Об экологической культуре: хорошо ли видна нам цель?
Автор: Лещинская В.В.
Издание: На русских просторах: историко-литературный журнал. 2017. Вып. 3 (30). С. 151161.
В.В. ЛЕЩИНСКАЯ,
руководитель проекта «Экокулътура» Российской государственной библиотеки для молодежи
В наши дни слишком избитыми, затёртыми звучат слова «экологическая культура», «экологическое мировоззрение». Если в научной сфере споры о теоретической сути понятий не умолкают и не теряют градуса своего накала, то в журналистской среде, а тем более в бизнес-среде, каждый употребляет эти термины в собственном субъективном, порой утилитарном контексте, понять который зачастую не так просто. И слишком уж часто спекулируют этими понятиями, не вдаваясь в их философскую глубину и всеохватную мировоззренческую силу. Формирование экологической культуры постулируется как основная цель цивилизационного развития и непременное условие продолжения жизни на планете. Официально объявленный Год экологии безусловно призван обострить экологические проблемы, высветить их перед широкой общественностью. Однако, благодаря масс-медиа, тиражирующим и популяризирующим высокие идейные ценности, упрощается и подменяется истинный глубинный смысл философских понятий «экологическая культура», «экологическое мировоззрение». Он заменяется пустотными сущностями с незатейливой смысловой оболочкой. Таким образом, в обществе постепенно создаётся неправильный ассоциативный контекст, благодаря которому развиваются негативные, нигилистические и даже циничные социальные настроения.
Появилось экологическое кино, экологическая еда, экологическая мода, экопоселения, экобизнес, различные экофестивали и многое другое с приставкой «эко». Это разнообразие сделало жизнь в стиле «эко» скорее трендом, модной тенденцией, нежели первостепенной, жизненно важной и единственно возможной перспективой развития для всех без исключения социальных институтов, для общества в целом.
Тем сложнее сегодня становится говорить об истинных смыслах науки экологии, которая зарождалась именно как наука со свойственными только ей принципами, экологической культуре и формировании экологического сознания. Налицо процесс девальвации экологической науки, нехватка профессионального подхода, системного подхода как к изучению, так и трансляции экологических ценностей, экологическому просвещению.
Исторически проблематика начала вырисовываться постепенно и достаточно давно. Мы можем говорить о столетиями накаляющихся отношениях человека и природы, о развитии цивилизации, как процесса всё большего и агрессивного противопоставления себя природе. Однако именно с середины XX века, когда экологические проблемы приобрели глобальный характер, и причины их, очевидно, выводились из обострившихся отношений цивилизации и естественной среды, можно говорить о развитии экологии как науки, в первую очередь социальной, философской. В действительности экология сегодня представляет собой сложную междисциплинарную науку, являющую собой яркий пример синергетичности научной картины мира. В научном мире ведётся разговор об экологической интеграции современного научного знания: социально-гуманитарных, естественных и технических наук, делаются попытки по формированию системной экологии, основанной на био-социо-духовной сущности человека. Появились и развиваются такие смежные науки, как социальная экология, экологическая психология, экологическая экономика, экогеография, геоэкология и т.д. Переход же к экологической культуре это пересмотр всех областей человеческого знания и всего поля духовной культуры. Настал момент, когда необходимость качественного переворота цивилизационного мировоззрения очевидна.
Идея экологической культуры тесно связана с идеями глобального эволюционизма, интегрального научного направления об эволюции неорганического, органического и социального миров и их тесной взаимосвязи. Проблематика близка также идеям русского космизма, развиваемым благодаря В. Соловьёву, Н. Фёдорову, П. Флоренскому, Н. Лосскому, Н. Бердяеву и др. Близка по духу экологической культуре и теория коэволюции, теория со-развития человека и природы, человека и биосферы. Коллективный разум и коллективная воля окажутся способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества. Звеном, объединяющим все эти концепции, безусловно, является идея единства развития человечества, цивилизации и природы, Космоса, идея теологически предопределённой эволюции Вселенной.
В 70-х годах прошлого века американский учёный Б. Коммонер сформулировал основные законы экологии.
Первый закон. Всё связано со всем. Это закон об экосистемах и биосфере, обращающий внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе.
Второй закон. Всё должно куда-то деваться. Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой неизбежны, и потому необходимо думать, как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании.
Третий закон. Природа «знает» лучше. Это закон разумного, сознательного природопользования. Нельзя забывать, что человек тоже биологический вид, что он часть природы, а не её властелин.
Четвёртый закон. Ничто не даётся даром. Или, в другом переводе, за всё рано или поздно, придётся платить. Это закон рационального природопользования. Учёный обращает внимание на то, что глобальная экологическая система представляет собой единое целое, и всё, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Изъятие хоть одного составляющего из сложной системы, имя которой биосфера, неизбежно влечёт за собой системные же разрушения и изменения.
Смысловой поворот этих общих законов экологии в лоно социальной экологии представляет нам их в другом ракурсе. В системе человеческих отношений, в культурологии действуют по сути те же самые фундаментальные законы взаимовлияния всех членов сообщества на состояние устойчивости всей системы. Как человечество не существует вне биосферы, в отрыве от Космоса, от процессов, происходящих в них, так и сам человек является незаменимым составляющим общего круговорота обмена веществом, энергией и информацией. Задаче почувствовать своё истинное предназначение и место в этой био-гео-социо-системе и были посвящены труды Вернадского.
Понятие «социальная экология» изначально было применено американскими социологами Р. Парком и Э. Берджессом для изучения особенностей воздействия урбанизированной среды на человека и человеческие коллективы. В основе понятия «экология» в первоначальном смысле, который вкладывал в это понятие Э. Геккель, заключалась системность, взаимовлияние всех участников изучаемого био-сообщества. Законы био-сообщества также действуют применительно и к социо-сообществу.
Экологизация всех общественных процессов медленно, но идёт, однако сегодня мы говорим о том, что духовная, аксиологическая, социальная основа проблематики как никогда остра, и является базисной, без решения которой все другие интегральные экологические моменты неэффективны, а порой и бессмысленны.
Формирование экологической культуры процесс социально-мировоззренческого переворота, в первую очередь это социально-гуманитарная проблематика. И, вместе с тем, это ниточка, связующая экологические науки в единое целое.
О цельности как основной характеристике науки экологии говорил и Д.С. Лихачёв. Филолог, искусствовед, историк культуры Лихачёв видел в экологии ещё одну сторону, и как следствие его иная интерпретация целостности этой области знания. Именно им был введён термин «экология культуры» или «культурная экология». Исходя из происхождения слова «экология» (что означает дом, жилище), Лихачёв вкладывал в понятие экологии свой смысл. «Домом может служить как природа живая и «мёртвая», так и та часть мира, которой человек окружает себя». Сохранение природы естественного дома человека и сохранение созданного им дома культуры являются, с точки зрения учёного, одинаковыми по значимости, актуальности и ценности.
Поэтому, как ни странно это может показаться в первый момент, экология как образ мысли и спасение человечества и природы, и экология культуры, тесно взаимосвязаны.
Экологическая культура, в более формальной интерпретации, это система особых взаимоотношений человека и природы. «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических принципов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре, Москва, 7 мая 1998 г.)
Проблемы охраны природы, заповедного дела, рационального природопользования, экономических механизмов, политической экологии, в конечном счёте, так или иначе, упираются в проблему формирования ценностей, моральных принципов, «экологического императива», понятие которого было введено советско-российским учёным, академиком Н.Н. Моисеевым. А это сфера этики. Трудно не согласиться, что любые нормы, методы силового, регламентирующего воздействия не будут действенны, не станут всеобщими цивилизационными принципами, пока они не станут внутренне осознанными, мотивационно подкреплёнными в обществе и личностно-окрашенными нормами поведения каждого.
2013 год был отмечен указом президента России В.В. Путиным как Год охраны окружающей среды. Приуроченные к этому событию различные конференции, семинары, конкурсы, природоохранные мероприятия, в которых были задействованы многие организации по всей России, безусловно, объединили многих людей, так или иначе, хочется верить, пробудили интерес к теме охраны окружающей среды.
И вновь 2017 год официально призван выделить экологические проблемы как наиболее актуальные. Это не может не радовать. Согласно опросу ВЦИОМа 2013 года, наличие экологических проблем в стране признали 85% опрошенных, а опрос 2015 года показал высокий интерес россиян к информации об экологической ситуации (86% заинтересованы в её получении). Для сравнения, в переломные 1990-е годы экологические проблемы для россиян стояли на пятом месте после низких доходов, роста цен, дефицита товаров и трудностей с жильём. В этот год намечено огромное количество самых разных мероприятий, проектов и программ локального и всероссийского масштабов, направленных на решение экологических проблем, проблем экологического информирования, просвещения и образования. Работает сайт Года экологии , благодаря которому можно узнать обо всех инициативах и достижениях. Конкурсы, выставки, уборки, экологические смены, флеш-мобы, фестивали, слёты, экологические тропы, акции, конференции, семинары и т.д. (среднее количество официально заявленных мероприятий в Год экологии составляет 600 природоохранных мероприятий) проходят по всей стране.
Однако охрана окружающей среды, собственно природоохранная тематика, слишком далека от основной идеи экологической культуры, той идеи, смысл которой развивали В.И. Вернадский, Н.Н. Моиссеев, Д.С. Лихачёв, А. Швейцер (благоговение перед жизнью, новый гуманизм). Поэтому увеличение количества и многообразия различных практических массовых мероприятий экологической направленности не ведёт напрямую к осознанности дальнейшего вовлечения общественных групп в эколого-ориентированную деятельность.
Развитие сознательной деятельности личности, формирование личностных характеристик, мировоззрения происходит, безусловно, ещё в раннем детстве. Этот период в развитии человека, период его социализации, важен настолько, что, по идее, вся социальная среда, окружающая его, должна способствовать развитию экологического сознания, привитию экологических навыков и умений. Но это пока только теория.
Роли воспитания в формировании экологического сознании, экологически сознательной личности, на мой взгляд, уделяется сегодня недостаточное внимание. А развитие экологической культуры только на основе традиционного образования не всегда эффективно. Образовательные учреждения, образовательные программы в силу специфики своей работы поставленным целям и задачам не могут в полной мере возложить на себя ещё и задачи эколого-эстетического, эколого-этического характера, которые, на мой взгляд, являются основополагающими в формировании экологической культуры общества в целом, эколого-ориентированной, сознательной, внутренне мотивированной личности. Образовательные практики направлены на рациональное познание предмета, на развитие определённых навыков и умений. В последние годы в системе образования России произошли революционные изменения. Переход от знаниевой парадигмы к развивающей, социализирующей, личностно-ориентированной должен осуществить идею формирования самостоятельной творческой личности. Но сегодняшняя реальность такова, что результат педагогической деятельности это, в первую очередь, осведомлённость учащихся в области экологических проблем, и, в лучшем случае, о путях их предотвращения. Источников же информации, как и самой информации по экологическим проблемам, экологической безопасности много. Однако само наличие информации, потенциальной возможности её нахождения не может гарантировать не только формирование целостного представления об экологической проблематике, но и обретение соответствующих навыков и умений, и, тем более, внутренней потребности в экологическом поведении. Тогда как просветительские учреждения поднимают остро актуальные вопросы духовных и ценностных ориентаций, занимаются вопросами экологической психологии, этики, эстетики, вводят в практику личностно-деятельностный подход, занимаются систематизацией экологической информации, обеспечивают доступ к ней. Всё это вместе и создаёт эколого-просветительскую среду для развития эколого-ориентированной личности и общества.
Связь организаций экологического просвещения, которые призваны формировать фундамент экологического мировоззрения, и образовательных организаций, занимающихся экологическим образованием, зачастую не имеет системного регулярного характера, хотя и декларируется на всех научных конференциях, семинарах, документах необходимость системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения, как обязательного условия формирования экологической культуры, перехода к экологической парадигме развития общества.
По крайней мере такая ситуация сегодня в России. Это следствие, как ведомственной разобщённости, так и наличия методических и функциональных различий в деятельности образовательных и просветительских учреждений. Казалось бы, очевидно, что системный характер экологического знания должен способствовать осознанию необходимости тесной организационной, методической и фактической взаимосвязи между всеми участниками образовательного, воспитательного и просветительского процесса.
Между тем, библиотеки России уже около 30 лет являются активными участниками процесса становления экологической культуры российского общества, занимают свою нишу в этом сложном процессе. Именно библиотеки как учреждения просветительские выполняют смыслообразующую функцию экокультуры, взяли на себя воспитательскую миссию. Ключевое слово в определении сути просвещения является распространение. В английском языке просвещение enlightenment, однокоренное слово со словом light, что означает свет, источник света, в противоположность тьме и невежеству. Просветительские методы доступны, максимально просты и приемлемы для всех благодаря им , обеспечивается максимальная демократичность в вопросах распространения знаний, информации, происходит привитие социально важных ценностей. В добавление к этому библиотеки обладают многовековым опытом накопления и систематизации знания, культурного наследия, что в отношении формирования экологической культуры становится особенно значимым. Работа ведётся большая.
К примеру, в Кировской ордена Почёта государственной универсальной областной научной библиотеки им. А.И. Герцена, в которой с 2007 года плодотворно работает Центр экологической информации и культуры, в 2012 году был издан методический сборник «Взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях. Светская экологическая этика». Была сделана попытка системного рассмотрения сложных идеологических вопросов, не являющихся ещё достаточно разработанными. Аналитическая систематизация различных религиозных воззрений по вопросам взаимоотношений человека и природы была сделана очень корректно, толерантно и деликатно, что может сделать лишь человек широких взглядов, глубокого ума, ставящий перед собой задачу исключительно просветительского характера. И этот человек библиотекарь, ежедневно имеющий дело с различными формами самовыражения, обязанный отражать всё многообразие интеллектуального наследия человечества.
Системный подход ко всему, что делает библиотека фундаментальная основа её деятельности. Система прослеживается во всём, в том числе и в вопросах экологического просвещения. Центральная городская детская библиотека им. А.И. Герцена (Москва), как методический центр для всех библиотек Москвы, занимающихся детьми, в 2012 году разработала творческо-профессиональный проект «Зелёная библиотека». Основная цель проекта экологизация всей деятельности детских библиотек (от внешнего пространства до политики формирования фондов и методов практической работы с читателем). Что же этот проект даёт библиотекарям и читателям? Повышается уровень профессиональной подготовки библиотекарей, улучшается взаимодействие специалистов, происходит взаимообогащение и обмен опытом эколого-просветительской деятельности, создаётся единая экологическая среда детских библиотек Москвы. «Экологизируются» библиотекари, «экологизируется» библиотечная среда, таким образом, деятельность библиотеки ориентируется на формирование экологической культуры читателя.
Можно говорить и об интеллектуальном досуге экологической направленности, развиваемом в современных российских библиотеках. В последнее время востребованными становятся различные клубные объединения, комьюнити-площадки на базе библиотек, цель которых не только поднять те или иные экологические вопросы, но и поддержать интерес, расширить кругозор, объединить и направить в лоно практической деятельности. Среди значимых клубных проектов можно назвать молодёжный эко-клуб «Пространство» в Российской государственной библиотеке для молодёжи (), клуб «Друзья природы» в детской библиотеке им. В. Бианки ЦБС «Кунцево» ЗАО г. Москвы, «Лукоморье» экологический клуб юных читателей в Чернецовской библиотеке Дедовичского района Псковской области и многие другие. Это лишь некоторые примеры эколого-просветительской работы библиотек России, частный случай программной деятельности библиотек по экологическому просвещению. В каждодневной же своей работе библиотека пользуется всем многообразием приёмов и методов экологического просвещения и воспитания. Но и у процесса экологизации библиотек России есть своя тёмная сторона.
Если говорить об активном процессе вовлечения библиотек России в эколого-просветительскую деятельность, то, безусловно, значительную роль сыграл Всероссийский научно-методический центр экологической культуры, образованный в Российской государственной юношеской библиотеке (с 2011 года Российская государственная библиотека для молодёжи). А также проводимые этой библиотекой Всероссийские конкурсы библиотек по экологическому просвещению. Всего с 1995 года было проведено четыре конкурса. Именно тогда в десятку лучших библиотек России вошли библиотеки, которые и по сей день являются неизменными лидерами экологического просвещения. Среди них Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена, Вологодская областная научная универсальная библиотека им. И.В. Бабушкина, Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина, библиотека «Северная» МИБС г. Томска, Государственная научно-техническая библиотека, Центральная городская детская библиотека им. А. Гайдара (Москва), Детская библиотека им. В.В. Бианки (Москва) и др. Новых лидеров с тех пор, к сожалению, появилось не много. То есть, те, кто занял первые позиции в экологическом направлении ещё десять лет назад, продолжает двигаться дальше, значительно выделяясь на библиотечной карте, обнаруживая для себя всё новые и новые горизонты, объединяя вокруг себя подведомственные библиотеки. Налицо разница между немногими, относительно общего количества библиотек России, ведущими библиотеками и теми, кто ведёт свою работу в прежнем русле, без учёта запроса времени на экологизацию.
В Год экологии-2017 Российская государственная библиотека для молодёжи и Государственная публичная научно-техническая библиотека России при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства природных ресурсов и экологии РФ провели акцию в формате единого дня действий «День экологических знаний». Это день был выбран неслучайно. 15 апреля во всём мире отмечается Международный день экологических знаний. Примечательно, что в Год экологии в рамках библиотечной акции объединились два Министерства: Министерство культуры и Министерство природных ресурсов и экологии.
Количество зарегистрировавшихся участников акции к концу регистрации превзошло самые смелые ожидания. 15 апреля в Международный день знаний в акции приняли участие 1520 библиотек из 75 регионов России. РГБМ создала карту экопросветительских мероприятий, которые прошли в библиотеках страны 15 апреля 2017 г., в Международный день экологических знаний. Карта доступна по адресу: .
6 июня в Судаке на Третьем Международном профессиональном форуме «Книга. Культура. Образование. Инновации» состоялось официальное подведение итогов Всероссийского конкурса на лучшее эколого-просветительское мероприятие в рамках Всероссийской библиотечной акции единого дня действий «День экологических знаний».
На конкурс пришло 965 заявок из 68 регионов России. Материалы содержали как текстовый отчет, так и фото-, видеоматериалы, а также публикации в печатных и электронных СМИ, отражающие ход акции. Победителями стали 10 библиотек, ещё 13 библиотек удостоились дипломов в дополнительных номинациях, а специальный диплом от Российской государственной библиотеки для молодёжи был присуждён Крымской республиканской библиотеке для молодёжи за успешное экологическое просвещение молодёжи.
Участие в Акции большого количества библиотек всех уровней и проведение масштабных мероприятий, нацеленных на формирование экологической культуры, свидетельствуют об актуальности тематики и наличии большого ресурса библиотек России для эколого-просветительской работы.
Многочисленные звонки, волнение, итоговые положительные отклики, желание показать в лучшем свете то, что смогли сделать библиотеки в рамках проведённой Акции, сопровождали весь период сбора конкурсных материалов. Такой резонанс говорит о необходимости подобных профессиональных мероприятий, объединяющих библиотечное сообщество и способствующих сплочению общества в целом для решения актуальных экологических проблем.
«Спасибо большое вам за возможность участия в подобной Акции, такой пласт встряхнули!!», Национальная Республика Адыгея. Такие отзывы, характеризующие Акцию и Конкурс, очень приятны и важны, особенно в Год экологии.
Хотелось бы верить, что библиотечное экологическое направление будет и дальше держать высокую планку своей просветительской деятельности, обретёт новых участников, будет способствовать сближению образовательных и просветительских сфер, системному пониманию экологической культуры как нового этапа развития человечества в гармонии с природой.
Литература:
- Ермолаева В.Е., 1994. Харгроув Ю. Основы этики отношений с природной средой // Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой. М.: ИНИОН РАН. С. 75-81.
- Взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях. Светская экологическая этика [Текст]: метод. сб. / Киров. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена; сост. Е.А. Чемоданова. Киров, 2012, 252 с.: ил
- Ермолаева П.О. Экологическая культура российского и американского студенчества // Социологические исследования.- 2012.- № 12.- С. 80-88.
- Колоскова Н.Е. Зелёные библиотеки Москвы//Библиотека в школе. 2013. №6. С.43--45.
- Лещинская В.В. Экология и молодёжь: роль библиотек в формировании гражданской позиции//Библиотековедение. 2013. № 1. С.19.
- Лещинская В.В. Экология и молодёжь: роль библиотек в формировании гражданской позиции/В.В. Лещинская// Библиотечное дело XXI век : науч.-практ. сб.: прил. к журн. «Библиотековедение». Москва, 2013. № 1. С. 19-24.
- Новые формы и методы в экологическом просвещении молодёжи / В. В. Лещинская // Экология и молодёжь: эффективные эколого-просветительские практики: сборник информационно-методических материалов. Москва: Российская гос. б-ка для молодежи, 2015. С. 14-26.
- Лещинская В.В. Экология, молодёжь и библиотека. Современные методы решения проблем/В.В. Лещинская// Библиотечное дело. № 8.(290) 2017. С. 23-28. Москва