подростков в волонтёрскую деятельность» (1-е место), Саратовская ОБДЮ имени А. Пушкина. Период реализации сентябрь 2018 г. сентябрь 2019 г.
В программе планируется участие не менее 20 человек из числа трудных подростков. В качестве добровольных помощников для проведения обучающих и социализирующих мероприятий будут приглашены представители Регионального центра «Молодёжь Плюс», студенты кафедры социологии Поволжского института управления имени П. Столыпина, сотрудники городского Молодёжного центра.
В рамках проекта запланированы мотивирующие акции, обучающие и профориентационные мероприятия, встречи с интересными и известными людьми Саратовского региона, сеансы арт-терапии, литературные игры, парады, направленные на социокультурную адаптацию ребят.
• «Ай-читай!» (2-е место), ЦБС г. Сатка, Челябинская область. Период реализации апрель-сентябрь 2018 г.
Более чем в 20 населённых пунктах Саткинского района нет ни библиотек, ни передвижных систем, ни пунктов выдачи книг. В общей сложности охват местного населения библиотечным обслуживанием составляет 58 процентов. Для решения проблемы библиотекари и волонтёры, сплавляясь на катамаранах по пролегающей вдоль района реке Ай, будут доставлять издания в отдалённые уголки, собирать информацию о необходимой литературе и востребованных услугах библиотек, организовывать культурный досуг для жителей и туристов на местах стоянок.
• «Доступные учебники для незрячих студентов» (3-е место), библиотека Томского медико-фармацевтического колледжа. Период реализации сентябрь 2018 г. август 2019 г.
В библиотеке Сибирского государственного медицинского университета на данный момент отсутствует сформированный фонд учебных пособий для незрячих студентов. Имеющиеся в библиотеке колледжа несколько изданий в аудио формате записаны очень давно и не соответствуют современному образовательному стандарту В других учреждениях представлена в основном художественная, научно-популярная и медицинская литература общего характера.
В рамках проекта планируется создать уникальные аудиопособия, полностью соответствующие учебному плану колледжа, на основе консультаций с педагогами, преподающими соответствующие дисциплины и профессиональные модули. Волонтёры будут привлекаться к читке текстов (это студенты, обучающиеся по схожей специальности и хорошо знакомые с медицинской терминологией), апробации пособий, анкетированию целевой аудитории, распространению информации среди студентов с нарушениями зрения о наличии учебных аудиоизданий.
«Лучший личный опыт культурного волонтёрства в библиотеке»
Казалось бы, что можно сделать в одиночку, ведь даже известная пословица утверждает: один в поле не воин. Но, оказывается, увлечённый своим делом человек и без всякой поддержки способен на многое. Это доказали своим примером участники данной номинации:
• Ксения Владимировна Шмелёва (1-е место), «Литературный дворик «Ксюшина сказка"», частная летняя библиотека, Московская область. Период реализации с 19 мая по 31 августа 2018 г.
Частная летняя библиотека для ребятишек из многодетных семей и юных жителей деревни Мамоново Московской области появилась в одном из дворов. В этом небольшом помещении, сконструированном с помощью родителей, Ксения Шмелёва организовала библиотечное обслуживание, занимается кукольными постановками сказок, проводит мастер-классы, художественные занятия и игровые-фольклорные программы. Основной фонд «Литературного дворика» составляет семейная библиотека около 500 детских книг.
• Мария Алексеевна Новых (2-е место], «Эссе Я библиотекарь будущего», библиотечно-информационный юношеский центр имени В. Тендрякова, г. Вологда]. Период реализации с 2016 г. по настоящее время.
Вот уже два года Мария Новых активно участвует в деятельности Библиотечно-информационного юношеского центра, осуществляя организацию различных мероприятий, среди которых Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», Университет молодого библиотекаря «Современная библиотека: курс на читателя», акция «Поэтическая весна» и т. д. С сентября 2017 г. она возглавляет «МЧС: Молодёжный читательский совет», определив одной из главных его задач разрушение стереотипов о библиотеке и превращение её в свободную площадку для самореализации школьников и студентов. Под руководством Марии Новых совет осуществляет волонтёрскую деятельность в ходе различных библиотечных и городских мероприятий: на литературных вечерах, мастер-классах, фестивалях поэзии.
• Юлия Сергеевна Кириченко (3-е место), «Свети, пока можешь...», Уразовская модельная детская библиотека, Белгородская область. Период реализации с 2010 г. по 2018 г.
С самого начала своего волонтёрского пути Юлия Кириченко, первый председатель добровольческого отряда «Мы рядом!» Модельной детской библиотеки, ведёт активную деятельность по сохранению исторической памяти малой родины: участвует в поисково-исследовательских экспедициях, ведении социологических опросов, готовит заметки и интервью, которые публикуются в газете отряда «Паруса доброты». Записанные ею и другими членами объединения воспоминания очевидцев и участников Великой Отечественной войны составили основу накопительных папок, а также электронного контента «Живая летопись войны», где кроме текстовой информации помещены фотографии, аудио- и видеозаписи встреч с ветеранами.
При работе с волонтёрскими объединениями осуществляется методическое сопровождение их деятельности, проводятся советы, активы и неформальные вечеринки, обеспечивающие тесное взаимодействие между клубами и их интеграцию в жизнь библиотеки.
Дополнительные номинации
Кроме основных наград были вручены и дипломы в дополнительных номинациях:
• «За поддержку и стимулирование творческого потенциала молодёжи» проект «Квартирник без квартиры «Теплота"», ЦБС г. Муравленко Ямало-Ненецкий автономный округ. Период реализации 22 апреля 2017п 2018 г.
Квартирник «Теплота» представляет собой неформальное творческое пространство, объединяющие молодых музыкантов, поэтов, художников, актёров города Муравленко. Волонтёры принимают участие в определении тематики акций и их организации, рекламных кампаниях по привлечению новичков, выступлениях. Предусмотрены мероприятия различных форм: поэтический вечер, театральный капустник, вечер виниловой музыки.
• «За эффективное методическое сопровождение» проект «Школа волонтёра», Российская государственная детская библиотека, г. Москва. Период реализации с 2016 г. по настоящее время.
Благотворительный проект направлен на помощь детям, попавшим в трудные жизненные ситуации и находящимся на долгосрочном стационарном лечении в медицинских и реабилитационных учреждениях. В ходе реализации проекта студенты гуманитарных вузов посещают в Учебном центре РГДБ семинары-практикумы, заключают волонтёрские договоры и осуществляют регулярные выезды в больницы, где проводят различные литературные мероприятия для ребят. Проект готовит волонтёров к работе с юными пациентами в клиниках и санаториях на материале детской и подростковой литературы.
• «За эффективное содействие формированию профессионального самосознания будущих библиотекарей» проект «Культурный волонтёр», Центральная библиотека имени А. Пушкина ЦБС г. Челябинска. Период реализации с 2017 г. по настоящее время.
Направлен на укрепление профессиональной мотивации и усиление подготовки студентов, а также на повышение привлекательности библиотеки и образа библиотекаря молодёжной аудитории. Волонтёры (в первую очередь студенты Южно-Уральского государственного института искусств имени П. Чайковского и Челябинского государственного института культуры) участвуют в проведении библиотечных мероприятий, в том числе крупных фестивалей и акций (например, Всероссийского тотального диктанта, «Библионочи»), выездных рейдов (дарение книг и организация культурного досуга для детей, находящихся в больнице), квестов, помогают в работе с фондом, в оформлении выставок и др. Добровольческая группа включает в себя 25 человек. Благодаря сотрудничеству с Ассоциацией волонтёров Южного Урала участники проекта получили официальные членские книжки.
• «За развитие добровольчества, направленного на людей с особыми потребностями» проект «Найди себя в библиотеке», Владимирская областная специальная библиотека для слепых. Период реализации с 2015 г. по настоящее время.
Цель оказание помощи в обслуживании людей с особыми потребностями, в том числе читателей Владимирской ОСБС. Студенты будущие дефектологи, психологи, социальные педагоги, а также учащиеся общеобразовательных школ Владимира и области привлекаются для начитывания текстов аудиокниг, создания рукодельных изданий, проведения праздников, викторин, игр и мастер-классов. Среди проектов, в которых участвуют волонтёры, аудиобиблиотека местных писателей «Услышь родного края голоса!»; «Тактильные рукодельные книжки создаются руками студентов»; программа краеведческих путешествий «Города, в которых родилась Россия»; досуговый центр для людей с нарушениями слуха и зрения «Ариадна»; «Каникулы в библиотеке»; мастер-классы для людей с инвалидностью; викторины и праздники для детей с особыми потребностями; тактильные выставки; индивидуальные и массовые громкие чтения.
• «За содействие интеллектуальному развитию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» проект «Внеурочно», библиотеки Ивановского государственного университета, Ивановского государственного политехнического университета, Ивановской государственной сельскохозяйственной академии имени Д. Беляева, Ивановского государственного химико-технологического университета, Ивановская областная библиотека для детей и юношества. Период реализации сентябрь 2018 г. июнь 2019 г.
Призван помочь сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей, получить качественное образование, успешно адаптироваться ко взрослой жизни, стать в будущем грамотными и высококвалифицированными специалистами. Занятия с наставниками волонтёрами из числа студентов будут проходить на базе библиотек вузов. Кроме школьной и научной программ с целью развития компетенций для детей будут организованы мастер-классы, тренинги, воркшопы в Ивановской ОБДЮ. Там же планируется проводить занятия, тестирования, игры с привлечением специалистов Центра профориентации и развития «Перспектива». Предполагается привлечь Ивановский городской волонтёрский центр.
• «За вклад молодых библиотекарей в развитие добровольческого движения» проект «Отзывчивые библиотекари», Центральная городская библиотека ЦБС г. Прокопьевска, Кемеровская область. Период реализации с 2012 г по настоящее время.
Помощь социально незащищённым жителям города оказывают 20 молодых библиотекарей активистов творческого объединения «Млечный путь». Они проводят благотворительные и просветительские акции, культурно-досуговые и образовательные мероприятия. Вот только некоторые из них: Школа информационно-компьютерной грамотности «Шаг за шагом» в Доме ветеранов, доставка книг инвалидам и пенсионерам «Скорая библиопомощь», культурно-досуговые акции в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в детских домах.
• «За продолжительное развитие волонтёрства в отдельно взятом направлении» проект «Волонтёрство в сфере интеллектуальных игр на базе библиотеки», Красноярская краевая молодёжная библиотека. Период реализации с 2015 г. по настоящее время.
Рассчитан на участие в мероприятиях, посвященных интеллектуальным играм, в частности турнирах, состязаниях, чемпионатах, среди которых «Енисейская знать», «Кубок губернатора по брейн-рингу». В проекте принимают участие члены Клуба интеллектуальной молодёжи, сотрудники библиотеки, представители Ассоциации содействия интеллектуальным и развивающим играм. Фестивали проводятся в несколько дней. В течение этого времени волонтёры находятся на площадках консультируют игроков, помогают организаторам. Привлечение добровольцев осуществляется через молодёжные центры, социальные сети и самих участников объединения. Проводятся подготовительные тренинги.
• «За консолидацию волонтёрского движения» проект «Школа волонтёра «ЗаДело!» Молодёжный креатив-центр Модельная библиотека-филиал № 4 ЦБС г. Стерлитамака, Республика Башкортостан. Период реализации август 2018 г. 2020 г.
На данный момент в Стерлитамаке нет координационного центра, способного систематизировать работу с активистами, организовать общий банк данных о благополучателях, осуществлять постоянную обратную связь, обучение и стажировку начинающих добровольцев. Для решения этой проблемы Молодёжный креатив-центр предлагает создать на своей базе штаб-школу волонтёрства для реализации творческих и социальных проектов совместно с библиотекой. Запланирована работа нескольких площадок: просветительской «Школа волонтёра» (подготовка, обучение и стажировка начинающих добровольцев); коммуникационной «Конвейер Т&Р: теория и практика» (активизация живого диалога между волонтёрами разных направлений, добровольческих и иных социально ориентированных организаций с целью обсуждения актуальных тем и проектов); информационной «РРОдвижение» (информирование о ценностях и возможностях движения, об успешных социальных проектах, освещение в социальных сетях и медиа инициатив волонтёров Стерлитамака); деятельностной «Кто, если не мы» (разработка и реализация конкретных мероприятий, в том числе культурно-массовых).
После подведения итогов года работа не прекращается. Участники проектов охотно делятся планами на будущее, и это даёт уверенность в том, что число волонтёров и их добрых дел будет расти и множиться.