Методика, подтвержденная практикой: основа успеха эколого-ориентированной деятельности библиотеки для молодёжи. Опыт работы Российской государственной библиотеки для молодёжи
Автор: Захаренко М.П., Лещинская В.В.
Издание: Научные и технические библиотеки. — 2016. — N 1. — С.68-72.
Марина Павловна 3AXAPEHKO,
председатель Молодёжной секции Российской библиотечной ассоциации,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи
Вероника Владимировна ЛЕЩИНСКАЯ,
руководитель проекта «Экокультура» Российской государственной библиотеки для молодёжи
Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) ведёт эколого-просветительское направление уже более 30 лет. За эти годы накопился значительный методический и практический опыт, позволяющий позиционировать библиотеку как аналитический, методический и координационный центр по развитию экологического просвещения в библиотеках России.
С 2002 по 2008 гг. в РГБМ работал Всероссийский научно-методический центр экологической культуры (ВЦЭК), который осуществлял мониторинг, анализ и трансляцию лучшего опыта эколого-библиотечной работы в библиотеках России.
Сегодня РГБМ библиотека совершенно нового типа, культурно-досуговое пространство для интеллектуального досуга и свободного развития личности, с одной стороны, с другой учреждение, задающее правильный вектор развития современного общества для его консолидации и развития гуманистических ценностей.
Проект РГБМ «Экокультура», в рамках которого разрабатывается экологическая тематика, ставит перед собой аналогичные ВЦЭК задачи, в целом соответствует его идеологии системная, комплексная поддержка развития эколого-просветительского направления в России.
Экологическое просвещение как одно из социально важных и перспективных направлений развития общества стало для РГБМ одним из постоянных векторов работы в русле общей концепции библиотеки. Выражая основную мысль в методологии развития библиотеки, можно сказать так: «Мы не работаем для молодёжи, мы работаем с молодёжью».
Библиотека для молодёжи является сегодня базисной площадкой для апробирования лучшего опыта работы с молодёжью. РГБМ выступает как транслятор успешных методик, чему предшествует большая работа: выявление плюсов и минусов новых идей и форм, анализ результатов их практического применения.
Такой подход в полной мере касается и эколого-просветительской деятельности.
Представим основные направления эколого-просветительской работы с молодёжью, которые, на наш взгляд, являются наиболее перспективными и эффективными.
Клубный формат. Развитие клубов как неформальных площадок для общения заинтересованной молодёжи
Молодёжный дискуссионный экоклуб создан в РГБМ в 2010 г. в ответ на интерес эколого-ориентированной молодёжи к получению достоверной информации по острым экологическим проблемам современности и для обмена опытом природоохранной деятельности.
Библиотека предоставляет молодёжи не только площадку для тематических дискуссионных встреч, но и возможность установить партнёрские отношения между различными организациями, занимающимися экологическим просвещением, природоохранными ведомствами, государственными и общественными организациями.
Клуб «Пространство» это формирование сообщества, объединенного общей тематикой, поддержка социального интереса, апробирование различных форматов эколого-практической деятельности, развитие коммуникативных способностей молодёжи, развенчание мифов и стереотипов в отношении к экологической проблематике. Особенностью клуба является политика формирования программы: она составляется исходя из мониторинга социально-экологического интереса молодёжи и предложений со стороны самих участников клуба.
Клубный формат предоставляет уникальные возможности для экологического просвещения. Благодаря клубным встречам налаживается тесное взаимодействие между участниками, на практике могут быть проверены новые методы, формы и подходы к решению экологических задач.
В последние годы заметно возрос интерес молодёжи к научной основе экологической проблематики. В молодёжной среде по-прежнему востребованы классические лекции. Лекции в библиотеке имеют много плюсов: нет обязательности посещения; в качестве лектора приглашается специалист интересный аудитории; атмосфера библиотеки способствует живому общению, свободному диалогу, благодаря чему обеспечиваются интерактивная и эффективная коммуникация между всеми участниками.
В рамках экоклуба «Пространство» выступали ведущие специалисты Мосэкомониторинга, Росприроднадзора и др. Молодым специалистам, учёным также предоставляется возможность проявить себя, выступить на площадке экоклуба. Одним из вариантов молодёжного просветительского взаимодействия может стать новый формат публичного выступления так называемый стендап. В РГБМ с успехом прошёл научный стендап «Ветряки идей», на котором победители Всероссийского конкурса молодёжных творческих работ по применению возобновляемых источников энергии в городской среде «Энергия знания 2014» представили свои инновационные идеи.
Правила стендапa просты: 10 минут на каждое выступление нужно просто, лаконично, в доступной форме рассказать о сути научной идеи, инновационного проекта.
Основная задача клубного объединения обеспечение диалоговой среды, развитие коммуникационных навыков и создание свободной атмосферы для раскрытия творческих способностей его участников. Для решения этой задачи могут быть использованы такие современные форматы как story-telling (рассказ от первого лица). В этом формате в экоклубе «Пространство» была проведена, например, встреча на тему «Бездомные животные: взгляд волонтёра».
При работе с молодёжью не теряют актуальности и такие форматы, как научные диалоги, дебаты, дискуссии.
В рамках экоклуба «Пространство» проводятся различные мастер-классы. «Как стать экологическим инспектором», «Инструменты и методы дизайн-мышления для решения социально значимых экологических задач» и др.
С целью развития гражданской и общественной активности и поддержки молодежных инициатив именно на площадке экоклуба «Пространство» впервые были представлены новые экологические инициативы, которые в дальнейшем получили широкое развитие: «Экология звука», «Сад им. Травникова», «Мойдодыр» и др.
Новые проекты, инициированные и реализованные РГБМ
Проект по сбору батареек. В 2014 г. РГБМ совместно с Мосгордумой, общественным движением «МосЭко» и магазином RoBo.ru разработала проект по организации сбора батареек с последующей отправкой их на переработку в Челябинск.
Проект «Экокейс». С декабря по май 2015 г. в рамках проекта совместно с МГГУ им. М. Шолохова реализован проект «Экокейс», нацеленный на ознакомление с методикой создания кейсов для решения экологических проблем и приобретение опыта в этой работе. (Кейс-стади техника обучения, основанная на разборе конкретных, практически ситуаций.) Цель проекта «Экокейс» демонстрация возможностей применения метода кейс-стади для решения экологических проблем.
Работа над проектом «Экокейс» была разделена на теоретическую и практическую части. В разработке теоретической части непосредственное участие принимала студентка МГГУ им. М. Шолохова Екатерина Якименко (факультет естественных наук и экологии). Работа заключалась в поиске и составлении списка информационных материалов по проблематике. Работа с самими информационными источниками проводилась в тесном сотрудничестве с библиотекарями РГБМ. Практическая часть состояла из социологического опроса для выявления степени обеспокоенности той или иной экологической проблемой и готовности принять участие в её обсуждении, а также в составлении и разборе экологической проблемной ситуации и проведении итоговой встречи.
Использование различных носителей информации для трансляции экологических идей. Визуализация экологических проблем как один из видов эмоционально-психологического воздействия начинает широко использоваться в практике экологического просвещения.
В рамках ВузЭкоФеста в РГБМ прошёл показ тематических фильмов, и в настоящий момент для читателей библиотеки создаётся видеотека экологической направленности.
Обеспечение обратной связи необходимое условие для дальнейшего развития эколого-просветительского направления. Проведение опросов это одна из форм обратной связи. Опросы регулярно проводятся среди участников экоклуба «Пространство» с целью выявления наиболее интересных тем волнующих проблем, уровня заинтересованности эколого-практической деятельностью. Так, в мае 2015 г. опрос участников проекта «Экокейс» продемонстрировал их готовность осваивать новые формы и методы практического решения экологических проблем.
Обеспечение профессионального взаимодействия. Одним из факторов успешного развития экологического направления РГБМ считает обеспечение эффективной трансляции своих передовых методических идей по работе с молодёжью. Широкий охват аудитории осуществляется благодаря выходу на различные научно-практические площадки, в государственные учреждения (Мосгордума, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Общественная палата РФ и др.), на молодёжные площадки (Форум YouLeed, Доброфорум фестиваль «Экочашка» и др.), в вузы (МГУ МГГУ им. М. Шолохова и др.).
Для обмена опытом используются различные форматы профессионального общения, в том числе и интернет-технологии. Так, 25 февраля 2015 г. в РГБМ прошёл , который собрал большое количество и непосредственных участников, и просмотров.
28 апреля 2015 г. состоялся общероссийский . К его работе в режиме онлайн подключались коллеги из других регионов России, что обеспечило межрегиональное профессиональное взаимодействие, необходимое для развития эколого-просветительского направления и роста профессионального мастерства.