Пространство знаний и возможностей
Автор: Михнова И.Б.
Издание: Известия. — 2017. — 25 апреля. — С.11.
Ирина Борисовна МИХНОВА,
директор Российской государственной библиотеки для молодёжи,
вице-президент Российской библиотечной ассоциации
В последние годы к библиотекам стали проявлять неподдельный интерес и власти (одни за их счет пытаются «оптимизировать» расходы на культуру, другие, наоборот, модернизируют и открывают новые), и СМИ (упорно называющие их «книгохранилищами», но с вполне лояльной интонацией), и общественные деятели, периодически выступающие в защиту той или иной библиотеки. Наконец, граждане если и не идут в библиотеку сами, то с готовностью направляют туда своих детей и внуков.
Мой профессиональный интерес в последние 10 лет связан с молодежными, юношескими, детско-юношескими библиотеками. В советские годы их было много в нашей стране государство тогда уделяло этому особое внимание. А вот в 1990-е и 2000-е, когда новая государственная молодежная политика только формировалась, библиотеки переживали тяжелые времена их не замечали ни власти, ни общество в целом.
Сейчас пришло осознание того, что роль молодых людей в формировании совокупного человеческого капитала страны слишком велика, чтобы их игнорировать.
Возможно, поэтому в разных городах открываются новые молодежные библиотеки у населения появилась потребность в них, и местные власти это учитывают. Даже взрослые библиотеки выделяют отдельные пространства с ресурсами и активностями, привлекательными для юношей и девушек.
Тот факт, что порой чиновники, принимающие решения в сфере культуры, просто не понимают специфики этого возраста (1430 лет), отрицательно сказывается на развитии, а то и просто на существовании молодежных библиотек. И все-таки молодежь завоевывает библиотечные пространства: благодаря и вопреки. Для примера: если 10 лет назад в Российскую государственную библиотеку для молодежи (РГБМ) ежедневно приходило всего 40 человек, то сейчас, после ее модернизации, 800, а в периоды сессии до 1200.
Из множества образов библиотеки я бы выделила два, востребованность которых, с нашей точки зрения, будет только усиливаться: библиотека как пространство знаний и возможностей.
Первое более очевидно. Библиотека это концентрированное, систематизированное знание, столь необходимое для социального, профессионального роста молодого человека. Ее специалисты способны помочь ему не «утонуть» в этом океане знания. Библиотека площадка для общения на основе и в связи с этим знанием.
Другое назначение библиотеки связано с теми возможностями самообразования, самопознания, самоидентификации и самореализации (мы назвали это концепцией 4С), которые она предоставляет молодым людям.
Например, в наших читальных залах молодые люди готовятся к учебным занятиям, используя фонды печатных и электронных изданий (включая интернет-ресурсы). Здесь отличное место для фрилансеров и репетиторов с их учениками.
Для молодежи, ищущей работу, крайне полезны профориентационные тренинги: и резюме научат составлять, и подскажут, как обратить на себя внимание работодателей. Опытный консультант поможет найти нужную информацию о профессиях и вакансиях. Молодому человеку доступны занятия по ораторскому искусству, различные лекции, индивидуальные и групповые консультации психологов. Для ребят с проблемами здоровья неоценимым подспорьем являются тренинги по развитию лидерских качеств, занятия в клубе общения на языке жестов. Сюда стоит добавить клубы общения на иностранных языках, использование библиотеки как площадки для написания «Тотального диктанта»…
Одним словом, современная библиотека должна быть и уже становится для молодежи эффективным инструментом, обеспечивая возможность с учетом способностей, таланта, полученного образования и приобретенной квалификации развивать экономику страны, тем самым повышая благосостояние всего общества. Но это не значит, что библиотеки могут быть только такими, как описано выше. Они должны быть разными всё зависит от того, какие задачи ставит перед ними общество и какие потребности различных групп населения они готовы и способны удовлетворять.