Научно-методическая поддержка публичных библиотек: из практики Российской государственной библиотеки для молодежи
Автор: Захаренко М.П.
Издание: Вестник библиотечной ассамблеи Евразии. — 2017. — N 1. — С. 54-57.
Марина Павловна ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи, председатель Молодёжной секции Российской библиотечной ассоциации
Значительный опыт постановки и организации методической работы накоплен в самой крупной в России специализированной библиотеке федерального уровня, ориентированной на работу с молодежью Российской государственной библиотеке для молодежи (РГБМ).
РГБМ выполняет функции общероссийского научно-методического и информационного центра для библиотек, обслуживающих молодежь, и реализует следующие ключевые направления:
- поддержку и развитие существующей сети региональных специализированных молодежных/юношеских библиотек;
- создание молодежных структурных подразделений (залов, отделов, «зон») в публичных библиотеках всех уровней;
- организацию в соответствии с задачами государственной молодежной политики ресурсных центров по проблемам молодежи на базе общедоступных библиотек;
- дальнейшее развитие РГБМ как базы для разработки и апробации эффективных форм и методов работы;
- формирование и продвижение привлекательного образа российской публичной библиотеки как социокультурного учреждения, адекватного потребностям современной молодежи;
- создание и поддержку системы привлечения и закрепления в библиотеках молодых кадров.
За последнее десятилетие была выстроена заново научно-методическая база РГБМ. В настоящий момент в ее структуре работает полифункциональный Всероссийский центр исследований, инноваций и консалтинга (ВЦИИК) «Библиотека и молодежь». В него входят информационно-ресурсный центр по проблемам молодежи, социологическая служба, информационно-консалтинговый и учебный центры, бюро международных программ, информационно-просветительский центр «Экокультура», центр рисованных историй и изображений.
Общая установка методической деятельности, которой следует РГБМ, может быть сформулирована следующим образом: прежде чем рекомендовать внедрение той или иной новации, необходимо апробировать ее в собственной практике, проверить эффективность данного новшества с учетом возможностей и условий других библиотек.
Среди давно положительно зарекомендовавших себя форм методической поддержки подготовка аналитических обзоров практической деятельности, разработка методических рекомендаций по отдельным аспектам обслуживания молодежи, организация как профессиональных библиотечных, так и межведомственных научно-практических, методических, проблемных и обучающих мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, курсов и т. д.). В данной статье представлены современные формы и способы методической и информационной поддержки, которых прежде не было в библиотечной практике и которые имеют наибольший эффект в профессиональной среде.
В настоящее время система библиотечного обслуживания молодежи в Российской Федерации представлена республиканскими, краевыми, областными специализированными молодежными, юношескими, детско-юношескими библиотеками, особыми подразделениями региональных и территориальных публичных библиотек, а также библиотеками школ, колледжей, вузов, общедоступными публичными, работающими с молодежью как категорией пользователей.
Идея специализированного библиотечного обслуживания молодежи овладевает сознанием все большего числа руководителей публичных библиотек, и постепенно в России выстраивается новая целостная система обслуживания молодежи на базе разноуровневых общедоступных публичных библиотек.
В своей практике РГБМ учитывает тот факт, что, благодаря интенсивно развивающимся средствам электронных коммуникаций, российские библиотечные специалисты и коллеги из стран СНГ имеют свободный оперативный доступ к новым профессиональным идеям и новаторским практикам. За последние годы заметно упрочились контакты РГБМ с региональными библиотеками, установились доверительные партнерские отношения, выработались и закрепились традиции методического взаимодействия и сотворчества, сформировалась своеобразная профилированная молодежно-ориентированная библиотечная корпорация. Существенную помощь в этом оказывают долгосрочные общероссийские проекты РГБМ, которые рассчитаны на всю библиотечную аудиторию России. Созданный в 2015 г. специальный раздел «Профессиональное» официального сайта РГБМ отражает многоаспектную палитру задач и действий методических служб библиотеки как федерального инновационного центра ().
В 2008 г. был создан специальный корпоративный сайт Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью (), или эффективная виртуальная площадка методической службы РГБМ. Ежедневная посещаемость достигает 800—900 человек. Помимо большого количества материалов, документов, публикаций, сообщений с мест, на сайте функционирует специализированная виртуальная справочная служба, отвечающая на вопросы по профессиональной тематике.
Новым форматом представления информации о библиотеках и для библиотек стала ежемесячная электронная газета РГБМ о молодежи и для молодежи «Территория L», первый номер которой вышел в марте 2015 года. Проект успешно продолжается и востребован выпущено 19 номеров, опубликовано более 240 материалов в 15 постоянных рубриках: статьи актуальной тематики, интервью, оригинальные видео-ролики, фоторепортажи. К участию в газете уже привлечено более 50 авторов (). На ее страницах сотрудники и партнеры РГБМ представляют статьи о значимых проблемах обслуживания молодежи в российских и зарубежных библиотеках, новые ресурсы и технологии, успешные мероприятия и акции, интервью с яркими личностями деятелями культуры, науки, образования на представляющие интерес для молодежи темы, новости и основные направления реализации государственной молодежной политики, материалы о новых тенденциях и изменениях в молодежной среде, молодежных читательских предпочтениях, данные проводимых в России профильных социологических исследований и др. Отражаются также успешные проекты и программы для молодежи зарубежных коллег. Большой блок информации авторские колонки разной тематики:новинки молодежной прозы, литературные проекты в библиотеках, история и сегодняшний день электронной книги, сюжеты и герои фантастики, молодежные субкультурные практики, комиксы и рисованные истории, литература прошлого как культурный факт.
В 2015 г. в структуре РГБМ выделен Учебно-консультационный центр (), который занимается организацией профессионального обучения сотрудников специализированных (молодежных, юношеских, детско-юношеских) и общедоступных публичных библиотек России (приглашаются и коллеги из стран СНГ) современным методам работы с молодежью (получена бессрочная государственная лицензия на осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования). Обучение ведется по специальным программам повышения квалификации, адаптированным к современным научно-методическим и организационно-технологическим задачам библиотечно-информационного обслуживания и системной эффективной работе с молодежной аудиторией. Реализация программ повышения квалификации сотрудников библиотек осуществляется на очных курсах (с применением элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий), а также в форме профессиональных стажировок.
В целях дальнейшего усиления эффективности методической функции РГБМ и расширения участия коллег из регионов в образовательных мероприятиях третий год (с февраля 2015 г.) реализуются три виртуальных обучающих проекта: межбиблиотечный методический вебинариум «Успешные библиотечные программы для молодежи», библиографические онлайн-среды «Молодежь в литературе XX—XXI вв.» и Открытая авторская онлайн-школа «Эффективная библиотека». Они имеют позитивный резонанс среди коллег в силу их доступности даже из удаленных территорий страны. Охарактеризуем кратко эти новые формы дистанционной методической деятельности.
Межбиблиотечный методический вебинариум «Успешные библиотечные программы для молодежи» адресован специалистам молодежных/юношеских библиотек, публичных библиотек, которые имеют или планируют создать в своей структуре залы, отделы, обслуживающие молодежь, а также тех библиотек, в штате которых есть специалисты по работе с молодежью. Слушатели вебинариума знакомятся с успешными библиотечными программами, которые могут (с учетом специфики библиотеки и ее пользователей) быть реализованы другими библиотеками.
Темы занятий:
- «Клубный формат как способ стимулирования эколого-практической деятельности молодежи»;
- «Комиксы и рисованные истории в практике работы библиотеки»;
- «Библиотека как площадка для реализации молодежных проектов. Конкурс Фабрика идей»;
- «Хип-хоп как часть молодежной культуры»;
- «Молодежь в литературном процессе»;
- «Клубное формирование как средство самообразования»;
- «Психологические тренинги в библиотеке».
Вебинары на постоянной основе доступны для свободного просмотра в Интернете на канале YouTube РГБМ (), общее число просмотров в Сети за год составило более 4 тысяч.
Дальнейшее развитие вебинариума предполагало знакомство с лучшими библиотечными программами для молодежи, реализованными в других библиотеках страны. С этой целью в 2016 г. был объявлен специальный конкурс среди заинтересованных библиотек (участником проекта могла стать любая библиотека специализированная молодежная, юношеская, детско-юношеская, публичная библиотека, активно работающая с молодежью). По условиям конкурса библиотечная программа для молодежи, предлагаемая в качестве темы/содержания вебинара, должна быть ориентирована на реализацию и поддержку позитивных потребностей молодежи: конкретное мероприятие, публичная акция, деятельность клуба и пр. Ограничений в выборе темы и формы не было.
По результатам конкурса поступило 19 заявок. Экспертная комиссия РГБМ отобрала семь программ, которые могли быть интересны и полезны широкому кругу сотрудников библиотек. Актуальный график виртуальных встреч и темы представлены на сайте РГБМ ():
- Молодежь в библиотеке: случайные посетители, хозяева или партнеры: реализация проекта «БиблиоТimе» (Центральная публичная библиотека Новоуральского городского округа Свердловской области);
- Интерактивная квест-игра как эффективная модель краеведческой работы с молодежью (Библиотечно-информационный юношеский центр им. В.Ф. Тендрякова Вологодской областной универсальной научной библиотеки);
- Самореализация молодежи в библиотеке как способ влияния на местное сообщество (Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина, ЦБС г. Братска Иркутской области, Центральная городская библиотека им. Н.С. Клестова-Ангарского г. Усть-Илимска Иркутской области);
- Проект «Студия театра и кино Б.Э.Т.: от идеи до реализации» (Юношеская библиотека Республики Коми);
- Вопросы профессионального самоопределения молодежи (Самарская областная юношеская библиотека);
- Молодежные инициативы и клубы в библиотеке механизмы взаимодействия (Новосибирская областная юношеская библиотека);
- Дискуссионная площадка «Тамбовские диалоги» (Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина).
Все записи прошлогодних вебинаров также доступны на канале РГБМ в YouTube ().
На 2017 г. тематика вебинаров также формируется на основе конкурсного экспертного отбора.
Можно с полным основанием утверждать, что включение в вебинариум региональных библиотек способствует активному обмену позитивными профессиональными практиками, формированию и продвижению новых форм и методов взаимодействия библиотек и молодежи как самой перспективной группы пользователей.
Еще один продолжающийся второй год обучающий проект РГБМ Библиографические онлайн-среды «Молодежь в литературе XX—XXI вв.») () адресован специалистам молодежных/юношеских, публичных библиотек. Проект включает цикл обзорных лекций «Юность длиною в сто лет: образ молодого героя в отечественной и зарубежной художественной литературе XX—XXI вв.» в режиме онлайн, автором которых является сотрудник РГБМ, библиограф, писатель и литературовед В.В. Бондаренко. Цикл видеолекций нацелен на помощь в организации диспутов, литературных конференций и встреч с писателями в библиотеке, в индивидуальной работе с молодым читателем.
Наиболее резонансный обучающий проект РГБМ Открытая авторская онлайн-школа «Эффективная библиотека» (авторы и ведущие кандидат педагогических наук, директор РГБМ И.Б. Михнова и кандидат экономических наук, руководитель отдела управления проектами РГБМ А.А. Пурник) адресован руководителям и ведущим специалистам российских библиотек разных типов. Всего в течение 2015-2016 гг. состоялось девять занятий Школы:
- «Что такое эффективная библиотека?»;
- «Пространство. Организация библиотечного пространства, способствующего самостоятельному чтению и обучению информационной грамотности. Дополнительные сервисы»;
- «Технологии. Старые и новые информационные технологии продуктивная и перспективная комбинация для молодежной библиотеки. Особенности библиотечного обслуживания инвалидов и лиц со специальными потребностями»;
- «Ресурсы. Принципы формирования, организации и размещения печатного библиотечного фонда. Электронные ресурсы и электронное чтение в библиотеке»;
- «Мероприятия и любительские объединения. Содействие позитивной самореализации личности цель и смысл деятельности библиотеки»;
- «Персонал. Как преодолеть поколенческие проблемы и оптимизировать кадровую политику библиотеки»;
- «Услуги и специализированные структуры современной публичной библиотеки»;
- «Пользователи и их потребности»;
- «Имидж и внешние оценки деятельности библиотеки».
Занятия Школы доступны для свободного просмотра в Интернете на сайте РГБМ (). Этот проект считаем наиболее успешным и востребованным профессиональной аудиторией, получено большое количество благодарностей, общее число просмотров девяти занятий в Сети составило более 20 тыс., количество просмотров одного занятия за период тестирования 503.
По окончании всех занятий с 11 мая по 1 июля 2016 г. было открыто онлайн-тестирование, пройти которое мог каждый желающий и получить сертификат о прохождении обучения в Открытой авторской онлайн-школе «Эффективная библиотека» при 75% правильных ответов.
Нельзя не отметить успешно реализуемый РГБМ международный проект киноальманах о публичных библиотеках разных стран, успешно работающих с молодежью «Library planet». Цель рассказать о том, какие возможности и ресурсы предлагают наиболее успешные библиотеки молодым людям для образования, общения и творческого самовыражения, представить позиции и взгляды библиотечных специалистов. Уже представлено 16 фильмов о библиотеках Германии, Дании, Норвегии,
Польши, России, Финляндии, Швеции. Проект имеет свои страницы в Facebook () и на сайте газеты «Территория L» ().
Являясь признанной профессиональным сообществом инновационной площадкой, реально действующей моделью активно востребованной пользователями публичной общедоступной библиотеки, где разрабатываются и апробируются на практике новые формы и методы работы с молодежью и внедряются в систему обслуживания новейшие технологии, РГБМ выступает «популярным объектом» профессиональных экскурсий. Только в 2016 г. с целью получения методической и консультационной помощи ее посетили специалисты из более 250 библиотек и других организаций 54 регионов Российской Федерации и ряда стран СНГ, а также коллеги из Германии, Польши, Швеции и Южной Кореи. Экскурсии в РГБМ и стажировки сотрудников библиотечных учреждений разного типа, профессиональные встречи содействуют популяризации тех радикальных преобразований, которые произошли в РГБМ. Многое, по словам коллег, применимо и в их условиях.
Таким образом, методическая составляющая пронизывает все сферы деятельности РГБМ и является системообразующей частью ее функционирования. Многие инновационно-методические наработки внедрены и апробированы в повседневной практике Библиотеки и тем самым введены в публичный оборот (своеобразная действующая модель), представлены и обсуждены на научно-практических конференциях, описаны в профессиональных изданиях, позиционированы в электронных формах, включая видеопредставления базовых структурных подразделений, записи онлайн-мероприятий на канале Библиотеки в YouTube.
Приглашаем коллег из стран СНГ к более тесному профессиональному сотрудничеству и методическому взаимодействию!