Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Адвокация: модное веяние или реальная потребность?: гуманистическое пространство «публички»

Автор: Клюев В., Захаренко М.

Издание: Библиотека. — 2015. — №11. — С.7-9.

Владимир КЛЮЕВ,
зав. кафедрой Московского государственного института культуры

Марина ЗАХАРЕНКО,
зам. директора Российской государственной библиотеки для молодёжи

Под термином «библиотечная адвокация» (library advocacy) следует понимать деятельность по защите и продвижению интересов библиотек, повышению социального престижа профессии, то есть формированию положительного общественного имиджа.

Адвокационная деятельность библиотек может реально рассматриваться как новое направление библиотековедения. При этом основными общепринятыми принципами адвокации являются публичность, честность, прозрачность, открытость, бескорыстность. Она направлена на формирование у общественности понимания происходящих перемен или их необходимости, позволяет управлять изменениями, поворачивать их в нужную сторону. Глубинный посыл — стремление доказать неопровержимую значимость (актуальность) библиотеки для современного общества, показать многогранность её потенциала и разноаспектность повседневной деятельности, убедить в правомерности расходования выделяемых бюджетных (налоговых) поступлений и привлечения внебюджетных инвестиций в рамках фандрайзинга для её успешного функционирования и развития как общественного блага. Понятие библиотечной адвокации пока не очень уверенно используется отечественными коллегами, но уже широко распространено в европейской профессиональной лексике.

В разветвлённой системе вариативных социальных коммуникаций, в ходе интенсивной интернетизации общества, а также при наличии минимального свободного времени у людей публичная библиотека обречена на смену приоритетов и форм деятельности. Объективными факторами выступают изменение образа и ритма жизни, смешение реального и виртуального пространств, появление новых форм профессиональной библиотечной активности. Давно назрел переход от привычной многим библиоцентристской концепции развития (предлагаем то, что имеем и считаем нужным) к пользовательско-ориентированному обслуживанию с помощью библиотеки как общественного института, созданного и содержащегося на средства налогоплательщиков и, следовательно, подотчётного им и адекватно реагирующего на их нужды и запросы. Недаром одна из международных акций ИФЛА называется «Библиотека — в повестке дня» и нацелена на повышение осведомлённости общества, чиновников и возможных партнёров о важной для так называемого местного сообщества социальной роли библиотек (говоря современным языком, о возможных сервисах и опциях), на их популяризацию и активное лоббирование для получения поддержки со стороны учредителя (балансодержателя), а также благотворителей и спонсоров. Обратим внимание, что в недавно утверждённом (31.10.2014) министром культуры РФ «Модельном стандарте деятельности общедоступной библиотеки» в качестве одного из базовых принципов закреплён учёт предпочтений пользователей при предоставлении услуг и выполнении работ. При этом «услуга в библиотеке» определяется как результат непосредственного взаимодействия библиотеки и пользователя по выявлению и удовлетворению его информационных и культурно-просветительских потребностей, а «работа в библиотеке» трактуется как разновидность библиотечно-информационной и культурно-просветительской деятельности, направленной на развитие общества.

В этой связи современной общедоступной публичной библиотеке логично и правомерно привнести в свою деятельность активную маркетинговую составляющую клиентоориентированности, позиционируя себя и свои возможности не только как средства или места получения знаний и информационной навигации, но и как площадки для коммуникаций, «общественной гостиной», места релаксации и интеллектуального досуга, реализации способностей и амбиций каждого, а также пространства для делового пребывания и комфортного занятия своими текущими делами. В системном проявлении библиотека способна выступать трёхчастно: собственно библиотекой (в обыденном понимании, но с актуальными сервисами и ресурсами), а ещё в качестве безбарьерной площадки для межличностного общения (платный аналог — так называемые антикафе) и своеобразного мини-офиса в публичном пространстве (коммерческий вариант — коворкинг). В таком функциональном понимании и проявлении общедоступная публичная библиотека реально становится актуальным для различных пользовательских групп универсальным пространством.

В последние годы публичные библиотеки всё чаще позиционируют себя как «третье место» (third place) после дома и работы (учёбы), как доступная общественная площадка для самореализации человека, неформального общения, социального взаимодействия, делового пребывания. Анализ успешной зарубежной и отечественной практики позволяет со всей очевидностью заключить, что библиотека превращается в центр притяжения так называемого местного сообщества, когда ориентирована на решение социальных проблем населения, обеспечение самореализации разных групп пользователей, гарантирует безопасное и комфортное пребывание в своих стенах. Социальный феномен «третьего места» в том, что это реальная потребность людей — работать не в офисе и не дома; не только работать, но и обмениваться информацией с другими людьми, знакомиться, взаимодействовать, развлекаться «наедине со всеми».

Более образно можно констатировать, что, сохраняя и модернизируя собственно традиционные базовые библиотечные функции, общедоступная публичная библиотека всё более востребована в качестве аналога антикафе (общественного «свободного» комфортного пространства для вербальных коммуникаций), но на интеллектуальной основе, и прообраза коворкинга (что, как известно, предусматривает наличие личного оборудованного рабочего пространства или отдельной зоны — лофта — для совместной работы). В данном контексте становятся особенно актуальными безбарьерность среды, удобство графика, адекватность (дружелюбие!) персонала, то есть пользовательская ориентация всех аспектов функционирования библиотеки. Именно «человекоориентированность» позволит библиотеке активно привлекать пользователей и реально стимулирует её востребованность, а значит, развитие в новых социально-культурных условиях.

Яркие примеры пользовательско-ориентированного библиотечного обслуживания позволяет привести практика Российской государственной библиотеки для молодёжи. Организуя библиотечное обслуживание, здесь всегда помнят, что библиотечные услуги нужны человеку не сами по себе, а лишь в связи с его личностными потребностями в социализации, карьере, формировании имиджа, познаний, с необходимостью эмоциональной разгрузки. При этом пользователь как личность хочет, чтобы его не перегружали, «не прогибали», не заставляли, не принуждали... Очень близко коллегам универсальное правило: «уважай себя, уважай других и уважай место, где ты находишься».

Сегодня люди хотят приходить в комфортные, удобные помещения, оснащённые современными коммуникационными (мобильными, виртуальными) технологиями, с которыми они имеют дело во внебиблиотечной среде. С одной стороны, должна быть учтена потребность каждого иметь личное пространство, с другой — обеспечена возможность для работы в группе и для общения (совместного времяпрепровождения). В любом случае у пользователей должно возникать ощущение от библиотеки как от защищённой и дружелюбной территории, привлекательной и соответствующей их стилю жизни. И здесь задача маркетинговых технологий — всё это объективировать, в том числе «уютную демократичность» пребывания (работы, релаксации, социального общения) в таком — вне стандартной схемы — библиотечном пространстве. При этом библиотека нового типа будет восприниматься как комфортное место, где можно провести время не хуже, чем дома, но не отвлекаясь на домашние дела и занимаясь лишь тем, что действительно интересно. В этой связи важно адекватно переосмыслить роль и функции библиотек.

Внешним привлекательным стимулом модернизации деятельности публичных библиотек выступает реорганизация пространства — выделение площадей для общественного пребывания людей, их встреч и неформального общения. Нет сомнения, что в библиотеках важной составляющей продолжат быть книги, журналы, аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы и другие носители контента, а богатство, разнообразие и релевантность её документного фонда останутся ключевыми индикаторами оценки функционального потенциала. Но при этом знаниевая и информационная функции публичных библиотек перестают быть самодовлеющими и главенствующими. На первый план выступает социально-коммуникационный аспект.

Можно выделить следующие параметры, характеризующие успешность деятельности общедоступной публичной библиотеки как «третьего места»:

  • наличие потребности местного сообщества (преимущественно городская среда);
  • доступное местоположение, удобная транспортная инфраструктура;
  • достаточные пространственные возможности;
  • привлекательные планировка и дизайн помещения, понятная навигация;
  • современные технологическое оборудование и техническое оснащение;
  • актуальные (востребованные) услуги и сопутствующий сервис;
  • удобный режим работы;
  • гарантированная безопасность во время пребывания на территории библиотеки;
  • доброжелательные и мотивированные на успех кадры;
  • информированность пользователей о новых возможностях (опциях, сервисах) библиотеки.

В заключение подчеркнём, что будущее публичной библиотеки — в её открытости для всех, а для этого важно создать комфортные условия и гармоничное многофункциональное (гибкое по функционалу!) технологичное пространство свободного посещения и неформального перемещения. Именно здесь — объективное проявление системной библиотечной адвокации, когда пользователи (налогоплательщики) сами (по собственной охоте) приходят в библиотеки, находя и получая там необходимые им (и ожидаемые!) базовые и сервисные услуги, интеллектуальные продукты и выполняемые по их запросам профильные и сопутствующие работы.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024