Десять рабочих встреч и психолог в библиотеке»: воспоминания, наблюдения и размышления
Автор: Самохина М.М.
Издание: Библиотечное дело. — 2018. — №22 . — С. 29-33.
В Москве прошла Десятая Всероссийская рабочая встреча «Социолог и психолог в библиотеке», которую можно считать юбилейной. Очевидно, есть необходимость вспомнить об истории этих Встреч, о развитии их тематики, поговорить об их специфике, структуре их аудитории, об их перспективах.
Сама идея таких Встреч принадлежит доктору социологических наук Зое Алексеевне Янковой (1921-1998), которая почти 15 лет (с середины 1980-х гг.) руководила отделом социологических и психологических исследований Российской государственной юношеской библиотеки. Название придумано Ларисой Сергеевной Бахуриной. Нельзя не отметить, что сегодня оно используется для различного рода мероприятий (и не только библиотечных); возможно, заимствованно именно у нас.
Первая Встреча была организована сотрудниками отдела осенью 1996 г. (точной даты нынче никто не помнит) 1Первые две Рабочих встречи назывались «Социолог и психолог в детской и юношеской библиотеке». То же название у первого сборника (в двух частях) с материалами Встреч. Далее (с 2001 г.) выпускаются сборники «Социолог и психолог в библиотеке».. Присутствовало человек 10-12, в основном из РГЮБ (ныне РГБМ) и РГДБ. Конкретно я никого не помню, кроме Эдуарда Рубеновича Сукиасяна, который стал постоянным и активным участником последующих Рабочих встреч.
Уже тогда стало ясно, что потенциально круг тех, кто заинтересован в подобных мероприятиях, гораздо шире. Вырисовывались и цели будущих Встреч обмен информацией и опытом работы, обсуждение актуальных проблем, дискуссии, налаживание профессиональных контактов. Анализируя деятельность коллег, размышляя о задачах библиотеки в современной России, мы пришли к выводу, что эти дискуссии и эти контакты не могут быть ограничены собственно библиотечной сферой. А поэтому на заседаниях должны выступать не только библиотечные специалисты, социологи и психологи, но и философы, педагоги, представители общественных организаций все, чья деятельность связана с проблематикой той или иной Встречи.
Соответствовать задачам должен был и жанр, формат общения. Мы нашли его достаточно быстро. Не научная или даже научно-практическая конференция. Не обучающий семинар или школа. Именно Рабочая встреча разговор, обмен опытом, живое общение. Очень точно сформулировала Слава Григорьевна Матлина: «Это промер того, как можно собирать людей и давать им возможность разговаривать друг с другом». Специфика формата выделение значительного времени на вопросы к докладчику, на обсуждение, на дискуссию. Так было уже на Второй встрече (27-28 апреля 1999 г.) и продолжилось на всех последующих. В реальности, конечно, это происходит не с каждым выступлением, однако в сумме вопросы и обсуждения могут занимать почти столько же, а иногда и больше времени, чем «информационная» часть. Но (диалектическое противоречие) возможно это лишь при жёстком регламенте, который тоже стал нашей традицией.
Большой резонанс вызвал подготовленный ко Второй рабочей встрече сборник исследовательских материалов2Социолог и психолог в детской и юношеской библиотеке. (Памяти 3. А. Янковой). Части 1, 2, М., 1999. . Сама идея подобного издания, ныне уже традиционного, была предложена Л. С. Бахуриной (которая хотя давно не работает в РГБМ, но и сейчас макетирует эти сборники и участвует в их редактировании). На обложках всех следующих одиннадцати сборников Кот Семён, «фирменный знак» Рабочих встреч; «портрет» взят с керамического блюда, много лет висевшего в социологическом отделе.
На Второй встрече также впервые была озвучена наша совместная с РГДБ идея создания электронной базы данных по исследованиям чтения. В специальном выпуске информационного вестника «Юношеские библиотеки России» мы опубликовали бланки для сбора соответствующих материалов3См.: Юношеские библиотеки России. Информационный вестник. 2000. Выи. 4(11). С.18-22.. Тогда фактически ничего не получилось, однако идея продолжала витать в умах. Она много лет обсуждалась, модифицировалась и, наконец, активно продвигаемая Верой Петровной Чудиновой, объединившей усилия с Верой Викторовной Ялышевой, так или иначе воплотилась в электронной базе «Изучаем чтение», которую ведут РНБ и РГДБ4.
Тема Третьей рабочей встречи (30 октября-1 ноября 2001 г.) «Исследование проблем молодёжи: методология, методика, практика». Одним из её соорганизаторов стало Международное общество «Мемориал». Там прошло одно из заседаний «Социальные и психологические проблемы молодёжи: ответ общественных организаций». Выступления представителей Мемориала, Центра устной истории РГГУ, Фонда «Сострадание», Молодёжного центра прав человека вызвали большой интерес участников. На заключившем Встречу Круглом столе продолжилась острая дискуссия о принципах взаимоотношений библиотек с общественными организациями, о предоставлении пользователям информации из различных источников, о правах и обязанностях библиотек как государственных организаций, о необходимости для библиотечных социологов изучать не только собственно библиотечные проблемы и чтение, но и социальные проблемы, с которыми читатель сталкивается. Говорили, конечно, и о «внутренних» проблемах: о необходимости подготовки документов (как регламентирующих деятельность библиотечных социологов и психологов, так и типовых методик), о важности «практической» части Встреч мастер-классов, тренингов 5Стенограмма Круглого стола осталась в моём архиве..
К сожалению, большой, итоговый круглый стол мы не смогли организовать больше ни разу: уже на этапе формирования программ следующих Встреч становилось очевидным, что времени не хватает. Но такого рода разговоры были бы полезны хотя бы для того, чтобы понять, как меняются (или не меняются вовсе) актуальные, болевые, требующие обсуждения вопросы...
Надо отметить, что уже тогда ясно просматривалось принципиальное различие оно и сегодня отнюдь не стёрто. Психологи в библиотеках «настоящие», с базовым образованием, и их довольно много. Социолог же в библиотеке это, в общем, метафора; их фактически нет, их роль играют те методисты и обычные библиотекари, кто проводит исследования, кто пытается увидеть библиотечную реальность, свою библиотеку (или библиотеки) глазом социолога. Понятно, что организационные проблемы этих групп различны. Естественно, различна и тематика их работы. Любопытно, однако, что тогда сами различия выглядели несколько по-другому. Тематика социологических библиотечных исследований была связана, в основном, с чтением (в последние годы здесь происходят некоторые перемены). Психологи же, как утверждала Оксана Леонидовна Кабачек, занимаются чтением и читателем недостаточно активно, у них в приоритете другая, не библиотечная тематика профориентация, проблемы общения, профилактика асоциального поведения; сегодня всё совсем не так...
В 2002 г. изменилась структура отделов РГЮБ; отдел социологических и психологических исследований был расформирован. Коллектив распался часть сотрудников согласилась перейти в другие отделы, часть (в том числе и я) уволилась. Четвёртую Всероссийскую рабочую встречу «Социолог и психолог в библиотеке» (25-28 ноября 2003 г.) согласилась принять ЦБС «Киевская», директором которой была тогда Ирина Борисовна Михнова, в недавнем прошлом сотрудник нашего отдела, а затем учредитель Научно-внедренческого центра «Библиомаркет», важной частью деятельности которого были исследования. Соорганизаторами этой Встречи стали Центральная городская детская библиотека имени А. П. Гайдара и журнал «Школьная библиотека»6Подробнее о Четвёртой рабочей встрече см.: Самохина М.М, Социально-психологические аспекты чтения молодёжи II Вестник БАЕ. 2004. Вып. 4. С. 56-60.. А заявленная тема «Чтение в век электронных технологий» с тех пор так или иначе звучит в программах Рабочих встреч постоянно.
Как и на предыдущей, Третьей встрече, специальное внимание было уделено методическим и этическим проблемам деятельности библиотечных социологов и психологов. Состоялась презентация электронного пособия «Социолог в библиотеке», из которого впоследствии выросла моя одноименная книжка7Самохина М.М. Социолог в библиотеке, или Библиотекарь как социолог: Практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать. М., Рос. гос. юнош. б-ка, 2008. Электронный вариант: , и сегодня пользующаяся, насколько мне известно, достаточной популярностью.
Исторически сложилось так, что Четвёртой рабочей встречей «Социолог и психолог в библиотеке» как бы завершился некоторый этап. Он показал, что Встречи востребованы, что и социологам, и психологам необходимы профессиональное общение, налаживание профессиональных контактов, обсуждения и дискуссии. В сборники присылались материалы из разных регионов России. Для приезда коллеги использовали все экономические возможности; Встречи собирали уже до 80 участников. Начав с однодневной программы, мы перешли к двухдневной, затем к трёхдневной, а программа Чётвертой встречи охватывала даже 4 дня.
А дальше получился большой, пятилетний перерыв. Пятая Встреча «Библиотека и новое поколение сегодняшние и завтрашние проблемы» прошла с 18 по 21 марта 2008 г. вновь в Российской государственной юношеской библиотеке8В РГБМ она была переименована в 2009 году., директором которой незадолго до того стала И. Б. Михнова. Мы увидели, что заинтересованная аудитория сохранилась: более 50 только официально зарегистрировавшихся участников, более 30 из них представители регионов. А вот тематика, направление интересов эволюционировала сказались технологические (и не только) перемены вне и внутри библиотек. Прошло специальное заседание «Библиотека, чтение и электронные технологии». Да и на других заседаниях пленарных и секционных говорили о меняющейся медиасреде и её влиянии на чтение и «нечтение», на посетителя и библиотекаря. Большинство выступлений психологов было, в отличие от предыдущих Встреч, посвящено как раз чтению и литературе (и так оно, в общем, и продолжается). А у социологов рядом с чтением как предметом внимания более явно, чем прежде, стала просматриваться библиотека (потом выяснилось, что это тенденция). Профессиональные и социально-психологические проблемы библиотекаря обсуждали на пленарном заседании.
Так начался новый этап регулярные Встречи проходят каждые два года (в режиме биеннале) весной, в марте. Основным их организатором остаётся Российская государственная библиотека для молодёжи, основным соорганизатором Российская государственная детская библиотека. Понятно, что проблемы, связанные с чтением и библиотечно-библиографическим обслуживанием детей и молодёжи, не могут не занимать значимого места в программах. Однако во Встречах активно участвуют коллеги из научных, публичных, учебных библиотек, а также представители исследовательских центров, психологических служб, преподаватели, другие специалисты. Готовясь к каждой очередной Встрече, мы выбираем тему, которая кажется наиболее актуальной в этот момент для сообщества; в Информационном письме предлагаем вопросы для обсуждения. То есть пытаемся как-то направить течение Встречи. Однако собирающиеся конкретные люди определённым образом «окрашивают» заявленную тему, именно они каждый раз формируют реальное построение программы. Я думаю, это, в общем, логично и правильно, хотя бывает обидно, когда какие-то предложенные вопросы «не проходят», не поддерживаются тематикой выступлений и присланных для очередного сборника материалов.
Темы следующих Встреч были такие:
2010 «Библиотека и новое поколение: точки встреч и точки расхождения»;
2012 «Модернизация библиотек: наше участие, наш анализ, наши проблемы»;
2014 «Наши пользователи: кто они и чего ждут от библиотеки»;
2016 «Библиотека в современном обществе: традиции и инновации»;
2018 «Библиотека и чтение в цифровом мире: вызовы, возможности, перезагрузка».
Явно просматривается красная нить что происходит сегодня с библиотекой и чтением, как развивается ситуация, какие возникают проблемы, как они решаются (или не решаются). Учтём, что многие факторы, стороны этого «сегодня» с годами менялись (некоторые чрезвычайно быстро), другие же, к счастью или, к сожалению, оставались стабильными. Так что ситуация в целом требовала и требует постоянного мониторинга.
Основные цели встреч обмен опытом работы и обсуждение актуальных проблем, стоящих перед библиотечными социологами и психологами, диктуют и основные жанры выступлений. Это прежде всего рассказ о конкретном исследовании, о его задачах, методах, полученных данных, об использовании результатов. Для психологов ещё и рассказ о конкретной практической деятельности. Это обзор и/или вторичный анализ результатов исследований отечественных и зарубежных коллег. Это предложение новых (или забытых старых) методик, новых подходов.
Темы исследований вытекают из жизни, из встающих перед библиотеками проблем. Чаще всего они маркетинговые (ведь и сами исследователи зачастую являются одновременно библиотекарями-практиками). Полученные результаты нередко определяют управленческие решения, влияют на развитие и модернизацию комплектования, обслуживания, массовой работы, на кадровую политику. А далее возникают новые задачи и новые темы исследований...
Аудитория Встреч постоянно увеличивается: если в 2010 г. было около 60 человек, то в 2018 более 160 (и можно предположить, что не все регистрируются). Да, прибавка происходит в основном за счёт коллег из Подмосковья и, конечно, московских специалистов; в последние годы увеличилось, в частности, количество участников из библиотек учебных заведений техникумов и вузов. Но приезжает, несмотря на финансовые и другие сегодняшние сложности, много людей из регионов. Например, на Девятой встрече были представлены, кроме двух столиц, 13 регионов, на Десятой 15. Здесь и средняя полоса, и юг, и север, и Сибирь.
Появилась и виртуальная аудитория. Значительную часть. Девятой (2016) и Десятой (2018) встреч можно было смотреть онлайн; есть и записи9
, которые просмотрели от 120 до 270 человек.
Пополнение аудитории, конечно, радует, но не менее важно присутствие (и в программах, и в сборниках, и просто в зале) постоянных лиц. Это люди, на которых мы опираемся, на которых держатся традиции и авторитет Рабочих встреч. Мне кажется важным назвать сейчас как можно больше имён (простите, если кого забуду). В свой список я включаю и тех, кто сегодня уже не участвует, однако сыграл значительную роль в организации первых Встреч, в формировании традиций.
И поскольку Встречи наши Всероссийские, начну с регионов.
Самый яркий, пожалуй, пример Наталия Александровна Стефановская. Мы видим её фактически на каждой Встрече на трибуне и/или в сборнике. В 1999 г. она, заведующая методическим отделом Тамбовской ОЮБ, участвовала во Второй рабочей встрече. А в нашем отделе появилась ещё раньше с просьбой о консультации. По анкете, которую составила с нашей помощью, провела исследование (с результатами которого тогда и выступила). Сегодня она директор фундаментальной библиотеки Тамбовского государственного университета, доцент, доктор социологических наук, автор нетривиальной диссертации по острым проблемам чтения. Надеюсь, и мы помогли ей сделать один из первых шагов к этой вершине.
С 2012 г. регулярно выступает на Рабочих встречах и публикуется в наших сборниках Наталья Георгиевна Хрусталёва, заведующая отделом психологической поддержки молодёжи Ярославской ОЮБ им. А. А. Суркова. Ещё раньше начали к нам приезжать сотрудники Коми РЮБ Наталья Григорьевна Симанкова и Татьяна Олеговна Пономарева (автор нескольких статей).
Не могу не упомянуть Галину Михайловну Пальгуеву. Сейчас она, как говорится, на заслуженном отдыхе. Но её выступления на Пятой, Шестой, Седьмой, Восьмой встречах, её статьи сыграли большую роль и запомнились.
Многие коллеги приезжать по тем или иным причинам не могут, но присылают свои доклады, тезисы, результаты своих исследований и становятся заочными участниками Рабочих встреч. Сборники Встреч издавались и издаются мизерным тиражом и являются библиографической редкостью. Сегодня, однако, большинство из них доступно в электронном виде на сайте РГБМ10
.
Станислав Андреевич Кузнецов, с 2010 г. наш постоянный автор. Тогда он был библиотекарем Ставропольской краевой детской библиотеки им. А. Е. Екимце ва и аспирантом Северо-Кавказского технического университета. Сегодня социолог Ставропольской КДБ, заведующий отделом рекламы Ставропольской КУНБ им. М. Ю. Лермонтова, кандидат социологических наук. Во время Десятой рабочей встречи мы смогли (хотя только на экране, в записи) впервые увидеть его выступление.
Татьяна Августовна Пичугина (тогда сотрудник отдела социологии и педагогики чтения Удмуртской детско-юношеской библиотеки) впервые стала нашим автором в 2002 году. После большого перерыва в 2014 и 2018 гг. были опубликованы ещё две её интересных статьи (теперь она уже кандидат социологических наук, доцент кафедры истории, теории и практики социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета). В этих же двух сборниках есть статьи её коллеги из Удмуртской ДЮБ Юлии Александровны Козловской, а на Круглом столе во время последней Рабочей встречи мы увидели запись её выступления.
С 2008 г. у нас публикуются преподаватели Челябинского государственного института культуры, кандидаты педагогических наук Зоя Витальевна Руссак и Лэся Васильевна Сокольская. Несколько статей прислала Эльвира Гусмановна Хусайнова, социолог Национальной библиотеки Татарстана.
Всегда важна была для организаторов Рабочих встреч поддержка коллег из Санкт-Петербурга. Это сотрудники РНБ: Дмитрий Константинович Равин ский с всегда интересным анализом различных «кейсов» и проблем зарубежных библиотек; сотрудники Центра чтения Вера Викторовна Ялышева и Анна Сергеевна Степанова. О современных проблемах чтения и их изучении, а также о проблемах психологического образования библиотекарей публикации профессора СПбГУКИ, доктора педагогических наук Валентины Александровны Бородиной, которая сотрудничает с нами с 2008 г. (хотя приехать смогла, к сожалению, лишь однажды).
Ещё одна постоянная участница Встреч из СПбГУКИ Юлия Фёдоровна Андреева, кандидат педагогических наук. Впервые она, тогда библиограф Отрадненской городской библиотеки, появилась у нас в 2010 году.
Говоря о московских коллегах, начать логично с Валерии Дмитриевны Стельмах признанного авторитета в области библиотечной социологии. Она выступала на Рабочих встречах несколько раз всегда с острыми темами, связанными и с содержанием, и с методологией, и с методикой исследований.
Имя Славы Григорьевны Матлиной видим уже в регистрационном списке на Вторую рабочую встречу в 1999 году11Социолог и психолог в детской и юношеской библиотеке. М., 1999. Ч. 1. С. 5-6.. И оно присутствует во всех последующих регистрационных списках, в программах всех Встреч. Её статьи есть в каждом сборнике. Сквозная тема выступлений и публикаций современная библиотека как публичное пространство, её место в мире, проблемы её персонала.
Елена Васильевна Захарова, ныне директор РГБС, выступает на каждой Рабочей встрече, начиная с Третьей (2001). Анализируя результаты исследований, она говорит о проблемах и переменах в библиотечно-информационном ОБСЛУЖИВАНИИ незрячих.
Одним из участников Второй рабочей встречи была Светлана Николаевна Щеглова, специалист по социологии детства и социологии молодёжи (ныне доктор социологических наук); статья её есть в сборнике, вышедшем после этой Встречи. Она выступала также и на Третьей встрече, а затем, после большого перерыва на Девятой и Десятой.
С 2012 г. участвует в Рабочих встречах кандидат социологических наук Любовь Фридриховна Борусяк. Её выступления и статьи по проблемам чтения молодёжи неизменно вызывают интерес аудитории.
Несколько наших Встреч открывал директор. ГПИБ Михаил Дмитриевич Афанасьев. Говоря о том, что, по его мнению (как управленца и как исследователя), определяет сегодняшний и завтрашний день библиотеки, он каждый раз как бы задавал тон всему «течению мероприятия». (Тут, кстати, нельзя не отметить, что в те времена, когда начальником отдела библиотек в Министерстве культуры была Татьяна Львовна Манилова, она неизменно приезжала на открытие Встреч и приветствовала их участников. В дальнейшем Министерство специального внимания нам уже не уделяло).
А теперь, собственно, про нас, организаторов. С самого начала среди активных участников, ведущих пленарных и секционных заседаний, авторов статей Вера Петровна Чудинова, замечательные психологи РГДБ Наталья Григорьевна Малахова и (до недавних пор) Оксана Леонидовна Кабачек. Нельзя не вспомнить покойную Елену Ивановну Голубеву, стоявшую у истоков Рабочих встреч, выступавшую на первых пяти из них.
С 2012 г. во Встречах участвует Елена Андреевна Колосова (ныне заведующая отделом, кандидат социологических наук). Собственно, она, вместе с заместителем директора РГДБ по науке и издательской деятельности Ольгой Петровной Мезенцевой, и организует «детские» дни Встреч, которые проходят в РГДБ. И понятно, что каждый раз в программах и сборниках активно «звучат» сотрудники отдела: Александра Юрьевна Губанова (кандидат социологических наук), Александра Викторовна Березина (кандидат психологических наук), психологи Евгения Анатольевна Армадерова и Светлана Сергеевна Кукушкина. Их статьи и выступления чаще связаны с проблематикой чтения современного ребёнка и подростка, однако коллеги занимаются также проблемами профориентации, мониторят потребности юных посетителей и их родителей.
В РГЮБ традиции первых Рабочих встреч вместе со мной закладывали сотрудники отдела социологических и психологических исследований уже упомянутая Лариса Сергеевна Бахурина, Валентина Васильевна Ильина (ныне директор библиотеки «Дом А. Ф. Лосева»), Раиса Зиновьевна Панова, Юлия Владимировна Овчинникова. На втором этапе образованию новой (и возвращению старой) аудитории активно способствовали Александр Владиленович Пурник с темами про электронное чтение и библиотеку 2.0 и Алексей Викторович Янков, выступавший по материалам своего (пользовавшегося широкой известностью) блога, в котором он собирал информацию о работе зарубежных библиотек с молодёжью. На каждой Встрече выступает и ведёт заседание секции, в каждом сборнике публикуется наш психолог Наталия Николаевна Талызина. Позже в работу включилась её молодая коллега Мария Андреевна Ефимова.
Очень важным мне кажется и то, что директор РГБМ Ирина Борисовна Михнова и заместитель директора по научной и методической работе Марина Павловна Захаренко участвуют в Рабочих встречах не только формально и официально они и выступающие, и ведущие.
***
Задумываясь о будущем Рабочих встреч, логично начать с наблюдений за количеством и активностью молодых участников. Да, молодёжь есть. Пожалуй, её даже прибавляется. Выступают на заседаниях молодые специалисты (в том числе, мужчины). Очень понравилось мне на последней Встрече выступление Алины Александровны Богатковой, первого заместителя генерального директора ЦУНБ им. Некрасова, рассказавшей о работе молодого исследовательского коллектива, где все с социологическим образованием. Молодые сотрудники (во главе с заведующей Еленой Андреевной Колосовой) составляют половину коллектива отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ. Нельзя не отметить также, что среди соавторов статей в наших сборниках появляются студенты (либо упоминается участие их в исследованиях).
И всё же это слишком малый процент. Характерно, что развернувшаяся в последние годы активность библиотечной молодёжи не включает ни социологическую (и вообще исследовательскую), ни психологическую тематику. В прошлом году, на очередном из проводящихся в РГБМ Молодёжных библиотечных конвентов я попыталась найти участников, интересующихся подобными вопросами. Несколько человек отметили в анкетах такой интерес, но моё обращение к ним перед Рабочей встречей (то есть спустя несколько месяцев) отклика не нашло.
И ещё одно наблюдение. Названная тематика фактически не представлена в профессиональной сфере «офицально» 12Эта ситуация описана мною более 10 лет назад (и уже тогда она была старой и привычной). См.: Самохина М.М. Что растёт на нашем поле: Наблюдения и размышления библиотечного социолога. Библиотечное дело, 2007. №8(56). С. 2-6.
. В РГБ нет не только соответствующей структуры, но, насколько я знаю, и специалистов; лишь ведутся время от времени отдельные исследования. Коллеги в РНБ занимаются только чтением его продвижением и изучением (и большое им за это спасибо). В РБА есть секция по научно- исследовательской работе, но там ориентация исключительно на библиотековедение при том, что большинство реальных библиотечных исследований (больших и маленьких) имеют именно социологический характер.
Приглядимся: развёрнутые сегодня в профессиональном сообществе дискуссии о судьбе библиотек касаются не только и даже не столько глобальных технологических перемен, сколько того, как эти перемены сказываются на библиотечном и вообще информационном поведении реальных и потенциальных пользователей, а это именно социальные проблемы. Между тем в огромном документе Программе последней Крымской конференции слово «пользователи» встречается лишь 35 раз, и в большинстве случаев речь идёт о пользователях АБИС. Слово «посетители» встречается единожды и это посетители выставок. Слово «читатели» 19 раз, в основном в применении к детям, юношеству и к тем, кто читает электронные тексты. Слова «психологи» нет вообще.
Возможно, потому и библиотечная молодёжь в эту сторону не очень смотрит, а предпочитает более «видимые» (во всех смыслах) направления работы технологии, организацию пространств и то, что называется ужасным термином «активности».
Такова ситуация, в которой существуют уже более 20 лет наши «биеннале». Пока держимся...
С автором можно связаться: margarita@library.ru