Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Дополнительное профессиональное библиотечное образование: зачем, чему и как обучаем (практика РГБМ)

Автор: Захаренко М.П.

Издание: Сахаровские чтения — 2017: сб. ст. по материалам VI Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 1-2 декабря 2017 г. / С.-Петербург. гос. ин-т культуры; науч. ред. М.Н. Колесникова. — СПб.: КультИнформПресс, 2017. — С. 146—150.

Марина Павловна ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе
Российской государственной библиотеки для молодёжи,
председатель Молодёжной секции Российской библиотечной ассоциации

Развитие и повышение квалификации персонала библиотек в настоящее время приобрело особенно большое значение. Постоянное повышение профессиональной квалификации (компетенций и навыков) теперь выдвигается в качестве обязательного требования. Прежде любой специалист библиотеки мог надеяться, что полученного им образования и навыков хватит на всю жизнь. Однако сейчас базовое образование создаёт лишь основу для дальнейшей профессиональной деятельности и гарантированной востребованности специалиста на отраслевом рынке труда.

Кроме того, работа и учёба становятся неразрывными, поскольку если сотрудники не имеют возможности повышать квалификацию в постоянном режиме и на рабочем месте, то их знания постепенно устаревают и навыки не актуализируются. А библиотека, как система, как социальный институт, как хозяйствующий субъект не сможет эффективно адаптироваться в быстроменяющихся внешних (социально-экономических, организационных и технологических) условиях, если руководство не будет заботиться о развитии и поддержании на должном уровне профессиональной квалификации сотрудников.

Учитывая, что современная библиотечная сфера претерпевает объективные изменения, возрастают и меняются требования пользователей к личностным и профессиональным качествам библиотечных специалистов, очевидна необходимость обновления имеющихся знаний и освоения современных методов решения профессиональных задач, поэтому библиотеки разных уровней активно включились в профессионально-образовательную деятельность.

На наш взгляд, наиболее важное значение имеет функционально-ориентированное (практико-ориентированное) обучение, реализуемое крупными библиотеками по актуальным направлениям профессиональной деятельности (библиотечное обслуживание детей, организация и современные технологии библиотечной работы с молодёжью, библиотечное обслуживание людей с ограничениями жизнедеятельности и пр.).

Такое тематически направленное проблемное обучение имеет ряд преимуществ:

  • ориентировано на решение конкретных текущих (оперативных) задач библиотек, что в полной мере не может предложить ни одна другая образовательная организация;
  • позволяет библиотеке, чьи сотрудники оперативно обучаются, соответствовать вызовам времени;
  • даёт возможность постоянного обновления профессиональных навыков специалистов;
  • учитывает актуальные образовательные потребности специалистов.

Одним из лидеров в части оперативной неформальной актуализации знаний, ознакомления с библиотечной инновационной практикой, совершенствования профессионально значимых навыков, является Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ). Учебно-консультационный центр РГБМ осуществляет дополнительное обучение —повышение квалификации сотрудников как специализированных (молодёжных, юношеских, детско-юношеских), так и универсальных публичных библиотек страны организации и современным методам работы с молодёжью (получена соответствующая лицензия на право ведения образовательной деятельности в области дополнительного профессионального образования).

Обучение ведётся по эксклюзивным программам повышения квалификации, адаптированным к современным научно-методическим и организационно-технологическим задачам библиотечно-информационного обслуживания и системе эффективной работы с молодёжной аудиторией, превалирующей в структуре пользовательского контингента большинства библиотек.

Реализуемые РГБМ программы повышения квалификации сотрудников библиотек имеют ряд привлекательных особенностей:

  • осуществляются не только в очной форме, но и дистанционно (с применением электронного обучения и цифровых образовательных
  • технологий);

  • выездные курсовые занятия в регионах России по согласованной профилированной программе;
  • обучение диверсифицировано по содержанию и формам;
  • гибкие учебные программы (готовятся индивидуально под потребности конкретной группы специалистов или библиотеки);
  • разнообразие и мобильность средств и методик обучения;
  • создание эргономичных условий и комфортной атмосферы для учёбы;
  • методическое подкрепление концептуальных теоретических положений реальной успешной практикой — РГБМ действующая модель успешной востребованной полифункциональной публичной библиотеки.

Приведём примеры наиболее популярных форматов взаимодействия РГБМ с профессиональной аудиторией в образовательной деятельности, подавляющее большинство которых бесплатные для участников.

Открытая авторская школа «Эффективная библиотека» (авторы и ведущие — канд. пед. наук, директор РГБМ И.Б. Михнова и канд. экон. наук, руководитель отдела управления проектами РГБМ А.А. Пурник) адресована руководителям и ведущим специалистам российских библиотек разных типов. Всего в течение 2015-2016 годов состоялось девять проблемно-тематических занятий Школы:

  • Что такое эффективная библиотека?
  • Пространство. Организация библиотечного пространства, способствующего самостоятельному чтению и обучению информационной грамотности. Дополнительные библиотечные сервисы;
  • Технологии. Старые и новые информационные технологии — продуктивная и перспективная комбинация для молодежной библиотеки. Особенности библиотечного обслуживания инвалидов и лиц со специальными потребностями;
  • Ресурсы. Принципы формирования, организации и размещения печатного библиотечного фонда. Электронные ресурсы и электронное чтение в библиотеке;
  • Мероприятия и любительские объединения. Содействие позитивной самореализации личности — цель и смысл деятельности библиотеки;
  • Персонал. Как преодолеть поколенческие проблемы и оптимизировать кадровую политику библиотеки;
  • Услуги и специализированные структуры современной публичной библиотеки;
  • Пользователи библиотеки и их потребности;
  • Имидж и внешние оценки деятельности библиотеки.

По окончании обучения прошедшие тест смогли получить сертификат (приняли участие в тестировании — 1935 человек, получено сертификатов —1017). Число просмотров одного занятия за период тестирования составило 445, а всего более 5000. Занятия Школы продолжают оставаться доступными для свободного просмотра в сети Интернет на канале Youtube РГБМ (http://www.youtube.com/user/rgubru), получено большое количество благодарностей и откликов.

Межбиблиотечный методический вебинариум «Успешные библиотечные программы для молодёжи» адресован специалистам молодёжных/юношеских библиотек, публичных библиотек, имеющих или планирующих создать структуры по обслуживанию молодежи, а также тех библиотек, в штате которых есть специалисты по работе с молодёжью (например, некоторых вузовских). Слушатели этого продолжающегося вебинариума третий год знакомятся с успешными библиотечными программами, которые могут (с учётом специфики библиотеки и её пользователей) быть реализованы другими библиотеками.

Вебинары доступны для свободного просмотра в сети Интернет на канале Youtube РГБМ (http://www.youtube.com/user/rgubru), общее число просмотров в сети за год в среднем составляет более 4 тыс. заходов.

Новый методический проект — Специальный корпоративный вебинариум «Как создать и сделать успешной библиотеку для молодёжи», в ходе которого предполагается знакомство с лучшими практиками создания и функционирования молодёжных пространств в регионах страны. Вебинары готовятся в партнёрстве с библиотеками-спикерами. Все записи вебинаров также доступны на сайте и канале РГБМ в YouTube.

Обучающий проект РГБМ — библиографические онлайн-среды с Валерием Бондаренко «Молодёжь в литературе XX-XXI вв.» — адресован специалистам молодёжных/юношеских библиотек, публичных библиотек, активно работающих с молодёжью, и предполагает цикл обзорных лекций. В основу положено издание РГБМ «Юность длиною в сто лет: образ молодого героя в отечественной и зарубежной художественной литературе XX-XXI вв.», в которое вошли обзоры, цитаты, экранизации 191 произведения российских и зарубежных авторов. Фактически эта книга представляет собой ядро молодёжного чтения художественной литературы.

В мае 2017 г. стартовал новый обучающий проект РГБМ — Авторский открытый онлайн-семинар «Современные технологии в современной библиотеке», адресованный руководителям и ведущим специалистам российских библиотек разных типов. Семинар ведёт руководитель центра управления инновационным развитием РГБМ, канд. экон. наук Антон Александрович Пурник. Записи также доступны для свободного просмотра в сети Интернет на канале Youtube РГБМ.

Продолжают оставаться востребованными и 2-3-5-дневные очные (на базе РГБМ) и выездные (по предварительной заявке) учебные курсы (семинары) с получением официального Свидетельства установленного образца о краткосрочном повышении квалификации (на платной основе).

Наибольшей популярностью пользуются групповые и индивидуальные стажировки на базе РГБМ, предполагающие детальное глубокое ознакомление с инновационным библиотечным опытом по организации эффективной работы с молодёжью. Только в завершающемся 2017 г. стажировку в РГБМ прошли 18 специалистов из библиотек Адыгеи, Крыма, Якутии, Камчатского края, Амурской, Владимирской, Самарской, Свердловской, Томской областей, Санкт-Петербурга.

В заключении приведу фрагмент одного из многочисленных отзывов слушателей — участников образовательных проектов РГБМ: «Спасибо за свежий взгляд на деятельность библиотек, работающих с молодёжью и для молодёжи. Вы позволяете нам мыслить шире. Библиотечным специалистам просто необходимо поспевать за новыми тенденциями, иначе мы с молодыми читателями не сможем понимать друг друга. Мы с радостью и благодарностью принимаем то, что вы нам дарите — невероятный парад новых впечатлений, бесконечность альтернатив, остроту самых неожиданных профессиональных ощущений. Это так важно в любом ремесле». Такие оценки и такое понимание коллег нас вдохновляют!

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024