Молодёжь и библиотека: точки взаимодействия
Автор: Захаренко М.П.
Издание: Университетская книга. — 2016. — Июль-Август. — С.72-73.
Марина Павловна ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи, председатель Молодёжной секции Российской библиотечной ассоциации
Особый интерес библиотек, пользователями которых является молодёжь, в программе форума (Международная конференция «Крым-2016» Прим.ред.) вызвал круглый стол «Роль библиотеки в формировании человеческого капитала молодёжи», организованный РГБМ. Заседание получилось содержательным по представленным докладам и очень интересным по проблематике.
Тон разговора задала в установочном докладе ведущая круглого стола директор РГБМ И.Б. Михнова, рассказавшая о роли специализированной библиотеки в обеспечении социального комфорта молодых читателей, тематического досуга молодёжи, оказании помощи в её социализации и самоопределении, многообразии форм общения в стенах библиотеки, привлечении молодёжи к решению многих текущих вопросов. По мнению эксперта, роль библиотек в формировании «человеческого капитала» молодёжи состоит в том, чтобы стать частью системы социальных лифтов; у них для этого есть хороший потенциал.
Социальные лифты как способы или институты, с помощью которых молодой человек может индивидуально изменить свой общественный статус, выстроить траекторию движения, существовали во все времена. В советское время библиотеки были активным действующим элементом системы социальных лифтов, но в последние годы общество стало видеть в них в большей степени организаторов и популяризаторов чтения, культурно-досуговые площадки и т.д. Однако наступил момент, когда библиотеки должны включиться в реализацию важных социальных функций.
В продолжение разговора заместитель директора РГБМ по научной и методической работе М.П. Захаренко представила доклад о современном состоянии общественного молодёжного библиотечного движения, рассказала о том, что даёт молодому энергичному сотруднику библиотеки общественная работа, как его социальная активность помогает развивать профессиональные навыки, формирует умение налаживать коммуникации и развивает организаторские способности. Общественное объединение это прежде всего площадка для самореализации. Участие в общественной работе позволяет проявить самостоятельность, личную заинтересованность, развивает лидерские качества, расширяет личные контакты и партнёрские связи библиотеки и т.д., а для молодого человека это крайне важно.
Наиболее красноречиво о роли общественной деятельности говорят сами молодые специалисты.
«Для меня общественная работа это в первую очередь удовольствие, наполненность жизни чем-то новым, интересным, небанальным, возможность отойти от рутинной деятельности. В профессиональном развитии она, безусловно, помогает, так как круг общения и обмена опытом не ограничивается только рамками профессии...»
«Это отличная возможность коммуникации с коллегами, сверстниками, что в дальнейшем может перерасти в сотрудничество, профессиональное общение, консультирование и даже в дружбу, а последнее это самое замечательное, особенно для молодёжи...»
«Часто слышу от коллег: Как это можно так работать сверх нормы и без оплаты?. Если нет внутренней мотивации, собственного желания, то лучше всего отказаться от общественной деятельности. Молодёжь готова пробовать себя в различных сферах, и у неё есть на это силы и время...»
«Лично я не рассматриваю общественную работу как лифт, только как хобби. Но, несомненно, она им является и вообще приносит много неожиданных бонусов!»
«Важно развитие новых качеств, таких как коммуникабельность и стрессоустойчивость...»
«Да, это и социальный лифт, и галочка в резюме, но, как правило, об этом никто и никогда из общественников не задумывается; те, кто приходит с иной установкой, обычно быстро уходят...»
«Я никогда не думала, что общественная работа как-то поможет мне в карьерном росте. Сначала я просто мечтала помогать людям, а потом общественная жизнь меня затянула. В моём случае моя активность послужила хорошим примером социального лифта (положительного): переход в другую библиотеку и работа, о которой мечтают многие из тех, кто знает, какие проекты мы реализуем...»
Профессиональному развитию библиотекаря в цифровой среде был посвящен доклад начальника координационно-методического отдела Новосибирской областной детской библиотеки Е.Г. Смутневой на тему «Образовательный сетевой проект VS формальная система повышения квалификации». Сетевые проекты потенциально выступают эффективным инструментом для профессионального развития библиотечных специалистов, позволяют актуализировать имеющиеся знания и практику и генерировать новые. В ходе реализуемого обучающего сетевого проекта слушатели, а среди них были библиотекари и педагоги, освоили несколько новых интернет-инструментов и сервисов.
Основной теме заседания было посвящено ещё несколько выступлений. В частности, молодой специалист ведущий методист отдела развития и внешних коммуникаций омских муниципальных библиотек А.Ю. Гермизеева рассказала о нескольких проектах по продвижению книги в молодёжной среде: интеллект-играх «Битва читающих» и «Эрудит», радиоигре «Читальный зал», городских исторических квестах «Ключи от прошлого», «Омск-300» и «Дерзай, молодой!», проекте по созданию молодёжных литературных клубов «Мировая книга» и др.
Ведущий библиограф информационно-библиографического отдела Старооскольской библиотечной системы Белгородской области А.В. Золотарёва рассказала об инициированном ею проекте «Библиотечный зонтик», предполагающем организацию передвижных летних площадок для чтения на пляжах города.
Они будут работать как читальный зал три летних месяца по выходным дням. Планируется проведение на пляжах дней здоровья, библиотечных квестов, книжных выставок, конкурсов песочных фигур, интерактивных викторин, подвижных игр и многого другого, что наверняка будет интересно читателям.
Специалист Объединения муниципальных библиотек Перми Я.В. Малафеева сделала попытку доказать, что, имея набор разнообразных ресурсов: материально-техническую базу, профессиональные кадры, актуальные фонды, опыт проведения крупных городских мероприятий, привлекательную среду для творческой реализации молодых, надёжных партнёров, библиотека может претендовать на роль ресурсного центра как для творческой молодёжи города, так и для организаций, работающих с молодёжью. В докладе были рассмотрены вопросы продвижения библиотеки в молодёжную среду посредством реализации авторских и партнёрских социально-культурных проектов, а также с помощью социальной сети, представлены этапы создания и результаты двухлетней работы площадки для профессионального общения форума «Сафари на читателя».
Это уже не первая публичная встреча, на которой говорилось о социальных лифтах применительно к библиотекам. Впервые эту тему обсуждали на всероссийском семинаре «Возможности библиотек в реализации системы социальных лифтов для молодёжи», который состоялся 28 апреля 2016 г. в РГБМ. Для библиотек эта тема важная и перспективная. Библиотекарям пора понять, что библиотека может восприниматься как элемент системы социальных лифтов, поскольку предоставляет своим пользователям возможности для образования, самообразования, саморазвития, самоидентификации.