Роль библиотеки для молодежи в социальном моделировании и активации позитивных общественных тенденций
Автор: Лещинская В.В.
Издание: Информационный бюллетень РБА. — 2016. — N 77. — С.107-109.
В.В. ЛЕЩИНСКАЯ,
руководитель проекта «Экокулътура» Российской государственной библиотеки для молодежи
Культурно-просветительская роль библиотеки подразумевает ее социообразующую функцию. Постоянный мониторинг позитивных тенденций, происходящих в обществе, отслеживание общественного интереса и аккумулирование перспективного опыта задача нацеленной на будущее библиотеки.
Библиотека не учит, не задает жестких рамок для развития, обучения и интеллектуального роста, не ограничивает читателя программно-плановыми сетками, в отличие от организаций формального образования. Библиотека как социальный институт оказывает мощное воздействие на формирование сообщества думающих, способных к саморазвитию и самопознанию граждан, составляющих, в конечном итоге, интеллектуальную и творческую элиту общества. Имеющийся методический инструментарий в активе у библиотек России демонстрирует возможности деятельного воздействия на общественные процессы, на формирование позитивных тенденций развития общества. Нагляднее всего этот процесс проявляет себя в работе с молодежной аудиторией. Примером выстраивания успешного, перспективного взаимодействия с молодежью может служить работа Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ).
Российская государственная библиотека для молодежи полностью сменила концепцию своего развития в 2006 году, начав революционные преобразования не только в области информационной политики, но и в библиотечном пространстве. Сегодня библиотека новый культурный центр для интеллектуального досуга и саморазвития наиболее активной, развивающейся и вместе с тем неустойчивой к идейным и информационным воздействиям частью населения молодежью от 14 до 30 лет. В этой связи работа с молодежью сопряжена с определенными трудностями. РГБМ определила следующий постулат своего дальнейшего развития «Мы работаем не для молодежи, а с молодежью». В этой формулировке кроется новый библиотечный, мировоззренческий посыл. В данном случае, молодежь рассматривается не как объект целенаправленной деятельности библиотеки, а ее со-автор, благодаря чему начинают выстраиваться совершено новые отношения субъектно-субъектные. Образуется новая диалоговая среда между читателем и библиотекарем, происходит формирование познавательно-активной читательской аудитории.
В настоящий момент наше общество характеризуют, с одной стороны, направленность к консолидации, с другой образование локальных сообществ по интересам. Образование клубных объединений в библиотеках, как проявление желания молодежи в создании своих индивидуализированных ячеек, становится массовым явлением на библиотечной карте России. Клуб это общественная организация, объединяющая людей на основе сходства интересов, общности занятий (политических, научных, художественных, спортивных и т.п.) или для совместного отдыха и развлечений. Образование клубных формаций в библиотечном пространстве видится как реализация определенных социокультурных потребностей общества. Цель создания различных комьюнити-площадок в библиотеке комфортная коммуникационная среда, особая атмосфера, способствующая творчеству и саморазвитию их участников. В РГБМ около 15 клубов. Тематический разброс велик Клуб реальной истории, кино-клуб «Бардо», разговорный клуб «English Hog-Words», комикс-клуб, экологический клуб «Пространство», клуб «Живая философия», клуб «Хип-хоп лаб», литературный клуб «В ожидании Кафки» и др.
Идея создания тематического клуба может исходить как от самой библиотеки, когда ясна тенденция развития общественного интереса, так и от читателей. Демократичность клубных форм общения призвана способствовать сближению молодежи и ее реализации в одном из социально-важных направлений. Библиотекарь как куратор, со-организатор и модератор клубных встреч способен не только поддерживать и развивать интерес к социально-важной тематике, но и переводить познавательный информационный интерес в практическую плоскость организацию тематических фестивалей, конкурсов, семинаров, мастер-классов и т.д.
Мировая библиотечная тенденция привлечения читателей к со-творчеству постепенно находит отражение и в библиотеках России. В Российской государственной библиотеке для молодежи, к примеру, два года реализуется проект «Фабрика идей», в ходе которого всем желающим дается возможность предложить свой собственный проект для воплощения в библиотеке.
Проекты по философии, психологии, экологии, азам юриспруденции, различные интеллектуальные игры очень востребованы современной молодежью, которая с радостью готова воплощать в жизнь новые проекты, становится их генератором, а также участником мероприятий, проводимых в библиотеках. Очевидной потребностью общества является поддержка молодой науки, молодых ученых и популяризация науки. Подтверждением этой необходимости служит организация большого количества комьюнити-площадок в библиотеках страны. Как правило, инициаторами образования таких площадок являются сами юные интеллектуалы: аспиранты и молодые ученые. Проекты «Научка», «ПостНаука», научно-популярные лектории, научные бои «Политех», слеты молодых экологов в лаборатории «ЭКОС», формат science slam демонстрируют активный интерес молодежи.
Общий курс страны на демократизацию и открытость выражает желание и готовность общества становиться деятельным участником не только практических преобразований, но и законотворческой деятельности. Гражданская активность населения все ярче проявляет себя в ответственном планировании и создании комфортной, безопасной среды. Обеспечение развития институтов гражданского общества заключается в организации открытых дискуссионных площадок, общественных слушаний, форумов, способствующих установлению диалога населения и власти. Методика проведения гражданского форума отработана в Орловской областной научной универсальной публичной библиотеке имени И. А. Бунина еще в 2001 году. В Вологодской областной универсальной научной библиотеке имени И. В. Бабушкина отработана методика проведении сельского схода по актуальным проблемам родного края. В 2015 году в Саратовской области в рамках большого межрегионального проекта «Библиотека как центр общественной жизни» в библиотеках было проведено несколько гражданских форумов на тему «Экология Саратовского региона: как сделать жизнь безопаснее?». Приведенные выше примеры свидетельствуют о расширении функций библиотеки как социального института, оказывающего непосредственное влияние на процессы, происходящие в обществе.
Современная библиотека, выполняя не только просветительскую, но и воспитательную функции, зачастую выбирает определенное направление в качестве ключевого патриотическое, экологическое, духовно-нравственное, краеведческое и т.д., что позволяет полнее раскрыть актуальную проблематику. В течение последних десятилетий многие библиотеки, реализуя государственную задачу по обеспечению открытого доступа граждан к экологической информации, вне зависимости от их статуса стали центрами экологического просвещения и культуры, единственными доступными каналами распространения достоверной информации по экологии. Среди наиболее успешных центров можно назвать Центр экологической информации и культуры в Кировской государственной универсальной областной научной библиотеке имени А. И. Герцена, Информационно-ресурсный центр по экологическому просвещению в Национальной библиотеке Республики Коми (Сыктывкар), зал экологической информации Государственной публичной научно-технической библиотеки России (Москва) и многие другие. Среди тематических изданий библиотек можно отметить сборник информационно-методических материалов «Экология и молодежь: эффективные эколого-просветительские практики», выпущенный Российской государственной библиотекой для молодежи в 2015 году. В издании освещаются проблемы экологического просвещения, формирования экологической культуры и развития молодежного экологического движения.
Реагируя на изменения в информационной среде, на изменения интеллектуальных ориентиров современной молодежи, библиотека выступает и в качестве методического, и научно-исследовательского центра по изучению молодежи, ее интересов, мотиваций, а также направлений развития молодежной политики. Изучая процессы, происходящие в молодежной среде, проще делать прогнозы общественного развития и, как следствие, развития библиотечной практики.
Библиотека как социальный модератор, оставаясь в лоне культурно-просветительских практик, способна с позиции «мягкой силы» реагировать как на позитивные тенденции развития общества, поддерживая своими ресурсными возможностями, так и оказывать непосредственное влияние на негативные формы общественной активности, нивелируя их, перенаправляя их в позитивное русло.