Дополнительное профессиональное библиотечное образование: зачем, чему и как обучаем (практика РГБМ)
Автор: Захаренко М.П.
Издание: Сахаровские чтения — 2017: сб. ст. по материалам VI Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 1-2 декабря 2017 г. / С.-Петербург. гос. ин-т культуры; науч. ред. М.Н. Колесникова. — СПб.: КультИнформПресс, 2017. — С. 146—150.
Марина Павловна ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе
Российской государственной библиотеки для молодёжи,
председатель Молодёжной секции Российской библиотечной ассоциации
Развитие и повышение квалификации персонала библиотек в настоящее время приобрело особенно большое значение. Постоянное повышение профессиональной квалификации (компетенций и навыков) теперь выдвигается в качестве обязательного требования. Прежде любой специалист библиотеки мог надеяться, что полученного им образования и навыков хватит на всю жизнь. Однако сейчас базовое образование создаёт лишь основу для дальнейшей профессиональной деятельности и гарантированной востребованности специалиста на отраслевом рынке труда.
Кроме того, работа и учёба становятся неразрывными, поскольку если сотрудники не имеют возможности повышать квалификацию в постоянном режиме и на рабочем месте, то их знания постепенно устаревают и навыки не актуализируются. А библиотека, как система, как социальный институт, как хозяйствующий субъект не сможет эффективно адаптироваться в быстроменяющихся внешних (социально-экономических, организационных и технологических) условиях, если руководство не будет заботиться о развитии и поддержании на должном уровне профессиональной квалификации сотрудников.
Учитывая, что современная библиотечная сфера претерпевает объективные изменения, возрастают и меняются требования пользователей к личностным и профессиональным качествам библиотечных специалистов, очевидна необходимость обновления имеющихся знаний и освоения современных методов решения профессиональных задач, поэтому библиотеки разных уровней активно включились в профессионально-образовательную деятельность.
На наш взгляд, наиболее важное значение имеет функционально-ориентированное (практико-ориентированное) обучение, реализуемое крупными библиотеками по актуальным направлениям профессиональной деятельности (библиотечное обслуживание детей, организация и современные технологии библиотечной работы с молодёжью, библиотечное обслуживание людей с ограничениями жизнедеятельности и пр.).
Такое тематически направленное проблемное обучение имеет ряд преимуществ:
- ориентировано на решение конкретных текущих (оперативных) задач библиотек, что в полной мере не может предложить ни одна другая образовательная организация;
- позволяет библиотеке, чьи сотрудники оперативно обучаются, соответствовать вызовам времени;
- даёт возможность постоянного обновления профессиональных навыков специалистов;
- учитывает актуальные образовательные потребности специалистов.
Одним из лидеров в части оперативной неформальной актуализации знаний, ознакомления с библиотечной инновационной практикой, совершенствования профессионально значимых навыков, является Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ). Учебно-консультационный центр РГБМ осуществляет дополнительное обучение повышение квалификации сотрудников как специализированных (молодёжных, юношеских, детско-юношеских), так и универсальных публичных библиотек страны организации и современным методам работы с молодёжью (получена соответствующая лицензия на право ведения образовательной деятельности в области дополнительного профессионального образования).
Обучение ведётся по эксклюзивным программам повышения квалификации, адаптированным к современным научно-методическим и организационно-технологическим задачам библиотечно-информационного обслуживания и системе эффективной работы с молодёжной аудиторией, превалирующей в структуре пользовательского контингента большинства библиотек.
Реализуемые РГБМ программы повышения квалификации сотрудников библиотек имеют ряд привлекательных особенностей:
- осуществляются не только в очной форме, но и дистанционно (с применением электронного обучения и цифровых образовательных
технологий);
- выездные курсовые занятия в регионах России по согласованной профилированной программе;
- обучение диверсифицировано по содержанию и формам;
- гибкие учебные программы (готовятся индивидуально под потребности конкретной группы специалистов или библиотеки);
- разнообразие и мобильность средств и методик обучения;
- создание эргономичных условий и комфортной атмосферы для учёбы;
- методическое подкрепление концептуальных теоретических положений реальной успешной практикой РГБМ действующая модель успешной востребованной полифункциональной публичной библиотеки.
Приведём примеры наиболее популярных форматов взаимодействия РГБМ с профессиональной аудиторией в образовательной деятельности, подавляющее большинство которых бесплатные для участников.
Открытая авторская школа «Эффективная библиотека» (авторы и ведущие канд. пед. наук, директор РГБМ И.Б. Михнова и канд. экон. наук, руководитель отдела управления проектами РГБМ А.А. Пурник) адресована руководителям и ведущим специалистам российских библиотек разных типов. Всего в течение 2015-2016 годов состоялось девять проблемно-тематических занятий Школы:
- Что такое эффективная библиотека?
- Пространство. Организация библиотечного пространства, способствующего самостоятельному чтению и обучению информационной грамотности. Дополнительные библиотечные сервисы;
- Технологии. Старые и новые информационные технологии продуктивная и перспективная комбинация для молодежной библиотеки. Особенности библиотечного обслуживания инвалидов и лиц со специальными потребностями;
- Ресурсы. Принципы формирования, организации и размещения печатного библиотечного фонда. Электронные ресурсы и электронное чтение в библиотеке;
- Мероприятия и любительские объединения. Содействие позитивной самореализации личности цель и смысл деятельности библиотеки;
- Персонал. Как преодолеть поколенческие проблемы и оптимизировать кадровую политику библиотеки;
- Услуги и специализированные структуры современной публичной библиотеки;
- Пользователи библиотеки и их потребности;
- Имидж и внешние оценки деятельности библиотеки.
По окончании обучения прошедшие тест смогли получить сертификат (приняли участие в тестировании 1935 человек, получено сертификатов 1017). Число просмотров одного занятия за период тестирования составило 445, а всего более 5000. Занятия Школы продолжают оставаться доступными для свободного просмотра в сети Интернет на канале Youtube РГБМ (), получено большое количество благодарностей и откликов.
Межбиблиотечный методический вебинариум «Успешные библиотечные программы для молодёжи» адресован специалистам молодёжных/юношеских библиотек, публичных библиотек, имеющих или планирующих создать структуры по обслуживанию молодежи, а также тех библиотек, в штате которых есть специалисты по работе с молодёжью (например, некоторых вузовских). Слушатели этого продолжающегося вебинариума третий год знакомятся с успешными библиотечными программами, которые могут (с учётом специфики библиотеки и её пользователей) быть реализованы другими библиотеками.
Вебинары доступны для свободного просмотра в сети Интернет на канале Youtube РГБМ (), общее число просмотров в сети за год в среднем составляет более 4 тыс. заходов.
Новый методический проект Специальный корпоративный вебинариум «Как создать и сделать успешной библиотеку для молодёжи», в ходе которого предполагается знакомство с лучшими практиками создания и функционирования молодёжных пространств в регионах страны. Вебинары готовятся в партнёрстве с библиотеками-спикерами. Все записи вебинаров также доступны на сайте и канале РГБМ в YouTube.
Обучающий проект РГБМ библиографические онлайн-среды с Валерием Бондаренко «Молодёжь в литературе XX-XXI вв.» адресован специалистам молодёжных/юношеских библиотек, публичных библиотек, активно работающих с молодёжью, и предполагает цикл обзорных лекций. В основу положено издание РГБМ «Юность длиною в сто лет: образ молодого героя в отечественной и зарубежной художественной литературе XX-XXI вв.», в которое вошли обзоры, цитаты, экранизации 191 произведения российских и зарубежных авторов. Фактически эта книга представляет собой ядро молодёжного чтения художественной литературы.
В мае 2017 г. стартовал новый обучающий проект РГБМ Авторский открытый онлайн-семинар «Современные технологии в современной библиотеке», адресованный руководителям и ведущим специалистам российских библиотек разных типов. Семинар ведёт руководитель центра управления инновационным развитием РГБМ, канд. экон. наук Антон Александрович Пурник. Записи также доступны для свободного просмотра в сети Интернет на канале Youtube РГБМ.
Продолжают оставаться востребованными и 2-3-5-дневные очные (на базе РГБМ) и выездные (по предварительной заявке) учебные курсы (семинары) с получением официального Свидетельства установленного образца о краткосрочном повышении квалификации (на платной основе).
Наибольшей популярностью пользуются групповые и индивидуальные стажировки на базе РГБМ, предполагающие детальное глубокое ознакомление с инновационным библиотечным опытом по организации эффективной работы с молодёжью. Только в завершающемся 2017 г. стажировку в РГБМ прошли 18 специалистов из библиотек Адыгеи, Крыма, Якутии, Камчатского края, Амурской, Владимирской, Самарской, Свердловской, Томской областей, Санкт-Петербурга.
В заключении приведу фрагмент одного из многочисленных отзывов слушателей участников образовательных проектов РГБМ: «Спасибо за свежий взгляд на деятельность библиотек, работающих с молодёжью и для молодёжи. Вы позволяете нам мыслить шире. Библиотечным специалистам просто необходимо поспевать за новыми тенденциями, иначе мы с молодыми читателями не сможем понимать друг друга. Мы с радостью и благодарностью принимаем то, что вы нам дарите невероятный парад новых впечатлений, бесконечность альтернатив, остроту самых неожиданных профессиональных ощущений. Это так важно в любом ремесле». Такие оценки и такое понимание коллег нас вдохновляют!