Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Роль библиотеки для молодежи в социальном моделировании и активации позитивных общественных тенденций

Автор: Лещинская В.В.

Издание: Библиотечное дело. — 2016. — №2. — С.25-27.

Вероника Владимировна ЛЕЩИНСКАЯ,
руководитель проекта «Экокультура» Российской государственной библиотеки для молодёжи

Культурно-просветительская роль библиотеки подразумевает её социообразующую функцию. Постоянный мониторинг позитивных тенденций, происходящих в обществе, отслеживание общественного интереса и аккумулирование перспективного опыта — задача нацеленной на будущее библиотеки.

Библиотека не учит, не задает жёстких рамок для развития, обучения и интеллектуального роста, не ограничивает читателя программно-плановыми сетками, в отличие от организаций формального образования. Как социальный институт, она оказывает мощное воздействие на формирование сообщества думающих, способных к саморазвитию и самопознанию граждан, той категории людей, которые составляют, в конечном итоге, интеллектуальную и творческую элиту общества.

Имеющийся методический инструментарий в активе у библиотек России демонстрирует возможности деятельного воздействия на общественные процессы, на формирование позитивных тенденций развития общества. Нагляднее всего этот процесс проявляет себя в работе с молодёжной аудиторией.

Примером выстраивания успешного, перспективного взаимодействия с молодёжью может служить работа Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ).

РГБМ полностью сменила концепцию своего развития в 2006 г., начав революционные преобразования не только своей информационной политики, но и пространства самой библиотеки. Сегодня библиотека — это новый культурный центр для интеллектуального досуга и саморазвития молодёжи в возрасте от 14 до 30 лет. Этот возрастной период охватывает наиболее активную часть населения, развивающуюся и вместе с тем наиболее неустойчивую, подверженную любым идейным и информационным воздействиям. В этой связи работа с молодёжью сопряжена с определенными сложностями.

Российская государственная библиотека для молодёжи выделила для себя следующий постулат для дальнейшего своего развития: «Мы работаем не для молодёжи, а с молодёжью». В этой формулировке кроется новый библиотечный мировоззренческий посыл. Молодёжь в таком ракурсе становится не объектом целенаправленной деятельности библиотеки, а её соавтором, благодаря чему начинают выстраиваться совершено новые отношения с пользователем, читателем. Отношения переходят в субъектно-субъектные, образуется новая диалоговая среда между читателем и библиотекарем, происходит формирование познавательно-активной читательской аудитории.

Налицо тенденция к консолидации общества в целом, а также к образованию локальных сообществ по интересам. Образование клубных объединений в библиотеках как проявление желания молодёжи в создании своих индивидуализированных ячеек становится массовым явлением на библиотечной карте России. Клуб — это общественная организация, объединяющая людей на основе сходства интересов, общности занятий (политических, научных, художественных, спортивных и т. п.) или для совместного отдыха и развлечений. Это объединение по формальному тематическому признаку, а не по принципу единения людей, создание психологической, идейной общности. Именно поэтому образования клубных формаций в библиотечном пространстве видится как реализация определенных социокультурных потребностей общества.

Цель создания различных комьюнити-площадок в библиотеке — комфортная коммуникационная среда, особая атмосфера, способствующая творчеству и саморазвитию. В Российской государственной библиотеке для молодёжи, к примеру, около 15 клубов. Тематический разброс велик: клуб реальной истории, кино-клуб «Бардо», разговорный клуб «English Hog-Words», комикс-клуб, экологический клуб «Пространство», клуб «Живая философия», клуб «Хип-хоп лаб», литературный клуб «В ожидании Кафки» и др.

Идея создания тематического клуба может исходить как от самой библиотеки, когда ясна тенденция развития общественного интереса, так и от самой молодёжи.

Библиотекарь как куратор, соорганизатор и модератор клубных встреч своими методическими средствами способен не только поддерживать и развивать интерес к социально-важной тематике, какой, к примеру, является экологическая тематика, но и переводить познавательный информационный интерес в практическую плоскость: организацию тематических фестивалей, конкурсов, семинаров, мастер-классов и т. д. В сфере экологии, к примеру, сформировалось понятие ecotainment, от английских слов entertainment (пер. развлечение) и eco (от ecology, экология). Демократичность клубных форм общения может способствовать сближению молодёжи и её реализации в одном из социально-важных направлений.

Мировая библиотечная тенденция привлечения читателей к сотворчеству постепенно находит отражение и в библиотеках России. В Российской государственной библиотеке для молодёжи, к примеру, уже два года реализуется проект «Фабрика идей», в ходе которого всем желающим дается возможность предложить свой собственный проект для воплощения в библиотеке. Проекты по философии, психологии, азам юриспруденции, различные интеллектуальные игры очень востребованы современной молодёжью, которая с радостью готова воплощать в жизнь новые проекты, становится их генератором, а также участником этих мероприятий в библиотеках. Подобные проекты уже реализуются и в других библиотеках России. К примеру, проект Новгородской областной универсальной научной библиотеки «Молодёжные инициативы в Областной библиотеке».

Очевидной потребностью общества является поддержка молодой науки, молодых учёных и популяризация науки. Подтверждением этой необходимости служит организация большего количества комьюнити-площадок по популяризации науки на различных городских площадках. Как правило, инициаторами образования таких площадок являются сами молодые интеллектуалы: аспиранты и молодые учёные. Проект «Научка, «ПостНаука», научно-популярные лектории, научные бои «Политех», слёты молодых экологов в лаборатории «ЭКОС», формат science slam — всё это демонстрирует активный интерес молодёжи к познанию научных истин, постижению научных глубин. Некоторые библиотеки смогли подхватить этот тренд и предоставили свои ресурсы для реализации подобных проектов.

Общий курс страны на демократизацию и открытость выражает желание и готовность общества становиться деятельным участником не только практических преобразований, но и участником законотворческой деятельности. Гражданская активность населения всё ярче проявляет себя в ответственном планировании и создании комфортной, безопасной среды. Обеспечение развития институтов гражданского общества заключается также и в организации открытых дискуссионных площадок, общественных слушаний, форумов, способствующих установлению диалога населения и власти.

Методика проведения гражданского форума отработана в Орловской научной библиотеке им. И. Бунина ещё в 2001 г., а методика проведении сельского схода по актуальным проблемам родного края была отработана в Вологодской областной библиотеке им. Бабушкина. В 2015 г. в Саратовской области в рамках большого межрегионального проекта «Библиотека как центр общественной жизни» было проведено несколько гражданских форумов в библиотеках области «Экология Саратовского региона: как сделать жизнь безопаснее?».

Таким образом, налицо расширение функций библиотеки как социального института, оказывающего непосредственное влияние на процессы, происходящие в обществе. Более того, современная библиотека, выполняя не только просветительскую, но и воспитательную функцию, зачастую выбирает определённое направление как ключевое в своей деятельности: патриотическое, экологическое, духовно-нравственное, краеведческое и т. д. Подобная специализация помогает сконцентрироваться на одном направлении, полнее раскрыть актуальную проблематику. В течение последних нескольких десятилетий многие библиотеки вне зависимости от их статуса стали центрами экологического просвещения и культуры и успешно продолжают свою деятельность, став единственными доступными каналами распространения достоверной информации по экологии, тем самым реализуя государственную задачу по обеспечению открытого доступа граждан к экологической информации. Среди наиболее успешных центров можно назвать Центр экологической информации и культуры в Кировской государственной универсальной областной научной библиотеке им. А. И. Герцена, Информационно-ресурсный центр по экологическому просвещению в Национальной библиотеке Республики Коми, зал экологической информации Государственной публичной научно-технической библиотеки России и многие другие.

Реагируя на изменения в информационной среде, на изменения интеллектуальных ориентиров современной молодёжи как наиболее активной части населения, библиотека выступает также и как методический и научно-исследовательский центр по изучению молодёжи, её интересов, мотиваций и направлений развития молодёжной политики. Изучая глубинные процессы, происходящие в молодёжной среде, проще делать прогнозы общественного развития и, как следствие, развитие библиотечной практики, идущие рука об руку. Российской государственной библиотекой для молодёжи, к примеру, выпускаются информационно-аналитические сборники «Социолог и психолог в библиотеке: Сб. статей и материалов», «Молодёжь России: Сборник рефератов статей из периодических изданий». В 2015 г. был выпущен сборник «Экология и молодёжь: эффективные эколого-просветительские практики: сборник информационно-методических материалов», освещающий проблемы экологического просвещения, формирования экологической культуры и развития молодёжного экологического движения.

Библиотека как социальный модератор, оставаясь в лоне культурно-просветительских практик, способна с позиции «мягкой силы» реагировать как на позитивные тенденции развития общества, поддерживать своими ресурсными возможностями, так и оказывать непосредственное влияние на появление негативных форм общественной активности, нивелировать их, перенаправлять их в позитивное русло.

С автором можно связаться: [email protected]

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024