Роль библиотеки для молодежи в социальном моделировании и активации позитивных общественных тенденций
Автор: Лещинская В.В.
Издание: Библиотечное дело. — 2016. — №2. — С.25-27.
Вероника Владимировна ЛЕЩИНСКАЯ,
руководитель проекта «Экокультура» Российской государственной библиотеки для молодёжи
Культурно-просветительская роль библиотеки подразумевает её социообразующую функцию. Постоянный мониторинг позитивных тенденций, происходящих в обществе, отслеживание общественного интереса и аккумулирование перспективного опыта задача нацеленной на будущее библиотеки.
Библиотека не учит, не задает жёстких рамок для развития, обучения и интеллектуального роста, не ограничивает читателя программно-плановыми сетками, в отличие от организаций формального образования. Как социальный институт, она оказывает мощное воздействие на формирование сообщества думающих, способных к саморазвитию и самопознанию граждан, той категории людей, которые составляют, в конечном итоге, интеллектуальную и творческую элиту общества.
Имеющийся методический инструментарий в активе у библиотек России демонстрирует возможности деятельного воздействия на общественные процессы, на формирование позитивных тенденций развития общества. Нагляднее всего этот процесс проявляет себя в работе с молодёжной аудиторией.
Примером выстраивания успешного, перспективного взаимодействия с молодёжью может служить работа Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ).
РГБМ полностью сменила концепцию своего развития в 2006 г., начав революционные преобразования не только своей информационной политики, но и пространства самой библиотеки. Сегодня библиотека это новый культурный центр для интеллектуального досуга и саморазвития молодёжи в возрасте от 14 до 30 лет. Этот возрастной период охватывает наиболее активную часть населения, развивающуюся и вместе с тем наиболее неустойчивую, подверженную любым идейным и информационным воздействиям. В этой связи работа с молодёжью сопряжена с определенными сложностями.
Российская государственная библиотека для молодёжи выделила для себя следующий постулат для дальнейшего своего развития: «Мы работаем не для молодёжи, а с молодёжью». В этой формулировке кроется новый библиотечный мировоззренческий посыл. Молодёжь в таком ракурсе становится не объектом целенаправленной деятельности библиотеки, а её соавтором, благодаря чему начинают выстраиваться совершено новые отношения с пользователем, читателем. Отношения переходят в субъектно-субъектные, образуется новая диалоговая среда между читателем и библиотекарем, происходит формирование познавательно-активной читательской аудитории.
Налицо тенденция к консолидации общества в целом, а также к образованию локальных сообществ по интересам. Образование клубных объединений в библиотеках как проявление желания молодёжи в создании своих индивидуализированных ячеек становится массовым явлением на библиотечной карте России. Клуб это общественная организация, объединяющая людей на основе сходства интересов, общности занятий (политических, научных, художественных, спортивных и т. п.) или для совместного отдыха и развлечений. Это объединение по формальному тематическому признаку, а не по принципу единения людей, создание психологической, идейной общности. Именно поэтому образования клубных формаций в библиотечном пространстве видится как реализация определенных социокультурных потребностей общества.
Цель создания различных комьюнити-площадок в библиотеке комфортная коммуникационная среда, особая атмосфера, способствующая творчеству и саморазвитию. В Российской государственной библиотеке для молодёжи, к примеру, около 15 клубов. Тематический разброс велик: клуб реальной истории, кино-клуб «Бардо», разговорный клуб «English Hog-Words», комикс-клуб, экологический клуб «Пространство», клуб «Живая философия», клуб «Хип-хоп лаб», литературный клуб «В ожидании Кафки» и др.
Идея создания тематического клуба может исходить как от самой библиотеки, когда ясна тенденция развития общественного интереса, так и от самой молодёжи.
Библиотекарь как куратор, соорганизатор и модератор клубных встреч своими методическими средствами способен не только поддерживать и развивать интерес к социально-важной тематике, какой, к примеру, является экологическая тематика, но и переводить познавательный информационный интерес в практическую плоскость: организацию тематических фестивалей, конкурсов, семинаров, мастер-классов и т. д. В сфере экологии, к примеру, сформировалось понятие ecotainment, от английских слов entertainment (пер. развлечение) и eco (от ecology, экология). Демократичность клубных форм общения может способствовать сближению молодёжи и её реализации в одном из социально-важных направлений.
Мировая библиотечная тенденция привлечения читателей к сотворчеству постепенно находит отражение и в библиотеках России. В Российской государственной библиотеке для молодёжи, к примеру, уже два года реализуется проект «Фабрика идей», в ходе которого всем желающим дается возможность предложить свой собственный проект для воплощения в библиотеке. Проекты по философии, психологии, азам юриспруденции, различные интеллектуальные игры очень востребованы современной молодёжью, которая с радостью готова воплощать в жизнь новые проекты, становится их генератором, а также участником этих мероприятий в библиотеках. Подобные проекты уже реализуются и в других библиотеках России. К примеру, проект Новгородской областной универсальной научной библиотеки «Молодёжные инициативы в Областной библиотеке».
Очевидной потребностью общества является поддержка молодой науки, молодых учёных и популяризация науки. Подтверждением этой необходимости служит организация большего количества комьюнити-площадок по популяризации науки на различных городских площадках. Как правило, инициаторами образования таких площадок являются сами молодые интеллектуалы: аспиранты и молодые учёные. Проект «Научка, «ПостНаука», научно-популярные лектории, научные бои «Политех», слёты молодых экологов в лаборатории «ЭКОС», формат science slam всё это демонстрирует активный интерес молодёжи к познанию научных истин, постижению научных глубин. Некоторые библиотеки смогли подхватить этот тренд и предоставили свои ресурсы для реализации подобных проектов.
Общий курс страны на демократизацию и открытость выражает желание и готовность общества становиться деятельным участником не только практических преобразований, но и участником законотворческой деятельности. Гражданская активность населения всё ярче проявляет себя в ответственном планировании и создании комфортной, безопасной среды. Обеспечение развития институтов гражданского общества заключается также и в организации открытых дискуссионных площадок, общественных слушаний, форумов, способствующих установлению диалога населения и власти.
Методика проведения гражданского форума отработана в Орловской научной библиотеке им. И. Бунина ещё в 2001 г., а методика проведении сельского схода по актуальным проблемам родного края была отработана в Вологодской областной библиотеке им. Бабушкина. В 2015 г. в Саратовской области в рамках большого межрегионального проекта «Библиотека как центр общественной жизни» было проведено несколько гражданских форумов в библиотеках области «Экология Саратовского региона: как сделать жизнь безопаснее?».
Таким образом, налицо расширение функций библиотеки как социального института, оказывающего непосредственное влияние на процессы, происходящие в обществе. Более того, современная библиотека, выполняя не только просветительскую, но и воспитательную функцию, зачастую выбирает определённое направление как ключевое в своей деятельности: патриотическое, экологическое, духовно-нравственное, краеведческое и т. д. Подобная специализация помогает сконцентрироваться на одном направлении, полнее раскрыть актуальную проблематику. В течение последних нескольких десятилетий многие библиотеки вне зависимости от их статуса стали центрами экологического просвещения и культуры и успешно продолжают свою деятельность, став единственными доступными каналами распространения достоверной информации по экологии, тем самым реализуя государственную задачу по обеспечению открытого доступа граждан к экологической информации. Среди наиболее успешных центров можно назвать Центр экологической информации и культуры в Кировской государственной универсальной областной научной библиотеке им. А. И. Герцена, Информационно-ресурсный центр по экологическому просвещению в Национальной библиотеке Республики Коми, зал экологической информации Государственной публичной научно-технической библиотеки России и многие другие.
Реагируя на изменения в информационной среде, на изменения интеллектуальных ориентиров современной молодёжи как наиболее активной части населения, библиотека выступает также и как методический и научно-исследовательский центр по изучению молодёжи, её интересов, мотиваций и направлений развития молодёжной политики. Изучая глубинные процессы, происходящие в молодёжной среде, проще делать прогнозы общественного развития и, как следствие, развитие библиотечной практики, идущие рука об руку. Российской государственной библиотекой для молодёжи, к примеру, выпускаются информационно-аналитические сборники «Социолог и психолог в библиотеке: Сб. статей и материалов», «Молодёжь России: Сборник рефератов статей из периодических изданий». В 2015 г. был выпущен сборник «Экология и молодёжь: эффективные эколого-просветительские практики: сборник информационно-методических материалов», освещающий проблемы экологического просвещения, формирования экологической культуры и развития молодёжного экологического движения.
Библиотека как социальный модератор, оставаясь в лоне культурно-просветительских практик, способна с позиции «мягкой силы» реагировать как на позитивные тенденции развития общества, поддерживать своими ресурсными возможностями, так и оказывать непосредственное влияние на появление негативных форм общественной активности, нивелировать их, перенаправлять их в позитивное русло.
С автором можно связаться: ecometodist@mail.ru